Северное возрождение.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 2121 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 09.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Северное возрождение.

Содержание

Введение
Северное Возрождение
1. Общая характеристика
2.Германия
3.Нидерланды
4. Возрождение во Франции
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Вместе с тем в его творчестве отчетливо звучит социальная тема: острая критика католической церкви («Аббат и его слуга»), разоблачение произвола чиновников и судейских (поэма «Ад»).
Наиболее полно идейно и художественно французский Ренессанс выразил себя в творчестве Франсуа Рабле (1494 – 1553). В судьбе самого Рабле и в его книгах точно и многогранно отразилось время, в которое он жил и творил, судьбы всего французского гуманизма. «Творческим подвигом, обессмертившим имя Рабле в веках , стала его почти двадцатилетняя работа над «Гаргантюа и Пантагрюэлем». Менялись исторические условия, в которых она протекала, изменялся сам писатель и в соответствие с этим претерпевала изменения и его книга.» (6, 138) Первые две ее части, созданные в период наивысшего расцвета гуманистического движения во Франции, проникнуты безудержным оптимизмом, верой в скорое торжество добра и справедливости., они полны искрящегося веселья и радости жизни.. Последующие книги, увидевшие свет в условиях обострившейся реакции, отчетливо обнаруживают глубокий трагизм во взглядах автора на окружающую действительность, сомнение в возможности изменить мир к лучшему. В них прежний беззаботный смех Рабле все чаще сменяется злой сатирой, мрачным гротеском. Но неизменным остается приверженность писателя гуманистическим идеалам, которые он продолжает отстаивать. Эпопея Рабле – грандиозная художественная энциклопедия жизни Франции XVI в. Государственное устройство, вопросы войны и мира, религии и церкви, система воспитания и состояние науки и искусства, философские проблемы человеческого бытия и еще многое другое находится в центре внимания писателя. Задача, которую он ставит перед собой, - развенчать старый феодальный мир и утвердить новые, гуманистические идеалы. И это ему вполне удается.
В середине XVI в. Французское Возрождение вступает в новый этап своего развития, характеризующийся, с одной стороны, значительными достижениями, а с другой – постепенным нарастанием в нем кризисных явлений, порожденных обострением общественно-политических противоречий действительности. Это двойственность позднего французского Возрождения наглядно проявляется в творчестве поэтов «Плеяды» - литературной группы, включавшей, как и давшее ей название небесное созвездие, семь имен: Пьер де Ронсар, Жоашен Дю Белле, Жан Дор, Пантюс де Тиар, Реми Бело, Этьен Жодель, Жан Антуан де Баиф. Цель своей деятельности они видели в создание национальной поэзии на родном языке. Теоретическим манифестом новой школы явился написанной Ж.Дю.Белле трактат «Защита и прославление французского языка» (1549), определившей дальнейшие пути развития французской поэзии. . Первым из первых был Пьер де Ронсар (1524-1585), по праву носившем имя «принца поэтов». В своих стихах Ронсар выступает страстным защитником национального единства, непримиримым обличителем тех, кто этому единству угрожает, вдохновенным певцом величия и красоты «Франции прекрасной»
На заключительном этапе своего развития французская литература Возрождения выдвигает двух гуманистов – Агриппу д,Обинье (1552-1630) и Мишеля Монтеня (1533-1592).
Главное произведение над которым работал А. д, Обиньи – «Трагические поэмы» (1577-1616), состоящие из семи книг. В них рисуется потрясающая по силе воздействия картина бедствий и страданий Франции и ее народа, истерзанной религиозными войнами.
Наиболее ярким представителем философской мысли во Франции XVI в. Явился Мишель Монтень. Свои политические, философские, эстетические воззрения Монтень изложил в знаменитых «Опытах» (1572-1588). Гуманистическая вера в человека у Монтеня сочетается со скептицизмом по отношению к старым, догматически усвоенным истинам, схоластическим мудрствованиям, ложным авторитетам. Сомнение, скептицизм, по мнению Монтеня, прокладывает дорогу новому знанию, основанному на непосредственном опыте, на внимательном изучении накопленных фактов. В этом он прямой предшественник основателя опытной эмпирической науки Ф. Бэкона.
Изобразительное искусство
Для французского искусства XV в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В XVI в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона. Со 2-й половины XV в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королевских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).
Окончание религиозных войн в конце XVI в. и последовавшее за этим утверждение абсолютизма подготовили почву для формирования во французской культуре нового направления – классицизма.
Заключение
Эпоху Ренессанса блистательно и полномасштабно пережила лишь одна Италия, все другие европейские страны лишь частично под знаком итальянского Возрождения, в силу различных условий, и весьма специфически. Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве .     Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в XVI в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий. В XVI в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Л. Моралес, Эль Греко). Но в большей мере Возрождение в Испании и Англии связано с театром, с такими блистательными именами как Кальдерон, Лопе де Вега, Шекспир. Но эти имена стоят отдельного разговора.
В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий. Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы — Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия.
Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия «Возрождение», не ограничивая его территориальными рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая 8—12 вв., Закавказья 12—13 вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Но эта проблема остаётся в науке дискуссионной и спорной.. Древняя Русь тоже переживает свой период Возрождения, измученная раздробленностью и княжескими распрями, татаро-монгольскими нашествиями, стремящаяся к миру, согласию и гармонии. Вера в высшие ценности бытия, истинная нравственная красота и достоинство человека находят воплощение в русской иконописи (представители: А. Рублёв, Дионисий).
Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию Испанию. Возрождение сыграло огромную роль в дальнейшем развитие национальных культур.
Библиография

Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения..- М.: Искусство, 1973
Воронина Т.С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - М., 1994
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки .Вып.2 –М.:Искусство, 1975
Ильина Т.В. История искусств .Западно-европейское искусство.- М.:Высшая школа, 1983
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
Ковалева Т.В., Лапин И.Л., Паньков Н.А. Литература средних веков и Возрождения.-Минск: Издательство «Университетской, 1988
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения.- М.:Наука, 1998
Рутенбург В.И. Возрождение и религия//Типология и периодизация культуры Возрождения -.М., 1978.-С.19-27
Энгельс Ф. Диалектика природы//МарксК., Энгельс Ф. Соч. Т.20













20

Библиография

1.Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения..- М.: Искусство, 1973
2.Воронина Т.С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - М., 1994
3.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки .Вып.2 –М.:Искусство, 1975
4.Ильина Т.В. История искусств .Западно-европейское искусство.- М.:Высшая школа, 1983
5.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
6.Ковалева Т.В., Лапин И.Л., Паньков Н.А. Литература средних веков и Возрождения.-Минск: Издательство «Университетской, 1988
7.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения.- М.:Наука, 1998
8.Рутенбург В.И. Возрождение и религия//Типология и периодизация культуры Возрождения -.М., 1978.-С.19-27
9.Энгельс Ф. Диалектика природы//МарксК., Энгельс Ф. Соч. Т.20

Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики имеет Северное Возрождение?

Северное Возрождение - это культурно-исторический период в Европе, охватывающий период с 15-го до 17-го века. Основные черты этого движения включают акцент на индивидуализме, рационализме, науке и критическом мышлении.

Какое место Северное Возрождение занимает в Германии?

В Германии Северное Возрождение проявилось во многих сферах, включая искусство, литературу и науку. Отличительной особенностью немецкого Возрождения является философия и теология Мартина Лютера, которая привела к Реформации и расколу с Католической церковью.

Какое значимое место занимают Нидерланды в Северном Возрождении?

В Нидерландах Северное Возрождение было связано с расцветом живописи и гравюры. Здесь процветали такие художники, как Ханс Гольбейн, Ян ван Эйк и Рембрандт ван Рейн. Также Нидерланды стали высокоразвитым торговым и финансовым центром, а Амстердам - одним из самых богатых городов того времени.

Насколько успешно прошло Возрождение во Франции?

Во Франции Северное Возрождение было не таким успешным, как в Германии или Нидерландах. Однако оно оказало значительное влияние на французскую литературу и искусство. Важным представителем французского Возрождения был писатель Франсуа Рабле, чьи работы знамениты своим острым социальным критицизмом.

Кто является одним из самых известных представителей французского Возрождения?

Одним из самых известных представителей французского Возрождения является Франсуа Рабле. В своих книгах, таких как "Гаргантюа и Пантагрюэль", он сочетал идейное содержание с художественной формой, а также критиковал произвол чиновников и судейских.

Что такое "Северное возрождение"?

Северное возрождение - это культурно-историческое явление, которое произошло в Европе в XV-XVI веках и прославило себя уникальной формой ренессансной культуры.

В чем заключалась особенность "Северного возрождения" в Германии?

В Германии "Северное возрождение" отличалось акцентом на религиозных и нравственных проблемах. В творчестве художников и писателей проявлялась проникновенная религиозная символика.

Что можно сказать о "Северном возрождении" в Нидерландах?

В Нидерландах "Северное возрождение" проявилось в стиле изящной академичности. Здесь были развиты живопись, архитектура и гравюра.

Как проявилось "Северное возрождение" во Франции?

Во Франции "Северное возрождение" отразилось в творчестве Франсуа Рабле, чьи книги проникнуты критикой церкви, бюрократии и произвола чиновников.

Какие литературные таланты наиболее полно выразил французский Ренессанс?

Автором, наиболее полно выразившим французский Ренессанс, можно считать Франсуа Рабле. В его книгах точно и многогранно отражены идеи и художественные особенности этой эпохи.

Что такое "Северное возрождение"?

Северное возрождение - это период в истории Европы, который охватывал конец XV - начало XVI века и был характеризован ростом научных, культурных и искусственных достижений.

Какие страны были связаны с Северным возрождением?

Северное возрождение охватило несколько стран, включая Германию, Нидерланды и Францию.