Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние особенностей личности подростка на поведение его в конфликтных ситуациях.

  • 29 страниц
  • 19 источников
  • Добавлена 01.12.2009
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОНЕ РАЗЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА
1.3. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
1.4. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА НА ПОВЕДЕНИЕ ЕГО В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

Так, установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления конфликтного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. [15, c. 119-123]
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.
Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется нынешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями. [3, c. 37-38]
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.
Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями.
Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обусловливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т. д. [3. c. 43]
В результате проведенного исследования необходимо подчеркнуть, что требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирования умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы неслучайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.). [3. c. 45]
Однако наличие таких корреляционных связей на самом деле еще не дает основание для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес – это одно и то же, что эти понятия синонимичны.
С содержательно-психологической точки зрения понятия «агрессивность» и «конфликтность» обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А, кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности. [3. c. 48]
Заключение
В заключении следует отметить, что в подростковом возрасте появляются первые признаки «ценностного» конфликта, проявляющегося в стремлении подростка отстаивать собственные взгляды и ценности, противопоставляя их нормам и требования взрослых. В полной мере этот конфликт проявляется в следующем юношеском периоде развития. В подростковый период такой конфликт выражается в активном отстаивании школьниками собственно понимания справедливости в самых разных областях – от замечания учителя, «несправедливой» отметки до политических, экономических проблем. Подросток с каким-то особым удовольствием начинает «обличать» родителей и вообще взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам, которые проповедуют, обвинять их в лицемерии, он как бы специально нацелен на выискивание недостатков у взрослых.
Причины этого в особенностях представления подростка о себе в специфике его мышления и связанных с ней особенностями нравственного развития. Как показали исследования Ж. Пиаже, нравственное развитие личности приобретает новый смысл. Для подростка становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни: социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность и др. Все эта понятия для него эмоционально окрашены, личностно значимы. Однако на восприятие этих ценностей влияют особенности интеллектуального развития, прежде всего «познавательный эгоцентризм». При этом реально существующее и потенциально возможное меняются местами и аффективно значимые интеллектуальные построения кажутся для подростка более реальными, чем окружающая жизнь. Важно отметить, что «проведение» определенных принципов в жизнь для подростка – это чаще всего не какие-то конкретные дела, а словесное провозглашение и утверждение этих принципов.
Стремление «примерить», проверить столь волнующее подростков равенство их прав с взрослыми, общность для них и взрослых правил жизни проявляется в том, что подросток предъявляет к взрослым те же требования, которые они предъявляют к нему. Одновременно подросток испытывает потребность в защите со стороны взрослого.
Сложность ситуации – в двойственности потребностей подростка по отношению к взрослому. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность как взрослый, и в опеке как ребенок. Чувство защищенности, безопасности, крайне важное для развития в детском возрасте в целом, остается значимым и для этого периода, оно необходимо для благополучного прохождения кризиса. Именно это переживание безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни.
Конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.
Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном, так как стороны сталкиваются друг с другом в определенной социальной среде, объективные условия и субъективные устремления непременно чем-то объединяют конфликтующих.
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния, так или иначе, должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюся ситуацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, принимать решения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия, умерять эмоции, т.е. пускать в ход весь комплекс управленческих средств, который во многом служит улаживанию конфликта.
Если в определении о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для различных сторон рассмотрения конфликта будет следующие определения.
Вывод. Влияние особенностей личности подростка на поведение его в конфликтных ситуациях при всем многообразии причин возникновения, внешних форм проявления, неоднозначности своих последствий, большой доли эмоционального восприятия представляются способом общения и взаимодействия подростка, действенным инструментом развития любых социальных систем, разбор которых позволяет провести грань между разнохарактерными формами социальных связей и, в частности, четко отличать конфликт от иных противоречий – отсутствия простого согласия, несовпадения позиций, противоположности мнений по той или иной жизненно важной проблеме.
Список литературных источников
Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2007. – 207 с.
Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось», 2004. – 365 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
Галустова О.В. Конфликтология. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 216 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005 – 464 с.
Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
Психология современного подростка. Под редакцией Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005 – 400 с.
Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1999 – 320 с.
Социальная психология. Под редакцией Сухова А.Н., Деркач А.А. М.: Академия, 2006. – 600 с.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.: Институт психотерапии, 2004. – 480 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.












2

Список литературных источников
1.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
3.Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2007. – 207 с.
4.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
5.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось», 2004. – 365 с.
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
8.Галустова О.В. Конфликтология. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 216 с.
9.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005 – 464 с.
10.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
11.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
12.Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
13.Психология современного подростка. Под редакцией Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005 – 400 с.
14.Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
15.Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1999 – 320 с.
16.Социальная психология. Под редакцией Сухова А.Н., Деркач А.А. М.: Академия, 2006. – 600 с.
17.Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.: Институт психотерапии, 2004. – 480 с.
18.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
19.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.

Узнать стоимость работы