Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности обследования связной речи у детей с нарушенным зрением (косоглазие, амблиопия).

  • 42 страницы
  • 32 источника
  • Добавлена 15.01.2009
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Особенности связной речи у детей с нарушенным зрением (амблиопия и косоглазие)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития связной речи дошкольников

Глава 2. Исследование связной речи у дошкольников с нарушенным зрением
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Методика исследования
2.3. Особенности связной речи детей дошкольного возраста с нарушенным зрением

Заключение

Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Два дошкольника смогли набрать по 4 балла. Рассказы составлены с некоторой помощью - стимулирующие вопросы. Достаточно полно отражено содержание картинок. Отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
Один дошкольник набрал 3 балла. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Отмечались пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
Два дошкольника смогли набрать только 2 балла. Рассказы составлены с помощью наводящих вопросов. Связность нарушена. Отмечался пропуск целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречались смысловые ошибки.
При составлении рассказа по серии сюжетных картин дети экспериментальной группы в основном использовали простые предложения. Предложения в основном двусоставные, иногда состоят из 3- 4 слов. В речи детей совсем нет прилагательных. Конструкция предложений, как правило, состоит из существительных и глаголов, иногда в речи присутствуют местоимения и предлоги. Дети не всегда могли грамматически правильно построить распространенные предложения. При употреблении сложных предложений появлялись выраженные нарушения. При составлении предложений дети часто опускали существительное.
В ходе анализа рассказов нами было отмечено наличие большого количества лексических, синтаксических и морфологических ошибок:
-пропуск членов предложения;
-нарушение временных форм глагола, использование глаголов в начальной форме;
-большое количество ошибок в использовании форм согласования и управления.
С точки зрения используемых морфологических разрядов слов (частей речи) существительные составляют около 25%, прилагательные, наречия и служебные части речи - менее 15%
Однако мы отметили, что дети испытывают затруднения, включая прилагательные в свои высказывания, т.к. их словарь содержит весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки предметов.
Таким образом, нами получены данные об уровне владения речью детей и о состоянии синтаксической структуры отдельных высказываний.
Наиболее характерными особенностями являются:
- отсутствие в предложении некоторых членов предложения или служебных слов;
-смешение родовых и падежных окончаний имён существительных;
-нарушение законов согласования и управления;
-ошибки в употреблении предлогов;
- пропуски слов;
- перестановка слов.
Количество соотношения различных типов ошибок представлено в таблице 2.

Таблица 2
Соотношение видов ошибок, допущенных детьми исследуемых групп
при составлении рассказа по серии сюжетных картинок
Виды ошибок Лексические 8 Синтаксические 13 Морфологические 5 Всего 26
Выраженные расстройства лексических операций на поверхностном уровне синтаксического структурирования были присущи, главным образом, детям с общим недоразвитием речи и проявлялись в заменах слов лексемами другого семантического поля, в трудностях актуализации слов, в нарушении лексической сочетаемости слов в высказывании. Подобные ошибки свидетельствовали о выраженных лексико-семантических расстройствах, приводящих к искажению смысла высказывания и вызывающих вторичные синтаксические нарушения (пропуск члена синтаксической конструкции из-за невозможности актуализации данного слова.
О расстройстве синтаксических операций свидетельствовал ряд признаков:
нарушение порядка слов в предложении, в большинстве случаев отражающее порядок расположения элементов в глубинно-синтаксической структуре высказывания, субъекта и локатива, отрыв определяющего слова от определяемого, постпозиция определяющего слова.
ошибки выбора синтаксической конструкции, искажение её основных признаков.
Характерной чертой для детей с нарушенным зрением являлось негрубое нарушение формально-синтаксических операций. У испытуемых, на наряду с несформированностью операций формально-грамматического синтаксиса, отмечались различные по степени выраженности семантико-синтаксические расстройства, что говорит о нарушениях не только плана выражения, но и плана содержания высказывания.
Нарушение морфологических операций было характерным для всех дошкольников с нарушенным зрением. Наличие подобных затруднений подтверждается ошибками употребления словоформ, пропусками, вставками, заменами предлогов и трудностями употребления предложно-падежных конструкций. Причиной сложностей овладения парадигмой морфологических средств передачи синтаксических отношений у детей с нарушенным зрением являлись затруднения при образовании динамических стереотипов, лежащих в основе формирующегося «чувства языка». В результате у ребёнка не развивалась способность вычленять морфему и соотносить её с тем или иным синтаксическим значением, что создавало препятствия для использования морфем в качестве показателей синтаксически релевантных признаков слов.

Таким образом, анализ результатов позволил установить, что у большинства дошкольников с нарушенным зрением имеет место недостаточная сформированность связной речи..
Дошкольники с нарушенным зрением составили рассказы, в которых от 3 до 5 предложений. Один дошкольник составил рассказ из 7 простых предложений.
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы: связная речь экспериментальной группы характеризируется довольно низким уровнем развития.
По своему синтаксическому строю в высказываниях детей экспериментальной были отмечены простые предложения. Сложные предложения использовал 1 дошкольник экспериментальной группы.
Также дети используют преимущественно формальная связь, цепной связи выявлено не было.
Речь детей с нарушенным зрением по своим характеристикам менее развита.
Использование выразительных средств при составлении рассказов весьма ограничено.
В целом всех детей можно разделить на три группы в соответствии с уровнем сформированности связной речи.
Диаграмма 8
Уровень сформированности связной речи у дошкольников с нарушенным зрением

Первый (высокий) уровень – 1 дошкольник (20 %) ЭГ. У дошкольника данного уровня степени сформированости связной речи находится на уровне выше среднего. В рассказах выделяются 2 или 3 части, структура предложения практически оформлена, иногда встречаются нарушения связей (согласования или управления) между словами. Отмечено использование выразительных средств.
Второй (средний) уровень – 3 дошкольника (60 %) ЭГ. Дети среднего уровня пользуются чаще всего структурой двухсоставного предложения, но испытывают затруднения в плане конструктивной организации предложения. У части дошкольников наблюдается появление структурных частей в рассказе. Грамматическое оформление текста большинства детей характеризуется наличием морфологических и синтаксических ошибок. Степень сформированости связной речи находятся на среднем уровне и уровне ниже среднего.
Третий (низкий) уровень – 1 дошкольник (20 %) ЭГ. Дошкольник показал грубые ошибки при исследовании связной речи. Уровень слов - предложений, несущих функциональное сообщение и являющихся, в связи с этим, синтаксической, а не логической единицей.
Анализируя особенности связной речи у детей с нарушенным зрением, необходимо отметить, что эта сторона речевого развития у всех дошкольников имеет низкий качественный уровень и нуждается в интенсивном педагогическом воздействии.
Уровни выполнения заданий по исследованию связной речи у дошкольников с нарушенным зрением представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни выполнения заданий по исследованию сформированности связной речи у дошкольников с нарушенным зрением
Параметры исследования Экспериментальная группа Средний балл Оценка % выполнения 1. Составление высказывания на уровне фраз. 2,8 Средний 56 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2,8 Средний 56 3. Пересказ. 2,6 Средний 52 4. Составление рассказа - описания. 2,0 Ниже среднего 40 5. Рассказ из личного опыта 2,4 Ниже среднего 48 6. Составление рассказа - повествования 3,0 Средний 60 По всем параметрам 2,52 Ниже среднего 50,4 % 42 %
Исследования показали, что у данной экспериментальной группы, куда вошли дети с амблиопией и косоглазием, имеет место нарушение формирования связной речи. Из таблицы 3 видно, что сформированность связной речи в экспериментальной группе находится на низком уровне.
График 1
Состояние связной речи у дошкольников с нарушенным зрением



Из данного исследования следует, что у дошкольников с нарушенным зрением уровень сформированности связной речи находится на низком уровне. Нарушение этой функции у детей с нарушенным зрением имеет неоднородный характер.
Таким образом, мы смогли определить уровень развития связной речи дошкольников исходя из критериев, которые характеризируют синтаксическую структуру высказывания детей.
Рассмотрим таблицу 4.
Таблица 4
Качество выполнения заданий по исследованию состояния связной речи у дошкольников экспериментальной группы
Задание Количество детей в % Баллы 5 4 3 2 1 1. Составление высказывания на уровне фраз. - 20 40 40 - 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. - 20 40 40 - 3. Пересказ. - - 60 40 - 4. Составление рассказа - описания. - - 20 60 20 5. Рассказ из личного опыта - 20 20 40 20 6. Составление рассказа - повествования - 40 20 40 -
Из таблицы 4 видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе находится на низком уровне.
Исследование состояния связной речи у дошкольников с нарушенным зрением показало:
Нарушение зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием является серьезным препятствием в развитии связной речи.
У дошкольников с нарушенным зрением развитие связной речи находится на низком уровне. Нарушение структуры связной речи детей с нарушенным зрением имеет неоднородный характер.
С данной группой дошкольников должна быть организована коррекционная логопедическая работа, направленная на формирование и развитие связной речи.
Заключение

Анализ логопедической и психолого – педагогической литературы по проблеме состояния и развития связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Несформированность связной речи имеет широкое распространение среди детей с нарушенным зрением. Однако эта проблема является недостаточно изученной, в связи с чем, изучение состояния монологической речи, определение направлений и содержание коррекционной работы по развитию связного высказывания у детей с амблиопией и косоглазием рассматривается как актуальный вопрос теории и практики тифлопедагогики. В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния связной речи дошкольников с нарушенным зрением.
В процесс дипломной работы освещаются труды основных и значимых учёных, таких как А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и ряда других авторов, где отмечается, что несформированность монологической речи имеет широкое распространение среди детей как в норме, так и среди детей с нарушенным зрением.
В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния связной речи дошкольников.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, развитие связной речи у дошкольников с нарушенным зрением находится на низком и среднем уровне. Анализ полученных данных выявил не только количественные различия результатов исследования, но и более стойкий специфический характер развития речи у данной категории детей.
На основании полученных результатов можно утверждать, что уровень сформированности связного высказывания у дошкольников неодинаков, находится в непосредственной зависимости от уровня развития речи.
Высказывания дошкольников отличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т.е. по основным критериям оценки связной речи.
Использование выразительных средств при составлении рассказов весьма ограничено среди дошкольников с нарушенным зрением. Простые формы связной речи сформированы лучше, сложные формы связной речи сформированы хуже.
Исследование состояния связной речи у дошкольников с амблиопией и косоглазием показало, что нарушение зрения у детей является серьезным препятствием в развитии связной речи, а именно монологической, так как диалогическая является первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения, а монологическая речь является более сложным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Список литературы
Аветистов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М., 1987
Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч. – М., 1983. Т. 5
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. – Том 2. – М., 1960
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2004.
Григорян Л.А. Лечебно-воспитательная работа в дет. садах для детей с амблиопией и косоглазием. – М., 1987
Гауфова З.В. Функциональные нарушения зрительной системы у больных миопией .// Сб. Научно-практическая конференция факультета последипломной подготовки врачей. – Самара, 1997.
Дубовская Л.А. Глазные болезни. – М., 1986
Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / Под. ред. Земцовой М.И. — М., 1978
Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.А. реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М., 1989.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М., 1980
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969
Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М., 1985. – 288 с
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975 – 458 с.
Минаева Н.Г. Развитие навыков ориентировки у дошкольников с косоглазием и амблиопией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №6.-С. 17-21
Незнамова Е.С. Система коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием. // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. – Л., 1981
Никулина Г.В., Фомичёва Л.В, Атюкевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием: Уч.пособие / Под.ред. Г.В. Никулиной. – СПб., 1999
Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1997
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. — СПб., 1995
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1998
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984
Рубинтшейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 482 с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогическис условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях // Отв. ред. Н.Н. Поддьяков и др. М., 1988. - С. 37—45.
Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29.
Текучев А.М. Методика русского языка в средней школе. – М., 1982
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М., 2001.
Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. 1984. № 10. - С. 9-14.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000. – 129 с.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1971. - 148 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи. – М., 2000
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969. – 298 с.
Текучев А.М. Методика русского языка в средней школе. – М., 1982
Сохин Ф.А. Психолого-педагогическис условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях // Отв. ред. Н.Н. Поддьяков и др. М., 1988. - С. 37—45.
Рубинтшейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 482 с.
Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969. – 298 с.
Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со сзрослыми. – М., 1985. – 288 с
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1971. - 148 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975 – 458 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.




42

Список литературы
1.Аветистов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по дет-ской офтальмологии. – М., 1987
2.Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч. – М., 1983. Т. 5
3.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. – Том 2. – М., 1960
4.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2004.
5.Григорян Л.А. Лечебно-воспитательная работа в дет. садах для детей с амблиопией и косоглазием. – М., 1987
6.Гауфова З.В. Функциональные нарушения зрительной системы у боль-ных миопией .// Сб. Научно-практическая конференция факультета по-следипломной подготовки врачей. – Самара, 1997.
7.Дубовская Л.А. Глазные болезни. – М., 1986
8.Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / Под. ред. Земцовой М.И. — М., 1978
9.Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.А. реабилитация детей, стра-дающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М., 1989.
10.Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М., 1980
11.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969
12.Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М., 1985. – 288 с
13.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975 – 458 с.
14.Минаева Н.Г. Развитие навыков ориентировки у дошкольников с косо-глазием и амблиопией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №6.-С. 17-21
15.Незнамова Е.С. Система коррекционно-педагогической работы тифло-педагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием. // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидя-щих. – Л., 1981
16.Никулина Г.В., Фомичёва Л.В, Атюкевич Е.В. Дети с амблиопией и ко-соглазием: Уч.пособие / Под.ред. Г.В. Никулиной. – СПб., 1999
17.Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1997
18.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. — СПб., 1995
19.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1998
20.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984
21.Рубинтшейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 482 с.
22.Сохин Ф.А. Психолого-педагогическис условия развития речи дошко-льников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях // Отв. ред. Н.Н. Поддьяков и др. М., 1988. - С. 37—45.
23.Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи до-школьников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29.
24.Текучев А.М. Методика русского языка в средней школе. – М., 1982
25.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: РАОНЦ семьи и детства. – М., 2001.
26.Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. 1984. № 10. - С. 9-14.
27.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.
28.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
29.Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольного воз-раста: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора пе-дагогических наук в форме научного доклада. – М., 2000. – 129 с.
30.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1971. - 148 с.
31.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи. – М., 2000
32.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969. – 298 с.

Узнать стоимость работы