Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Ф.Энгельс о законах диалектики

  • 21 страница
  • 8 источников
  • Добавлена 10.12.2008
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. Несколько слов о Фридрихе Энгельсе
2. Эволюция понимания понятия «диалектика»
3. Ф.Энгельс о законах диалектики
3.1 Закон № 1. Единство и борьба противоположностей
3.2. Закон №2. Переход количественных изменений в качественные изменения
3.3. Закон № 3. Отрицание отрицания
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, развитие есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
3.3. Закон № 3. Отрицание отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового.
Ф. Энгель формулирует его следующим образом: «Для диалектической философии, нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падания, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему».
Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д.
Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности, он есть это первое, ставшее иным.
Характеризуя диалектику как учение о развитии, В.Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».
Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания.
Диалектика не совместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу. Подробнее о законах и категориях материалистической диалектики.
Заключение

Ф.Энгельс в научном сотрудничестве с К. Марксом выработали новый философский метод и мировоззрение – материалистическая диалектика.
Материалистическая диалектика была создана на базе всего предшествующего философского опыта в философии в данной области. Изначально под диалектикой понимали искусство вести беседу, спор; затем учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
Постепенно понятие «диалектика» эволюционировало и обрастало новыми смыслами. Ф.Энегельс и К.Маркс к моменту своего научного творчества имели уже в данной области следующую базу: 1) древнегреческая натурфилософия - общее становление материи, природы, общества, духа; 2) Платон, а за ним и Гегель представили данные понятия в виде логических категорий; 3) Сократ и софисты задали диалектике полемический настрой, учение о правильных вопросах и ответах и о спорах; 4) школа элеатов провела критику становления и замену его дискретной и непознаваемой множественностью; 5) Аристотель представил учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях; 6) Кант представил систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия; 7) немецкая классическая философия (Фихте,Шеллинг и Гегель) способствовала формированию субъективистической, объективистической и абсолютной философии духа, которая выражается в становлении категорий.
Ф.Энгельс в своих трудах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» представляет свое понимание диалектики и ее основных законов. Согласно Ф.Энгельсу, диалектика - это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления. Можно выделить три основных закона диалектики: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отрицания. Данные законы были развиты еще Гегелем, однако он из ходил из детерминанты мышления, а Ф.Энгельс говорит о том, что законы диалектики обусловлены историей и природой.
Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм.
Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Ф. Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: «Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания».
Список литературы
Большая советская энциклопедия. Электронная версия,2002.
Ленин В.И. Сборник произведений В.И.Ленина. Для учащихся сред.школ и сред.спец.учеб.заведений. М.,Политиздат,1976. 511с.
Мапельман В.М., Пенькова Е.М.История философии. М., Приор, 1998.464 с.
Спиркин А.Г. Философия. М., Гардарика, 1998.368с.
Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989. 986с.
Хрестоматия по истории философии. М, Владос,1998.448 с.
Энгельс Ф. Диалектика природы. М., Политиздат, 1969.212с.
Энгельс Ф. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом или Анти-Дюринг. Электронная версия. www/filosof.historic.ru/
Мапельман В.М., Пенькова Е.М.История философии. М., Приор, 1998.С.78.

Там же.
Хрестоматия по истории философии. М, Владос,1998.С.434.
Энгельс Ф. Диалектика природы. М., Политиздат, 1969.С.1.
Энгельс Ф. Диалектика природы. М., Политиздат, 1969.С.25.
Энгельс Ф. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом или Анти-Дюринг. Электронная версия. www/filosof.historic.ru/
Там же.

Энгельс Ф. Диалектика природы. М., Политиздат, 1969.С. 125
Хрестоматия по истории философии. М, Владос,1998.448 с.

Ленин В.И. Сборник произведений В.И.Ленина. Для учащихся сред.школ и сред.спец.учеб.заведений. М.,Политиздат,1976.С.255.

Энгельс Ф. Диалектика природы. М., Политиздат, 1969.С.123.












21

Список литературы
1.Большая советская энциклопедия. Электронная версия,2002.
2.Ленин В.И. Сборник произведений В.И.Ленина. Для учащихся сред.школ и сред.спец.учеб.заведений. М.,Политиздат,1976. 511с.
3.Мапельман В.М., Пенькова Е.М.История философии. М., Приор, 1998.464 с.
4.Спиркин А.Г. Философия. М., Гардарика, 1998.368с.
5.Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989. 986с.
6.Хрестоматия по истории философии. М, Владос,1998.448 с.
7.Энгельс Ф. Диалектика природы. М., Политиздат, 1969.212с.
8.Энгельс Ф. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом или Анти-Дюринг. Электронная версия. www/filosof.historic.ru/

Узнать стоимость работы