Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние родительских установок на профессиональное самоопределение подростков.

  • 90 страниц
  • 38 источников
  • Добавлена 03.04.2009
1 650 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание



Введение
Глава 1. Теоретический анализ родительских установок и профессионального самоопределения подростков, их взаимосвязь
1.1. Исследования профессионального самоопределения человека в психологии
1.2. Обоснование сущности и содержания профессионального самоопределения подростков
1.3. Исследования взаимосвязи профессионального самоопределения подростков и родительских установок
Выводы по главе 1
Глава 2. Описание организации исследования влияния родительских установок на профессиональное самоопределение подростков
2.1. Разработка программы экспериментального исследования влияния родительских установок на самоопределение подростков.
2.2. Обоснование и выбор методов исследования взаимосвязи родительских установок и самоопределения подростков.
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования влияния родительских установок на самоопределение подростков.
Выводы по главе 2
Глава 3. Психологическая помощь в профессиональном самоопределении с учетом влияния родительских установок.
3.1. Психологическое консультирование родителей и подростков по профессиональному самоопределению.
3.2. Психологическая коррекция влияния негативных родительских установок на профессиональное самоопределение подростков.
Выводы по главе 3.
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.
7. Командное задание “Ресурсы образовательной среды”.
Проводят психолог и классный руководитель. Присутствующие делятся на команды родителей, учеников и учителей и на листах записывают, в течении 5 минут, какие ресурсы в сфере образования могут реально получить наши школьники. Затем списки презентуются, начиная со школьников, затем родители. Дополняют, уже перечисленное, педагоги. Психолог делает обобщение, обращая внимание на разнообразие возможностей.
8.
Психолог: чтобы рационально использовать имеющиеся ресурсы в сфере образования, необходимо правильно определиться с профессиональным направленностью ребенка.
Последовательность действий при выборе профессии, - профессии, которая станет любимой и единственной на всю жизнь – состоит в следующем.
Прежде всего, следует опереться на свои профессиональные желания, на то, что мы называем словом “ХОЧУ”. Для этого профессиональные желания следует выявить. Далее нужно измерить и оценить профессиональные возможности (то, что называется “МОГУ”). Затем необходимо сравнить “ХОЧУ” и “МОГУ”. Понятно, что они не всегда совпадают. Например, молодой человек хочет быть профессиональным летчиком. Однако если он носит очки, то ему следует забыть о своем желании, поскольку возможности быть летчиком у него нет. На следующем шаге нужно изучить действительные возможности и потребности рынка труда, т.е. сориентироваться в “НАДО”.
Таким образом, при выборе профессии важно учитывать три : во-первых, чтобы профессия была интересной; во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности; в-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека. Следовательно, искать свою профессию надо там, где “ХОЧУ”, “МОГУ” и “НАДО” соответствуют друг другу – совпадают.
9. Командное задание “Принципы выбора профессии”. Проводит психолог.
Для выбора профессии учитываются многие условия. Я предлагаю вам воспользоваться пятью принципами:
1.Личные интересы, увлечения ребенка.
2.Семейные традиции – когда семья приветствует выбор профессии по наследству, можно сказать так.
3.Учебная успешность ребенка.
4.Востребованность профессии обществом.
5.Наличие возможностей для поступления в вуз (когда имеются какие-то связи, знакомства или материальные возможности или другие возможности).
6. Способности ребенка.
Каждому участнику выдается карточка с написанным на ней одним из вышеперечисленных принципов.
Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы. Представьте, что вы делаете выбор профиля, опираясь только на этот принцип, который написан у вас на карточке. Предлагаем вам определиться, в какой группе вы будете работать. Для этого каждому участнику предлагается вытянуть карточку с принципом, по которому он будет работать. Групп объединяются согласно принципам.
Обсудите его в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас 5 минут, а также лист бумаги и фломастер. Свои аргументы записываете на листах. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией. На защиту отводится 1-2 минуты.
Время истекло. Попрошу всех участников вернуться в общий круг. Предлагается обнародовать ваши результаты.
Мы выслушали аргументы всех групп. Спасибо. Теперь вам легче будет учесть эти принципы в вашем собственном выборе.
10. Упражнение “За и против”.
Теперь предлагаем вам задуматься над тем, а кто должен делать выбор профиля обучения сам ребенок или родитель? Предлагаем вам сделать еще один выбор.
Вот два круга: один из них ребенок, другой - родитель.
Во взаимоотношениях между ребенком и родителями, как утверждают психологи, обычно бывает пять вариантов отношений.
1-й вариант. Отношения носят эпизодический характер. Время от времени, лишь изредка интересуются душевным состоянием друг друга (круги располагаются с небольшим наложением друг на друга, кладутся на пол в центре круга. Располагать нужно с учетом, того, чтобы в центре круга разместились все 5-ть вариантов не мешая друг другу, т.к. к этим позиция будут подходить участники игры).
2-й вариант. Это ситуация предусматривает расширение круга общения, интереса друг к другу (круги располагаются с наложением друг на друга почти на половину).
3-й вариант. Когда взаимоотношения носят авторитарный характер. Родительский контроль во всем. Даже в выборе профессии (круги располагаются таким образом, что круг – ребенок находится под кругом – родитель).
4-й вариант. Когда взаимоотношения носят манипулятивный характер. Ребенок манипулирует родителем. И в ситуации выбора профессии тоже (круги располагаются таким образом, что круг – ребенок находится сверху круга - родитель).
5-й вариант. Взаимоотношения носят сугубо практический бытовой характер. Каждый предоставлен самому себе (круги располагаются вдали друг от друга).
Участникам предлагается встать около той схемы, карточку с номером которой он получил.
Задание: проработать аргументы “за” (что она дает положительного) и “против” (какие могут быть отрицательные последствия) своей схемы отношений относительно профессионального выбора. Записать аргументы на листе и через 7 минут презентовать их.
Анализ психолога: какая схема отношений предполагает наибольшее количество позитивных аргументов и наименьшее количество негативных последствий. Подводит к тому, что демократический характер отношений в юношеском возрасте способствует формированию у ребенка ответственного отношения к профессиональному выбору, собственной жизни вообще.
11. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.
Классный руководитель рассказывает об обобщенных результатах анкетирования учащихся как информации для размышления:
• какие пути продолжения образования выбрали учащиеся: сколько из них планируют учиться в школе, сколько — в колледже, сколько — не определились;
• сколько человек уже выбрали конкретную профессию;
• что может помочь в выборе професии.
12. Заключение.
Психолог: Наша встреча подходит к концу. Но прежде, чем попрощаться, прошу высказать ваше мнение: была ли сегодняшняя встреча для Вас полезной? Если да то почему? если нет, то почему? (по желанию). Последним высказывается классный руководитель.
Классный руководитель говорит о важности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено, впереди еще целый учебный год. Предлагает родителям обращаться за помощью и к нему, к учителям-предметникам, и к школьному психологу; обращается к родителям за помощью в организации профориентационной работы (выступления специалистов на классном часе, посещение учащимися производственных предприятий и т.п.).
Психолог благодарит всех за хорошую работу, говорит, что будет рад встретиться вновь, сообщает о возможности индивидуальных консультаций.


Выводы по главе 3.

Итак, можно сделать следующие выводы по третьей главе.
Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо ориентироваться в мире профессий и как можно больше знать себя.
Для подростков необходимо организовывать условия для самопознания своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон; сопоставления знаний о себе и предпочитаемой профессии; выбор профессии и образа жизни.
Проведенный формирующий эксперимент показал, что необходимо разрабатывать предложения и рекомендации для родителей и психологов по улучшению процесса профессионального самоопределения у подростков.

Заключение

Процесс профессионального самоопределения является одним из условий формирования компетентного специалиста.
В нашей стране, как и за рубежом, ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения.
Главной целью профессионального самоопределения является постоянное формирование у личности внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности.
Выбор будущей профессии для подростка сопряжен со многими сомнениями и противоречиями. Семья может поддерживать молодого человека в его выборе, а может быть безучастной или даже противостоять ему. В ситуации неодобрения молодой человек подвержен страхам, сомнениям и у него становится меньше шансов быть успешным. К тому же конфликт с родителями будет отнимать много сил, которые можно было бы потратить на достижение выбранной цели. Так же может складываться ситуация, когда родители слишком недооценивают возможности своего ребенка, изначально ориентируя его на результат, не соответствующий его способностям.
На основании проведенного исследования взаимосвязи родительских установок и степени и уровня развития профессионального самоопределения подростков можно сделать следующие выводы.
Анализ подтвердил, что в тех семьях, где родители не только стремятся помочь подростку, но и принять его, понять его интересы, предоставляют право подростку выбирать свой путь, где родители не подвергают детей жесткому и порой бессмысленному постоянному контролю, а позволяют действовать подростку самостоятельно, в этих семьях (семьи с родительскими установками по типу «кооперация»), у детей хорошо и на высоком уровне развито профессионального самоопределения. Они умеют общаться не только со сверстниками, но и с более младшими детьми и со взрослыми, подростки из таких семей знают, что такое отзывчивость и чувство долга.
В семьях, где наблюдается скрытое или явное отвержение ребенка (семьи с типом родительских установок по типу «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник»), где родители часто намеренно не замечают подростков, относятся к ним очень холодно, не поддерживают ребенка в его начинаниях, а в основном ругают, не верят в силы ребенка и стремятся очень сильно ограничить его личную свободу, дети вырастают с низким уровнем развития профессионального самоопределения, они не умеют правильно общаться с другими людьми, у них не развивается ответственность, отзывчивость, чувство долга. Такое нарушение развития профессионального самоопределения идет потому, что дети, которые чувствуют и видят, что их не любят, что они только раздражают и доставляют негативные эмоции и переживания своим родителям, которых постоянно наказывают, упрекают, ругают, не получают положительного опыта социальных эмоций и взаимодействия между людьми, что оказывает негативное влияние на развитие их личностной сферы.
Советы родителям
Подготовка участия родителей в обмене мнением по следующим вопросам:
Есть два способа выбрать профессии. Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.
Другой путь - изучив себя можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выборе профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно храниться и передается из поколения в поколение. И главное - отношение взрослых к своей профессии, влюблённость в своё дело.
Рекомендации психологам
В соответствии с целями профильного обучения выделяются сложные социально-педагогические задачи. Это такие задачи, как:
Раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
Предоставить возможность старшим школьникам выполнить серию различных проб в системах “человек - техника”, “человек - природа”, “человек - знак”, “человек - образ”, “человек - человек” и получить представления о своих возможностях и предпочтении.
Осуществить диагностическую функцию, позволяющую с помощью наблюдений, тестов, анкетирования, интервьюирования определить динамику развития личности, в том числе функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности.
Сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру.
Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.


Список литературы

Артюхова О.М. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения – Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Кемерово, 2006.
Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 21-27.
Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. -
Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
Каркалина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Флинта, 1999.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М: Педагогика, 1999.
Остапенко А.А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы // О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Методические рекомендации для подготовки к проведению эксперимента. – М.: АПКиПРО, 2002. – С. 18-22.
Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.
Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.
Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. №4. С. 20-22.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2005.
Психологические характеристики профессий/Сост. Ф.И. Иващенко, В.А. Карпич. – Минск, 1989. – 185 с.
Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
Рейнвальд Н.И. Психология личности, - М; 1987г.
Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.. 2001.
Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб.,2000.
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. – 702
Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских взаимоотношений. – М.: Владось, 2001.
Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Педагогика, 1981.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда / История советской психологии труда: Тексты. (20-30-е гг. ХХ века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во МГУ, 1983. 360 с.
Теплов Б.М. Способности и одаренность//Ученые записки Государственного научно-исслед. института психологии. - т.II. – М., 1941. – С. 3 - 56
Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению//Школьные технологии. -2001. - № 6. С. 27 – 38
Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М.: Флинта, 2002.
Чепикова Е.В. Педагогические условия формирования профильной направленности личности учащихся - Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Смоленск, 2008.
Чистякова С.Н., П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, О.В. Кузина, С.О. Кропивянская Профильное обучение и новые условия подготовки//Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С.101 - 108.
Шабанова С.М. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома - Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Владикавказ, 2008
Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей//Психологический журнал. – 1982. – Т.3. - № 5. – С. 13-26.
Приложения

Приложение 1
Методика № 1.
Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.

Описание методики
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к подростку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника
Опросник состоит из 6 шкал.
1. «Прииятие-отвержеиие». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитнрная гиперсодиализадия» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствамиz
5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. - При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными: Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний: Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросиика
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне:
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы
33. При принятии семейных решений ваты мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. -
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка:
44: Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня:
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. '
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание детей благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком:
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка результатов
Ключи к Опроснику
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 1б, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37; 38, 39, 40; 42, 43, 44; 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50; 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54; 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- социальная желательность,
- симбиоз,
- гиперсоциализация,
- инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильньпх рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160
1 шкала «принятие» «отвержение»
Сырой балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Процентильный ранг 0 0 0 0 0 0.63 3.79 12.02 31.01 53.79 Сырой балл 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Процентильный ранг 68.35 17.21 84.17 88.60 90.50 92.40 93.67 94.30 95.50 Сырой балл 20 21 22 23 24 25 26 27 Процентильный ранг 97.46 98.10 98.73 99.73 99.36 100 100 100 Сырой балл 28 29 30 31 32 Процентильный ранг 100 100 100 100 100 2 шкала кооперация
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Процентильный ранг 1.57 3.46 5.67 7.88 9.77 12.29 31.19 48.82 80.93 3 шкала симбиоз
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 Процентильный ранг 4.72 19.53 39.06 57.96 74.97 86.63 92.93 96.65 4 шкала авторитарная гиперсодилизация
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 Процентильный ранг 4.41 13.86 32.13 53.87 69.30 83.79 95.76 5 шкала маленький неудачник
«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 Процентильный ранг 14.55 45.57 70.25 84.81 93.04 96.83 99.37 100.00

Приложение 2

Тест смысло-жизненных ориентаций Д.А.Леонтьева (СЖО)


1. Обычно мне очень скучно 3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии 2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной 3. В жизни я не имею определенных целей и намерений 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я имею очень ясные цели и намерения 4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной 5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие 3 2 1 0 1 2 3 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие 6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться 3 2 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами 7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь сложилась не так, как я мечтал. 8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. 3 2 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было запланировано в жизни. 9. Моя жизнь пуста и неинтересна 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь наполнена интересными делами. 10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной 3 2 1 0 1 2 3 Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал что она не имела смысла. 11. Если бы я мог выбирать, тоя бы построил свою жизнь совершенно иначе. 3 2 1 0 1 2 3 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил свою жизнь так же как живу сейчас. 12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. 3 2 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. 13. Я человек очень обязательный. 3 2 1 0 1 2 3 Я человек совсем не обязательный. 14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. 3 2 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. 15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 3 2 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. 16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я нашел свое призвание и цели. 17. Мои жизненные взгляды еще не определились. 3 2 1 0 1 2 3 Мои жизненные взгляды вполне определились. 18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. 3 2 1 0 1 2 3 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. 19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь неподвластна мне и она управляется внешними событиями. 20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3 2 1 0 1 2 3 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и преживания.
Обработка:

Цели в жизни Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам.
Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.
Локус кнтроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Для подсчета баллов пункты переводятся
В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 : 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 : 2, 5, 6, 7, 10, 13, 15, 18, 19, 20.
После этого баллы суммируются.

Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;
Субшкала 1 (Цели) – 3,4,10,16,17,18
Процесс – 1,2,4,5,7, 9.
Результат –8,9, 10,12,20.
Локус контроля-Я – 1,15,16,19.
Локус контроля – жизнь – 7,10,11,14,18,19.


Приложение 3
Опросник профессиональных склонностей (Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)
Назначение теста
Диагностика профессиональных склонностей респондентов.
Инструкция к тесту
Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «b» или «c» – и отметьте его в бланке.
Тестовый материал
Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
общаться с самыми разными людьми;
снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
заниматься расчетами; вести документацию.
В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
возможность следить за ходом мыслей автора;
художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
сюжет, действия героев.
Меня больше обрадует Нобелевская премия
за общественную деятельность;
в области науки;
в области искусства.
Я скорее соглашусь стать
главным механиком;
начальником экспедиции;
главным бухгалтером.
Будущее людей определяют
взаимопонимание между людьми;
научные открытия;
развитие производства.
Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
созданием дружного, сплоченного коллектива;
разработкой новых технологий обучения;
работой с документами.
На технической выставке меня больше привлечет
внутреннее устройство экспонатов;
их практическое применение.
внешний вид экспонатов (цвет, форм;
В людях я ценю, прежде всего
дружелюбие и отзывчивость
смелость и выносливость;
обязательность и аккуратность.
В свободное время мне хотелось бы
ставить различные опыты, эксперименты;
писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
тренироваться.
В заграничных поездках меня скорее заинтересует
возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыж;
деловое общение;
Мне интереснее беседовать о
человеческих взаимоотношениях;
новой научной гипотезе;
технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
технический;
музыкальный;
спортивный.
В школе следует обратить особое внимание на
улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
укрепление дисциплины.
Я с большим удовольствием смотрю
научно-популярные фильмы;
программы о культуре и искусстве;
спортивные программы.
Мне хотелось бы работать
с детьми или сверстниками;
с машинами, механизмами;
с объектами природы.
Школа в первую очередь должна
учить общению с другими людьми;
давать знания;
обучать навыкам работы.
Главное в жизни
иметь возможность заниматься творчеством;
вести здоровый образ жизни;
тщательно планировать свои дела.
Государство должно в первую очередь заботиться о
защите интересов и прав граждан;
достижениях в области науки и техники;
материальном благополучии граждан.
Мне больше всего нравятся уроки
труда;
физкультуры;
математики.
Мне интереснее было бы
заниматься сбытом товаров;
изготавливать изделия;
планировать производство товаров.
Я предпочитаю читать статьи о
выдающихся ученых и их открытиях;
интересных изобретениях;
жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
Свободное время я люблю
читать, думать, рассуждать;
что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
ходить на выставки, концерты, в музеи.
Больший интерес у меня вызовет сообщение о
научном открытии;
художественной выставке;
экономической ситуации.
Я предпочту работать
в помещении, где много людей;
в необычных условиях;
в обычном кабинет
Ключ к тесту
№ I II III IV V VI № I II III IV V VI 1 a     b   c 13 a       b c 2   a   b c   14   a   b c   3 a b   c     15 a   b   c   4     a   b c 16 a   b     c 5 a b c       17       a b c 6 a b       c 18 a b c       7   a b c     19     a   b c 8 a       b c 20 a   b     c 9   a   b c   21   a b c     10       a b c 22   a b c     11 a b c       23   a   b   c 12     a b c   24 a       b c Обработка результатов теста
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов - профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов - это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
Интерпретация результатов теста
I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Приложение 4
Таблица 2
Результаты исследования родительских установок по методике диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин

Стили родит. отношен. Принятие/
отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсодиали-зация «Маленький неудачник» № «сырые» баллы %-ый ранг «сырые» баллы %-ый ранг «сырые» баллы %-ый ранг «сырые» баллы %-ый ранг «сырые» баллы %-ый ранг 1 7 3,79 8 48,82 2 39,06 0 4,41 0 14,55 2 19 53,79 2 5,67 0 4,72 1 13,86 2 70,25 3 19 53,79 1 3,46 0 4,72 4 69,30 1 45,57 4 7 3,79 8 48,82 1 19,53 0 4,41 0 14,55 5 7 3,79 2 5,67 5 86,53 1 13,86 1 45,57 6 7 3,79 9 80,93 1 19,53 1 13,86 0 14,55 7 6 0,63 8 48,82 1 19,53 0 4,41 0 14,55 8 9 31,01 1 3,46 2 39,06 1 19,53 3 84,81 9 19 53,79 1 3,46 0 4,72 4 83,79 1 45,57 10 8 12,02 3 7,88 4 74,97 2 32,13 0 14,55 11 7 3,79 8 48,82 2 39,06 1 19,53 1 13,86 12 8 12,02 1 3,46 1 19,53 4 69,30 1 45,57 13 9 31,01 2 5,67 4 74,97 2 32,13 1 45,57 14 6 0,63 9 80,93 1 19,53 0 4,41 0 14,55 15 11 68,35 1 3,46 1 19,53 2 32,13 1 13,86 16 8 12,02 0 1,57 1 19,53 1 13,86 4 93,04 17 9 31,01 1 3,46 1 19,53 2 32,13 4 93,04 18 8 12,02 3 7,88 3 57,96 1 13,86 1 45,57 19 7 3,79 1 3,46 1 19,53 5 83,79 0 14,55 Стили родит. отношен. Принятие/
отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсодиали-зация «Маленький неудачник» 20 7 3,79 1 3,46 3 57,96 2 32,13 0 14,55 21 22 84,17 3 7,88 1 19,53 2 32,13 1 45,57 22 8 12,02 9 80,93 1 19,53 2 32,13 0 14,55 23 9 31,01 1 3,46 5 86,63 2 32,13 1 45,57 24 7 3,79 9 80,93 1 19,53 1 13,86 0 14,55 25 8 12,02 8 48,82 2 39,06 1 13,86 1 45,57

Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. №4. С. 20-22.

Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. №4. С. 20-22.

Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981

Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.

Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.

Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971

Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с

Артюхова О.М. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения – Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Кемерово, 2006.
Артюхова О.М. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения – Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Кемерово, 2006.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. – 702
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. – 702
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. – 702
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. – 702
Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. – 702












76

Список литературы

1.Артюхова О.М. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в условиях уровневой дифференциации обучения – Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Кемерово, 2006.
2.Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с.
3.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 21-27.
4.Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978
5.Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
6.Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. -
7.Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
8.Каркалина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
9.Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Флинта, 1999.
10.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
11.Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971
12.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
13.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М: Педагогика, 1999.
14.Остапенко А.А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы // О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Методические рекомендации для подготовки к проведению эксперимента. – М.: АПКиПРО, 2002. – С. 18-22.
15.Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.
16.Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.
17.Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
18.Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. №4. С. 20-22.
19.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
20.Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2005.
21.Психологические характеристики профессий/Сост. Ф.И. Иващенко, В.А. Карпич. – Минск, 1989. – 185 с.
22.Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
23.Рейнвальд Н.И. Психология личности, - М; 1987г.
24.Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.. 2001.
25.Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб.,2000.
26.Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. – 702
27.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских взаимоотношений. – М.: Владось, 2001.
28.Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Педагогика, 1981.
29.Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
30.Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда / История советской психологии труда: Тексты. (20-30-е гг. ХХ века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во МГУ, 1983. 360 с.
31.Теплов Б.М. Способности и одаренность//Ученые записки Государственного научно-исслед. института психологии. - т.II. – М., 1941. – С. 3 - 56
32.Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению//Школьные технологии. -2001. - № 6. С. 27 – 38
33.Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М.: Флинта, 2002.
34.Чепикова Е.В. Педагогические условия формирования профильной направленности личности учащихся - Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Смоленск, 2008.
35.Чистякова С.Н., П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, О.В. Кузина, С.О. Кропивянская Профильное обучение и новые условия подготовки//Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С.101 - 108.
36.Шабанова С.М. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома - Автореферат диссертации на соискание ученой степени – Владикавказ, 2008
37.Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
38.Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей//Психологический журнал. – 1982. – Т.3. - № 5. – С. 13-26.

Узнать стоимость работы