Лидерство и руководство в организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория организации
  • 2929 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План

Введение
Глава 1. Роль руководства в организации
1.1. Руководящие роли и стили в организации
1.2. Основные функции руководства и требования к их выполнению
2. Лидерство в управлении организацией
2.1. Природа и определение понятия лидерства
2.2. Лидерство и руководство: основные отличия
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Сила также определяется как ресурс, а влияние - как процесс попытки изменить поведение других через мобилизацию ресурсов силы. Ресурсы силы - средства влияния и изменения поведения людей ради достижения организационных целей. Это могут быть приемы, методы, технологии информационно-энергетическое влияния на человека. Во влиянии на сознание совершается действие на восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, волю, желания (10, с. 106).
Таким образом, лидер концентрируется на поиске путей согласования разнообразных, часто противоположных интересов других работников и необходимых ресурсов для решения проблем. Отсюда возрастает роль знаний, интеллектуального потенциала лидера, поскольку только это дает возможность ему выполнять его функции и находить и ставить проблемы перед другими членами команды. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они ставят доверие в основу групповой и совместной работы. Относительно профессионализма, то используя его, а также разные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в сфере принятия решений. Они стараются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, осуществляют постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показали, что значительная группа руководителей в большинстве владеет лидерскими качествами. Однако, обратный вариант также встречается в реальной жизни.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что эффективный руководитель использует разные стили руководства и лидерства (авторитарный, демократический или либеральный) в зависимости от обстоятельств. В общем, руководитель опирается на принципы демократического стиля управления, демонстрируя при этом гуманность, понимание и поддержку. В случае возникновения конфликтной ситуации наиболее целесообразным является демократический или либеральный стиль руководства. В ситуации необходимости принятия решения эффективным является авторитарный стиль, что характеризуется ответственностью, решительностью и профессионализмом.
Проведенное теоретическое исследование помогает осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Для того, чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен четко понимать свои собственные способности и способности своих подчиненных, природу задачи, потребности и полномочий работников.
Руководитель должен всегда быть готовым изменить свое мнение и, если необходимо, изменить стиль руководства. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и четко его придерживается (поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом) может оказаться не способным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации и на другой должности. Руководитель, который хочет работать как можно эффективнее, получить от своих подчиненных максимальную отдачу, не может позволить себе применять какой-то один стиль на протяжении всей карьеры. Современный руководитель должен быть лидером в коллективе, уметь адаптировать свой стиль управления до конкретной ситуации, поскольку самые эффективные руководители - это те, кто пользуется лидерским авторитетом в организации и умеет корректировать стиль управления в зависимости от требований реальности.
Список литературы

Беляцький Н.П. Основы менеджмента: учебно-практическое пособие. – Минск: БГЭУ, 2006.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Уч. - 4-е изд, доп. и перераб. - М.: Экономистъ, 2005.
Доблаев В. Организационное поведение. – М.: ДИС, 2006. – 416 с.
Егорычев Д.Н., Лукичева Л.И. Управленческие решения / Серия: Высшая школа менеджмента. – СПб: Омега-Л, 2008.
Игнатов Р. Короткий курс лидерства // Секрет фирмы. – 2005. - № 3 сп.в. – с. 8.
Менегетти А. Психология лидера. - Тула: Изд-во «Онтопсихология», 2007.
Оуэн Дж. Как лидировать: от теории и практики - к мастерству. – М.: ДиС, 2008.
Попов Д. Мотивация руководителей // Управление компанией. – 2006. - № 5. - С. 17-23.
Секреты лидерства в компании // Контракты. – 2006. - № 36 (4.09). – с. 17.
Смирнова В.В. Руководитель на новом месте. Формула успеха. – М.: Изд-во «Вершина», 2007.
Холявчук П. Как найти талановитого управленца внутри компании // Трудовые резервы. – 2008. - № 2. – с. 4.







Приложения
Приложение А
Группы лидерства
№ п/п Группа, содержание определения Ключевые мысли (слова) 1 Лидерство как центр групповых процессов
Лидер всегда является ядром группы. Лидерство - это преимущество одного или нескольких индивидов над другими членами группы, которое проявляется в процессе руководства ими. Лидерство - «концентрация или выражения власти всех в одной личности». На лидера влияют потребности и желания членов группы. Превращая в определенную деятельность энергию людей, лидер задает ей желательное направление. «Общая деятельность, которая объединяет группу, всегда имеет две составных: центр активности (лидер) и индивиды, которые действуют под влиянием этого центра (ведомые)». Лидера нельзя отделить от группы, но можно расценить как такого, который занимает высочайшую позицию в определенной сфере. «Через особое положение в группе он (лидер) является важнейшим средством определения групповой структуры, атмосферы, целей, идеологии и деятельности». Осознание важности внутригрупповой структуры и групповых процессов лидерства. Активная роль лидера. Лидер — личность в центре групповой активности, признанный всеми 2 Лидерство как проявление личностных черт
«Силу личности отдельного индивида можно точно определить по степени его влияния на других». Лидер - это индивид, который вобрал наибольшее количество желательных личностных характеристик. Лидерство - комбинация таких характеристик индивида, которые подталкивают других к выполнению поставленной задачи. Лидерство — односторонний процесс влияния 3 Лидерство как искусство достижения согласия
«Возможность для индивида (лидера) своей волей влиять на ведомых и достигать покорности, уважения, лояльности и сотрудничества с их стороны». «Лидерство можно определить как процесс, с помощью которого кто-то достигает подчинения поведения других в нужном направлении». «Лидерство - это сила морали, которая создает и направляет», формирование, поддержка и направления морального единства, морального союза ради достижения общих намерений и целей». Моральный аспект лидерства 4 Лидерство как действие и поведение
«Поведение лидера - это определенные действия экспериментатора, или то, что экспериментатор считает за желательное, или любое поведение вообще, которое специалист в определенной области считает образцом лидерского поведения». «Лидерство может быть определено как поведение индивида, привлеченного к управлению деятельностью группы». Лидерское поведение - это отдельные действия, к которым прибегает лидер при управлении группой, в частности такие действия, как, например, распределение обязанностей, поощрение или критика отдельных членов группы, заинтересованность в их успехах и помощь. Описание лидерства через понятие «действие» и «поведение» 5 Лидерство как инструмент достижения цели или результата
Лидер - это человек, который имеет программу и вместе с группой направляется к запланированному. Процесс создания ситуации, когда разные члены группы, а также лидер, могут достичь результата с максимальной экономией при минимальной затрате рабочего времени. Лидерство - это функциональные отношения, возникающие, когда группа выдвигает лидера с целью контроля за удовлетворением ее нужд. Лидерство может быть определено по его эффективному влиянию на действия группы, которая стремится к общей цели [30], «как человеческий фактор, который сплачивает группу и мотивирует ее движение к результату». Лидерство — инструмент, средство интеграции других групповых ролей для достижения единства действий и получения результата 6 Лидерство как взаимодействие
Лидерство - это социальный процесс, который стимулирует, заставляет некоторых людей идти к старой цели с новой энергией, а к новому результату - с надеждой, как процесс одинакового или взаимного стимулирования, который контролирует и направляет энергию людей для достижения общей цели. Межличностные отношения, когда другие работают не потому, что они должны, а потому, что хотят это делать. Лидерство вырастает из активного процесса взаимодействия и существует там, где его сознают и поддерживают другие члены группы 7 Лидерство как умение убеждать
Лидерство - это управление людьми с помощью силы убеждения и побуждения, а не с помощью прямой или косвенной угрозы или принуждения. Лидерство - это искусство знания человеческой природы, искусство влияния на людей убеждением и примером ради конкретного направления их действий. Лидерство не следует путать с управлением, которое является искусством принуждения, когда разнообразными силовыми методами людей заставляют придерживаться определенного направления. Лидерство как форма убеждения, властный инструмент достижения ожидаемого 8 Лидерство как осуществление влияния
Процесс влияния на деятельность организованной группы в ее попытках достичь общей цели, лидером могут считать или индивида, который влияет на других, или того, кто по сравнению с другими членами группы или организации оказывает важнейшее влияние; лидерство как «межличностное влияние, которое проявляется в определенных ситуациях и направлено на достижение конкретной цели». Лидерство является процессом прямого взаимодействия, в результате которого индивид, обычно с помощью речи, влияет на поведение других, побуждая их к достижению определенного результата. Лидерство равняется сфере влияния - «это действие влияния, кроме механического использования рутинных поручений организации». Все руководители определенного уровня имеют одинаковую власть, но они не используют ее одинаково эффективно для того, чтобы влиять на своих подчиненных и организацию в целом. Попытки индивида изменить поведение других - суть попытки лидерства; если при этом другие действительно изменяются, то этот процесс влияния можно охарактеризовать как успешное лидерство; если эти изменения у других усиливаются, подкрепляются и вознаграждаются, то это будет эффективным лидерством. Влияние лидера на последователей, играющих пассивную роль внутри организации. Влияет на групповые характеристики 9 Лидерство как отношения власти
Власть - результат максимального давления, которое лидер оказывает на последователей, минус максимальное сопротивление, которое последователи оказывают в противоположном направлении. Существует пять основных видов власти: 1) относительная власть; 2) экспертная власть; 3) власть поощрительная; 4) принудительная власть и 5) законодательная власть. Лидер - инициатор взаимодействия, который, давая стимул последователям, устанавливает свой контроль над ними, изменяя при этом их первоначальные намерения. «Когда цель одного индивида А заключается в изменении другого индивида Б или когда изменение поведения Б будет удачным для А, т.е. А достигнет того, что хотел, тогда попытка А достичь цели будет лидерством». Власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами для того, чтобы побуждать членов организации к действиям. Лидерство как власть, осуществляемая «сверху вниз», способность одного индивида доминировать над другими, заставляя их делать то, что нужно для организации. Лидер имеет формальный статус и управляет групповой деятельностью 10 Лидерство как дифференциация ролей
Лидерство - это взаимодействие между индивидом и группой или, точнее, между личностью и членами группы. Каждый из участников этого взаимодействия играет определенную роль, причем эти роли отличаются одна от одной. Основой для такой дифференциации является процесс взаимного влияния: один индивид влияет на других, а другие индивиды отвечают на это влияние. Лидерство - это особая роль внутри системы отношений, которая определяется взаимными ожиданиями определенных действий лидера и последователей. Причем к роли лидера предъявляют большие требования, на нее возлагают более высокие обязанности, чем на другие роли [66]. Члены группы по-разному оказывают содействие достижению общей цели. Если чье-то содействие является особо необходимым и другие члены группы признают это, то роль человека может быть определена как лидерская. Каждый член общества занимает определенное место в системе социальных статусов 11 Лидерство как инициация или внедрение структуры
Лидерство и руководство равнозначны. Природа и степень активности самого лидерства изменяются в разных социальных ситуациях. При доминирующей активности группы лидерство якобы имеет тенденцию исчезать. Лидерство как «инициирование и поддержка структуры ожиданий и взаимодействий». Лидерство в процессе структурирования взаимоотношений между людьми и их деятельностью













22



Контроль

Лидерство

Организация

Планирование

Основные функции руководителя

концептуальные

человеческие отношения

способность логическим образом собирать, концентрировать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию

способность понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними

административные

способность формировать и выполнять определенным упорядоченным методом процедуры и процессы преобразования управленческих решений в результаты

профессиональные

наличие определенных знаний и способность эффективно выполнять специфические процессы и требования, которые присущий той или другой профессии, должности и организации

квалификационные требования

Список литературы

1.Беляцький Н.П. Основы менеджмента: учебно-практическое пособие. – Минск: БГЭУ, 2006.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Уч. - 4-е изд, доп. и перераб. - М.: Экономистъ, 2005.
3.Доблаев В. Организационное поведение. – М.: ДИС, 2006. – 416 с.
4.Егорычев Д.Н., Лукичева Л.И. Управленческие решения / Серия: Высшая школа менеджмента. – СПб: Омега-Л, 2008.
5.Игнатов Р. Короткий курс лидерства // Секрет фирмы. – 2005. - № 3 сп.в. – с. 8.
6.Менегетти А. Психология лидера. - Тула: Изд-во «Онтопсихология», 2007.
7.Оуэн Дж. Как лидировать: от теории и практики - к мастерству. – М.: ДиС, 2008.
8.Попов Д. Мотивация руководителей // Управление компанией. – 2006. - № 5. - С. 17-23.
9.Секреты лидерства в компании // Контракты. – 2006. - № 36 (4.09). – с. 17.
10.Смирнова В.В. Руководитель на новом месте. Формула успеха. – М.: Изд-во «Вершина», 2007.
11.Холявчук П. Как найти талановитого управленца внутри компании // Трудовые резервы. – 2008. - № 2. – с. 4.

Вопрос-ответ:

Какова роль руководства в организации?

Руководство играет ключевую роль в организации, оно определяет цели и задачи организации, разрабатывает стратегии и методы их достижения, координирует и контролирует работу сотрудников. Также, руководство влияет на мотивацию сотрудников и создает благоприятную рабочую атмосферу.

Какие роли исполняют руководители в организации?

Руководители исполняют различные роли в организации. Например, они являются лидерами, которые вдохновляют и мотивируют сотрудников к достижению целей. Они также являются организаторами, которые планируют и контролируют работу организации. Кроме того, они выполняют роль специалистов, которые предоставляют консультации и руководство своим подчиненным.

Какие функции выполняет руководство в организации?

Основные функции руководства в организации включают планирование, организацию, мотивацию и контроль. Планирование включает определение целей и разработку стратегий для их достижения. Организация включает в себя распределение ресурсов и установление рабочих процессов. Мотивация включает стимулирование и поддержку сотрудников. Контроль включает оценку выполнения задач и корректировку деятельности при необходимости.

В чем различия между лидерством и руководством?

Основное отличие между лидерством и руководством состоит в том, что лидерство нацелено на вдохновение и мотивацию сотрудников, а руководство на управление и контроль работы организации. Лидерство основано на личных качествах лидера, таких как харизма и убежденность, в то время как руководство требует профессиональных навыков и знаний об управлении организацией.

Что такое сила и влияние в контексте руководства?

Сила в руководстве определяется как ресурс, имеющий значение и влияющий на результаты работы организации. Влияние же - это процесс, направленный на изменение поведения других людей путем мобилизации ресурсов силы. Влияние может быть осуществлено через различные методы и инструменты, такие как убеждение, мотивация и контроль.

Какую роль играет руководство в организации?

Руководство играет ключевую роль в организации, поскольку оно определяет стратегию и направление развития компании, координирует деятельность сотрудников, принимает решения, контролирует выполнение задач и обеспечивает достижение поставленных целей.

Какие роли и стили руководства существуют в организации?

В организации существуют разные роли руководства, такие как лидер, координатор, планировщик и контролер. Относительно стилей руководства можно выделить демократический, авторитарный и свободный стиль.

Какие основные функции выполняет руководство и каковы требования к их выполнению?

Основные функции руководства включают планирование, организацию, мотивацию и контроль. Для эффективного выполнения этих функций руководство должно обладать такими качествами как знания, навыки, коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение принимать решения.

Чем отличается лидерство от руководства?

Основное отличие между лидерством и руководством заключается в том, что лидерство является способностью влиять на других и мобилизовать их ресурсы без формальной власти, в то время как руководство связано с организацией, контролем и выполнением задач.

Как можно определить понятие лидерства и какую роль оно играет в управлении организацией?

Лидерство можно определить как способность влиять на других людей и вести их к достижению общих целей. В управлении организацией лидерство играет важную роль, так как лидеры способны вдохновлять и мотивировать сотрудников, создавать командный дух и обеспечивать эффективную работу коллектива.

Какова роль руководства в организации?

Руководство играет важную роль в организации, оно определяет стратегии и цели, разрабатывает планы и принимает решения. Оно также контролирует выполнение задач, руководит сотрудниками и обеспечивает эффективное функционирование организации.

Какие роли и стили используются в руководстве организации?

Руководство организации выполняет несколько ролей, включая роли лидера, менеджера и координатора. В зависимости от ситуации, руководитель может выбрать различные стили руководства, такие как авторитарный, демократический или свободный.