Вам нужен реферат?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Гендерная социология

  • 23 страницы
  • 12 источников
  • Добавлена 23.12.2008
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Развитие гендерной социологии за рубежом
2. Гендерная социология в России
2.1. Дореволюционный период
2.2. Дискуссии 20-х годов
2.3. Исследования 60—80-е годов
2.4. Новые акценты в исследовании женщин после 1985 и 1991 годов
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

При изучении общественного мнения в брачно-семейной сфере исследуются представления различных социальных групп по отношению к «двойному стандарту» в сфере сексуальных отношений, стереотипные образы жены и мужа в массовом сознании. Специально рассматриваются представления юношей и девушек добрачного возраста о полоролевом поведении в семье.
Объектом особого внимания становятся женщины, воспитывающие детей без мужа. Анализируется специфика их бытовой и досуговой деятельности, родительской роли и профессионально-социальная активность, личностные и социальные проблемы, связанные, в частности, с трудоустройством. К этому блоку примыкают также исследования одиноких мужчин и женщин брачного возраста (к сожалению, не сравнительные), в которых рассматривается специфика их социально-профессиональной активности и образ жизни.
В начале 90-х гг. на базе Института социально-экономических проблем народонаселения образуется центр гендерных исследований.
В числе его задач помимо прочих — осмысление опыта западной феминистской традиции и развитие гендерных исследований. По крайней мере, судя по опубликованным работам, исследовательская активность в основном сосредоточена на социально-экономических аспектах занятости женщин в период перехода к рынку. Собственно гендерная проблематика в рамках центра освещается в плоскости полоролевой социализации и распределения семейных ролей. Много внимания женским проблемам уделяется на кафедре социологии в Российской Академии управления.
Гендерный аспект социальной мобильности в рыночных условиях, участие женщин в новых экономических структурах исследуется в Институте социологии РАН. В Санкт-Петербургском филиале ИС РАН в группе «Социология семьи, сексуальных и гендерных отношений» анализируются историко-социологические аспекты гендерных отношений, делается попытка увязать биосоциальные проблемы пола, в частности, рассматриваются социальные аспекты сексуального поведения. Происходит становление «гендерного» направления на базе социологического факультета СПбГУ и НИИКСИ СПбГУ.
В публикациях 90-х годов наиболее полярные позиции по поводу социальной политики и решения женского вопроса представлены, с одной стороны, в работах феминистски ориентированных ученых и некоторыx отечественных демографов, обеспокоенных проблемой небывалого сокращения рождаемости. В принципе авторы сходятся в двух основных идеях — относительно вопиюще тяжелого положения женщин в советский период, усугубившегося в период перехода к рынку, и необходимости отказа от советского варианта патерналистской социальной политики в отношении женщин. Но стратегию и цели решения накопившихся проблем они видят по-разному. По сути разногласия закономерны — это разные акценты на взаимосвязанном континууме — личность — семья — общество. На протяжении лет последовательно отстаивая свою концепцию, А. И. Антонов так оценивает сегодняшнюю обстановку. «В обществе резко усилились радикально-феминистские взгляды и настроения, возбуждающие агрессивность женщин против мужчин, жен против мужей, что по сути явилось продолжением официальной советско-большевистской идеологии антисемейности, разрушения «мелкого» домашнего хозяйства, «домостроевщины-патриархальщины».
Сегодняшние ориентации российских социологов можно условно разделить на три группы.
1. Некоторые ученые, хотя и неосознанно, ориентированы на марксистскую традицию феминизма и во главу угла ставят вопросы женской занятости и равенства в социально-экономической сфере, причем в большинстве своем это женские исследования.
2. Есть попытки применить западные теории, разработанные для объяснения других реалий, которые в условиях российской действительности могут оказаться неадекватными. Парадоксально, но чаще именно западные, а не отечественные исследовательницы подчеркивают качественно иной характер гендерных проблем в России.
3. Ученые (мужчины и женщины) предпринимают беспристрастный анализ социополовых ролей, основываясь на социокультурных особенностях нашей страны, и используют помимо феминистских другие
Пока не найдены ответы на ряд принципиальных вопросов в рамках эгалитарной ориентации западного феминизма. Когда неравенство мужчин и женщин несправедливо? Подразумевает ли эгалитарность равенство возможностей или равенство конечного результата? Где заканчивается ответственность государства по предоставлению равных возможностей и начинается личная ответственность за последствия выбора ею/им? Следует опасаться влияния идеологического варианта феминизма, который, делая упор на борьбу полов, затушёвывает более серьезные социальные проблемы (особенно в недемократических обществах) и социальное неравенство между самими женщинами.
Важное направление гендерных исследований — анализ не только женских проблем, но и мужских (включая отцовство, совмещение ролей и т. д.). Надо подчеркнуть, что в условиях России, прошедшей специфический этап женской эмансипации, все острее осознается, причем часто со стороны женщин- мужского «гендера». Так, отмечает Н. А. Челышева: «В интерпретации результатов практически любого гендерного исследования всегда присутствует феминистская тенденциозность. Мужская часть выборки выступает как «статистический фон», по отношению к которому анализируются результаты, полученные на женской части выборки... Беспроблемность мужского социального бытия тоже стала своего рода стереотипом общественного сознания» В последние годы мужская проблематика исследуется наряду с женской на примере подростков, супругов и родителей, хотя подобных работ очень мало.
Представляется, что в анализе гендерных проблем был бы весьма продуктивен и биосоциальный подход. Пока что его применение инициируется со стороны биологов и антропологов, призывающих социо- логов к сотрудничеству, а также в философских работах.








































Заключение

Развитие женских исследований на Западе привело к изменению подхода в изучении гендерной системы. Предметом исследования стали особенности контекста, определяющего разный опыт и его восприятие разными группами женщин. Это произошло в 80-е года под влиянием цветных феминисток, чье социальное положение и опыт не учитывались в предыдущих феминистских моделях. Полагалось, что проблемы женщин сконструированы определенными условиями, и они различаются в зависимости от принадлежности к возрастной, поколенческой этнической группе. В социально сконструированном мире не существует женского как природного и неизменного.
Гендерный подход подрывает биологические основания анализа положения женщин, обращает внимание на роль исследователя как социального конструктора. В центре внимания гендерных исследований находятся механизмы создания и воспроизводства множественного гендерного неравенства.
В России женские исследования до сих пор во многом находятся под влиянием полоролевого подхода, в центре внимания которого – социальное положение и защита женщин в общественной и частной сферах. Неравенство здесь рассматривается как преодолимое посредством социальных реформ.
Корни данного подхода (исследующего следствия, а не причины) связаны с тем, что в России прерваны теоретические традиции, сформировавшие подходы западных женских движений (неортодоксального марксизма, психоанализа, либерализма и других).
Кроме того, Россия пережила в советское время господство "государственного феминизма", когда практически все женщины работали и не имели выбора - работать или посвятить себя рождению и воспитанию детей. Женщины должны были делать и то, и другое, причем хорошо. Это отличает Россию как от западных стран, так и от восточных.
Таким образом, исторические и культурные основания для гендерных исследований в России и за рубежом имеют как общие, так и специфические особенности, которые необходимо учитывать при анализе.
В России еще только создается база для гендерных исследований. В основном же при анализе взаимодействия полов в обществе используется поло-ролевой подход, который не позволяет выявить причины, а выводит только следствия.
































Список используемой литературы

Абубикирова. Н. И. Что такое «гендер» // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. - № 4, 1991. - с.74-81.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: «Изд. дом Нева»; М.: «Олмапресс», 2001
Бойко В. В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985.Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. Харьков: ХЦГИ; СПб: «Алетейя», 2001.
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС.1999
Женщина и прогресс. О необходимости расширения женского образования и прав женщины в интересах общественной нравственности, здоровья и общего прогресса. Харьков: Тип. Молчадского, 1912.
Женщина и свобода. М.: Наука, 1994.Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб., 1998.
Клецин А. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Под ред. Жеребкиной И. Харьков. 1998
Коллонтай A.M. Труд женщин в эволюции хозяйства. М.: Госиздат, 1923. Общество в гендерной перспективе. Сб. статей//Сост. Луковицкая Е.Г., В.Новгород: НовГУ, 2002.
Котляр А. Э., Турчанинова С. Я. Занятость женщин в производстве. Статистическо-социологический очерк. М.: Статистика, 1975.
Смелзер Н. Социология. М: Феникс. 1994
Социология пола и гендерных отношений// Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – с.173-195
Смелзер Н. Социология. М: Феникс. 1994

Смелзер Н. Социология. М: Феникс. 1994

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС.1999

Абубикирова. Н. И. Что такое «гендер» // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
Клецин А. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Под ред. Жеребкиной И. Харьков. 1998
Смелзер Н. Социология. М: Феникс. 1994

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС.1999

Социология пола и гендерных отношений// Социология в России. – М.: Институт сооциологии РАН, 1998. – с.173-195

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС.1999
Бойко В. В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985.Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. Харьков: ХЦГИ; СПб: «Алетейя», 2001.
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. - № 4, 1991. - с.74-81.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: «Изд. дом Нева»; М.: «Олмапресс», 2001


Смелзер Н. Социология. М: Феникс. 1994













2

1.Абубикирова. Н. И. Что такое «гендер» // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
2.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. - № 4, 1991. - с.74-81.
3.Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: «Изд. дом Нева»; М.: «Олмапресс», 2001
4.Бойко В. В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985.Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. Харьков: ХЦГИ; СПб: «Алетейя», 2001.
5.Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС.1999
6.Женщина и прогресс. О необходимости расширения женского образования и прав женщины в интересах общественной нравственности, здоровья и общего прогресса. Харьков: Тип. Молчадского, 1912.
7.Женщина и свобода. М.: Наука, 1994.Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб., 1998.
8.Клецин А. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Под ред. Жеребкиной И. Харьков. 1998
9.Коллонтай A.M. Труд женщин в эволюции хозяйства. М.: Госиздат, 1923. Общество в гендерной перспективе. Сб. статей//Сост. Луковицкая Е.Г., В.Новгород: НовГУ, 2002.
10.Котляр А. Э., Турчанинова С. Я. Занятость женщин в производстве. Статистическо-социологический очерк. М.: Статистика, 1975.
11.Смелзер Н. Социология. М: Феникс. 1994
12.Социология пола и гендерных отношений// Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – с.173-195

Узнать стоимость работы