Влияние особенностей личности подростка на поведение его в конфликтных ситуациях.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2929 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 01.12.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОНЕ РАЗЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА
1.3. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
1.4. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА НА ПОВЕДЕНИЕ ЕГО В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

Так, установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления конфликтного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. [15, c. 119-123]
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.
Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется нынешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями. [3, c. 37-38]
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.
Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями.
Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обусловливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т. д. [3. c. 43]
В результате проведенного исследования необходимо подчеркнуть, что требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирования умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы неслучайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.). [3. c. 45]
Однако наличие таких корреляционных связей на самом деле еще не дает основание для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес – это одно и то же, что эти понятия синонимичны.
С содержательно-психологической точки зрения понятия «агрессивность» и «конфликтность» обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А, кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности. [3. c. 48]
Заключение
В заключении следует отметить, что в подростковом возрасте появляются первые признаки «ценностного» конфликта, проявляющегося в стремлении подростка отстаивать собственные взгляды и ценности, противопоставляя их нормам и требования взрослых. В полной мере этот конфликт проявляется в следующем юношеском периоде развития. В подростковый период такой конфликт выражается в активном отстаивании школьниками собственно понимания справедливости в самых разных областях – от замечания учителя, «несправедливой» отметки до политических, экономических проблем. Подросток с каким-то особым удовольствием начинает «обличать» родителей и вообще взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам, которые проповедуют, обвинять их в лицемерии, он как бы специально нацелен на выискивание недостатков у взрослых.
Причины этого в особенностях представления подростка о себе в специфике его мышления и связанных с ней особенностями нравственного развития. Как показали исследования Ж. Пиаже, нравственное развитие личности приобретает новый смысл. Для подростка становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни: социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность и др. Все эта понятия для него эмоционально окрашены, личностно значимы. Однако на восприятие этих ценностей влияют особенности интеллектуального развития, прежде всего «познавательный эгоцентризм». При этом реально существующее и потенциально возможное меняются местами и аффективно значимые интеллектуальные построения кажутся для подростка более реальными, чем окружающая жизнь. Важно отметить, что «проведение» определенных принципов в жизнь для подростка – это чаще всего не какие-то конкретные дела, а словесное провозглашение и утверждение этих принципов.
Стремление «примерить», проверить столь волнующее подростков равенство их прав с взрослыми, общность для них и взрослых правил жизни проявляется в том, что подросток предъявляет к взрослым те же требования, которые они предъявляют к нему. Одновременно подросток испытывает потребность в защите со стороны взрослого.
Сложность ситуации – в двойственности потребностей подростка по отношению к взрослому. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность как взрослый, и в опеке как ребенок. Чувство защищенности, безопасности, крайне важное для развития в детском возрасте в целом, остается значимым и для этого периода, оно необходимо для благополучного прохождения кризиса. Именно это переживание безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни.
Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.
Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном, так как стороны сталкиваются друг с другом в определенной социальной среде, объективные условия и субъективные устремления непременно чем-то объединяют конфликтующих.
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния, так или иначе, должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюся ситуацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, принимать решения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия, умерять эмоции, т.е. пускать в ход весь комплекс управленческих средств, который во многом служит улаживанию конфликта.
Если в определении о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для различных сторон рассмотрения конфликта будет следующие определения.
Вывод. Влияние особенностей личности подростка на поведение его в конфликтных ситуациях при всем многообразии причин возникновения, внешних форм проявления, неоднозначности своих последствий, большой доли эмоционального восприятия представляются способом общения и взаимодействия подростка, действенным инструментом развития любых социальных систем, разбор которых позволяет провести грань между разнохарактерными формами социальных связей и, в частности, четко отличать конфликт от иных противоречий – отсутствия простого согласия, несовпадения позиций, противоположности мнений по той или иной жизненно важной проблеме.
Список литературных источников
Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2007. – 207 с.
Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось», 2004. – 365 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
Галустова О.В. Конфликтология. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 216 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005 – 464 с.
Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
Психология современного подростка. Под редакцией Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005 – 400 с.
Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1999 – 320 с.
Социальная психология. Под редакцией Сухова А.Н., Деркач А.А. М.: Академия, 2006. – 600 с.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.: Институт психотерапии, 2004. – 480 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.












2

Список литературных источников
1.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
3.Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2007. – 207 с.
4.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
5.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось», 2004. – 365 с.
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
8.Галустова О.В. Конфликтология. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 216 с.
9.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005 – 464 с.
10.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
11.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
12.Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
13.Психология современного подростка. Под редакцией Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005 – 400 с.
14.Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
15.Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1999 – 320 с.
16.Социальная психология. Под редакцией Сухова А.Н., Деркач А.А. М.: Академия, 2006. – 600 с.
17.Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.: Институт психотерапии, 2004. – 480 с.
18.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
19.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности личности подростка влияют на его поведение в конфликтных ситуациях?

Особенности личности подростка, такие как уровень самооценки, наличие эмоциональной устойчивости, уровень агрессивности, умение решать проблемы и конфликты, влияют на его поведение в конфликтных ситуациях. Также, характер и социальная адаптация подростка могут оказывать влияние на его способность управлять своими эмоциями и реагировать на конфликты.

Какие особенности поведения подростков могут возникать на фоне различных особенностей характера?

На фоне различных особенностей характера подростков могут возникать различные особенности поведения, такие как агрессивность, конфликтность, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень социальной адаптации и проблемы в управлении эмоциями. Также, подростки с разными типами характера могут проявлять разные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

В чем суть и основные характеристики теории конфликтов?

Суть теории конфликтов заключается в том, что конфликты между людьми являются неизбежными и нормальными явлениями, и в то же время могут быть деструктивными или конструктивными в зависимости от способа их управления. Основные характеристики теории конфликтов включают различные типы конфликтов (личностные, межличностные, групповые), стадии конфликта (нарастание, пик, разрешение) и стратегии управления конфликтами (сотрудничество, конкуренция, избегание).

Какие особенности личности подростка влияют на его поведение в конфликтных ситуациях?

Особенности личности подростка, такие как уровень самооценки, наличие эмоциональной устойчивости, уровень агрессивности, умение решать проблемы и конфликты, влияют на его поведение в конфликтных ситуациях. Также, характер и социальная адаптация подростка могут оказывать влияние на его способность управлять своими эмоциями и реагировать на конфликты.

Какие особенности личности подростка влияют на его поведение в конфликтных ситуациях?

Особенности личности подростка, такие как уровень самооценки, эмоциональная стабильность, социальная компетентность и стремление к доминированию, могут существенно влиять на его поведение в конфликтных ситуациях. Например, подросток с низкой самооценкой может быть склонен к агрессивному поведению, чтобы установить свою власть или защитить свой имидж.

Какие особенности поведения проявляют подростки на фоне различных особенностей характера?

Подростки с различными характеристиками могут различно реагировать на конфликтные ситуации. Например, экстравертные подростки часто проявляют агрессивное поведение, чтобы привлечь к себе внимание, в то время как интроверты склонны проявлять пассивное поведение и уходить от конфликта.

Какая сущность и основные характеристики теории конфликтов?

Теория конфликтов предполагает, что конфликты возникают из-за различия интересов, ценностей и потребностей участников. Основные характеристики теории конфликтов включают в себя понятия такие, как конфликтная ситуация, конфликтные стороны, конфликтные цели и способы его разрешения.

Какие особенности личности подростка наиболее сильно влияют на его поведение в конфликтных ситуациях?

Одна из наиболее сильно влияющих особенностей личности подростка на его поведение в конфликтных ситуациях - это уровень агрессии. У подростков с высоким уровнем агрессии часто наблюдается более агрессивное и конфликтное поведение, в то время как у подростков с низким уровнем агрессии поведение может быть более сдержанным и спокойным.

Какие особенности личности подростков влияют на их поведение в конфликтных ситуациях?

Влияние особенностей личности подростка на его поведение в конфликтных ситуациях включает такие факторы, как уровень самооценки, эмоциональная стабильность, уровень эмпатии и социальных навыков. Высокая самооценка и эмоциональная стабильность могут помочь подростку эффективно реагировать на конфликты и находить конструктивные решения проблем. Наличие эмпатии и хороших социальных навыков способствуют умению находить компромиссы и строить здоровые взаимоотношения с другими людьми.

Какие особенности поведения подростков могут возникать на фоне различных особенностей характера?

На фоне различных особенностей характера подростков могут возникать такие особенности поведения, как агрессивность, подверженность страхам, низкая социальная адаптивность и повышенная вовлеченность в конфликты. Например, подростки с агрессивным характером могут часто вступать в конфликты, проявлять недоверие к другим людям и иметь проблемы в общении. Подростки с повышенной страховой негативностью часто сомневаются в себе и испытывают страх перед конфликтными ситуациями. Это может сказываться на их способности эффективно решать проблемы и строить отношения с другими людьми.