Повышение интереса к физическим упражнениям в процессе проведенияподвижных игр ( старшая группа)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 9898 страниц
  • 77 + 77 источников
  • Добавлена 23.01.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1 . Развитие познавательного интереса к физическим упражнениям в процессе проведения подвижных игр как педагогическая проблема
1.1.Теоретические основы развития познавательного интереса
1.2.Роль подвижных игр в развитии познавательного интереса к физическим упражнениям у старших дошкольников
Глава 2. Педагогические условия развития познавательного интереса к физическим упражнениям в процессе проведения подвижных игр
2.1. Особенности познавательного интереса к физическим упражнениям у старших дошкольников
2.2.Развитие интереса к физическим упражнениям посредством использования подвижных игр
2.3.Анализ результатов педагогического эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходило с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос.Мы использовали следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Наш выбор был обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»Для назначения на ведущую роль мы использовали считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Содержание считалок должны быть безукоризненным в педагогическом смысле.Распределяли роли мы так же при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.Учитывая, что при согласовании желаний у детей могут возникнуть затруднения, мы приходили на помощь и вместо порицания в их адрес по поводу неумения договориться, замечали:— Как много игр вы предложили! Молодцы! Каждая из них интересна, и мы с вами с удовольствием в них поиграем. Ну а теперь давайте выберем одну из них.Все названные приемы использовались, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», – или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком…»В целом контроль за ходом игры был направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. Руководство детьми старшего возраста опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. При подведении итога игры мы отмечали тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называли тех, кто нарушал правила. Анализировали, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры проходило в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры привлекали всех детей, это приучало их к анализу своих поступков, вызывало более сознательное отношение к выполнению правил игры.Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.Варьируя игру, нельзя менять замысел, поэтому мы использовали следующие приемы: Увеличивали количество повторений и общую продолжительность игры;Усложняли двигательное содержание;Изменяли размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки); Сменяли сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); Проводили игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами); Усложняли правила (выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).Для детей старшего дошкольного возраста популярны такие известные игры, как «прятки», «жмурки», «горелки», «кошки-мышки».Игры «Мяч через сетку», городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей знакомят детей с некоторыми элементами спортивных игр взрослых, помогают усвоить основные способы владения мячом, клюшкой, ракеткой. Обучая детей приемам игры в настольный теннис и бадминтон, мы сначала показывали как правильно держать ракетку и как отбивать ею мяч и волан, чтобы они летели вперед, а не вверх. Наших детей привлекали игры исоревновательного характера, которые требуют от играющих известного физического и умственного напряжения. Например, кто скорее добежит до указанного места, отбивая мяч о землю, и забросит его в баскетбольную корзину, кто окажется более быстрым и ловким в преодолении полосы препятствий — перепрыгнет через канаву, пробежит по поваленному дереву. Состязаться в игровой обстановке дети могут вдвоем с товарищем, братом, сестрой, с кем-нибудь из родителей. Игры в форме эстафет могут быть организованы и для группы детей.Организуя игры с детьми старшего дошкольного возраста, мы вели воспитательную работу. Использовали сюжеты, воспитывали у детей интерес выступать в роли помощников при проведении подвижных игр. Воспитывали в детях привычку подчиняться капитану команды, играть дружно и уважать членов команды соперников. Побуждали детей творчески применять отдельные приёмы и целостные действия в играх. Для этого нами совместно с детьми были придуманы новые подвижные игры.Воспитывали интерес к преодолению трудностей, препятствий на пути к достижению намеченной в игре цели. Для этого приучали детей внимательно выслушивать объяснения игры, возможно правильнее находить своё место во время игры и сообразовывать свои действия с действиями товарищей. Приучали детей видеть красивое в игре, в умелом выполнении задач по взаимопомощи и взаимоподдержке. Старались удовлетворять интерес детей к играм, требующим выполнения всё более сложных правил и взаимодействий между играющими.Таким образом, организация подвижных игр, является значительным фактором формирования произвольности ребёнка в детском коллективе. Развитие произвольности в подвижных играх с правилами, является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению. Были составлены конспекты подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста. После проведения экспериментальной работы мы отметили, что у детей значительно возрос интерес к подвижным играм. И так нами были определенны следующие условия развития интереса к физическим упражнениям посредством использования подвижных игр:Никогда не заставлять детей играть, а только приглашать.Органично включать игру в различные виды деятельности детей (в занятие, в процесс наблюдения в природе, при обследовании двигательных умений детей и пр.).Создавать условия для активности и успехов каждого ребенка в игре.Участвовать в игре на правах партнера, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.Создать настроение ожидания следующей встречи с игрой.Разнообразить приемы проведения игр.Поддерживать детей, замечать и оценивать результаты каждого ребенка.Предлагать игры разнообразные по содержанию и интенсивности нагрузок.Поддерживать детскую инициативу по придумыванию вариантов игр и созданию новых игр.Учить и поощрять самостоятельные игры детей.2.3.Анализ результатов педагогического экспериментаЦель контрольного эксперимента заключалась в оценке эффективности реализованных на практике педагогических условий. В качестве метода исследования использовалось анкетирование дошкольников и педагогическое наблюдение.Для опроса детям предлагались те же вопросы, что и на констатирующем этапе.Результаты анкетирования дошкольников представлены в таблице 3.Таблица 3.Результаты анкетирования дошкольников на контрольном этапе экспериментаВопросыОтветыНравятся ли тебе подвижные игры?Нравяться22[ 100%]НетНе все нравитсяЧем ты больше любишь заниматься на занятиях по физкультуре?Физическими упражнениями16[72%]Играть8[28%]Смотришь ли ты передачи о спорте и спортсменах?Да20[90%]НетИногда2[10%]Нужно ли заниматься физкультурой?Нужно22[100%]Нет не нужноИногда нужноВ ходе анализа ответов детей в ходе анкетирования мы выяснили, что всем детям без исключения нравиться заниматься физкультурой.Анализ ответов показал, что практически все дети любят смотреть передачи о спорте и спортсменах (90%). У всех детей положительное отношение к спортивным занятиям (100%).Далее нами было определен уровень знаний детей о подвижных играх, для этого проводилась индивидуальная беседа.В результате беседы мы получили следующие результаты:На первый вопрос «Что ты знаешь о подвижных играх?» все дети ответили 100% (22 чел.), что «эти игры помогают физически развиваться». Наглядно это отраженно в диаграмме на рис.7 Диаграмма 7.Рис.7 Ответы на 1 вопросВ ответе на второй вопрос все дети называли большое количество игр, и в которые они играли, и те в которые хотели бы поиграть.Наглядно это отраженно в диаграмме на рис.8. Диаграмма 8.Рис.8 Ответы детей на 2 вопросПри постановке третьего вопроса 70% (18 чел.) объяснили, почему им нравятся подвижные игры,остальные затруднились ответить.Наглядно это отраженно в диаграмме на рис. 9. Диаграмма 9.Рис.9 Ответы детей на 3 вопросАнализ ответов позволил сделать следующий вывод: после проведения экспериментально работы мы отметили, что у детей значительно возрос интерес, как подвижным играм. Дети сами начинали играть в подвижные игры, сами организовывали и старались соблюдать правила проведения игры. Наблюдения за детьми показали, что дети собираются на игру очень быстро, внимательно слушают объяснения воспитателя, активно отвечают на вопросы, стараются лучше запомнить содержание и правила игр, с желанием помогают создать на площадке условия для игр, учатся применять считалки и с удовольствием их заучивают. Появилась потребность узнать новые игры, вспоминать и предлагать знакомые. Играть стали дольше; постепенно дети начинали играть в подвижные игры самостоятельно: объединялись, выбирали игру, договаривались об условиях и о распределении ролей, играли, стараясь соблюдать правила игры.Вывод к главе 2.Качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что гипотеза исследования получила подтверждение.ЗаключениеВ нашей работе рассматривалась проблема повышения интереса к подвижным играм. Особенностью интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.Познавательный интерес оказывает влияние на личность дошкольника многозначно. Можно объединить все три особенности интереса как цели, средства и результата. И так, с точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив. Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важных специальных задач физического воспитания.Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненного необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Выдвинутая гипотеза нашла подтверждение.В ходе экспериментальной работы нами были определены педагогические условия, которые помогли нам в развитии интереса старших дошкольников к подвижным играм.Список литературыАбранян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - С. Пб.: Изд-во «Питер», 2001. - 272 с.Актуальные проблемы формирования интереса в обучении / Под. ред. Щукиной Г.И. М.: Просвещение, 1984 - 176 с. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. / Учебные записки ЛГУ, 1959, вып. 16, - л.256, - с. 41-60 Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания, - Л.: ЛГУ, 1968 -339 с.Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начало XX в. М.: Педагогика, 1990, - 594 с.Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры / под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.331-332.Барсукова, Л. Блиц-игры в преподавании дошкольной педагогики / Л. Барсукова // Дошкол. воспитание. — 1991. — №11. — С. 77.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001.-304 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968, -464 с.Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.Буряк, В. К. Функции преподавателя в структуре педагогической деятельности / В. К. Буряк // Среднее специальное образование. — 1990. — № 6. — С. 20—21.Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учеб. пособие для инс-ов физической культуры. М., ФИС, 1992Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту, М., ФИС, 1995 Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.: ил.Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования, - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия, Мн., Полымя, 1998Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования, - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Детские народные подвижные игры. Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М., Просвещение, 2005Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48 Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольных учреждений. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1997.Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1991 - 96 сКожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с. Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления [дошкольный возраст] М., Линка – Пресс, 2000Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1995.- 271 с.Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: ФиС, 1991. - 120 е., ил.Коротков И.М. Подвижные игры в школе. М.: Просвещение. -1999. - 190 с.Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание, №11-2002.Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой.- М.: Просвещение, 1996.-79 с.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 303–323.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2000.с. 197.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М: Просвещение, 1999. – 95с.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1986.-304 с.Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми [физическое воспитание детей до 6 лет]. «Спарт» 2002.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.Рукова М. Особенности организации занятий по физкультуре // Дошкольное воспитание, №9-2002.Рунова М., Пукинская М. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги // Дошкольное воспитание, №12-2001.Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. Редактор Усаков В.И. Красноярск 1996. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Сост. С.С.Бычкова. АРКТИ, 2002.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и  развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001. – 168с. Степаненкова Э.Я.   Подвижные   игры   как   следствие  гармоничного развития дошкольников./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ под ред. С.О.Филипповой. – СПб.  – 2005. – 416 с.Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Воспитание дошкольника, 2005 .С. 53 – 62.Утробина К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. -М.: ГНОМ, 2004Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.– 224 с. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1994.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М. : Физиология и спорт.-2008. – 421 с.Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.– 224 с.Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры / под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.101-108.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся педучилищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение, 1984. С. 126-133.Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М., 1979. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991.– № 8. – с.23–27.Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Методическое пособие.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -304 с.Яковлеев В.Г. Игры для детей. 2-е изд. перераб. М.: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с.ПриложенияПриложения 1.Родительское собрание на тему "Вместе весело играть"Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни. - Игра позволит детям освоить жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазаньи, метании.- В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способность проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах. - Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.- Подвижная игра увеличивает двигательную активность ребенка в течение дня. - Активность двигательная деятельность на свежем воздухе помогает, благотворно влияет на общее состояние ребенка и на его здоровье. - Подчинение правилам игры воспитывает у ребенка организованность, внимание, умение управлять своим движением, способствует проявлению волевых чувств. - Подвижная игра создает дополнительную возможность общения детей со сверстниками и взрослыми. - Подвижная игра способствует развитию речи и обогащению словаря. Согласны ли вы с этими суждениями, если «да», то поставьте знак «+», если «нет», выскажите сове мнение. Мини-анкета для родителейИграете ли Вы с ребенком в подвижные игры?Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.Помните ли вы считалочки, напиши их?Знает ли Ваш ребенок считалочки?Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).Интервью с детьми. Воспитатель: А вот что говорят наши дети. Сравните свои ответы с ответами детей.(Прослушивание аудиозаписи интервьюирования детей группы).Любишь ли ты играть (да, очень, люблю играть на прогулке вместе со всеми)? Мне нравятся подвижные игры и т.д. Играют ли дома с тобой родители? (Только брат Саша, нет в игры подвижные не играют)со мной играет только бабушкамаме некогда, папа смотрит телевизорВ какие игры ты любишь играть?В детском саду в подвижные игры, где мы все бегаем и играем вместеДома играю только в комп.игры. мне нравится игра – «Лягушки» и т.д. В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?мы дома не играем в подвижные игрыиногда в настольные.Какие считалочки ты знаешь? Расскажи. Учишь ли ты дома с родителями считалочки:нет только в детском саду;на занятии;интересные, которые знают дети.Рассказ бабушки «Игры нашего детства»Не для кого ни секрет, что (дворовые игры исчезли). А ведь они учили детей необходимости общения, помогали решать спорные конфликты. Игра:Хлопните в ладоши те, кто из Вас прыгал через резинку; топните правой ногой те, кто играл в классики, топните левой ногой те, кто играл в салки.Скажите, играют ли в эти игры ваши дети?Работа в подгруппах на тему «Идеальный ребёнок». Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?Какие игры своего детства вы помните? (Назовите их). Во что играли с Вами родители в детстве во время прогулок на природе? (Записать на листе ватмана ответы взрослых - с одной стороны, и игры в которые играют современные дети – с другой стороны, сравнить).Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена своя культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народов, история его развития. «Подарок от бабушки»: подборка игр («Праздник шишек», «Попади шишкой в ведро», «Верный глаз», «Колечко», «Казаки-разбойники», «Секретики», «Платочек», «Бабушкины нити запутались»).Так давайте дарить радость своим детям, внукам. В наших силах больше играть и общаться со своим ребенком (предлагает пройти в зал и поиграть вместе с детьми и родителями в народные подвижные игры).Решение родительского собрания: Поддержать работу детского сада по обучению детей народным подвижным играм.Познакомить ребенка с играми своего детства. Поиграть в них вместе с семьей, друзьями ребенка. Оформить фотовыставку «Играем дома».Один раз в квартал делиться опытом и организовывать досуг в группе, пополнить игровым материалам группу.Приложение 2.Памятка для педагогов “ Планирование подвижных игр”Подвижные игры в календарном плане представлены как обязательный элемент физкультурных занятий и прогулок (еженедельно 12-14 раз). Но это не 12-14 различных подвижных игр, а 4-5, каждая из игр повторяется 3-4 раза. На каждую неделю обязательно надо запланировать новую игру. В основном планируются знакомые игры. Для того чтобы повторение способствовало закреплению двигательных умений и навыков, а интерес к играм не снижался, их следует усложнять и разнообразить. В основе варьирования лежат конкретные программные задачи по обучению движениям на данный отрезок времени. При этом учитываются особенности и возможности возраста детей, а также объективные факторы – время года, место, где расположен детский сад, и др.При составлении плана надо позаботиться о том, чтобы подвижные игры на прогулке хорошо сочетались по содержанию с другими организационными формами. Важно, например, чтобы основное движение, входящее в игру, не повторялось в индивидуальной работе во время одной прогулки. Подбирая игру, надо учитывать также предшествующую нагрузку. 'Гак, после физкультурного занятия на прогулку подбираются игры малой подвижности – хороводы, игры с дидактическими задачами типа “Найди и промолчи”, атакже игры-аттракционы, которые, как известно, имеют зрелищный эффект и участниками которых является небольшое число детей.Приложение 3.Методические рекомендации для воспитателей по повышению интереса старших дошкольников к подвижным играм на прогулкеПодвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности.А мы, как воспитатели детского сада, должны поставить перед собой следующие задачи для проведения подвижных игр:расширить двигательный опыт детей, обогащать его новыми, более сложными движениями.совершенствовать уже имеющиеся у детей навыки в основных движениях, применяемые в игровых ситуациях.развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее три подвижные игры. Игры разной степени интенсивности. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.Также на прогулке с детьми нужно проводить игры спортивного (бадминтон, футбол, хоккей, волейбол) и соревновательного характера, игры-эстафеты, к которых нужно вводить хорошо знакомые детям основные движения) способствует закреплению материала, изучаемого на физкультурных занятиях.В играх-эстафетах дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.Во время проведения подвижных игр, игр-эстафет на прогулке воспитателю следует создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.

Список литературы
1.Абранян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с.
2.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - С. Пб.: Изд-во «Питер», 2001. - 272 с.
3.Актуальные проблемы формирования интереса в обучении / Под. ред. Щукиной Г.И. М.: Просвещение, 1984 - 176 с.
4. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. / Учебные записки ЛГУ, 1959, вып. 16, - л.256, - с. 41-60
5. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания, - Л.: ЛГУ, 1968 -339 с.
6.Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начало XX в. М.: Педагогика, 1990, - 594 с.
7.Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры / под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.331-332.
8.Барсукова, Л. Блиц-игры в преподавании дошкольной педагогики /
Л. Барсукова // Дошкол. воспитание. — 1991. — №11. — С. 77.
9.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208
10.Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
11.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001.-304 с.
12.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968, -464 с.
13.Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005.
14. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.
15.Буряк, В. К. Функции преподавателя в структуре педагогической деятельности / В. К. Буряк // Среднее специальное образование. — 1990. — № 6. — С. 20—21.
16.Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учеб. пособие для инс-ов физической культуры. М., ФИС, 1992
17.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту, М., ФИС, 1995
18.Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.: ил.
19.Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования, - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
20. Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия, Мн., Полымя, 1998
21.Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования, - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
22.Детские народные подвижные игры. Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М., Просвещение, 2005
23.Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48
24.Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
25.Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
26.Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.
27.Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.
28. Иванов В.А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольных учреждений. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1997.
29.Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1991 - 96 с
30.Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с.
31.Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) М., Линка – Пресс, 2000
32.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1995.- 271 с.
33.Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: ФиС, 1991. - 120 е., ил.
34.Коротков И.М. Подвижные игры в школе. М.: Просвещение. -1999. - 190 с.
35.Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с.
36.Коротков И.М. Подвижные игры: метод. рекомендации для студентов тренерского и спортивного факультетов ГЦОЛИФКа. М., 1994. - 26 с.
37.Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание, №11-2002.
38.Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. - 1995.-№ 10. - С. 156-159.
39.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для вос¬питателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой.- М.: Просвещение, 1996.-79 с.
40.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 303–323.
41.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
42.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2000.с. 197.
43.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М: Просвещение, 1999. – 95с.
44.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1986.-304 с.
45.Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.
46.Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). «Спарт» 2002.
47.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
48. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
49.Рукова М. Особенности организации занятий по физкультуре // Дошкольное воспитание, №9-2002.
50.Рунова М., Пукинская М. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги // Дошкольное воспитание, №12-2001.
51.Рунова М., Пукинская М. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги // Дошкольное воспитание, №12-2001.
52. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. Редактор Усаков В.И. Красноярск 1996.
53.Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. Редактор Усаков В.И. Красноярск 1996.
54.Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Сост. С.С.Бычкова. АРКТИ, 2002.
55.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
56.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001. – 168с.
57.Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.
58.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ под ред. С.О.Филипповой. – СПб. – 2005. – 416 с.
59.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 188- 230.
60.Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Воспитание дошкольника, 2005 .С. 53 – 62.
61.Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Сост. С.С.Бычкова. АРКТИ, 2002.
62.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
63.Утробина К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. -М.: ГНОМ, 2004
64.Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.– 224 с.
65.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1994.
66.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
67.Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М. : Физиология и спорт.-2008. – 421 с.
68.Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.– 224 с.
69.Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры / под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С.101-108.
70.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся педучилищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение, 1984. С. 126-133.
71.Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М., 1988.
72.Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М., 1979.
73. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991.– № 8. – с.23–27.
74.Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Методическое пособие.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.
75.Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.
76.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. -304 с.
77.Яковлеев В.Г. Игры для детей. 2-е изд. перераб. М.: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с.




Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе развития познавательного интереса к физическим упражнениям?

Развитие познавательного интереса к физическим упражнениям основывается на теоретических основах психологии и педагогики. Различные теории развития, такие как теория Ю. В. Бондаря и теория Л. С. Выготского, предлагают свои подходы к стимулированию интереса к физической активности у детей.

Какую роль играют подвижные игры в развитии познавательного интереса к физическим упражнениям у старших дошкольников?

Подвижные игры имеют значительное значение для развития познавательного интереса к физическим упражнениям у старших дошкольников. Они помогают детям учиться новым движениям, развивать координацию движений и силу, а также понимать свои возможности и границы в физической активности.

Как можно повысить интерес детей к физическим упражнениям через проведение подвижных игр?

Существует несколько педагогических условий, которые помогают повысить интерес детей к физическим упражнениям через проведение подвижных игр. Например, важно создавать атмосферу положительного отношения к физической активности, предлагать разнообразные виды игр, а также использовать методику поэтапного усложнения задач.

Как педагогическая проблема развития познавательного интереса к физическим упражнениям рассматривается в статье?

В статье рассматривается педагогическая проблема развития познавательного интереса к физическим упражнениям через проведение подвижных игр в старшей дошкольной группе. В частности, авторы статьи исследуют роль подвижных игр в формировании интереса у детей к физической активности и предлагают педагогические условия, способствующие его развитию.

Какие теоретические основы лежат в основе развития познавательного интереса к физическим упражнениям?

Теоретическими основами развития познавательного интереса к физическим упражнениям являются понятия мотивации и внутреннего движущего момента, которые позволяют детям осознать важность физической активности и стимулируют их интерес к упражнениям.

Какие роли играют подвижные игры в развитии познавательного интереса к физическим упражнениям у старших дошкольников?

Подвижные игры играют важную роль в развитии познавательного интереса к физическим упражнениям у старших дошкольников. Они помогают детям познакомиться с различными физическими упражнениями, развивают координацию движений, силу, выносливость и гибкость, а также формируют позитивное отношение к физической активности.

Какие педагогические условия необходимы для развития познавательного интереса к физическим упражнениям?

Для развития познавательного интереса к физическим упражнениям необходимы следующие педагогические условия: создание интересного и разнообразного занятия, использование игровых элементов, поощрение и поддержка успехов и прогресса каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, создание положительной атмосферы и взаимодействия с педагогом и другими детьми.

Как развить познавательный интерес к физическим упражнениям с помощью подвижных игр?

Познавательный интерес к физическим упражнениям можно развить с помощью подвижных игр, предлагая детям новые игры с различными физическими упражнениями, объясняя им, какие мышцы задействованы при выполнении каждого упражнения, показывая им правильную технику выполнения упражнений, создавая соревновательную атмосферу и поощряя детей за достижения в физической активности.