Основные этапы развития русской философии

  • 14 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 26.11.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Становление русской философии
Философия русского Просвещения XVIII в.
Русская философия второй половины XIX - начала XX вв.
Философия русского зарубежья
Выводы
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Такие русские философы, как Л.И. Шестов (1866-1838) и Н.А. Бердяев (1774-1948), существенно повлияли на становление экзистенциализма. Так, Шестов разработал концепцию абсурдности человеческого существования, независимости личности от любых условий внешнего мира - материальных, духовных, нравственных. Он выдвинул тезис о правах “героя” выступать против всего общества и Вселенной. Доверие, по его мнению, возможно лишь к Богу, который не имеет никакой содержательной определённости. Любая познавательная деятельность объявлялась им равносильной грехопадению. Определяющим моментом его антиинтеллектуалистского учения является тезис о противоположности и даже несовместимости веры и разума. Он выступал за культивирование такой религиозности, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом, и стремился замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы.
Бердяев считал философию чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Исходя из творческой природы философии, он предлагает концепцию миростроения, ориентированную на человека. В качестве первоначальности он выдвигает историю и природу. Они вечны и включают в себя несотворённую свободу. Всё зло в мире истекает из этой свободы. Зло представляет своего рода испытание благого Бога, посланного людям. В итоге - Бог мир создаёт, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение, а Богу нужен человек как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Правда, достичь такого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, Страшный Суд. В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.
Одним из оригинальных русских мыслителей первой половины XX века был И.А. Ильин (1883-1954), чьё творчество занимает особое место в философии русского зарубежья. Его основными работами являются “Религиозный смысл философии. Три речи”, “О сопротивлении злу силою”, “Путь духовного обновления”, “Философия как делание”. В них он изложил свои философские идеи, считая, что создание философских систем является мнимой задачей. На передний план он выдвигал практические запросы жизни, задачи духовного становления личности. Отсюда главное призвание философа, по Ильину, в предметном созерцании и мышлении. Философия, по Ильину, является “опытной наукой”, “особым философским опытом”, который даётся только через самоотождествление духа с предметом. Поскольку предметом философии является бог, постольку она исследует все в меру его божественности. При этом “философия должна найти доступ к научному знанию о сущности Божества”. Саму возможность философского познания мыслитель тесно увязывает с потребностью в духовном обновлении и возрождении. Истинным предметом философии является начало духа, которое обнаруживается в неживой и живой природе, в человеке и его творениях. Он считал, что философия может выступать в качестве науки, но при условии соблюдения “особого духовно-религиозного опыта и особого описательного художества”. Смысл философии состоит, по Ильину, в познании бога и божественной основы мира. Это осуществляется в ходе изучения истины, добра и красоты, исходящих от Бога. Он являлся последовательным проводником идей русского православия. Его философия религии обращена на познание путей духовной свободы, укрепления веры.
Оригинальным направлением в русском зарубежье было евразийство. Евразийцы выступили как осознатели культурно-исторического “своеобразия России”, которая не есть Европа и не есть Азия, а “есть как бы синтез, сопряжение этих двух культур в культуре третьей”, которую они назвали евразийской. В основу своего учения евразийцы положили следующие идеи: 1) утверждение особых путей развития России как Евразии, 2) идея культуры как симфонической личности, 3) обоснование общественных идеалов на основах Православия, 4) создание идеократического государства. При этом они отстаивали примат духовных элементов в историческом процессе. Утверждая идею об особой миссии России, евразийцы исходили из представлений об ее особом месторазвитии: русские люди, как и другие народы России, не только европейцы и не только азиаты. Россия - это особый мир, который должен быть назван Евразией.
Высота и напряжение ищущей мысли, острота и значимость поставленных проблем делают духовный опыт представителей русского зарубежья непреходящим, а их искания глубоко созвучными нашим дням.

Выводы
Русская философия является важным компонентом мировой философии. Наряду с общими она имеет также специфические черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры. Прежде всего, следует отметить, что в отличие от философии западноевропейских стран она не могла опереться на культурное наследие античного мира. Как писал Г. Флоровский “научная, философская, литературная традиция Греции отсутствует” в древнерусском культурном запасе. Не успев сложиться на базе язычества, философия сразу же оказалась в плену богословия, пришедшего из Византии вместе с православным христианством.
Другой особенностью русской философии является то, что она развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного сознания, исключавшей существование нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания. Тесная связь философии с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения в его православном варианте.
В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определённую историософичность. Её представителям был исконно присущ интерес к реальным экономическим, политическим и нравственным проблемам. Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих историософских исследований.
В-четвертых, в отличие от представителей немецкой классической философии русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. В центр своих размышлений они ставили индивидуальную и общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности этой философии можно назвать антропоцентричность, пристальное внимание к проблемам человека.
В-пятых, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. При этом принцип софийности имеет значение не только для церковной жизни, но и для решения многих социальных вопросов в духе синтеза индивидуализма и коллективизма, для рассмотрения проблем светской духовной и материальной жизни.
В-шестых, к основным чертам русской философии относятся также ее несистематичность, некоторая недооценка рационалистических конструкций. Это сказалось на отсутствии в ней глобальных логически завершенных философских систем, что было характерно для западноевропейской философии.
Своеобразие развития философии в России связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика. Это позволяет объяснить факт тесного переплетения в России литературы, публицистики и философии. Это же придает импульс развитию социально-антропологической философии, в центре которой стоит учение о смысле жизни, месте человека в обществе и истории, о путях развития истории.

Список использованной литературы

Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. - Белгород, 2000 г.
Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991 г.
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М., 1995 г.
Зеньковский В.Н. История русской философии. Т.1. - Л., 1991 г.

Зеньковский В.Н. История русской философии. Т.1. - Л., 1991г., стр. 11-13
Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991г., стр. 1-19
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. - Белгород, 2000 г., стр. 152-163
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М., 1995г., стр. 168-181













14

1.Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. - Белгород, 2000 г.
2.Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991 г.
3.Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М., 1995 г.
4.Зеньковский В.Н. История русской философии. Т.1. - Л., 1991 г.

Узнать стоимость работы