Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Экономические основы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики.

  • 36 страниц
  • 17 источников
  • Добавлена 06.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. История развития социальной политики в России и США
1.1. История развития социальной защиты населения в России
1.2. Эволюция социальной политики в США
2. Анализ некоторых направлений социальной защиты
2.1. Социальная защита граждан, занятых на работах с химическим оружием
2.2. Социальная защита инвалидов в РФ
3. Отечественный и зарубежный опыт направлений социальной защиты
3.1. Социальная политика в США
3.2. Развитие социальной помощи в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Необходимо обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. Для этого потребуется, в частности внесение изменений в бюджетное, налоговое и гражданское законодательство.
Требует развития система мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью программ помощи нуждающимся на основе единых методик, отработанных в международной практике, обеспечить дальнейшее проведение обследований бюджетов домохозяйств и занятости населения.
В слаборазвитых и депрессивных регионах с высоким уровнем бедности первостепенное внимание должно быть уделено мерам содействия экономическому развитию соответствующих территорий, в том числе на основе развития инфраструктуры, целенаправленных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата и использования механизмов частно-государственного партнерства. Эти меры должны сопровождаться усилиями по повышению качества человеческого капитала (переобучение и повышение квалификации), программ содействия развитию малого бизнеса и другими мерами, способствующими повышению экономической активности трудоспособных бедных. В случае отсутствия перспектив появления новых рабочих мест в пределах соответствующего региона (например, в ряде районов Крайнего Севера), указанные меры могут быть дополнены программами содействия трудовой миграции за пределы региона постоянного проживания.
Учитывая низкую эффективность подавляющего большинства действующих социальных программ с точки зрения сокращения бедности, на первом этапе (2006 г.) представляется нецелесообразным увеличение в реальном выражении расходов на их финансирование. Основные усилия в этот период должны быть сосредоточены на перестройке системы оказания социальной помощи. Они включают реорганизацию органов социальной защиты, внедрение действенных механизмов межведомственной координации, отработку наиболее эффективных программ в рамках локальных экспериментов, совершенствование системы администрирования, формирование баз данных и системы мониторинга эффективности реализуемых программ. На втором этапе (2007 г) возможен переход к широкому внедрению наиболее эффективных программ по борьбе с бедностью и перераспределение на эти цели ресурсов бюджетов всех уровней.
Росту материальной обеспеченности работающего населения будет способствовать проведение мероприятий по повышению минимального размера оплаты труда и уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Переход на замену большинства натуральных льгот денежными компенсациями и введение новых механизмов предоставления наиболее существенных натуральных льгот в рамках «социального пакета», будут способствовать оптимизации социальной помощи, дифференциации ее объема, содействовать улучшению материального положения миллионов граждан.
Предстоит усилить адресный характер социальной поддержки с тем, чтобы не допустить маргинализации малообеспеченных слоев населения и «выпадения» из системы государственной помощи граждан, не способных к самообеспечению. При реализации адресной социальной помощи будет обеспечиваться учет как доходов, так и специфических индивидуализированных особенностей различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки. При этом размер денежных выплат должен стать зависимым от материального положения граждан. Это оптимизирует систему социальной помощи, позволит перераспределить бюджетные ресурсы в пользу особо нуждающихся, и тем самым сократить масштаб бедности в стране.
За последнее десятилетие в стране сформирована система социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которая требует своего дальнейшего развития и совершенствования в целях устойчивого удовлетворения потребности отдельных категорий социально незащищенных граждан в части повышения качества и увеличения объема услуг, в том числе, по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Развитие рынка социальных услуг намечается осуществлять с учетом обеспечения доступности этих услуг для бедных групп населения. Повышение качества и доступности социальных услуг потребует развития страховых, рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения данной задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.
Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.
Особое внимание должно быть уделено использованию потенциала социальных служб для формирования у малоимущих групп населения умений и навыков самообеспечения, развития семейных форм малого предпринимательства, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства, общих семейных и профессиональных интересов.
Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с поставленными задачами, предполагается:
разработать новую редакцию федеральных законов, регулирующих сферу социального обслуживания;
обеспечить единые требования к стандартизации предоставления социальных услуг населению, разработать в помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пакет модельных стандартов качества социальных услуг.
Для повышения качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов следует предусмотреть проведение оптимизации системы медико-социальной экспертизы, совершенствования системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обеспечения доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфрастуктуры, транспорта.
Наряду с этим необходимо создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, активизировать формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации, разработать для каждого инвалида индивидуальную программу реабилитации, включающую меры по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Реализация этих мер обеспечит сокращение численности инвалидов, ежегодный возврат к труду 80-100 тысяч инвалидов, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий, внедрение импортозамещающих технологий.
Распространение бедности среди семей с детьми обуславливает повышенный риск асоциального поведения как самих родителей, так и, в первую очередь, их детей, ведет к безнадзорности и противоправному поведению детей, а в перспективе к воспроизводству бедности в новых поколениях. Для предотвращения последующего воспроизводства бедности, сокращения численности безнадзорных и беспризорных, сокращения социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних предполагается сосредоточить усилия на реализации следующих мер:
проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия;
создания системы комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; форм и технологий профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации;
реализация мер по развитию системы внешкольного воспитания и детского спорта;
создание системы ювенальной юстиции.
Необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения свободы, лиц страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.
Таким образом, исследование данной параграфа показало, что главной целью социальной политики является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты, направленных на борьбу с бедностью и развития механизмов социального партнерства.

Заключение
Таким образом, в соответствии с поставленными задачами, целью работы и проведенным исследованием автор пришел к следующим выводам.
Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики.
С необходимостью решения проблемы социальной защиты населения власти сталкивались еще во времена колониального статуса поселений в Северной Америке, задолго до образования Соединенных Штатов.
Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Социальная защита инвалидов в РФ заключается в реабилитации, оказании квалифицированной медицинской помощи, улучшение жилищных условий, необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, материальное обеспечение инвалидов.
В реализации социальной политики США участвуют административно-бюджетное управление, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство труда; Министерство образования, Министерство по делам ветеранов. Государственная политика социальной защиты населения пенсионное обеспечение, в том числе частное; поддержка лиц, чей доход по американским меркам не достигает черты бедности; охрана материнства и детства; соблюдение установленных норм трудовых отношений; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг.
Главной целью социальной политики РФ является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты, направленных на борьбу с бедностью и развития механизмов социального партнерства.
Радикальные экономические и социальные реформы последних лет породили в России глубокие социальные изменения. Российское общество более десяти лет находится в процессе преобразований и перехода к иному качественному состоянию, что заставляет социологов и других ученых-обществоведов обращаться к вопросам о его специфике, с одной стороны, и типичных чертах переходного общества, с другой.
Выступая в роли механизма целеполагания и регулирования развития общества, социальная политика требует разработки нормативной базы и критериев эффективности, касающихся как изменений общества в целом, так и его подсистем. Приоритетным критерием эффективности социальной политики необходимо считать развитие человека как цели развития общества, особенно учитывая кризис моделей роста благосостояния и непрямую зависимость между уровнем и качеством жизни в развитых странах мира.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. №6-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
Постановление Министерства Труда Российской Федерации «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» от 08.09.1993г. № 150 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 29.03.2002г. № 187 в ред. от 08.08.2003г. № 475 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 31.12.2004г. № 899 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно - трудовой деятельности» от 26.12.1995г. № 1285 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год» от 30.12.2006г. № 885 // http://www.consultant.ru.
Распоряжение Правительства Российской Федерации «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)» от 19.01.2006г. № 38-р // http://www.consultant.ru
Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000г. № 136-ФЗ в ред. от 22.08.2004г. № 122-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ в ред. от 31.12.2005г. № 199-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. №6, 2001.
Лебедева Л.Ф. Государственная политики социальной защиты населения в США // США. Канада. №2, 2005.
Лебедева Л.Ф. Рынок пенсионных накоплений в США // США. Канада. №10, 2004.
Лебедева Л.Ф., Супян В.Б. Регулирование трудовых отношений в США // США. Канада. №5, 2004.
Мурджикнели М. Субсидия как один из механизмов социальной защиты населения // Экономист. №10, 2003.
Чепурной А.Г. Международно – правовые аспекты формирования государственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в Российской Федерации // Государство и право. №7, 2005.
Statistical Abstract of the U.S. 2003.
The Budget of the U.S. Fiscal Year 2005. Wash., 2005.
Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. №6, 2001. С. 11.
Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. №6, 2001. С. 12.
Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. №6, 2001. С. 12.
Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. №6, 2001. С. 12.
Лебедева Л.Ф. Государственная политики социальной защиты населения в США // США. Канада. №2, 2005.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 29.03.2002г. № 187 в ред. от 08.08.2003г. № 475 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 31.12.2004г. № 899 // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000г. № 136-ФЗ в ред. от 22.08.2004г. № 122-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. №6-ФКЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 7.
Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ в ред. от 31.12.2005г. № 199-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 2.
Чепурной А.Г. Международно – правовые аспекты формирования государственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в Российской Федерации // Государство и право. №7, 2005. С. 44.
Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год» от 30.12.2006г. № 885 // http://www.consultant.ru.
Постановление Министерства Труда Российской Федерации «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» от 08.09.1993г. № 150 // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно - трудовой деятельности» от 26.12.1995г. № 1285 // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ в ред. от 31.12.2005г. № 199-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Лебедева Л.Ф., Супян В.Б. Регулирование трудовых отношений в США // США. Канада. №5, 2004.
Statistical Abstract of the U.S. 2003. P. 323.
The Budget of the U.S. Fiscal Year 2005. Wash., 2005. P. 262.
Лебедева Л.Ф. Рынок пенсионных накоплений в США // США. Канада. №10, 2004.
Лебедева Л.Ф. Государственная политики социальной защиты населения в США // США. Канада. №2, 2005. С. 32.












2

Список литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. №6-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
2.Постановление Министерства Труда Российской Федерации «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на ре-гиональных рынках труда» от 08.09.1993г. № 150 // http://www.consultant.ru.
3.Постановление Правительства Российской Федерации «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 29.03.2002г. № 187 в ред. от 08.08.2003г. № 475 // http://www.consultant.ru.
4.Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке меди-цинского обслуживания и санаторно-курортного лечения граждан, заня-тых на работах с химическим оружием» от 31.12.2004г. № 899 // http://www.consultant.ru.
5.Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно - трудовой деятельно-сти» от 26.12.1995г. № 1285 // http://www.consultant.ru.
6.Постановление Правительства Российской Федерации «О программе го-сударственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бес-платной медицинской помощи на 2007 год» от 30.12.2006г. № 885 // http://www.consultant.ru.
7.Распоряжение Правительства Российской Федерации «О программе соци-ально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)» от 19.01.2006г. № 38-р // http://www.consultant.ru
8.Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите граж-дан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000г. № 136-ФЗ в ред. от 22.08.2004г. № 122-ФЗ // http://www.consultant.ru.
9.Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инва-лидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ в ред. от 31.12.2005г. № 199-ФЗ // http://www.consultant.ru.
10.Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. №6, 2001.
11.Лебедева Л.Ф. Государственная политики социальной защиты населения в США // США. Канада. №2, 2005.
12.Лебедева Л.Ф. Рынок пенсионных накоплений в США // США. Канада. №10, 2004.
13.Лебедева Л.Ф., Супян В.Б. Регулирование трудовых отношений в США // США. Канада. №5, 2004.
14.Мурджикнели М. Субсидия как один из механизмов социальной защиты населения // Экономист. №10, 2003.
15.Чепурной А.Г. Международно – правовые аспекты формирования госу-дарственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в Российской Федерации // Государство и право. №7, 2005.
16.Statistical Abstract of the U.S. 2003.
17.The Budget of the U.S. Fiscal Year 2005. Wash., 2005.

Узнать стоимость работы