Конституционные надзоры ЕС.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 2626 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 14.12.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1.Понятие и виды конституционного надзора
1.1.Понятие конституционного надзора
1.2.Объект и виды конституционного надзора
2.Особенности конституционного надзора в Европейском Союзе
2.1.Суд Европейского Союза – как орган конституционного надзора
2.2.Конституционные органы надзора в странах – участницах ЕС
2.3.Проблема принятия Конституции Европейского Союза как объекта конституционного надзора
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Дальнейшие шаги зависели от того, каково будет соотношение сил между государствами, ратифицировавшими Конституцию к указанной дате, и государствами, столкнувшимися с «трудностями» в процессе ратификации. Если число первых составит не менее 4/5 государств-членов, то Европейскому совету поручалось заняться поисками путей для спасения документа, получившего поддержку 80% стран Союза. Какими могли быть эти пути, Декларация № 30 не уточняла. При любых обстоятельствах Европейский совет не был уполномочен сам вносить изменения или дополнения в Конституцию. Однако с согласия руководителей заинтересованных государств он мог принять политическое решение, инициирующее повторную ратификацию документа в странах, сказавших «нет». На случай, если число государств, ратифицировавших Конституцию к 29 октября 2006 г., не превысило бы 4/5 государств-членов, Декларация № 30 не содержала никаких указаний.
С учетом этого процедуры ратификации Конституции можно разделить на две группы: парламентские (14 стран) и референдарные (11 стран). К последним относятся и те государства-члены, где референдум де-юре носит консультативный характер. Хотя результаты подобного референдума не имеют юридически обязательной силы, они де-факто предрешают позицию правительства и парламентариев в отношении ратификации текста Конституции.
В итоге огромный объем работы, проделанный Конвентом, остался, по сути, невостребованным. Целью нового документа было постепенное создание европейской политической общности, а следовательно, и единой политической культуры. В Конституции нашли свое выражение как многоликость и противоречивость нынешнего ЕС в целом, так и особенности политических культур его отдельных членов. Однако, несмотря на это, государства, а также их население не смогли преодолеть разногласия и обеспечить принятие документа, который бы открыл новую страницу в истории интеграционного образования.
Следует отметить, что в Конституционном договоре достаточно чётко прописана система разграничения полномочий между Союзом и государствами: сферы исключительной, совместной и координационной компетенции Союза (статьи I-12-17). В целом, Конституционный договор, хоть и не отличается краткостью и простотой, но, по сравнению с предшествовавшими ему европейскими договорами, которые впоследствии он должен был отменить, более чёток и структурирован.
Несмотря на столь обширные действия по принятию Конституции ЕС, а также противоречий ее ратификации, глобализационные процессы современного периода отложили решение вопроса о Конституции. Социально – экономическое развитие Европы за последние три года заставило ЕС принимать другие параметры правового развития.
А именно перед современными европейскими странами встали острейшие проблемы XXI века, «включая экономический кризис, изменения климата, поддержание устойчивого развития, обеспечение энергетической безопасности и борьбу с международной преступностью».
Таким образом, «конституционный процесс обернулся чередой серьёзных кризисов: проект Конституции забуксовал, а вместе с ним и прописанные в нём организационные реформы». Для выхода из кризиса было принято решение отказаться от Конституции и заменить её обычным договором, который получил название Договор о реформе, больше известный как Лиссабонский договор.
Страны-члены ЕС, участвовавшие в разработке Лиссабонского договора, осознавали, что существующие соглашения не дают Европейскому Союзу средств, необходимых ему для успешной борьбы с этими проблемами и для приспособления к происходящим изменениям.
Однако основной проблемой в принятии Лиссабонского договора явилась поспешность в решениях и в разработке норм данного договора, тогда как на Конституцию было затрачено множество времени.


Заключение


Европейская модель конституционного контроля получила самое широкое распространение после второй мировой войны, постоянно совершенствовалась, и теперь она воспринимается на других континентах.
Анализ понятия «конституционный надзор» показывал, что в отечественной литературе, вопрос является дискуссионным ввиду того, что одни исследователи ставят знак тождества между понятиями конституционного надзора и контроля, другие наоборот разделяют данные понятия.
Конституционный надзор - деятельность компетентных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции.
Защита конституции является деятельностью всех субъектов права по обеспечению реализации норм конституции в общественных отношениях. Такая функция, может быть, возложена на органы государственной власти, выполняющей разные задачи.
Осуществляя конституционный надзор, органы конституционного правосудия обеспечивают верховенство конституции. Действуя в качестве «негативного законодателя», они устраняют из правовой системы нормативные акты, противоречащие основному закону.
В ЕС большое значение имеют как акты европейского значения в области конституционного надзора (договор о ЕС), так и конституции стран участниц ЕС, указывающие на специальные органы конституционного надзора.
В силу своего значения для обеспечения европейской интеграции и положений учредительных договоров Европейского Союза решения Суда ЕС не только носят общеобязательный характер, но и обладают высшей юридической силой. Их положение в иерархии правовых актов Европейского Союза очень высоко: вместе с учредительными договорами они занимают его высшую ступень.
Специализированные органы конституционного контроля обладают конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством конституционного судопроизводства.
В большинстве стран ЕС учреждены и действуют конституционные суды, но и имеются специальные органы конституционного надзора, ярким примером является Франция. В современных условиях компетенция конституционного суда в национальных государствах разнообразна и индивидуальна.
Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты

Лиссабонский договор (Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) – [Электронный ресурс]: http://www.lisbontreaty2009.ie/lisbon_treaty.pdf
Договор о Европейском Союзе // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 211 - 224.

Литература на русском языке


Ваш справочник по Лиссабонскому договору – ЕС – Брюссель, 2010.
Витрук Н. В. Конституционное правосудие // Судебное конституционное право и процесс. М., 1998.
Европа: проблемы интеграции и развития. Монография. В 2-х томах. - Т.1.История объединения Европы и теория европейской интеграции. - Ч.1. Кол. авт. /Под общей редакцией академика О.А. Колобова. – Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ; Изд-во АГПИ им.А.П. Гайдара, 2008.
Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе.- М.: Право, 1994.
Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. М.: Норма, 2007.
Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. М., 2007
Кравец И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2004.
Конституции государств Европы. М., 2001.
Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М.: БЕК, 2006.
Конституционное право зарубежных стран / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2006.
Конституционное право зарубежных стран. // Под общ. Ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо и Л.М.Энтина. – М.,2009.
Конституционное право: новейшие зарубежные исследования. М., 2006.
Конституционный контроль в зарубежных странах / отв. ред. В.В. Маклаков.М.: Норма, 2007.
Контрольные органы и организации России: учебник / под ред. А. П. Гуляева. — М., 2000.
Коркмасова К.Д., Токарев Б.Я. Правовая защита Конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. // Государство и право 1993. - № 10.С.153-155
Право ЕС // Под ред. СЮ. Кашкина– М.: Проспект, 2009.
Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. Ростов-на-Дону, 2002.
Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
Четвериков А. Можно ли спасти Европейскую конституцию? // Вестн. Европы. – 2005. – № 16. – С. 31
Чекменева Е.А. Лиссабонский договор как инверсия Конституции Европейского Союза // Вестник Пермского университета Серия История и политология 2009 - № 3. С. 54



Зарубежные источники

Dehouse R. La Cour de juistice des Communautes europeennes. Paris. Montchrestien, 1997.
EU-Verfassung angenommen, Personalfrage verschoben // Berliner Zeitung. – 2005. – 19 Juni.
Eurobarometer on Constitution: a positive attitude but a lack of information. Press release IP/05/104. – Brussels, January 2005.
Büchner G. EU-Parlament stimmt für Verfassung // Berliner Zeitung. – 2005. – 13 Januar.

Европа: проблемы интеграции и развития. Монография. В 2-х томах. - Т.1.История объединения Европы и теория европейской интеграции. - Ч.1. Кол. авт. /Под общей редакцией академика О.А. Колобова. – Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ; Изд-во АГПИ им.А.П. Гайдара, 2008. С. 6
См.: Конституционное право зарубежных стран / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2006. – С. 103
Там же
Витрук Н. В. Конституционное правосудие // Судебное конституционное право и процесс. М., 1998. С. 25; Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. Ростов-на-Дону, 2002. С. 329
Витрук Н. В. Конституционное правосудие // Судебное конституционное право и процесс. М., 1998. С. 25; Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. Ростов-на-Дону, 2002. С. 329
Кравец И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2004.С. 532
См.: Контрольные органы и организации России: учебник / под ред. А. П. Гуляева. — М., 2000. — С. 7.

Коркмасова К.Д., Токарев Б.Я. Правовая защита Конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. // Государство и право 1993. - № 10.С.154
Конституционное право зарубежных стран. // Под общ. Ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо и Л.М.Энтина. – М.,2009. С. 92
Коркмасова К.Д., Токарев Б.Я. Правовая защита Конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. // Государство и право 1993. - № 10.С.154
Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе.- М.: Право, 1994. С. 45 - 246.
Право ЕС – М.: Проспект, 2009. С. 101
Dehouse R. La Cour de juistice des Communautes europeennes. Paris. Montchrestien, 1997. Р. 40
Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. С. 87.


См.: Конституционное право: новейшие зарубежные исследования. М., 2006. С. 57.

См.: Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. М., 2007. С.178.
См.: Конституции государств Европы. М., 2001. С. 341.

См.: Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М.: БЕК, 2006. С.392.
См.: Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. М.: Норма, 2007. С. 256.
См.: Конституционный контроль в зарубежных странах / отв. ред. В.В. Маклаков. - М.: Норма, 2007. С. 433.

См.: EU-Verfassung angenommen, Personalfrage verschoben // Berliner Zeitung. – 2005. – 19 Juni. Р.1
См.: Büchner G. EU-Parlament stimmt für Verfassung // Berliner Zeitung. – 2005. – 13 Januar.Р. 8
Eurobarometer on Constitution: a positive attitude but a lack of information. Press release IP/05/104. – Brussels, January 2005. –Р.1
Четвериков А. Можно ли спасти Европейскую конституцию? // Вестн. Европы. – 2005. – № 16. – С. 31
Чекменева Е.А. Лиссабонский договор как инверсия Конституции Европейского Союза // Вестник Пермского университета Серия История и политология 2009 - № 3. С. 54
Ваш справочник по Лиссабонскому договору – ЕС – Брюссель, 2010. С. 2
Чекменева Е.А. Лиссабонский договор как инверсия Конституции Европейского Союза // Вестник Пермского университета Серия История и политология 2009 - № 3. С. 54









23

Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты

1.Лиссабонский договор (Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) – [Электронный ресурс]: http://www.lisbontreaty2009.ie/lisbon_treaty.pdf
2.Договор о Европейском Союзе // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 211 - 224.

Литература на русском языке


3.Ваш справочник по Лиссабонскому договору – ЕС – Брюссель, 2010.
4.Витрук Н. В. Конституционное правосудие // Судебное конституционное право и процесс. М., 1998.
5.Европа: проблемы интеграции и развития. Монография. В 2-х томах. - Т.1.История объединения Европы и теория европейской интеграции. - Ч.1. Кол. авт. /Под общей редакцией академика О.А. Колобова. – Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ; Изд-во АГПИ им.А.П. Гайдара, 2008.
6.Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе.- М.: Право, 1994.
7.Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. М.: Норма, 2007.
8.Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. М., 2007
9.Кравец И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб., 2004.
10.Конституции государств Европы. М., 2001.
11.Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М.: БЕК, 2006.
12.Конституционное право зарубежных стран / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2006.
13.Конституционное право зарубежных стран. // Под общ. Ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо и Л.М.Энтина. – М.,2009.
14.Конституционное право: новейшие зарубежные исследования. М., 2006.
15.Конституционный контроль в зарубежных странах / отв. ред. В.В. Маклаков.М.: Норма, 2007.
16.Контрольные органы и организации России: учебник / под ред. А. П. Гуляева. — М., 2000.
17.Коркмасова К.Д., Токарев Б.Я. Правовая защита Конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. // Государство и право 1993. - № 10.С.153-155
18.Право ЕС // Под ред. СЮ. Кашкина– М.: Проспект, 2009.
19.Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. Ростов-на-Дону, 2002.
20.Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
21.Четвериков А. Можно ли спасти Европейскую конституцию? // Вестн. Европы. – 2005. – № 16. – С. 31
22.Чекменева Е.А. Лиссабонский договор как инверсия Конституции Европейского Союза // Вестник Пермского университета Серия История и политология 2009 - № 3. С. 54



Зарубежные источники

23.Dehouse R. La Cour de juistice des Communautes europeennes. Paris. Montchrestien, 1997.
24.EU-Verfassung angenommen, Personalfrage verschoben // Berliner Zeitung. – 2005. – 19 Juni.
25.Eurobarometer on Constitution: a positive attitude but a lack of information. Press release IP/05/104. – Brussels, January 2005.
26.Buchner G. EU-Parlament stimmt fur Verfassung // Berliner Zeitung. – 2005. – 13 Januar.

Вопрос-ответ:

Что такое конституционный надзор?

Конституционный надзор - это механизм, позволяющий гарантировать соответствие законов и действий государственных органов конституции. Он предусматривает возможность контроля конституционности законов и других нормативных актов, а также действий государственных органов и должностных лиц.

Каковы объекты и виды конституционного надзора?

Объект конституционного надзора - это законы, нормативные акты, а также действия государственных органов и должностных лиц. Виды конституционного надзора могут включать контроль конституционности законов и нормативных актов, контроль соответствия действий государственных органов и должностных лиц конституции, а также контроль за соблюдением прав и свобод граждан.

Какую роль играет Суд Европейского Союза в конституционном надзоре?

Суд Европейского Союза является органом конституционного надзора. Он имеет право рассматривать вопросы о соответствии законов и действий органов Европейского Союза конституции. Суд принимает решения, которые биндят для всех государств-членов ЕС.

Присутствуют ли конституционные органы надзора в странах-участницах ЕС?

Да, в странах-участницах ЕС также существуют конституционные органы надзора. Они осуществляют контроль за соблюдением конституции на национальном уровне. В каждой стране-члене ЕС может быть свой орган, ответственный за конституционный надзор.

Какая проблема может возникнуть при принятии Конституции Европейского Союза как объекта конституционного надзора?

Проблема может возникнуть в том, что принятие Конституции Европейского Союза как объекта конституционного надзора может вызвать споры относительно распределения власти между ЕС и национальными государствами-членами. Возможны конфликты суверенитета, а также разногласия по поводу того, какие конкретные полномочия должны быть переданы ЕС.

Что такое конституционный надзор в Европейском Союзе?

Конституционный надзор в Европейском Союзе - это процесс контроля за соблюдением конституционных принципов и прав в странах-членах ЕС. Он осуществляется через судебные и административные процедуры, чтобы обеспечить соблюдение европейских конституционных норм и гарантировать права граждан.

Какие органы осуществляют конституционный надзор в странах-членах ЕС?

В странах-членах ЕС конституционный надзор осуществляют суды и конституционные органы. Суд Европейского Союза является основным органом конституционного надзора на уровне ЕС. Каждая страна-член ЕС имеет свои судебные и административные органы, которые осуществляют надзор за соблюдением конституционных принципов и прав внутри страны.

Существует ли Конституция Европейского Союза и является ли она объектом конституционного надзора?

На данный момент Европейский Союз не имеет одной общей Конституции. Однако, некоторые документы, такие как Договор о Европейском союзе и Договор о функционировании Европейского союза, образуют основу правового устройства ЕС. Вопрос о принятии Конституции Европейского Союза до сих пор остается открытым и не решенным. Таким образом, на данный момент Конституция Европейского Союза не является объектом конституционного надзора.