Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

"Открытие человека" в эпоху Возрождения. Становление индивидуалистической культуры (Л. Браткин)

  • 20 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 15.12.2008
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Содержание
Введение
Возрожденческая идея «подражания» и поиск новой индивидуальности
Становление концепции человека и понятие личности в эпоху Возрождения
Личность в контексте кризиса ренессансного сознания
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Каково же развитие концепции личности у Макиавелли?
Понятие личности Нового времени включает в себя «самообоснованность каждой человеческой индивидуальности» . Возрождение же, не зная понятия личности в современном ее значении, тем не менее подготовило его. Концепция «универсального человека», индивида в качестве собственной возможности, потенциальности – это своего эскиз позднейшей идеи личности.
У Макиавелли мы видим кризис этой идеи. Создавая концепцию политического деятеля, Макиавелли утверждает, что природный индивид не способен бросить вызов судьбе, поскольку сам является лишь «моментом из <…> натуралистической комбинации случайностей» . В силах же сделать это лишь индивидуальность, свободная в отношении к себе, то есть готовая поступиться общепринятыми ограничениями. Но является ли макиавеллевский «государь» личностью, путь и особого типа?
Поднимая вопрос о соотношении «судьбы» (fortuna) и «доблести» (то есть той свободы индивидуальности, о которой речь шла выше), Макиавелли пишет о том, что судьба лишь наполовину определяет наши действия и что человеческая свобода воли способна ей противостоять. «Фортуна» же всесильна лишь до того времени, пока ей не противостоит «доблесть». Это рассуждение Макиавелли завершает странным, нелогичным и парадоксальным образом: он считает, что удачливы те, кто ведет себя сообразно свойствам времени, а неудачливы – оказавшиеся со своим временем «в раздоре», то есть он противоречит сам себе.
Гипотетический государь обладает «доблестью», которая защищает его от судьбы и дает силы противостоять ей. С другой стороны существует «время», которому поведение этого индивида или соответствует, или нет. Если благоприятное для него время сменяется другим, менее благополучным, индивид «терпит крушение», так как его методы не меняются. Макиавелли объясняет это тем, что не существует такого индивида, который бы смог приспособиться к неудачному для него времени, ибо каждый действует сообразно своей природе и преступить ее не в силах.
Макиавелли согласен сразу с двумя противоречивыми тезисами:
государь («мудрый и доблестный» человек) способен добиться и удержать власть, руководствуясь условиями;
никто не может идти против своей природы, и посему индивид при смене обстоятельств остается прежним и не может приспособиться к изменившемся условиям.
Образец политика Макиавелли видит в фигуре Цезаря Борджиа. Безупречность Борджиа как политика – в его универсальности, то есть способности обладая всеми качествами человеческой души(в том числе, и противоположными друг другу), выбирать из них именно те, которые подходят конкретным обстоятельствам. Способность быть жестоким, когда это необходимо, и вновь милосердным, когда для этого наступает нужный момент, – вот то, что, по Макиавелли, отличает Борджиа от других правителей, достигших власти посредством насилия.
Бесконечное разнообразие исторических обстоятельств требует от индивида стремления к внутреннему разнообразию, то есть универсальности. Таким образом, концепция макиавеллевского государя необъяснима вне представления о всесторонне развитом «универсальном человеке» Возрождения, хотя сам Макиавелли к этому понятию не прибегает. и действительно, если мы попытаемся объяснить феномен «универсального человека» в обобщенном плане, то противоречие между ним и «мудрым государем» (единственной целью которого является захват и удержание политической власти любыми средствами) не кажется таким уж явным. Чем же характеризуется «универсальный человек», если отбросить предметные подробности? Константой этого понятия является возможность человеку стать всем, что ему потенциально доступно. Еще Пико делла Мирандола считал, что человеку следует быть тем, чем он хочет. И именно это качество и характеризует «мудрого государя» Макиавелли. В его концепции мы наблюдаем смещение идеи «универсального человека»: внутренняя цельность и гармония, бывшие такими важными для гуманистов, перестают иметь значение.
Остается соотнесенность этого нового понимания «универсального человека» (или «мудрого государя») с будущей концепцией личности, которая уже принадлежит Новому времени .
Заключение

Итак, рассмотрев эволюцию представлений о человеке, мы можем говорить о том, что взгляд на него не оставался неизменным на протяжении всей эпохи Возрождения. Родившись в лоне идеи «подражания», понятие индивидуальности получало самое различное освещение в зависимости от времени и контекста.
«Возрождение античности», или, вернее ее «переоткрытие» подарило возможность для открытия не просто индивидуальности, а индивидуальности, сознающей себя. Это стало, пожалуй, одним из важнейших достижений: постановка проблемы самосознания и самопознания, без которых не мыслится личность в современном ее понятии.
Повышенное внимание к человеку, его телесному и духовному началам, к человеку во всей его полноте, как к самоценной сущности, считается одним из наиболее ярких признаков Ренессанса. Изображения человека в живописи, рассуждения о нем в литературе и риторике и даже отражение этого интереса в архитектуре, – по отдельности все это не было чем-то новым, однако сам характер обращения к человеку, определение его роли резко отличались от всего предшествующего.
Тот факт, что ренессансный тип личности отличается от привычного нам ее понимания, не дает нам оснований считать ее концепцию «неполноценной» или «неоформленной». Напротив, именно в ее открытости, устремленности к необъятному и заключается специфика, отличающая человека Возрождения от остальных эпох.
Список использованной литературы

Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М: «Наука», 1984.
Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: «Наука», 1978.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: «Наука», 1989.
Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М: «Наука», 1976.
Лихачев Д. С. Текстология. Л.: «Наука», 1983.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1978.
Ревякина Н. В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: «Наука», 1976.
Шичалин Ю. А. Публий Папиний Стаций – гениальный поэт в бездарную эпоху // Стаций. Фиваида. М.: «Наука», 1991.
 А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1978. – С. 49.
 «…Если античность делила рост человека на какие-то там шесть или семь частей, то, то Альберти в целях достижения точности в живописи и скульптуре делит его теперь на 600, а Дюрер впоследствии – и на 1800 частей». – А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения… – С. 54.
 А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения… – С. 52–57.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: «Наука», 1989. – С. 3–30.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 32–35.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 45.
 Д. С. Лихачев. Текстология. Л.: «Наука», 1983. – С. 86–87.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 50.
 Ошибаются те, кому не нравится ежедневное нахождение нового.
 См. также: С. С. Аверинцев. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М: «Наука», 1984. – С. 142–154.
 Жанр берет свое наименование от названия четырех стихотворных сборников Стация – «Сильв» ( от silvae – «лес», то есть необработанный материал; наброски, зарисовки по случаю). Подробнее см.: Ю. А. Шичалин. Публий Папиний Стаций – гениальный поэт в бездарную эпоху // Стаций. Фиваида. М.: «Наука», 1991.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 64–99.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 103.
 А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения… – С. 240–245.
 Л. М. Баткин. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: «Наука», 1978. –С. 29–30.
 Для чего мы? Откуда и куда идем?
 А также Леонардо Бруни, Пьерпаоло Верджерио, Маттео Пальмиери, Альберти и некоторые другие.
 Н. В. Ревякина. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: «Наука», 1976. – С. 245–275.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 104–137.
 Л. М. Баткин. Ренессанс и утопия // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М: «Наука», 1976. – С. 222–227.
 Ранее мы обговорили, что смысл этого слова в эпоху Возрождения отличается от привычной нам концепции личности, созданной Новым временем.
 А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения… – С. 59–62.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 168.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 170.
 Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности... – С. 170–210.












1

Список использованной литературы

1.Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М: «Наука», 1984.
2.Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: «Наука», 1978.
3.Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: «Наука», 1989.
4.Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М: «Наука», 1976.
5.Лихачев Д. С. Текстология. Л.: «Наука», 1983.
6.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1978.
7.Ревякина Н. В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: «Наука», 1976.
8.Шичалин Ю. А. Публий Папиний Стаций – гениальный поэт в бездарную эпоху // Стаций. Фиваида. М.: «Наука», 1991.

Узнать стоимость работы