Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Конституционное закрепление РФ как социального государства: задачи, цели, функции

  • 33 страницы
  • 21 источник
  • Добавлена 18.04.2009
420 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
1.Алексеев С. Оборот российского рынка бизнес-сувениров растет
http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003907
2.Багиев Г. Л. , Тарасевич В.М. , Анн Х. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2005. – 702 с.
3.Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия. – М.:Инфра-М, 2008. - 412 с.
4.Великанов В. Современные технологии в розничной торговле и их применение // Практический маркетинг. – 2001. - №5. – С. 23-26.
5.Внуков Д. Совершенствование процедур выбора ассортимента на предприятиях оптовой торговли. // Современные аспекты экономики. - №12. – 2005. – С. 34-37.
6.Голубков Е. П. И др. Маркетинг: выбор лучшего решения./ Голубков Е. П., Голубкова Е.Н., Секерин В. Д. – М.: Экономика, 2004. – 524 с.
7.Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006. - 312 с.
8.Домброва Е. Бизнес и кризис // Ведомости – Санкт-Петербург. - №240. – 2008.
9.Егоров В.Ф. Организация торговли. – СПб.: Питер, 2006. – 214 с.
10.Какие бизнес-сувениры больше всего нравятся россиянам
http://www.suvenir.segment.ru/rating/show/1472/
11.Канунников К. Специфика продвижения рекламно-сувенирной продукции на рынке B2B // Управление продажами. - № 6. - 2006. – стр. 6-7.
12.Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
13.Обзор рынка сувенирной продукции http://business-souvenirs.by.ru/
14.Объем петербургского рынка корпоративной сувенирной продукции в 2007 году достигнет $450 млн. http://www.comcon.ru/
15.Проскуряков Д. Сувениры на благо имиджа
http://www.rbc.ru/reviews/souvenir/301104/1.shtml
16.Романеева Е.В., Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле. - М.: КноРус, 2007. – 212 с.
17.Российский рынок рекламных сувениров преодолел первоначальный этап становления http://www.suvenir.segment.ru/rating/show/1722/
18.Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – 238 с.
19.Структура спроса на бизнес-сувениры по данным «Делового Петербурга» http://www.suvenir.segment.ru/news/show/2779
20.Тютюненко Н. Сувенирные инициативы // Деньги. - №4 – 2006. – С. 34-36.
21.Эксклюзивный подход на петербургском сувенирном рынке почти не востребован http://www.symbol-marketing.ru/
Фрагмент для ознакомления

Он проявляется в том, что, с одной стороны, граждане хотят, чтобы государство реально знало об их проблемах и, следовательно, имело возможность осуществлять эффективную политику обеспечения благосостояния и поддержки, с другой, - стремятся воспрепятствовать государству владеть информацией о том, что они имеют, думают и делают. Развитие же социального государства в данном контексте может быть интерпретировано как процесс социализации частных потребностей, когда экономические ресурсы личности, ее здоровье, потребности в жилье, умение и желание работать перестают быть частным делом и переходят в категорию общественных проблем.
Еще одним неблагоприятным следствием усиления роли социального государства является разрастание, дублирование, особенно в условиях сложного территориального устройства, и бюрократизация государственного и административного аппарата. Это ведет к росту расходов на государственную службу, снижению оперативности в оказании социальной помощи, а в итоге - к потере эффективности государственной поддержки.
Отмечу, что при всей важности социальной функции государства для развития институтов демократии и гражданского общества, пользу социального государства не следует идеализировать. Так, необоснованно расширенная и активная социальная деятельность государства может повлечь ряд негативных последствий: спровоцировать психологию социального иждивенчества, подавляя тем самым творческую активность населения; стать тяжелым бременем для бюджета; породить у социально благополучных слоев населения чувство их дискриминации, снижение их заинтересованности в результатах своего труда и социальную апатию.
По мнению И.А. Алебастровой, «социальная функция государства создает опасность снижения созидательного потенциала как слабо обеспеченных, так и материально благополучных слоев населения, что не способствует экономическому росту страны и подрывает экономические источники социального благополучия и прогресса. В социальном государстве возрастает роль государственного механизма в жизни общества, так как он получает доступ к перераспределению ресурсов и соответственно увеличиваются объем и степень важности его функций и его численность. Данное обстоятельство подрывает суть конституционализма как системы ограниченного в пользу свободы личности правления государства».
Действительно, можно согласиться с тем, что необоснованное расширение социальной функции государства может способствовать экономическому спаду, росту социальной напряженности или апатии, усилению власти государственного механизма.
Формирование социального государства в России в том смысле, который придается ему в развитых странах мира, только начинается. Здесь следует отметить, что законодательство в этой сфере достаточно несовершенно, однако в последние годы проделана определенная работа по созданию законодательной основы деятельности социального государства.
Так, в частности, приняты федеральные законы: «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008); «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008). Помимо этого, принят Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008), включающий раздел о социальном партнерстве.
Вместе с тем, приходится констатировать, что практическая деятельность государственных институтов по реализации принципа социального государства далека от совершенства. Во-первых, она ограничивается лишь самой социальной сферой и не распространяется на другие и, прежде всего, на экономику. Во-вторых, что является неизбежным следствием первого обстоятельства, даже в этой области далеко не полностью и несвоевременно исполняются уже принятые законодательные акты. Несоответствие между заявленными обязательствами государства в социальной области и отсутствием продуманной политики и реальных усилий по созданию эффективной, социально ориентированной экономики составляет главное противоречие на пути реализации задач социального государства.
Как отмечает П.К. Гончаров, «используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства».
В данном случае предлагается использовать термин «социальный» не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.
Основу социального государства должна составлять развитая, социально ориентированная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонию природы и общества. Такой подход предполагает конституционно закрепленное повышение роли и ответственности государства в экономической сфере.
Социальная сфера должна характеризоваться реально обеспеченными социальными гарантиями граждан, прежде всего, в области труда и занятости, заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.
Здесь важнейшую роль играет создание и реальное функционирование эффективной и гибкой системы социального обеспечения граждан, включающей в себя социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях болезни, по возрасту, по безработице, от несчастных случаев и т.п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.
Определенные корректировки должны быть внесены и в политическую сферу. Это касается, в частности, повышения статуса и роли законодательной власти, совершенствования избирательной системы, решения вопросов, касающихся формы государственного устройства, характера отношений между органами власти различных уровней, а также системы межнациональных отношений и статуса отдельных наций.
В духовной сфере социальное государство должно быть нацелено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Важнейшее значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения и т.д. Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.
Подводя итог, можно выделить основные проблемы, стоящие на пути формирования социального государства в России.
Во-первых, в Российской Федерации к настоящему времени отсутствует так необходимый для создания социального государства фундамент правового государства, отсутствует развитое, зрелое гражданское общество.
Во-вторых, в государстве отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников, не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции.
В-третьих, снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.
В-четвертых, существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества.
И, наконец, в-пятых, в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
С учетом вышеизложенного можно согласиться с мнением Т.Я. Хабриевой: «вряд ли в настоящее время можно констатировать, что Россия полностью является социальным государством, хотя бесспорно, его элементы присутствуют: есть установленный государством прожиточный минимум, минимум оплаты труда, государственная социальная помощь бедным, определенная доля бесплатного образования и здравоохранения и т.д.».
В целом можно сделать вывод, что современная Россия находится на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.
И, несмотря на перечисленные выше трудности, развитие социальной государственности – это единственно возможный путь для свободного, истинно демократического общества, которым хочет стать Россия.
Заключение
В заключение еще раз отмечу, что проблемы становления и повышения эффективности деятельности социального государства затрагивают не только страны, находящиеся на пути к становлению институтов демократии, но и развитые государства, имеющие многовековой опыт построения правового пространства.
Социальное государство прошло долгий путь своего развития и продолжает развиваться в настоящее время. В наибольшей мере и наиболее действенно функции социального государства реализуются в развитых странах. Однако накопленный опыт в данной сфере свидетельствует и об опасностях, связанных с функционированием социального государства. Одинаково нежелательно как гипертрофирование роли и значения социального государства, так и его недооценка.
Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Но в настоящее время она находится только в самом начале пути к достижению этой цели. Задачи проводимой в стране экономической реформы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях. Однако обе эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно.
Главной задачей государства на современном этапе развития, на мой взгляд, должно стать внедрение действенных механизмов реализации всех тех положений, которые закреплены в Конституции РФ и законодательных актах. Только так Россия сможет сделать качественно новый шаг на пути к формированию истинно социального государства, в полной мере способного осуществить все задачи и цели, поставленные перед ним, а также реализовать все свои функции.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 № 237;
О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. 1995, № 30. Ст. 2871;
О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. № 17, 1996. С.т. 1915;
О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. 1997, № 43. Ст. 4904;
О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ (в ред. от 06.03.2006) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3348;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002, № 1 (ч.1). Ст. 3;
Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1999 № 29. Ст. 3686
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1995 № 50. Ст. 4872;
Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008, № 20;
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник РУДН. Сер: Политология. 2000. № 2;
Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007;
Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., Норма. 2008;
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., Юристъ, 2006;
Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. Юстицинформ. 2007;
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции российской Федерации (постатейный). М., Юрайт-Издат. 2006;
Социальная политика: сущность, итоги и возможности // Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003;
Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006, № 7;
Трофимова И.Н. Региональные аспекты социальной политики Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2008, № 1;
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., «Городец». 2003,
Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и Российская Конституция // Журнал российского права. 2008, № 12;
Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008, № 12.

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., «Городец». 2003, С. 32
Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008, № 12. С. 9
Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., Норма. 2008. С. 14
Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007. С. 16
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 № 237
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., «Городец». 2003, С. 33
Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007. С. 13
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., Юристъ, 2006. С. 79
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции российской Федерации (постатейный). М., Юрайт-Издат. 2006. С. 7
Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008, № 12. С. 15
Социальная политика: сущность, итоги и возможности // Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003. С. 399
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., Юристъ, 2006. С. 81
О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. 1995, № 30. Ст. 2871
Трофимова И.Н. Региональные аспекты социальной политики Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2008, № 1. С. 16
Собрание законодательства РФ. № 17, 1996. С.т. 1915
Собрание законодательства РФ. 1997, № 43. Ст. 4904
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002, № 1 (ч.1). Ст. 3
Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. Юстицинформ. 2007. С. 17
Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3348
Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008, № 20. С. 16
Собрание законодательства РФ. 1999 № 29. Ст. 3686
Собрание законодательства РФ. 1995 № 50. Ст. 4872
Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник РУДН. Сер: Политология. 2000. № 2. С. 48
Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006, № 7. С. 31
Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и Российская Конституция // Журнал российского права. 2008, № 12. С.24












10

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 № 237;
2.О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. 1995, № 30. Ст. 2871;
3.О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. № 17, 1996. С.т. 1915;
4.О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. 1997, № 43. Ст. 4904;
5.О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ (в ред. от 06.03.2006) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3348;
6.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002, № 1 (ч.1). Ст. 3;
7.Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1999 № 29. Ст. 3686
8.Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1995 № 50. Ст. 4872;
9.Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008, № 20;
10.Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник РУДН. Сер: Политология. 2000. № 2;
11.Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007;
12.Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., Норма. 2008;
13.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., Юристъ, 2006;
14.Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. Юстицинформ. 2007;
15.Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции российской Федерации (постатейный). М., Юрайт-Издат. 2006;
16.Социальная политика: сущность, итоги и возможности // Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М., 2003;
17.Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006, № 7;
18.Трофимова И.Н. Региональные аспекты социальной политики Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2008, № 1;
19.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., «Городец». 2003,
20.Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и Российская Конституция // Журнал российского права. 2008, № 12;
21.Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008, № 12.

Узнать стоимость работы