Вам нужен реферат?
Интересует Государственное и муниципальное управление?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Виды концессионных соглашений в сфере ЖКХ, применяемых в зарубежных странах

  • 28 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 14.12.2008
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ применяемых в зарубежных странах
2. Порядок и принципы выбора концессионера: Европейский опыт и Российский закон
3. ЖКХ сегодня
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Законодательство может содержать и другие основания для использования процедуры прямых переговоров, главное, чтобы они не создавали неоправданные, дискриминационные барьеры для конкуренции и существовала бы возможность для обжалования заинтересованными лицами решения публичного заказчика о проведении вместо конкурса переговоров.
Еще одним примером, когда прямые переговоры представляются предпочтительными, является ситуация, когда инвестор сам предлагает к реализации проект, не требующий государственных субсидий и гарантий. Однако в таком случае необходимо предусмотреть в законодательстве механизм, позволяющий другим инвесторам заявить о своей заинтересованности в участии в подобном проекте и предложить концеденту лучшие условия.
На практике все достоинства процедуры прямых переговоров имеют смысл и приводят к положительным результатам, только если обеспечивается их прозрачность, беспристрастность и справедливость. Использование процедуры прямых переговоров не должно приводить к вседозволенности концедента, и его право произвольно выбирать контрагента. Прямые переговоры сопряжены с высоким риском различных злоупотреблений и коррупции, так как очень трудно обеспечить прозрачность и объективность переговорного процесса. Необходимо выработать методы, позволяющие минимизировать недостатки процедуры прямых переговоров, с тем чтобы максимально использовать такие ее достоинства, как оперативность и гибкость.
Основные меры, выработанные на практике для обеспечения прозрачности и справедливости в ходе переговорного процесса, обычно сводятся к следующему:
- приглашение к участию в переговорах, содержащее подробную информацию о проекте, подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации для привлечения максимально возможного числа заинтересованных лиц и соответственно для стимулирования конкуренции;
- на законодательном уровне устанавливаются общие критерии, которым должно соответствовать предложение потенциального контрагента.
В российском Законе о концессионных соглашениях предусмотрено только одно основание, когда концессионное соглашение заключается без проведения конкурсных процедур, - когда конкурс был признан несостоявшимся в связи с тем, что было подано менее двух заявок, соответствующих критериям конкурса.
Таким образом, в России возможность применения процедуры прямых переговоров для заключения концессионного соглашения очень ограничена. Мы считаем, что данное решение российского законодателя вполне оправданно, ведь конкурсные процедуры, несмотря на имеющиеся недостатки, позволяют сократить риск злоупотреблений и коррупции.

3. ЖКХ сегодня
Степень развития коммунального хозяйства непосредственно влияет на качество жизни, здоровье и уровень благосостояние населения.
Качество проживания в значительной мере определяется надежностью работы систем инженерного оборудования селитебных территорий - водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и т.д. Только их ритмичная и безаварийная работа может обеспечить нормальные условия проживания семей. Задача поддержания в рабочем состоянии сетей и головных сооружений инфраструктуры, обслуживающей городское население, выходит на уровень проблем национальной безопасности.
За годы реформ в коммунальном хозяйстве износ инженерного оборудования достиг 73%; инженерных сетей - 65%; исчерпали нормативные сроки службы более 32% котлов; 28% систем, работающих под высоким давлением; 23% трубопроводов пара.
Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%.
Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз. В год в среднем происходит 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения4.
В отопительном сезоне (зима 2002-2003 гг.) произошло более 1500 инцидентов и отказов в системах теплоснабжения городов и населенных пунктов. Зарегистрировано 75 чрезвычайных ситуаций и крупных аварий на объектах ЖКХ в 38 субъектах Российской Федерации, что на 21% больше, чем в 2002 г.
Не погашается задолженность федеральных ведомств за коммунальные услуги, объем которой составляет около 5 млрд. руб. Более того, Минфином России при формировании федерального бюджета на 2003 г. затраты на коммунальные услуги министерств и ведомств определялись с учетом индексации базовых назначений, которые, как правило, ниже фактически сложившихся, что приводит к росту задолженности.
"Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к... падению надежности... Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам. Более 40% подаваемой в сеть воды не соответствует санитарным требованиям...
Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода - 27,0 млн. куб. м и 16% водопроводных сетей - 73,6 тыс. км.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн. куб. м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 115,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17%) нуждается в срочной замене.
Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 и более лет и очистные сооружения общей мощностью 23 млн. куб. м в сутки требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. куб м в сутки.
Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15% (3339,2 млн. куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30%.
В 2000 г. из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях 53% произошли по причинам их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение." 5.
Коммунальное хозяйство страны финансируется не более, чем на 50% от уровня, который может обеспечить воспроизводство его основных фондов.
Платежи населения в составе затрат коммунальных предприятий на производство и поставки услуг выросли в различных районах Российской Федерации с 2-3% в 1992 г. до 40-50% в 2003 г.
Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг увеличивались опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшилась. Ситуация осложнилась крайне неблагоприятной динамикой реальных доходов населения, в связи с чем рост ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг населением происходил особенно болезненно.
Повышение эффективности использования средств бюджета и населения, повышение ответственности коммунальных предприятий перед органами местного самоуправления и потребителями коммунальных услуг за качество обслуживания является первостепенной задачей ЖКХ.
Действующий в коммунальной сфере хозяйственный механизм не стимулирует снижение затрат. Предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене необходимых объемов устаревшего оборудования и изношенных основных фондов.
Существующая система управления и ценообразования делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для развития отрасли. Поскольку нормативный уровень рентабельности в большинстве случаев устанавливается произвольно, то в тарифах никак не учитываются реальные потребности предприятий в основных и оборотных средствах, необходимых для финансирования инвестиций.
Утверждение федеральных стандартов коммунальных услуг не стало основой межбюджетных отношений, не возникло общей финансовой заинтересованности в снижении коммунальных затрат и увеличении доли населения в оплате коммунальных услуг.
Увеличение тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки без одновременного приведения в соответствие тарифов на коммунальные услуги привело к росту долгов предприятий коммунального хозяйства перед поставщиками энергоресурсов.
В коммунальной сфере не удалось воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков коммунальных услуг, обеспечить эффективное управление и эксплуатацию предприятий коммунального хозяйства.
Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность отрасли для частных инвестиций. Между тем, опыт западных стран показывает, что большинство проектов модернизации и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными, имеют относительно короткие сроки окупаемости. Поэтому создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение коммунального хозяйства в долгосрочной перспективе.
Итак, в России концессии пока не являются легитимной формой хозяйствования, так как отсутствует специальное законодательство, регулирующее концессионные отношения. В то же время России нужна собственная, разработанная на основе богатого мирового и исторического опыта, законодательно оформленная концессионная политика минимум по двум причинам. Осуществляемый в последние годы поиск путей дальнейшего разгосударствления идет крайне тяжело и непоследовательно. В условиях затянувшихся реформ электроэнергетики, железнодорожного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства, других отраслей государство остро нуждается в новых, научно обоснованных подходах к реформированию.
В отечественной практике водохозяйственной деятельности уже известны отдельные случаи передачи частному бизнесу прав управления водообеспечением городов, канализации городов (Тула, Оренбург, Псков, Пермь, Красноярский край) и др.
Передачи инженерных сооружений водохозяйственного назначения в частные руки не отработана, поэтому в практике не избежать неблагоприятных последствий. В связи с этим разработка методических подходов развития партнерских отношений государства и частного сектора и привлечение на этой основе внебюджетных инвестиционных ресурсов на водохозяйственные и водоохранные мероприятия является важнейшей научной и практической задачей.

Заключение

Проблема разработки системы организационного механизма концессионной деятельностью проявляется в необходимости согласования форм и методов концессионирования с общим курсом экономических реформ в стране, проводимыми преобразованиями всего хозяйственного механизма, переходом к рыночным отношениям, привлечением инвестиций и обновлением основного капитала, обеспечением устойчивого экономического роста.
Таким образом, проведённый анализ места и роли концессии в системе организации предприятий ЖКХ свидетельствует о том, что потенциальная привлекательность отрасли для концессионеров базируется на практически гарантированном сбыте продукции, потенциале ресурсосбережения и на прозрачных правилах ценообразования услуг монополий (регулирования монополий), что позволяет минимизировать риски концессионера. И если будут соблюдаться вышеперечисленные институциональные принципы, то концессии смогут обеспечить устойчивый приток инвестиционных ресурсов в систему жилищно-коммунального хозяйства России.
Следовательно, мы показали, что социально-экономический механизм концессии получил широкое распространение в экономической практике как стран с развитой экономикой (США, Великобритании, Франции, Испании и др.), так и в развивающихся странах (Аргентине, Бразилии, Румынии, Польше), что свидетельствует об универсальном характере инструментария.
Мировой опыт подчеркивает ярко выраженную специфику форм и методов реализации концессионных проектов, зависящих от сектора экономики и сложившейся правовой системы. Российская концессионная модель, в частности может включать отдельные элементы подходов, используемых в других странах, исходя из особенностей отечественной экономики и стоящих перед государством острых социальных проблем.
Хотя концессия насчитывает тысячелетнюю историю, ее формы непрерывно развиваются и обновляются. Зарубежный опыт использования концессий убедительно подтверждает, что этот инструмент становится сегодня ведущей формой финансирования развития и управления государственной собственностью, позволяющей при сохранении особого права государства на расторжение концессионного соглашения, поддерживать условия эффективного использования объектов, находящихся в собственности государства.
Список использованной литературы

1. Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора. – М.: Наука, 2006.
2. Караогланов А.С. Реформа ЖКХ и политика доходов. // Человек и труд №12. – М.: Человек и труд, 2007.
3. Караогланов А.С. Концессия как социально-экономическая категория: зарубежный и российский опыт применения. /Организационные проблемы управления экономикой (сборник научных трудов). – М.: ИЭ РАН, 2006.
4. Караогланов А.С. Основные сферы и цели функционирования государственно-частного партнерства. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006»: Вып. 7/ГУУ. – М.: 2006.
5. Караогланов А.С. Социально-экономический анализ конценссионного механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Автореферат. – М.: 2008.
6. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С.14.
5. Kleiner M. Infrastructure Concessions - to auction or not to auction. Public policy for the private sector. N 159. November 1998.

Караогланов А.С. Социально-экономический анализ конценссионного механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Автореферат. – М.: 2008.
Караогланов А.С. Реформа ЖКХ и политика доходов. // Человек и труд №12. – М.: Человек и труд, 2007.

Караогланов А.С. Социально-экономический анализ конценссионного механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Автореферат. – М.: 2008.
Караогланов А.С. Концессия как социально-экономическая категория: зарубежный и российский опыт применения. /Организационные проблемы управления экономикой (сборник научных трудов). – М.: ИЭ РАН, 2006.
Караогланов А.С. Социально-экономический анализ конценссионного механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Автореферат. – М.: 2008.
Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С.14.
Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора. – М.: Наука, 2006.
Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора. – М.: Наука, 2006.
Караогланов А.С. Реформа ЖКХ и политика доходов. // Человек и труд №12. – М.: Человек и труд, 2007.
Караогланов А.С. Основные сферы и цели функционирования государственно-частного партнерства. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006»: Вып. 7/ГУУ. – М.: 2006.
Караогланов А.С. Реформа ЖКХ и политика доходов. // Человек и труд №12. – М.: Человек и труд, 2007.
Караогланов А.С. Основные сферы и цели функционирования государственно-частного партнерства. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006»: Вып. 7/ГУУ. – М.: 2006.
Караогланов А.С. Основные сферы и цели функционирования государственно-частного партнерства. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006»: Вып. 7/ГУУ. – М.: 2006.
Караогланов А.С. Основные сферы и цели функционирования государственно-частного партнерства. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006»: Вып. 7/ГУУ. – М.: 2006.
Караогланов А.С. Реформа ЖКХ и политика доходов. // Человек и труд №12. – М.: Человек и труд, 2007.
Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С.14.
Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С.14.
Kleiner M. Infrastructure Concessions - to auction or not to auction. Public policy for the private sector. N 159. November 1998.
Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С.14.
Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора. – М.: Наука, 2006.









2



Муниципалитет: минимум 50,1 %
участия

Предприниматель: максимум – 49,9 % участия

Совместное дочернее предприятие - исполнитель проекта

Рамочные условия

Целевые средства поддержки

делопроизводство

Управление проектом финансирования

Обслуживание клиента «из одних рук»

1. Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора. – М.: Наука, 2006.
2. Караогланов А.С. Реформа ЖКХ и политика доходов. // Человек и труд №12. – М.: Человек и труд, 2007.
3. Караогланов А.С. Концессия как социально-экономическая категория: зарубежный и российский опыт применения. /Организационные проблемы управления экономикой (сборник научных трудов). – М.: ИЭ РАН, 2006.
4. Караогланов А.С. Основные сферы и цели функционирования государственно-частного партнерства. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006»: Вып. 7/ГУУ. – М.: 2006.
5. Караогланов А.С. Социально-экономический анализ конценссионного механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Автореферат. – М.: 2008.
6. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С.14.
5. Kleiner M. Infrastructure Concessions - to auction or not to auction. Public policy for the private sector. N 159. November 1998.

Узнать стоимость работы