Государственные социальные минимальные стандарты и их применение в бюджетном планировании.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Финансы
  • 2424 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.05.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Понятие государственных минимальных социальных стандартов
2.Направления социальной стандартизации
3.Применение социальных стандартов
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

При расчете приведенных среднедушевых затрат региональных бюджетов на социальную сферу необходимо показатели среднедушевых затрат по каждому региону разделить на соответствующий этому региону коэффициент приведения. Ранжирование регионов по критерию приведенных среднедушевых затрат на социальную сферу является исходным для определения регионов, нуждающихся в финансовой поддержке, а также размеров трансфертов.
В дальнейших расчетах целесообразно использовать сумму среднедушевых приведенных расходов по всем направлениям и статьям финансирования. Это позволяет учесть при определении нуждающихся в финансовой поддержке регионов их реальные возможности финансирования социальной сферы в целом и исключить минимальные среднедушевые расходы по отдельным статьям, которые носят случайный характер.
Распределение предусмотренных в федеральном бюджете средств на повышение минимального уровня расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом величины отклонения среднедушевых приведенных расходов на социальную сферу по каждому субъекту Российской Федерации от соответствующих расходов по Российской Федерации в целом. Для этого может быть выделена группа субъектов Российской Федерации, среднедушевые приведенные расходы которых ниже средней величины по Российской Федерации, и определена по каждому из них величина расходов, недостающая до среднероссийского уровня. Общая сумма средств, выделяемых на повышение минимального уровня расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на социальную сферу, распределяется между регионами пропорционально величине указанных отклонений.
Величина суммы финансовой поддержки, направляемой на социальную сферу, учитывается в общей сумме трансферта бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации. Распределение этой суммы по направлениям и статьям расходов должно осуществляться органами управления субъектов Российской Федерации с учетом ситуации в регионе.
Возможна также иная схема распределения социальных трансфертов нуждающимся регионам. При этом финансовая помощь оказывается регионам, имеющим наиболее низкие показатели приведенных затрат. Регион с наиболее низким уровнем обеспеченности собственными финансовыми ресурсами уравнивается с предшествующим ему по уровню приведенных затрат. Указанная процедура повторяется до полного распределения средств, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.
С целью повышения объективности расчета бюджетной обеспеченности регионов и совершенствования механизма стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2007 году внесены изменения в части расчета индекса налогового потенциала. Указанный индекс теперь определяется на основе показателей, характеризующих базы налогообложения по отдельным налогам (налогам на прибыль, на имущество организаций, на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, акцизам на алкогольную продукцию и нефтепродукты и другие).
Данный подход предусматривает расчет налогового потенциала по основным видам налогов, поступающим в региональные и местные бюджеты, и дальнейшее распространение полученного результата на всю совокупность прочих налогов, поступающих в бюджеты, с учетом предположения, что доходная база по ним пропорциональна базе по основным видам налогов. Для повышения оперативности учета изменения финансовых возможностей субъекта Российской Федерации по мобилизации налоговых доходов сокращен временной лаг учета показателя баз налогообложения с четырех до трех лет, а также введены дифференцированные весовые коэффициенты для показателей с различными временными лагами.
Кроме того, с целью сохранения стимулов для экономического роста и повышения собираемости налогов, при определении налогового потенциала по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, являющихся основными доходными источниками бюджетов субъектов Российской Федерации, производится пересчет налогооблагаемых баз с учетом среднероссийского темпа роста указанных доходов для субъектов Российской Федерации, у которых темпы роста баз налогообложения выше, сложившегося в среднем по Российской Федерации.
Для регионов, принимающих меры по сокращению кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации и увеличению собственных доходов, использован механизм частичной компенсации снижения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что позволит обеспечить стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к улучшению финансового состояния региона вследствие развития собственной налоговой базы без резкого снижения объемов финансовой помощи из федерального бюджета. В зависимости от достигнутых результатов дополнительные дотации в 2008 году составили от 100 до 85 процентов выпадающих средств, в 2009 году – составят от 95 до 75 процентов, в 2010 году – от 90 до 70 процентов, а в 2011 году и последующие годы - от 50 до 30 процентов.
Для учета изменений в социально-экономическом развитии регионов Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов» утверждены резервы в размере 15 процентов от общего объема дотаций на 2009 год и 20 процентов - на 2010 год, которые будут распределены между субъектами Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2009-2011 годы.
За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе принципов бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов.
Совершенствование межбюджетных отношений в условиях реформирования бюджетного процесса обеспечивает процесс непрерывного улучшения деятельности всех уровней государственной власти по повышению качества жизни граждан. Принципы формирования межбюджетных отношений, определенные Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, направлены на совершенствование деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по повышению эффективности и результативности бюджетно-финансовых инструментов.

Заключение

Социальные стандарты используются государством в качестве инструмента управления социальным развитием, при разработке политики доходов и заработной платы, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов, реализации социальных программ, обеспечении социальных гарантий гражданам.
Основную часть установленных законодательными и нормативными актами социальных стандартов составляют минимальные социальные нормы в сфере доходов, заработной платы, занятости и социального обеспечения, гарантированные государством. По мере улучшения положения в экономике применение социальной стандартизации может быть расширено.
На федеральном уровне устанавливаются единые для России социальные стандарты размеров денежных выплат и наборов социальных услуг в натуральном выражении. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право корректировать их с учетом местных условий, не сокращая уровень потребления и не ухудшая качества услуг.
Обеспечение государственных минимальных социальных стандартов осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом суммы финансовой поддержки регионам определяются исходя из общероссийских социальных стандартов.
Вследствие изменчивости экономических условий неизбежно увеличение роли органов Государственного и муниципального управления , а так же бюджетных учреждений в бюджетном процессе. Поэтому сейчас при планировании расходов учреждений бюджетной сферы необходимо учитывать новые условия: самостоятельность уровней бюджетной системы, свободное рыночное ценообразование и углубившуюся региональную дифференциацию.


Литература

1.Конституция Российской Федерации. /Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ./ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007.-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
3.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009г. и 2010г." от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.06 г.№467-р. «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах»
6.Король Е.А. Составляем смету бюджетного учреждения// Бюджетные организации. Экономика и учет.- 2008.- №6.
7. Оценка деятельности государственного учреждения // «Финансы».- 2007.- №7.
8.Профессиональный взгляд на новый Бюджетный кодекс»//Финансы.-2007г.-№7.
9.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
10.Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www.minfin.ru
Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ./ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007.-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.

Конституция Российской Федерации. /Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
Профессиональный взгляд на новый Бюджетный кодекс»//Финансы.-2007г.-№7.

Оценка деятельности государственного учреждения // «Финансы».- 2007.- №7.

Король Е.А. Составляем смету бюджетного учреждения// Бюджетные организации. Экономика и учет.- 2008.- №6.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ./ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007.-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.

Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – http:// www.minfin.ru
Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009г. и 2010г." от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.

Распоряжение Правительства РФ от 03.04.06 г.№467-р. «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах»













2

1.Конституция Российской Федерации. /Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ./ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007.-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
3.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009г. и 2010г." от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.06 г.№467-р. «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах»
6.Король Е.А. Составляем смету бюджетного учреждения// Бюджетные организации. Экономика и учет.- 2008.- №6.
7. Оценка деятельности государственного учреждения // «Финансы».- 2007.- №7.
8.Профессиональный взгляд на новый Бюджетный кодекс»//Финансы.-2007г.-№7.
9.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
10.Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www.minfin.ru

Вопрос-ответ:

Что такое государственные социальные минимальные стандарты и как они применяются в бюджетном планировании?

Государственные социальные минимальные стандарты - это установленные государством нормативы, которые определяют основные потребности и минимальные условия для жизни людей. Они включают в себя такие показатели, как минимальный размер заработной платы, размер пенсии, пособий и других социальных выплат. В бюджетном планировании социальные стандарты используются для определения объема финансирования социальной сферы, а также для расчета среднедушевых затрат региональных бюджетов.

Какие направления существуют в социальной стандартизации?

В социальной стандартизации выделяются несколько направлений. Одно из них - это определение минимальных социальных стандартов, которые гарантируют основные потребности и права граждан. Кроме того, в рамках социальной стандартизации разрабатываются и применяются стандарты качества для социальных услуг и предоставляемых государством выплат. Также существуют направления, связанные с разработкой и улучшением стандартов благополучия и качества жизни граждан.

Какие принципы применяются при расчете приведенных среднедушевых затрат региональных бюджетов на социальную сферу?

При расчете приведенных среднедушевых затрат региональных бюджетов на социальную сферу применяются принципы социальной стандартизации и коэффициент приведения. Первый принцип заключается в определении максимально приемлемого уровня социального обслуживания, а второй принцип предполагает учет различий в уровне жизни и социальных потребностях населения в разных регионах. Таким образом, показатели среднедушевых затрат по каждому региону делятся на коэффициент приведения, чтобы учесть разницу в социально-экономическом развитии регионов.

Какие функции выполняют государственные минимальные социальные стандарты?

Государственные минимальные социальные стандарты выполняют несколько функций. Во-первых, они определяют минимальный уровень социального обеспечения, который гарантируется каждому гражданину. Во-вторых, они служат основой для определения бюджетных расходов на социальную сферу. Кроме того, они позволяют проводить анализ эффективности государственных программ и мероприятий в сфере социального обеспечения и разработку новых мероприятий и программ.

В чем заключаются направления социальной стандартизации?

Направления социальной стандартизации включают определение минимального уровня доходов, определение стандартов доступности и качества социальных услуг, разработку нормативов затрат на социальное обеспечение, а также установление стандартов доступности и качества жилых помещений и условий проживания.

Каким образом применяются социальные стандарты в бюджетном планировании?

Социальные стандарты применяются в бюджетном планировании путем расчета приведенных среднедушевых затрат региональных бюджетов на социальную сферу. Для этого показатели среднедушевых затрат по каждому региону делятся на соответствующий этому региону коэффициент приведения. Таким образом, социальные стандарты позволяют определить объем финансирования социальной сферы в каждом регионе, исходя из установленных государством стандартов.

Как осуществляется ранжирование регионов по критерию приведенных затрат?

Ранжирование регионов по критерию приведенных затрат осуществляется путем сравнения показателей среднедушевых затрат на социальную сферу в каждом регионе с учетом коэффициента приведения. Регионы, у которых приведенные затраты превышают средние показатели, ранжируются выше, а регионы с нижними приведенными затратами располагаются ниже. Таким образом, ранжирование позволяет определить, какие регионы нуждаются в дополнительном финансировании и поддержке со стороны государства.

Что такое государственные минимальные социальные стандарты?

Государственные минимальные социальные стандарты - это установленные государством нормы, определяющие минимально необходимый уровень потребления и жизнедеятельности, который гарантирует достойную жизнь гражданам.

Какие направления социальной стандартизации существуют?

Существуют различные направления социальной стандартизации, такие как: стандартизация услуг социальной сферы, стандартизация затрат на социальные нужды, стандартизация качества жизни и стандартизация социальной поддержки граждан.

Как применяются социальные стандарты в бюджетном планировании?

При расчете среднедушевых затрат региональных бюджетов на социальную сферу, показатели по каждому региону разделяются на соответствующий этому региону коэффициент приведения. Это позволяет ранжировать регионы по уровню приведенных среднедушевых затрат и планировать бюджетные расходы более эффективно.