Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государство, право, личность.

  • 33 страницы
  • 26 источников
  • Добавлена 30.01.2009
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО
1.1. Теория отношений личности и государства
1.2. Положение личности в государстве
1.3. Государство и защита прав личности
1.4. Ответственность государства перед личностью
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО
2.1. Понятие правового статуса личности
2.2. Права и свободы личности, гарантируемые государством
2.3. Обязанности личности перед государством
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
3.1. Разработка теории правового государства в истории правовой мысли
3.2. Проблемы правового положения личности и пути формирования правового государства в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Р. Иеринг писал, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретая окончательную правовую прочность. Он высказал идею о государстве, представляющем общие интересы народа, являющемся юридическим лицом (союзом) народа и достигшем общечеловеческих солидарных интересов, направленных на прогрессивное развитие общества (См.: Иеринг Р. Борьба за право. Перевод с 13-го немецкого издания / Пер.: Ершов С.И. – М.: Феникс, 1991. С. 12-18.). Это теоретическое предположение явилось дальнейшим развитием "договорной" теории Ж.Ж. Руссо, который разработал основные теоретические положения гражданского общества. Стало ясно, что одним из условий реализации идеи правового государства, его успешного функционирования является наличие развитого гражданского общества.
В начале XIX века идеи правового государства разрабатываются и в России: они заняли значительное место в трудах Д.М. Писарева, А.В. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других. Теоретическую же завершенность учение о правовом государстве получило в работах ученых-юристов России В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого, Б.Н. Чичерина, А.И. Елистратова, Л.И. Тарановского и других.
Если проанализировать основные положения их работ о правовом государстве, то они сводятся к следующему. Для формирования правового государства необходимо, чтобы оно функционировало на основе принципов верховенства права, всеобщей справедливости, связанности государства и личности правом, разделения властей. Хотя прямо и не указывается, гражданское общество является одним из условий возникновения и функционирования правового государства. Есть понимание того, что без развитого гражданского общества не может быть правового государства. Как о признаках правового государства говорится о правовой культуре, стабильности в обществе и т.д. Ими делается вывод о том, что конституционная монархия вполне способна прогрессировать и стать правовым государством, а от него осуществить качественный переход к культурному государству. Особое значение придается подчинению государства праву.
На современном этапе теория правового государства у нас в стране разрабатывается такими известными учеными, как С.С. Алексеев, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, Р.З. Лившиц, М.Н. Марченко, М.И. Матузов, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин и другие. Из зарубежных авторов, пишущих на эту тему, можно выделить А. Гроссе и А. Менюдье, Э.В. Беккенферде, У.Л. Брауна, Р. Вассермана, Д. Леттера, У. Пройса и других.

3.2. Проблемы правового положения личности и пути формирования правового государства в Российской Федерации
На Западе становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет, и можно утверждать, что правовая государственность - это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры.
В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правового государства в России - это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.
Проведение в жизнь экономической, политической, правовой реформы можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства. Проведение этих реформ без участия правового государства тоже невозможно. Должно быть их органическое взаимодействие. Кроме того, становление правового государства предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами государственной власти, а также обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности естественных прав человека. Сделана попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.
Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России на наш взгляд необходимо:
- повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать частью мировой цивилизации;
- построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;
- обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности граждан;
- создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;
- создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.
Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.
Непременной предпосылкой формирования правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры - стержня цивилизованного общества - предпосылка формирования демократического правового государства.
В духовно-культурной сфере важнейшее место занимают вопросы образования. Образование является фундаментом для развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества.
Важнейшим фактором формирования правовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения. В бедной стране, на низком уровне экономического развития невозможно построение правового государства. Развитая экономика, достаточный материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития общей культуры народа и способствуют становлению гражданского общества и формированию правовой государственности.
Важнейшей задачей построения правового государства в Российской Федерации является утверждение принципов господства права в сфере межнациональных отношений, в национально-государственном строительстве, в формах федеративной организации российской государственности. Россия - многонациональная страна, и ей как воздух необходимы мир и национальное согласие. Решение национального вопроса - залог стабильности и порядка в обществе и государстве.
Таким образом, сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Фактически, правовое положение личности в государстве до сих пор можно охарактеризовать как угнетенное, где государство преобладает над личностью, а права и свободы человека и гражданина по большей части так и остаются декларированными на бумаге и не имеющими реально и эффективно действующих механизмов их гарантии и защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Правовая связь личности и государства – это взаимная зависимость, которая обусловлена совокупностью индивидуальных, социальных, биологических и духовных качеств личности и политической организации общества, структурированной нормативными установками, основанными на представлении о справедливости и свободе, и выражается в правовом статусе личности
Личность, являясь сложным единством индивидуально определенной совокупности социально значимых и биосоциальных свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми, в политико-правовых связях воспроизводит свои качественные характеристики, отражающие уровень ее социализации, приоритетно ориентированной на правовую активность, а также права, свободы и соответствующие им обязанности, получившие правовое санкционирование.
Правовая связь личности и государства, претендующего на статус правового, находится под воздействием его основополагающих принципов, а именно: верховенство права, связанность личности и государства правом, взаимная ответственность личности и государства, разделение властей и др. При этом существенное значение имеет одновременная связь личности не только с государством, но и с гражданским обществом и иными политическими институтами.
Правовые связи между личностью и государством возникают в процессе реализации первой своих прав и обязанностей, а вторым – принадлежащих ему функций. Для поддержания данного правового процесса в состоянии динамизма необходима постоянная активная деятельность личности и государства. При этом действия личности не должны выходить за пределы определенных конституцией прав и обязанностей, а действия государства – за пределы его функций.
Исходя из Конституции РФ, Россия взяла курс на создание правового государства и демократического общества. Поэтому Россия обязана соблюдать основные принципы взаимоотношения личности и государства, установленные в других европейских демократических странах. Прежде всего, это принципы: равноправии всех граждан, верховенство основных конституционных прав и свобод, недопущение какой-либо дискриминации личности, приоритет личности перед государством, юридичность прав, верховенство закона в регулировании отношений, упрощение норм и процедур, регулирующих права личности, обеспечение государством прав и свобод гражданина, гарантированность выполнения личностью обязанностей перед государством, ответственность государства перед личностью и т.д.
Взаимоотношения личности и государства в Российской Федерации на наш взгляд должны характеризоваться следующим: 1) Человек – не винтик государственной машины, а государство служит ему, существует ради него; 2) Государство является результатом волеизъявления людей, оно возникает на определенном этапе человеческой истории; 3) В демократии велика роль отдельного человека, его достоинства; 4) Суверенитет личности исходит из суверенитета народа, 5) Народ сам мотивирует свое поведение и подчиняется тому закону, на который дал согласие; 6) Роль индивидуума в демократии первична, организация – вторична; 7) Человек может вести дела против государства, обращаться в межгосударственные органы и исками против государства; 8) Человек не объект управления, а его субъект; 9) Человек – не средство, а самоцель; 10) Человек, его место в обществе не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы.
Однако, в настоящее время в теории и практике строительства правового государства в Российской Федерации до сих пор имеет место ряд серьезных проблем. С недостаточной научной обоснованностью определен перечень обязательных условий построения правового государства. Не устранены противоречия в оценке признаков правового государства, в установлении их количественного предела, а также по вопросу субординации признаков между собой. На сегодняшний день нет научного представления о критериях предела правового регулирования общественных отношений, которые позволили бы избежать перенасыщенности правового регулирования, ибо качество правового государства не оценивается по количеству правовых норм, действующих в стране. Не выяснены отличительные особенности построения правового государства в многонациональной стране с невысоким уровнем правовой культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 25.11.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.11.2008) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 86, 26.04.2005.

Специальная научная и учебная литература, книги, брошюры, монографии

Аристотель. Политика. – М.: АСТ, 2006. – 400 с.
Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. - М.: Мысль, 1997. – 831 с.
Горбунов Д.Г. Ответственность государства перед гражданином как принцип правового государства. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2003. - 195 c.
Иеринг Р. Борьба за право. Перевод с 13-го немецкого издания / Пер.: Ершов С.И. – М.: Феникс, 1991. – 64 с.
Левченко И.П., Облиенко С.В. Индивидуальный социально-правовой статус личности. Монография. - М.: Книжный мир, МосУ МВД РФ, 2005. - 81 c.
Макиавелли Н. Государь. – М.: АСТ, 2006. – 176 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 640 с.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 541 с.
Поляков А.В. Российский правовой дискус и идея коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во ун-та СПбГУ, 2002. – 60 с.
Шилов А.А. Государственные гарантии обеспечения личных прав и свобод граждан Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00. - М., 2003. - 179 c.
Эбзеев Б.С. Личность и государство в России. Взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: Норма, 2007. – 384 с.

Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов

Аронов Д.В. К вопросу о соотношении понятий "государство" - "личность" - "общество" в теории российского либерализма // История государства и права. № 3. 2005. С. 2-5.
Богданова М.С. Некоторые проблемы юридической ответственности государства перед человеком и гражданином // Юрист. № 2. 1999. С. 18-21.
Исаев И.А. "Органический" правопорядок и правовой "солидаризм" // Lex Russica. № 4. 2008. С. 719-739.
Королева Л.Г. Тема свободы личности в русском анархизме // Учебные записки РОСИ: Проблемы социально-гуманитарных дисциплин. Вып. 10. – Курск: Изд-во РОСИ, 2002. С. 3-21.
Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. № 4. 2000. С. 5-14.

Материалы судебной практики

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" // "Российская газета", N 29, 08.02.1995.
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 54.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.1996, N 7, ст. 701.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 25.11.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.11.2008) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
5.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
6.Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
7.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // "Российская газета", N 86, 26.04.2005.

Специальная научная и учебная литература, книги, брошюры, монографии

8.Аристотель. Политика. – М.: АСТ, 2006. – 400 с.
9.Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. - М.: Мысль, 1997. – 831 с.
10.Горбунов Д.Г. Ответственность государства перед гражданином как принцип правового государства. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2003. - 195 c.
11.Иеринг Р. Борьба за право. Перевод с 13-го немецкого издания / Пер.: Ершов С.И. – М.: Феникс, 1991. – 64 с.
12.Левченко И.П., Облиенко С.В. Индивидуальный социально-правовой статус личности. Монография. - М.: Книжный мир, МосУ МВД РФ, 2005. - 81 c.
13.Макиавелли Н. Государь. – М.: АСТ, 2006. – 176 с.
14.Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 640 с.
15.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 541 с.
16.Поляков А.В. Российский правовой дискус и идея коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во ун-та СПбГУ, 2002. – 60 с.
17.Шилов А.А. Государственные гарантии обеспечения личных прав и свобод граждан Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00. - М., 2003. - 179 c.
18.Эбзеев Б.С. Личность и государство в России. Взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: Норма, 2007. – 384 с.

Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов

19.Аронов Д.В. К вопросу о соотношении понятий "государство" - "личность" - "общество" в теории российского либерализма // История государства и права. № 3. 2005. С. 2-5.
20.Богданова М.С. Некоторые проблемы юридической ответственности государства перед человеком и гражданином // Юрист. № 2. 1999. С. 18-21.
21.Исаев И.А. "Органический" правопорядок и правовой "солидаризм" // Lex Russica. № 4. 2008. С. 719-739.
22.Королева Л.Г. Тема свободы личности в русском анархизме // Учебные записки РОСИ: Проблемы социально-гуманитарных дисциплин. Вып. 10. – Курск: Изд-во РОСИ, 2002. С. 3-21.
23.Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. № 4. 2000. С. 5-14.

Материалы судебной практики

24.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" // "Российская газета", N 29, 08.02.1995.
25.Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 N 17-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 54.
26.Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.1996, N 7, ст. 701.

Узнать стоимость работы