Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях

  • 28 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 20.03.2009
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Особенности поведения подростков в
конфликтной ситуации
Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
Физиологические изменения в подростковом возрасте
Характеристика поведенческих реакций у подростков. Подростковые поведенческие характерологические реакции в зависимости от воспитания и темперамента могут быть сглажены, или наоборот, проявляться чрезмерно интенсивно
Формирование личности в подростковом возрасте
Интеллектуальное развитие в период полового созревания
Подросток и его отношения с взрослыми
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНФЛИКТА. ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТЕ
Стили поведения в конфликте
Основные виды конфликтов
Сопоставление характеристик стилей конфликтного поведения и особенностей поведения подростков
Подростковая агрессия как источник конфликтов
Конфликты между детьми и родителями
Другие факторы, оказывающие влияние на поведение в конфликте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства агрессивного характера. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, отчасти в изнасиловании, убийствах, в повреждении либо уничтожении имущества.
Будучи индивидуально относительно бессильными, но собравшись вместе, агрессивные подростки могут угрожать социальному порядку. Это особенно справедливо по отношению к антисоциальным подростковым бандам. Их члены находят здесь принятие и статус, в то время как в любом другом месте они ничто. Взаимная поддержка играет немаловажную роль в подростковой преступности. Любой девиантный подросток в одиночку может и не отважится на конфликт или нарушение закона, но вместе с другими членами банды он чувствует себя смелым и решительным. Неудивительно, что довольно большая часть подростковых конфликтных и агрессивных действий совершается именно группами. Так же, общаясь друг с другом, подростки устанавливают правила поведения, неписанный кодекс действий в той или иной ситуации. Эти общие установки порой оказывают сильнейшее влияние на индивидуальное поведение членов группы, в том числе и в конфликтных ситуациях.
Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – самая большая трагедия. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичное замечание, которое ему делают взрослые в присутствии товарищей. Такие замечания он рассматривает как унижение своей личности. На этой основе нередко возникают конфликты и подросток становится «трудным».
Л.М. Семенюк условно выделила четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.
Первую группу характеризует устойчивый комплекс аморальных, примитивных потребностей. Типичные особенности таких детей – эгоизм, равнодушие, отсутствие авторитетов. Они дерзки, драчливы, в поведении преобладает физическая агрессивность.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Их характеризует импульсивность, лживость, раздражительность. Им доставляет удовольствие чужая боль. Физическую силу применяют по ситуации, лишь против более слабых.
Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством. Не стремятся к успеху. В поведении преобладает косвенная и вербальная агрессивность.
В четвертую группу входят подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями, но в то же время отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, для них типична трусливость и мстительность. В поведении преобладает вербальная агрессивность и негативизм. (13, с. 50)
Конфликты между детьми и родителями
В период возрастного кризиса повышается уровень конфликтности ребенка, когда он становится боле капризным, раздражительным, непослушным.
Стремление стать взрослым очень ярко проявляется во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.
Стремление подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих приводит к тому, что мотивы у них формируются прежде всего и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве, приводя к конфликтам.
Выше уже говорилось, что подросткам свойственная реакция оппозиции – как ответ на недостаток прежнего внимания. Нужно добавить, что подобное стремление вернуть себе внимание – полуосознаваемое или даже неосознаваемое. Когда подросток нарушает нормы и требования, не подчиняется родителям, не слушается, то тем самым сигнализирует» «Мне плохо, помогите мне!»
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков.
Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Непосредственно на качество общения между взрослыми и подростками влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.
Конфликты родителей с подростками могут быть следующих типов: конфликт неустойчивости родительского отношения, возникающий на основе постоянной смены родителями критериев оценки ребенка; конфликт сверхзаботы, основами для которого являются гиперопека и сверхожидания родителей; конфликт неуважения прав на самостоятельность, возникающий из-за тотального родительского контроля; конфликт отцовского авторитета, когда возникает стремление добиться в конфликте своего любой ценой.
В становлении взаимоотношений подростка возникают следующие противоречия:
1) углубленный противоречиями конфликт, который может длиться очень долго. Как правило, возникает при условии полного расхождения тенденций взрослого и стремлений подростка. Когда взрослые к претензиям подростка на большую самостоятельность и доверие относятся как к необоснованным, а подросток в различной форме протестует против старого стиля отношений (это могут быть и побеги из дома, курение, злоупотребление алкоголем или наркотиками, и даже попытки суицида).
2) Противоречия проявляются эпизодически, в силу непоследовательного поведения взрослых, когда они вынуждены разрешать подростку то, что не разрешали раньше. Тут тоже нужно не перегнуть палку, потому что в ответ на разрешение делать все, в том числе и то, что не разрешают другим, подросток может решить, что его совсем не любят. Родительское равнодушие к своим поступкам он объясняет тем, что им просто нет до него дела.
3) Постепенно исчезают противоречия и конфликты при условии принятия и поддержки взрослыми нового «статуса» подростка.
Другие факторы, оказывающие влияние на поведение в конфликте
Помимо влияния семьи и друзей, группы, на мир подростка и его поведение в настоящее время оказывает значительное влияние современная индустрия СМИ и компьютерные игры. Это настоящий бич нашего времени.
Фильмы, где реками льется кровь и на протяжении всей серии то и дело случаются драки, не обремененные интеллектуальной нагрузкой компьютерные «стрелялки» и т.д. Психологи уже все больше говорят о том, что по мере увлечения и все большего погружения в такой мир подросток становится грубым, развязным, все чаще нарушает общепринятые социальные нормы, а то и преступает закон. В современном мире подростки практически не защищены ни от каких жизненных стрессов – ни от больших, ни от маленьких. У них не сформированы системы эмоционально-волевой регуляции как основы стабильного самоотношения и саморазвития. Конечно, было бы неправильно так говорить обо всех подростках поголовно. Бывают и счастливые исключения, как правило, при правильной постановке воспитания в семье, с воспитания с самого раннего возраста тех качеств и навыков, которые способны стать надежным барьером для информационно-поражающего фактора в любом его проявлении. А пока еще существует множество примеров того, как в конфликтной ситуации подростки действовали сообразно героям популярных игр или сериалов, а то и сами провоцировали такие ситуации.
Итак, мы дали основное определение конфликта и рассмотрели влияние различных факторов на поведение подростка в конфликтной ситуации. На основании вышеизложенного можно сделать несколько выводов:
В подростковом возрасте значительное влияние приобретает группа сверстников или единомышленников, оказывающая влияние на поведение своих членов.
Опасность группового влияния на поведения подростка при определенных обстоятельствах состоит в принятии модели агрессивного, девиантного поведения.
Конфликты подростков с родителями в основном объясняются стремлением к самостоятельности, желанием вырваться из-под опеки, а также тем, что родители не могут или не хотят принять своего ребенка в новом для него статусе.
Особенности поведение подростков в конфликте могут быть спровоцированы СМИ и современной индустрией видеоигр.
Заключение
В данной работе были даны теоретические характеристики периода полового созревания, а также конфликтов и конфликтного поведения подростков.
Была поставлена задача выявить особенности, свойственные поведению в конфликте в подростковый период.
На основании вышеизложенного можно привести следующие особенности поведения подростка в конфликтной ситуации:
Большая эмоциональность, вспыльчивость, частая смена настроения.
Отстаивание собственной позиции, иногда в ущерб другой стороне, т.к. в этом возрасте на первый план выходит значимость собственных оценок.
Появлению агрессивности подростка зачастую способствует влияние группы, к которой он принадлежит, и принятые в ней негласные правила (в основном это касается трудных подростков).
Влияние на поведение подростка также оказывает стремление подражать какому-либо образу или определенному человеку.
Стремление стать (почувствовать себя взрослым) оказывает влияние на взаимоотношения подростка с родителями. Если последние не принимают всерьез претензии на большую самостоятельность подростка, возникает конфликт. Ребенок протестует против старого стиля отношений побегами из дома, пристрастием к курению, прогулами уроков и т.д.).
Нарушение подростком норм и правил не говорит о его испорченности, а скорее о том, что ему нужна помощь близких людей, ему не хватает понимания с их стороны.
У подростков еще недостаточно сформированы необходимые навыки и качества для того, чтобы уметь противостоять негативному влиянию внешней среды в современном мире. Следствием этого являются особенности конфликтного поведения, навязанные средствами массовой информации или компьютерными играми.
Итак, пубертатный возраст – не самое легкое время в первую очередь, для самого подростка. На этом этапе окружающим важно понимать, что главное, в чем нуждается подросток – поддержка и понимание. В этом случае по прошествии времени сложности переходного возраста рано или поздно останутся позади, а родители и ребенок сумеют выйти из него с наименьшими потерями.
Список литературы
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль/ Л. Берковиц – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
Волков, Б.С. Психология подростка/Б.С. Волков – Изд 4-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Л.С. Выготский; Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие/О.В. Галустова – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. –
216 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: «ЧеРо», 2004. – 240 с.
Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004 – 509 с.
Кибанов, А.Я., Конфликтология: учебник/А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под ред. А.Я. Кибанова – Изд 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА- М, 2006. – 302 с.
Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: учеб пособие для вузов/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий; – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 464 с.
Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей/
М.А. Куртышева – СПб.: Питер, 2005. – 252 с.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/Л.Ф. Обухова. – изд. 2-е, М.: Российское педагогическое агентство, 2004. – 374 с.
Пономаренко, Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: В 2 ч./Л.П.Пономаренко, Р.В. Белоусова. – Изд. 2-е, перераб., - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 492 с.
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие/Л.М. Семенюк. – Изд. 2-е – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.
http://psylib.org.












2

Список литературы
1.Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль/ Л. Берковиц – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
2.Волков, Б.С. Психология подростка/Б.С. Волков – Изд 4-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
3.Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Л.С. Выготский; Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
4.Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие/О.В. Галустова – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. –
216 с.
5.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: «ЧеРо», 2004. – 240 с.
6.Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
7.Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2004 – 509 с.
8.Кибанов, А.Я., Конфликтология: учебник/А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под ред. А.Я. Кибанова – Изд 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА- М, 2006. – 302 с.
9.Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: учеб пособие для вузов/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий; – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 464 с.
10. Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей/
М.А. Куртышева – СПб.: Питер, 2005. – 252 с.
11.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/Л.Ф. Обухова. – изд. 2-е, М.: Российское педагогическое агентство, 2004. – 374 с.
12.Пономаренко, Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: В 2 ч./Л.П.Пономаренко, Р.В. Белоусова. – Изд. 2-е, перераб., - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 492 с.
13.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие/Л.М. Семенюк. – Изд. 2-е – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.
14.http://psylib.org.

Узнать стоимость работы