Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Европейская философия средних веков.

  • 18 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 15.01.2009
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
Глава 1. Патристика
Глава 2. Схоластика
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Известнейший мыслитель Фома Аквинский довел схоластику до высшего развития через полное приспособление аристотелевской философии к церковному учению. При этом он, однако, различал, во-первых, специально-христианские откровенные положения; они могут быть защищены разумом только как свободные от противоречий и правдоподобные. А, во-вторых, разумом положительно обосновываемые учения. Фома комментировал аристотелевские сочинения и некоторых философские и богословские монографии других авторов. Кроме этого он Фомы проанализировал сентенции Петра Ломбарда, где в своем анализе дал объяснение спорных богословских вопросов. В последствии выпустил 5 книг с рациональным обоснованием теологии; И в конечном итоге закончил свои исследования систематическим изложением всего откровенного учения, но не доведенного до конца. Вместе с Аристотелем Фома в познании, и особенно в познании Бога, видит высшую цель человеческой жизни. По вопросу об общих понятиях Фома — реалист в умеренном, Аристотелевском смысле. Однако и он имел своего идеологического противника, которым стал Иоанн Дунс Скотт, основавший, названную по его имени философско-теологическую школу скоттистов. Из современников Фомы Аквинского, кроме Дунс Скотта заслуживают внимания Генрих Гентский, придерживавшийся в отличае от аристотелизма Фомы августиновского платонизма; Ричард из Миддельтоуна, францисканец, отстаивающий учение скоттистов; Зигер Барбантский, котрый прошел эволюцию от скоттистского мировоззрения к томистскому; Петр Испанский (больше известный как Папа Иоанн XXI), значительно повлиявший на изучение логики в школах своими "Summulae logicales"; Роджер Бэкон изучающий и природу и ставший предшественником Бэкона Веруламского; Раймунд Луллий, создавший теорию понятийного аппарата для обращения неверующих. Это привлекло к нему большое число сторонников даже в то время, когда критика схоластики и зарождение новой идеологии создавали благоприятные условия для подобных опытов.
При этом следует отметить, что и в период процветания схоластики всегда было достаточно антицерковных идеологов, которые в доказательство своего мнения опирались на доктрину Аристотеля и аверроэстическое ее объяснение. Знакомство с философией арабов-евреев приводило к развитию новых течений в схоластике. Так, ее влияние отразилось на Симоне Турнейском, который в результате активного использования логики с одинаковой легкостью доказывал истинность и неистинность церковного учения. Однако больше всего привлекала философов возможность в процессе споров различать философскую и теологическую истину. Это развлечение несомненно имело большую пользу, но при этом уничтожался сам принцип схоластики а, поскольку к тому же было еще и осуждено церковною властью, то не смогло преобладать над остальными направлениями.
Францисканец Петр Орсонь, доминиканец Дюран Вильгельм и францисканец Вильгельм Оккам возродили в XIV в. номинализм. Это философское направление, созданное Оккамом, было почти равнодушно по отношению к церковному учению. Среди последних схоластиков, когда все большим господством стал обладать восстановленный, прославился своей концепцией философ Иоанн Буридан, ученик Оккама. Его идеи отличаются невиданной раньше независимостью, он рассуждает о свободе воли и становится популярен благодаря логическим сочинениям; вопрос о том, может ли воля при одинаковых условиях решиться за или против чего-либо, он считал неразрешимым, так как решение в пользу одной из сторон ведет к противоречиям. Известного «осла Буридана» в сочинениях самого автора нет. Скорее всего это был один из аргументов его противников. Обособленно от духа того времени стоит Раймунд Сабундский, испанский врач и теолог, учитель теологии в Тулузе (1-я половина XV в.); он старался доказать христианское учение из откровения Бога в природе и представить рационально, хотя и с оттенком мистицизма, гармонию между книгой природы и Библией.
Ориентация на жестко фиксированные правила мышления помогла схоластике сохранить преемственность интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологический аппарат через восстановление античного наследия в предельно формализованном виде. Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со средневековыми традициями выступили против схоластики, подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив само слово в синоним бесплодного и бессодержательного рассуждения, пустой словесной игры. Схоластика не способствовала развитию естественных наук, однако при этом её структура оказалась благоприятной для таких областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сфере предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности математической логики.
Заключение

Средневековая философия внесла значительный вклад в дальнейшее развитие познания, она послужила основой формирования естественнонаучного и философского знания. XIII век – послужил неким мостиком, когда наблюдается разложение феодальных отношений и формируются зачатки нового капиталистического строя.
Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: «Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!»
Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк. Элементы номинализма встречаются также у Спинозы, а техника номиналистической критики онтологизма универсалий была использована Веркли и Юмом. Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм. Таким образом, именно благодаря средневековой философии научное познание мира и человека становится возможным. Философия этого периода донесла до нас тот фундамент на котором впоследствии возникает современное естественнонаучное и философское знание.
Список литературы

Богута И.И. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
Конке В.А. Основы философии. – М.: Феникс, 2000. – 387 с.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М.: Высш. шк., 1996. – 400 с.
Столяров А.А. Патристика. Понятие о патристике и ее основные особенности / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. – М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.246-252.
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Республика, 2008. – 623 с.
Столяров А.А. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995. с.246.
Столяров А.А. Указ. соч. С. 250
Конке В.А. Основы философии. – М.: Феникс, 2000. С.201.
Конке В.А. Указ. соч. С. 331.
Цит. по Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М.: Высш. шк., 1996. С. 254.
Соколов В.В. Указ. соч. С. 281.









18

Список литературы

1.Богута И.И. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
2.Конке В.А. Основы философии. – М.: Феникс, 2000. – 387 с.
3.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М.: Высш. шк., 1996. – 400 с.
4.Столяров А.А. Патристика. Понятие о патристике и ее основные особенности / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. – М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.246-252.
5.Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Республика, 2008. – 623 с.

Узнать стоимость работы