Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблема экономического роста в Россия и за рубежом

  • 31 страница
  • 12 источников
  • Добавлена 19.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Сущность экономического роста.
1.1. Капитал как основа экономического роста
1.2. Понятие экономического роста
1.3. Эволюция теории экономического роста
Глава 2. Современные тенденции экономического роста в России
Глава 3. Государственная политика стимулирования экономического роста
Заключение
Литература.

Фрагмент для ознакомления

Программа снижения цен, НДС и акцизов должна быть обнародована, а сроки изменений цен четко определены, чтобы предприятия могли прогнозировать свое развитие, загрузку мощностей. Допущенное при этом уменьшение поступлений в бюджет может быть компенсировано сокращением бюджетных расходов, а также увеличением налогооблагаемой базы предприятий обрабатывающей промышленности, повышающей объемы выпуска продукции; 3) стимулирование развития частных и частно-государственных корпораций и ФПГ. При этом государство должно привести в действие пока нереализованные механизмы: возможность ускоренной амортизации, льготные государственные инвестиционные кредиты (4, с.10).
Кроме того, необходимо обеспечить включение отечественной экономики в международное разделение труда. Реализация конкурентных преимуществ и интеграция нашей экономики в мирохозяйственные связи включает ряд направлений. Главные из них таковы:
1) Стабилизация традиционного машинотехнического экспорта, в том числе на основе господдержки комплектных поставок для объектов технического содействия.
2) Задействование конкурентных преимуществ, связанных с дешевизной основных факторов производства, которое достижимо по следующим линиям: а) сохранение и развитие производств энерго- и металлоемкой машиностроительной продукции, в том числе машинотехнических компонентов и полуфабрикатов из цветных и черных металлов; б) освоение производства изделий, завершающих свой производственный цикл в высокоразвитых странах; в) развертывание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов; г) создание предприятий, обеспечивающих международную производственную кооперацию на основе коммерческого освоения свободного научно-технического потенциала российских высокотехнологичных производств и проектно-исследовательских организаций; д) получение Россией заказов на выполнение технологических и конструкторских разработок, прикладных научных исследований и экспериментов, на создание программного обеспечения и оказание других видов наукоемких услуг в сферах, где мы располагаем квалифицированными кадрами специалистов и серьезными достижениями, отвечающими мировому уровню.
3) Реализация динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях. Расширение производства наукоемкой продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, прежде всего, стимулировало бы соответствующие технологические сдвиги в смежных производствах, технологическую и организационную модернизацию последних. Тем самым передовые в научно-техническом отношении сектора стали бы двигателями прогрессивных структурных сдвигов и перестройки промышленной организации, повышения эффективности общественного производства.
4. Наличие грамотной инвестиционной политики. Реализация структурной и промышленной политики возможна лишь при условии наличия инвестиций в необходимом объеме. Этим определяются первоочередные задачи инвестиционной политики государства. Главным стимулом для улучшения инвестиционного климата в стране является рост отечественных инвестиций. В условиях сегодняшнего оживления после достаточно глубокого инвестиционного кризиса в России первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, действие которого основывается на непосредственной государственной поддержке высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.
При этом важно отметить, что инвестиции государства должны осуществляться в инфраструктурные объекты: в дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.
Сам бизнес по перевозкам на железных дорогах, бизнес по добыче нефти, по добыче газа - все это должно быть частным. Исключение следует сделать лишь для оборонных предприятий, где есть своя специфика, где цель - национальная оборона, где должна сохраняться определенная часть государственного сектора. Все остальное в большей степени должно уходить из государственного сектора, быть конкурентным. Тогда можно будет создать ту самую среду, которая обеспечит эффективность наших инвестиций.
Из государственного бюджета, из федеральной адресной инвестиционной программы необходимо финансировать те функции, за которые отвечает государство, и не финансировать, не субсидировать бизнес.
Важным фактором экономического роста являются инвестиции в новые предприятия, в новую продукцию, в совершенствование старой продукции, инвестиции в любую продукцию, которая на выходе должна быть конкурентоспособной, получать спрос и признание на мировом рынке. Такая продукция в стране есть, круг ее расширяется, хотя и недостаточно, в силу целого ряда факторов: неразвитости нашего рынка, неразвитости механизмов финансирования.
5. Разработка государственной научно-технической и инновационной политики, которая заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевую направленность и способствующих повышению конкурентоспособности производственного потенциала страны в системе международного разделения труда. Высокотехнологический сектор должен занять главенствующее место в экономике России, поскольку именно здесь может быть достигнут самый высокий уровень производительности труда и эффективности инвестиций.
В России в условиях ограниченности государственных средств представляется важным сформировать селективную научно-техническую и инновационную политику, ориентированную на реализацию тех проектов, которые способны дать отдачу в относительно короткие сроки и одновременно подготовить основу для перспективных технологических прорывов.
Создание в России сети технологических, научных парков и технополисов может способствовать решению следующих задач: развитию научно-технологической и производственной инфраструктуры; технологической модернизации предприятий; интеграции образовательных и научно-исследовательских учреждений в производство; переориентации ВПК на гражданское производство; восстановлению территорий промышленных зон, крупных предприятий и предприятий ВПК; организации высокотехнологичных производств; улучшению инновационного и инвестиционного климата; стимулированию развития инновационного предпринимательства; выравниванию научно-технологического потенциала территорий; улучшению экологии в крупных городских агломерациях за счет вывода предприятий в технопарки; выходу из экономического и социального кризиса наукоградов.
В этой связи показательным является принятие документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В документе, в частности, определены государственные приоритеты в научно-технической сфере, к числу которых отнесены авиационная техника, информационные технологии, атомная энергетика, электроника, которые сравнительно успешно действуют на мировом рынке и позиции которых следует всячески там закреплять и в дальнейшем.
Анализ проблем функционирования отечественного инновационного рынка позволяет определить направления совершенствования государственной инновационной политики. Наиболее важными в реорганизации системы государственного управления инновациями являются следующие направления.
Во-первых, необходимо изменить принципы приватизации. Если раньше она проводилась без учета инновационного потенциала государственных предприятий, то теперь при разработке приватизационных программ данный фактор должен стать одним из определяющих. При этом инновационно активные государственные предприятия должны приватизироваться в последнюю очередь. Если же они все-таки приватизируются, то для них должны разрабатываться специальные меры по сохранению их инновационной ориентации.
Во-вторых, государство должно отказаться от жесткого контроля имеющейся в его распоряжении интеллектуальной собственности и не закреплять за собой своеобразную монополию на нее. Исключением из этого правила должны составлять лишь ноу-хау оборонного значения. Дело в том, что, пытаясь сохранить за собой исключительные права на некоторые интеллектуальные продукты в отсутствие эффективных механизмов их передачи в частные руки, российское государство блокирует вообще всякое их использование. Если заморозить существующие государственные инновации до того времени, когда сформируется эффективный механизм их трансферта между структурами различных форм собственности, то, скорее всего они просто потеряют свое значение и полностью обесценятся. Инновационные ресурсы страны кардинально отличаются от залежей природных ресурсов: если вторые и через много лет будут представлять богатство страны, то первые со временем будут переоткрыты и внедрены специалистами других стран, в результате чего Россия лишится своих инновационных преимуществ. Поэтому государство не должно проявлять чрезмерную «жадность» по отношению к своим инновационным богатствам. Поскольку такая информационная поддержка хозяйственных субъектов содействует достижению согласованности предпочтений промышленных предприятий, научных организаций, центральных и местных властей.
В-третьих, по причинам быстрого создания, внедрения инноваций и небольших финансовых вложений относительно средних и крупных предприятий малое инновационное предпринимательство должно стать главным направлением государственной поддержки инновационных предприятий в России.
Повышению инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.
Особое внимание России следует также уделять косвенным методам поддержки инноваций, потому что они требуют значительно меньше бюджетных вливаний и направлены к более широкому кругу получателей, чем прямые методы.
Заключение

Из проведённого анализа проблем экономического роста можно сделать ряд выводов.
Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства.
Рассматривая типы экономического роста необходимо отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников. Следовательно, экстенсивный путь практически исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношений он ведет в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития - интенсивному. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе экономического роста. Однако в условиях научно-технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом экономического роста в западных индустриальных странах, в том числе и нашей стране, становится интенсивный тип экономического роста.
Экономический рост определяется следующими основными факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.
Устойчивое развитие экономики может быть обеспечено только политическими и экономическими средствами. Нужны крупные капиталовложения для осуществления мер, стимулирующих экономический рост. Изменение направления мировой экономики к устойчивому развитию требует фундаментальных реформ на международном и национальном уровнях. В настоящее время человечество пытается переосмыслить свой опыт и выработать новую концепцию развития.
Понимание сущности, целей и основных характеристик экономического роста и экономического развития необходимо для более эффективного его достижения в практической деятельности за счет развития определенных факторов производства, создания более благоприятных условий для их развития, за счет выбора определенной политики, которая выступает ведущим звеном в развитии экономики.
Литература.
Акаев А. Россия на пути к управлению экономическим ростом // Экон. политика. - 2006. - N 4. - С.148-165.
Босчаева З.Н. Управление экономическим ростом. - М.: Экономика, 2004. - 316c.
Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопр. экономики. - 2003. - N 5. - С.4-18.
Глазьев С. Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 6. - С.8-18.
Райхельд Ф.Ф. Эффект лояльности: Движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности: пер. с англ. / Райхельд Ф.Ф., Тил Т. - М. и др.: Вильямс, 2005. - 383с.
Резервы экономического роста / Сычев М.Ф., Пашко А.А., Москвина О.С., Костылева Л.В. - Вологда, 2000. - 107с.
Розмаинский И.В. Инвестиционная близорукость как институциональный ограничитель экономического роста в постсоветской России / И.В. Розмаинский, А.С.Скоробогатов // Экон. наука соврем. России. - 2006. - N 4. - С.7-21.
Тараканов Г. Детерминанты экономического роста и уровень развития страны // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - N 9. - С.51-58.
Хан В. Закономерности экономического роста / Экономист. - 2007. - N 5. - С.57-61.
Экономический рост и проблемы бедности в регионе / Гутман Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин Н. - М., 2002. - 203с.
Maddison A. Phases of Capitalist Development. Oxford. 1982.
The Fontana economic history. Middle Ages. Vol. 1. [London]. 1977.











2

1.Акаев А. Россия на пути к управлению экономическим ростом // Экон. политика. - 2006. - N 4. - С.148-165.
2.Босчаева З.Н. Управление экономическим ростом. - М.: Экономика, 2004. - 316c.
3.Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности совре-менной экономической ситуации в России // Вопр. экономики. - 2003. - N 5. - С.4-18.
4.Глазьев С. Формирование макроэкономических условий устойчивого экономического роста // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 6. - С.8-18.
5.Райхельд Ф.Ф. Эффект лояльности: Движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности: пер. с англ. / Райхельд Ф.Ф., Тил Т. - М. и др.: Вильямс, 2005. - 383с.
6.Резервы экономического роста / Сычев М.Ф., Пашко А.А., Москвина О.С., Костылева Л.В. - Вологда, 2000. - 107с.
7.Розмаинский И.В. Инвестиционная близорукость как институциональ-ный ограничитель экономического роста в постсоветской России / И.В. Розмаинский, А.С.Скоробогатов // Экон. наука соврем. России. - 2006. - N 4. - С.7-21.
8.Тараканов Г. Детерминанты экономического роста и уровень развития страны // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - N 9. - С.51-58.
9.Хан В. Закономерности экономического роста / Экономист. - 2007. - N 5. - С.57-61.
10.Экономический рост и проблемы бедности в регионе / Гутман Г., Ди-гилина О., Старостин В., Чукин Н. - М., 2002. - 203с.
11.Maddison A. Phases of Capitalist Development. Oxford. 1982.
12.The Fontana economic history. Middle Ages. Vol. 1. [London]. 1977.

Узнать стоимость работы