Эcтетическое обоснование культуры в творчестве Ф.Шиллера.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 2020 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 12.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Общая характеристика периода немецкой классической эстетики
Краткие биографические сведения о Шиллере
Идеи эстетического воспитания у Шиллера
Интерпретация Шиллером эстетической концепции Канта
«Письма об эстетическом воспитании человека»
«О наивной и сентиментальной поэзии»
Ценность эстетических идей Шиллера для истории
Заключение
Библиографический список:

Фрагмент для ознакомления

Поэтому характерной чертой наивного поэта нужно считать объективность и беспристрастность, нового же поэта – субъективность и чувствительность.
Античную поэзию Шиллер определяет как искусство, возникшее в условиях наивного единства идеала и действительности, в то время как поэзия нового времени развивается в совершенно других условиях, когда существует разрыв между действительностью и идеалом поэта. Из этих характерных черт и направления поэзии новой, то есть буржуазной, эпохи Шиллер выводит и обосновывает три поэтических рода: сатиру, элегию и идиллию. Тяга поэзии буржуазного общества к сатире вытекает из необходимости критики действительности, неприемлемой с точки зрения идеала поэта. Ибо в сатире действительность, полная недостатков, противопоставляется идеалу, как «высшей реальности». Содержание сатирической поэзии «должно вытекать из того пламенного стремления к идеалу, в котором заключается единственное подлинное призвание к сатирической и вообще к сентиментальной поэзии». Другое содержание имеет элегия, выражающая чувство разлада между жизнью и идеалом. «Если поэт противополагает природу искусству и идеал – действительности таким образом, что изображение первого получает перевес и наслаждение им становится господствующим впечатлением, я называю его поэтом элегическим».
Идиллия – род, присущий исключительно поэзии нового времени, - определяется автором как «поэтическое представление невинного и счастливого человечества». Но так как невинность и счастье не согласуются с духом нового, буржуазного мира, то поэты и переносят действие идиллии «из сутолоки городской жизни в простой пастушечий быт и отвели ему место в детском возрасте человечества до зачатков культуры». Таким образом, характер идиллии, по Шиллеру, состоит в том, что «всякая противоположность между действительностью и идеалом, представлявшая материал для сатирической и элегической поэзии, совершенно уничтожается».
Кроме этих трех родов, Шиллер определяет и три вида в сентиментальной поэзии: эпос (роман), лирику и драму, причем каждый из этих трех видов может быть и сатирическим, и элегическим, и идиллическим. Характеризуя роды и виды поэзии, автор делает оговорку: «Опыт указывает все же, что под руками сентиментальных и наилучших из них поэтов ни один поэтический вид не остался тем, чем он был у древних, и что под старыми названиями не раз создавались весьма новые формы».
В своей статье Шиллер не только устанавливает «характерную особенность» и существенные признаки античной и современной поэзии, но и дает историческую оценку и той и другой. Он доказывает, что, несмотря на неблагоприятные общественные условия для развития новой сентиментальной поэзии, она по сравнению с античной, наивной поэзией представляет собой несомненный исторический процесс, в силу того, что связана с более высокой ступенью развития личности и индивидуального сознания.
Последний раздел статьи «О наивной и сентиментальной поэзии» посвящен характеристике двух типов художников – реалиста и идеалиста.
Исходная философская точка Шиллера в определении творческих принципов реалиста и идеалиста – идеалистическая; она в конечном итоге восходит к дуализму теории познания Канта. «Так как реалист, - пишет поэт, - руководится естественной необходимостью, а идеалист необходимостью разумной, то между ними должно существовать то же отношение, которое наблюдается между действиями природы и деятельностью разума».
Реалист, по Шиллеру, черпает свои познания из «отдельных опытов» и на повторении «отдельных случаев» созидает свою прозорливость и потому справедливо рассуждает обо всем, что в «порядке вещей», но «во всем представляющемся впервые, его мудрость возвращается к своему началу».
Иначе поступает художник-идеалист, который черпает свои познания не из реального опыта, а из «самого себя» и «только из разума». Если природа, служащая обоснованием для творчества реалиста, в своих отдельных действиях ограничена, то разум, являющийся основой для творчества идеалиста, утверждает Шиллер, дает полноту в каждом из своих поступков. Но идеалист может господствовать только над целым; приводя все к высшим причинам, он упускает из виду «ближайшие причины»; устремляя взоры свои только на всеобщее, «уравнивающее разнообразнейшие случаи», он очень легко «оставляет без внимания то особенное», чем эти случаи друг от друга отличаются. Вот почему, по Шиллеру, обе системы, то есть и реалиста и идеалиста, «грешат непоследовательностью», вот почему «обе системы односторонни». «Идеал человеческой природы разделен между обеими системами, но ни одною из них совершенно не достигнут».
Статья «О наивной и сентиментальной поэзии» была последней систематической работой Шиллера по вопросам эстетики. В переписке с друзьями и в предисловиях к некоторым из своих драм поэт и в дальнейшем продолжал касаться вопросов теории искусства, особенно драматургии. Но в целом период увлечения философией Канта и разработки эстетических проблем был позади.
Ценность эстетических идей Шиллера для истории
Подводя итог, среди прогрессивных идей, оказавших влияние на развитие эстетической мысли можно выделить: признание объективности эстетических категорий, историческую конкретизацию их ряда и установление существенных признаков различия нового искусства от античного, то есть те пункты Шиллера, в которых проявляется его стремление связать вопросы эстетики с историческим развитием общества. К достижениям эстетической мысли Шиллера относятся и зачатки идеалистической диалектики, встречающиеся в его работах и делающие их (в особенности «Письма» и статью «О наивной и сентиментальной поэзии») важнейшим звеном в развитии немецкой классической философии от субъективного к объективному идеализму.
Историческое значение названных черт эстетики Шиллера Гегель в своей «Эстетике» характеризует следующим образом: «За Шиллером должна быть признана та великая заслуга, что он прорвал кантовскую субъективность и абстрактность мышления и осмелился сделать попытку выйти за ее пределы, мыслительно постичь единство и примирение, как представляющее собою истину и художественно осуществить его единство. Ибо Шиллер в своих эстетических размышлениях не просто отстаивал искусство и его интересы, независимо от того, в каком отношении искусство находится к философии в собственном смысле, а сопоставил свой интерес к прекрасному в искусстве с философскими принципами, и лишь исходя из последних и с их помощью он глубже проник в природу и понятие прекрасного».
Заключение
Проанализировав основные работы Шиллера, посвященные вопросам эстетики, можно сказать, что не Шиллером определяется магистральное направление развития эстетических идей того времени, но не будь Шиллера, содержание идей Гёте, Шеллинга и Гегеля, сила их действия были бы иными.
Шиллер не преувеличивал непосредственного значения, какое эстетическая теория может иметь для практики искусства. Меньше всего он походил на рассудочного поэта, подгоняющего собственную песню под рамки заранее предписанной теории, что представляется нам ключевым моментом в понимании эстетических идей Шиллера.
Для Шиллера эстетические проблемы никогда не оставались только частными вопросами художественной практики: они становились элементами философского мировоззрения. Разработка этого мировоззрения была не случайной «добавкой» к его художественной деятельности. Поэтому, даже в период, предшествовавший усиленному занятию Шиллера эстетикой и философией, а также и в последующий, Шиллер не только обдумывал эстетические вопросы, но и выражал полученные результаты в художественных произведениях.
Статьи Шиллера по эстетике содержат много элементов критики буржуазного общества; они проникнуты стремлением преодолеть уродливый, враждебный поэзии и искусству характер складывающегося экономического строя. Как бы абстрактно и утопично ни подходил Шиллер к объяснению и решению многих эстетических проблем, вопрос о неполноценности и противоречивости искусства буржуазного мира и мысль о том, что подлинное искусство может быть создано лишь в будущем, после устранения враждебных развитию поэзии и культуры условий, проходит через все его труды по эстетике.

Библиографический список
Большой энциклопедический словарь, М., 1998.
Гегель, Сочинения, Т.12., М.: 2007.
Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия / под ред. Б. И. Пуришева, Т.2., М.: 1973.
Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер жизнь и творчество, М., 1957.
Шиллер Ф., Собрание сочинений, Т.6., М., 1957.
Большой энциклопедический словарь, М., 1998.
Большой энциклопедический словарь, М., 1998.
Подробнее: Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер жизнь и творчество, М., 1957.
Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер жизнь и творчество, М., 1957. гл. 11
Шиллер Ф., Собрание сочинений, Т.6., М., 1957.
Там же.
Там же.
Шиллер Ф., Собрание сочинений, Т.6., М., 1957.
Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия / под ред. Б. И. Пуришева, Т.2., М.: 1973.
Гегель, Сочинения, Т.12., М.: 2007, С. 65.












19

Библиографический список
1.Большой энциклопедический словарь, М., 1998.
2.Гегель, Сочинения, Т.12., М.: 2007.
3.Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия / под ред. Б. И. Пуришева, Т.2., М.: 1973.
4.Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер жизнь и творчество, М., 1957.
5.Шиллер Ф., Собрание сочинений, Т.6., М., 1957.

Вопрос-ответ:

Какие идеи эстетического воспитания проповедует Шиллер?

Шиллер придерживается идеи, что эстетическое воспитание является ключом к гармоничному развитию человека. Он считает, что через эстетический опыт мы можем расширять наши эмоциональные и интеллектуальные возможности, становиться более эмоционально восприимчивыми и этически осознанными.

Что такое наивная и сентиментальная поэзия? В чем их отличия?

Наивная поэзия - это поэзия, которая выражает искренние, простые, интуитивные чувства и впечатления. Она не знает о сложностях и проблемах мира и позволяет человеку ощутить гармонию и простоту существования. Сентиментальная поэзия, в свою очередь, накладывает на наши ощущения общественные и философские соображения, она отражает сложности и противоречия реального мира.

Какие идеи Шиллера имеют ценность для истории?

Идеи Шиллера имеют огромную ценность для истории, так как он сформулировал идею о важности эстетического воспитания в развитии личности, которая стала основой для многих педагогических и философских концепций. Он также сделал значительный вклад в эстетическую теорию и исследования немецкой классической эстетики.

Какие идеи Шиллера считаются основополагающими в его эстетической концепции?

Основными идеями в эстетической концепции Шиллера являются искусство как высшая форма самореализации и самовыражения человека, эстетическое воспитание как средство для формирования гармоничной личности, и важность эстетического опыта для наших эмоциональных и интеллектуальных возможностей.

Какие идеи Шиллера считаются основными в его работе "Письма об эстетическом воспитании человека"?

В своей работе "Письма об эстетическом воспитании человека" Шиллер утверждает, что искусство может стать средством эстетического воспитания, а через него человек может достичь своего идеала. Он также подчеркивает важность гармонии и прекрасного в формировании души и образования человека.

Что представляет собой культура в творчестве Ф. Шиллера?

В творчестве Ф. Шиллера культура представляется как гармоничное сочетание эстетических и духовных ценностей, которые помогают человеку развиваться и самореализовываться.

Каковы основные идеи эстетического воспитания у Шиллера?

Основные идеи эстетического воспитания у Шиллера включают в себя развитие гармонии, свободы и самоопределения через взаимодействие с искусством и красотой.

Как Шиллер интерпретировал эстетическую концепцию Канта?

Шиллер интерпретировал эстетическую концепцию Канта через призму свободной игры воображения, которая позволяет человеку освободиться от ограничений и наслаждаться эстетическим опытом.

Что Шиллер рассматривал в своих "Письмах об эстетическом воспитании человека"?

В своих "Письмах об эстетическом воспитании человека" Шиллер рассматривал важность эстетического воспитания для развития личности и общества, а также давал рекомендации по его осуществлению.

Какую ценность имеют эстетические идеи Шиллера для истории?

Эстетические идеи Шиллера имеют ценность для истории, поскольку они вносили существенный вклад в развитие эстетической мысли и воспитательной практики, а также оказывали влияние на многих последующих философов и художников.

Какие идеи эстетического воспитания проповедовал Ф. Шиллер?

Ф. Шиллер выдвигал идею эстетического воспитания как способа развития в человеке гармонии и свободы. Он считал, что через искусство человек может достичь внутренней свободы и стать более цельной и гармоничной личностью.

Какие идеи Шиллера считаются ценными для истории?

Идеи Шиллера о ценности искусства, о влиянии искусства на человека и об эстетическом воспитании являются ценными для истории. Они повлияли на развитие эстетической мысли и сформировали новые подходы к пониманию и значимости искусства.