Ответственность в конституционном праве : понятие и виды.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное право
  • 4343 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 14.05.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности
1.1. Понятие юридической ответственности: основные точки зрения
1.2. Понятие конституционно-правовой ответственности
1.3. Особенности конституционно-правовой ответственности
2. Специфика конституционно-правовой ответственности
2.1. Теоретико-правовые проблемы дефиниции субъектов конституционно-правовой ответственности
2.2. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности
2.3. Основания конституционно-правовой ответственности
3. Виды ответственности в конституционном праве
3.1. Виды ответственности в конституционном праве: основные точки зрения
3.2. Муниципально-правовая ответственность как вид конституционно-правовой ответственности
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Ответственность перед населением является конституционно-правовой, поскольку:
- речь идет об ответственности муниципальных органов власти, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения;
- в сущности, это политико-юридическая ответственность органов местного самоуправления перед основным субъектом властных отношений на территории муниципального образования;
- санкции при реализации института ответственности перед населением носят конституционно-правовой характер;
- основанием является утрата доверия населения. Это основание носит неправовой характер и позволяет квалифицировать эту ситуацию как чисто конституционную, так как ее основания довольно часто имеют моральный или политический окрас;
- связанные с ней отношения регулируются нормами конституционного права, поскольку только в этой отрасли права возможно наступление ответственности без правонарушения;
- данный вид ответственности имеет в отрасли конституционного права свои аналогии.
Нетрудно заметить, что аргументы довольно слабые, поскольку практически каждый из доводов, которые авторы приводят в поддержку данной точки зрения, сам нуждается в дополнительной аргументации. Дополнительные аргументы для критики своих оппонентов черпаются преимущественно в законодательстве. В частности, говорится о том, что ни один из действующих нормативных правовых актов о местном самоуправлении не содержит упоминания о муниципально-правовой ответственности, в отличие от уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности; что ни основания, ни процедура ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством принципиально не отличаются от оснований и процедуры ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших органов исполнительной власти) субъектов РФ, вследствие чего постановка вопроса о необходимости дифференциации муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц государственной власти представляется надуманной; что рассматриваемые сторонниками муниципально-правовой ответственности в качестве ее отличительных санкций отзыв депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления, а также роспуск представительного органа местного самоуправления и отрешение от должности главы муниципального образования (главы администрации) характерны не только для муниципально-правового регулирования. Они применяются и в отношении аналогичных субъектов публичной власти на региональном уровне.
Поддерживать или оспаривать ту или иную точку зрения достаточно затруднительно, во-первых, потому что аргументы в пользу каждой из них представляются достаточно слабыми прежде всего потому, что оппоненты черпают их в действующем законодательстве, превознося формальные моменты, и не пытаются проникнуть в сущность исследуемого явления.
Во-вторых, несмотря на длительный период становления концепции конституционно-правовой ответственности в отечественной правовой науке, до настоящего времени не сложилось четких, общепризнанных представлений ни по одному из ключевых вопросов теории конституционной ответственности. Так, нет определенности в вопросах о понятии, сущности этой ответственности, ее предмете и пределах, целях, принципах и мерах ответственности, составе субъектов ответственности. Те же самые вопросы требуют ответа и разрешения в отношении муниципально-правовой ответственности, если настаивать на ее реальности и объективной необходимости обособления данного вида ответственности в системе юридической ответственности.
Объективная возможность обособления муниципально-правовой ответственности в системе отраслевых видов ответственности обусловлена не только особенностями правового института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением (предмет и метод регулирования соответствующих общественных отношений; функции, которые выполняет отрасль права в общей системе права; специфика статуса субъектов правоотношений; особенности юридической природы "неправомерного" поведения в соответствующей сфере; особая процедура ее реализации.
Основная цель ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением состоит в обеспечении зависимости органов местного самоуправления от основного субъекта права на осуществление местного самоуправления - населения муниципального образования. Одним из ключевых понятий в законодательном определении местного самоуправления является "самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения". Вся деятельность по такому решению вопросов местного значения осуществляется в значительной степени через органы или должностных лиц местного самоуправления. Поэтому важно прежде всего обеспечить зависимость последних от основного субъекта прав местного самоуправления - населения. В данном случае мы наблюдаем несовпадение цели ответственности перед населением и конституционно-правовой ответственности. Основной целью конституционной ответственности является обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ, ее охрана, предупреждение нарушений конституционного правопорядка, соблюдение законности и справедливое возмездие для нарушителей Конституции. Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой конституционно-правовую ответственность. Могут применяться и иные виды ответственности: административная либо уголовная. Это дает основание усомниться в справедливости отождествления ответственности перед населением и конституционно-правовой ответственности.
Каждому виду юридической ответственности, несмотря на совпадающие моменты, присущ свой, особый вид юрисдикционного процесса. К числу основных элементов юридического процесса относится процессуальный (применительно к муниципально-правовой ответственности - процедурный) режим. К числу специфических признаков процедурного режима прежде всего следует отнести его связь с конкретным отраслевым методом и способом правового регулирования, которые и порождают элементы своеобразия в процессе реализации муниципально-правовой ответственности. Регулирование общественных отношений материального и процедурного характера, связанных с реализацией ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, осуществляется императивным методом и при помощи способов обязывания и запрещения. Реально это находит свое воплощение в конкретном процедурном режиме, который возможно определить как юрисдикционный процедурный режим. Основная особенность этого процедурного режима в том, что он сочетает в себе принципы местного самоуправления, позитивного избирательного права, юридической ответственности и требования конституционного, избирательного и муниципального права.
Отметим также, что специфику муниципально-правовой ответственности придают не столько особенности социального и правового статуса ответственных субъектов - органов и должностных лиц местного самоуправления, сколько особенности субъекта юрисдикции - того, кто решает вопрос о применении санкции. Такое решение принимает население муниципального образования либо избиратели (когда ответственным субъектом является депутат выборного представительного органа). Заметим, однако, что, принимая такое решение, население не обладает полномочиями обеспечить его исполнение, в том числе используя принуждение, т.е. не обладает правосубъектностью правоприменителя. Реализация муниципально-правовой ответственности обеспечивается государственным, но отнюдь не общественным (как заявляют некоторые авторы) принуждением. Отсюда следует вывод о еще одной особенности муниципально-правовой ответственности - в отличие от всех прочих видов она реализуется посредством использования населением соответствующего права, а не правоприменения. Правоприменительная деятельность государственных органов может иметь место, но только в том случае, когда ответственный субъект отказывается добровольно выполнить волю населения, досрочно сложить депутатские или иные полномочия перед тем, кто его ими в свое время наделил.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных отношениях имеет сложный социальный, политико-правовой характер и выражается в наступлении для них отрицательных последствий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Постановка вопроса об обособлении муниципально-правовой ответственности в системе отраслевых видов юридической ответственности в качестве самостоятельного вида имеет под собой некоторые объективные основания, к которым, прежде всего, должны быть отнесены специфика содержания и формы этой ответственности. Данная специфика наиболее ярко проявляется в цели этой ответственности; процедурном (процессуальном) режиме, отражающем атмосферу деятельности всех участников отношений, в рамках которых возникает и реализуется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; особенностях правового института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Заключение

В завершении данной курсовой работы необходимо подвести некоторые итоги проведенного исследования.
Под юридической ответственностью необходимо понимать установленные действующим законодательством негативные последствия совершенного правонарушения, наступление которых гарантируются возможностью применения к виновному лицу мер государственного принуждения.
Конституционно-правовую ответственность можно определить как конституционно-правовое отношение, заключающееся в необходимости наступления за несоблюдение конституционно-правовых норм определенных последствий, выражающихся в применении государственно-принудительных мер (лишение права, возложение дополнительной обязанности, принуждение к исполнению) или восстановлении нарушенного правопорядка под угрозой использования государственного принуждения.
В процессе изучения данной темы можно сделать вывод о том, что нет определенности в вопросах о понятии, сущности этой ответственности, ее предмете и пределах, целях, принципах и мерах ответственности, составе субъектов ответственности, вопросов относительно того является ли видом конституционно-правовой ответственности или самостоятельным институтом то или иное явление. Это выявляет необходимость обособления данного института, в рамках которого будут сформированы, прежде всего, единое понимание, а также единые понятия, принципы, иные аспекты ответственности в конституционном праве, некоторые из которых были разрешены в данной курсовой работе.
Необходимость решения данного вопроса в ближайшее время обусловлено, прежде всего, тем, что конституционные нормы являются тем базисом, на который должны опираться и неукоснительно следовать иные отрасли права.
Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - N 4. - ст. 445.
ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2009) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6206.
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.05.2008) // Собрание законодательства РФ. - 12.02.2007. - N 7. - ст. 829.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., на 10.01.2009) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6229.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009) // Собрание законодательства РФ. - 16.02.2009. - N 7. - Ст. 788.
Указ Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (ред. от 02.12.2008) «О государственных наградах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.12.2008. - N 49. - ст. 5767.
Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 14. - Ст. 1374.
Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций. Т. 1. Основы теории конституционного права. М., 2005. – 475 С.
Авилов В.В. Нормативное основание конституционно-правовой ответственности // Социальное и пенсионное право. – 2008. - № 1. – С. 11-16.
Агапов А.С. Конституционно-правовая ответственность: позитивный и негативный аспекты // Юридический мир. – 2006. - № 4. – С. 3-12.
Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М., НОРМА, 2003. - 470 С.
Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации. // Правоведение. - 2001. - N 5 (238). - С.55-69.
Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003. - 230 С.
Витрук Н.В. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: Обзор научной конференции // Государство и право. 2002. N 2. - С. 75-123.
Волченко В.Н. Соотношение конституционной ответственности и ответственности за нарушение избирательных прав граждан // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. - С. 211-315.
Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства. М.: Академия управления МВД России, 2004. – 135 С.
Ермаков В.Г. Конституционно-правовой статус субъектов РФ / В.Г. Ермаков, В.Е. Лоторев. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2004. – 230 С.
Иванеев С.В., Леншин С.И. Правовое регулирование деятельности вооруженных сил в условиях режима чрезвычайного положения в россии и зарубежных странах // Безопасность бизнеса. – 2006. - № 1. С. 3-11.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 478 С.
Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристъ, 2006. – 169 С.
Кузько А.В. Политический характер конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - N 14. – С. 9-17.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2004. – 400 С.
Левченко Т.Г. Терминология и особенности конституционно-правовой ответственности в избирательном праве России // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - N 3. – С. 15.Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. – 430 С.
Мазаев В.Д., Васильева С.В., Виноградов В.А. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций. М, Юристъ, 2006. – 250 С.
Сучилин А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственно-правовые вопросы. М.: Юриспруденция, 2003. – 209 С.
Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. N 4. - С. 37 - 41.
Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. М.: Издательский Дом «Юриспруденция», 2007. – 150 С.
Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - N 7. - С. 30-43.
Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004. – 318 С.
Щергина Е.А. Общеправовое понятие юридической ответственности // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. - № 2. - январь-февраль 2004 г.. – С. 2-22.
Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М., НОРМА, 2003. - С.183.
Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С.371 / Цит. по Щергина Е.А. Общеправовое понятие юридической ответственности // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. - № 2. - январь-февраль 2004 г.. – С. 2.
Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М., НОРМА, 2003. - С.183.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2004. - С.353.
Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: НОРМА, 2003. - С.183.
Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2004. - С.165.
Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 2005. С.144.
Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., НОРМА, 2001. - С.224.
Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации. // Правоведение. - 2001. - N 5 (238). - С.56.
Агапов А.С. Конституционно-правовая ответственность: позитивный и негативный аспекты // Юридический мир. – 2006. - № 4. – С. 3.
Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристъ, 2006. - С. 30.
Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристъ, - 2006. - С. 45.
Кузько А.В. Политический характер конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - N 14. – С. 15.
Ермаков В.Г. Конституционно-правовой статус субъектов РФ / В.Г. Ермаков, В.Е. Лоторев. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2004. - С. 52.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - N 4. - ст. 445.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - N 4. - ст. 445.
Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003. - С. 54.
Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. - С. 399.
Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - N 7. - С. - 37.
Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 400.
Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003. С. 54.
Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003. - С. 15.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - N 4. - ст. 445.
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.05.2008) // Собрание законодательства РФ. - 12.02.2007. - N 7. - ст. 829.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2004. – С. 125.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - N 4. - ст. 445.
ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2009) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6206.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - N 4. - ст. 445.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009) // Собрание законодательства РФ. - 16.02.2009. - N 7. - Ст. 788.
Указ Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (ред. от 02.12.2008) «О государственных наградах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.12.2008. - N 49. - ст. 5767.

Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - N 7. С. – 39-40.
Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003. - С. 15.
Мазаев В.Д., Васильева С.В., Виноградов В.А. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций. М.Юристъ, 2006. - С. 57.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2005. - С. 63, 72.
Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций. Т. 1. Основы теории конституционного права. М., 2005. С. 290, 291.
Авилов В.В. Нормативное основание конституционно-правовой ответственности // Социальное и пенсионное право. – 2008. - № 1. – С. 12.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., на 10.01.2009) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - ст. 6229.
Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. N 4. С. 37 - 41.
Витрук Н.В. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: Обзор научной конференции // Государство и право. 2002. N 2. - С. 115.
Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. М.: Издательский Дом «Юриспруденция», 2007. – С 112.
Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства. М.: Академия управления МВД России, 2004. - С. 85.
Сучилин А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственно-правовые вопросы. М.: Юриспруденция, 2003. - С. 113.
Иванеев С.В., Леншин С.И. Правовое регулирование деятельности вооруженных сил в условиях режима чрезвычайного положения в россии и зарубежных странах // Безопасность бизнеса. – 2006. - № 1. - С. 3.
Витрук Н.В. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: Обзор научной конференции // Государство и право. 2002. N 2. С. - 117.
Волченко В.Н. Соотношение конституционной ответственности и ответственности за нарушение избирательных прав граждан // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. - С. 313.
Левченко Т.Г. Терминология и особенности конституционно-правовой ответственности в избирательном праве России // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - N 3. – С. 15.
Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 14. Ст. 1374.
Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. N 4. С. 37 - 41.
Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004. С. 292 - 300, 311 - 315.
Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 6. С. 82 - 83.












2

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - N 4. - ст. 445.
2.ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2009) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6206.
3.ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.05.2008) // Собрание законодательства РФ. - 12.02.2007. - N 7. - ст. 829.
4.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., на 10.01.2009) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6229.
5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009) // Собрание законодательства РФ. - 16.02.2009. - N 7. - Ст. 788.
6. Указ Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (ред. от 02.12.2008) «О государственных наградах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.12.2008. - N 49. - ст. 5767.
7.Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 14. - Ст. 1374.
8.Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций. Т. 1. Основы теории конституционного права. М., 2005. – 475 С.
9. Авилов В.В. Нормативное основание конституционно-правовой ответственности // Социальное и пенсионное право. – 2008. - № 1. – С. 11-16.
10. Агапов А.С. Конституционно-правовая ответственность: позитивный и негативный аспекты // Юридический мир. – 2006. - № 4. – С. 3-12.
11.Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М., НОРМА, 2003. - 470 С.
12. Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации. // Правоведение. - 2001. - N 5 (238). - С.55-69.
13. Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003. - 230 С.
14.Витрук Н.В. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: Обзор научной конференции // Государство и право. 2002. N 2. - С. 75-123.
15. Волченко В.Н. Соотношение конституционной ответственности и ответственности за нарушение избирательных прав граждан // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. - С. 211-315.
16.Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства. М.: Академия управления МВД России, 2004. – 135 С.
17.Ермаков В.Г. Конституционно-правовой статус субъектов РФ / В.Г. Ермаков, В.Е. Лоторев. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2004. – 230 С.
18.Иванеев С.В., Леншин С.И. Правовое регулирование деятельности вооруженных сил в условиях режима чрезвычайного положения в россии и зарубежных странах // Безопасность бизнеса. – 2006. - № 1. С. 3-11.
19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 478 С.
20.Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристъ, 2006. – 169 С.
21. Кузько А.В. Политический характер конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - N 14. – С. 9-17.
22. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2004. – 400 С.
23. Левченко Т.Г. Терминология и особенности конституционно-правовой ответственности в избирательном праве России // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - N 3. – С. 15.Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. – 430 С.
24.Мазаев В.Д., Васильева С.В., Виноградов В.А. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций. М, Юристъ, 2006. – 250 С.
25.Сучилин А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственно-правовые вопросы. М.: Юриспруденция, 2003. – 209 С.
26.Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Российский юридический журнал. 2002. N 4. - С. 37 - 41.
27.Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. М.: Издательский Дом «Юриспруденция», 2007. – 150 С.
28. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. - 1995. - N 7. - С. 30-43.
29.Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004. – 318 С.
30.Щергина Е.А. Общеправовое понятие юридической ответственности // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. - № 2. - январь-февраль 2004 г.. – С. 2-22.

Вопрос-ответ:

Что понимается под понятием "юридическая ответственность"?

Юридическая ответственность - это обязанность лица нести последствия за нарушение юридических норм и правил.

В чем особенность конституционно-правовой ответственности?

Особенностью конституционно-правовой ответственности является то, что она возникает в случае нарушения конституционных норм и принципов, которые являются основой государственного строя и правопорядка.

Какие санкции могут применяться в случае конституционно-правовой ответственности?

Санкции в случае конституционно-правовой ответственности могут быть различными, например, это может быть административная ответственность, уголовная ответственность или иные меры, предусмотренные законодательством.

Какие проблемы возникают при определении субъектов конституционно-правовой ответственности?

При определении субъектов конституционно-правовой ответственности возникают проблемы с установлением круга лиц, которые могут нести ответственность за нарушение конституционных норм. Также вопросы вызывает определение правомочности органов, которые могут применять санкции в случае нарушения.

Каковы специфика и значение санкций в конституционно-правовой ответственности?

Специфика и значение санкций в конституционно-правовой ответственности заключается в том, что они направлены на обеспечение исполнения конституционных норм и принципов, а также на защиту конституционных прав и свобод граждан. Санкции являются инструментом, который позволяет воздействовать на нарушителей и предотвращать дальнейшие нарушения.

Какое понятие имеет юридическая ответственность?

Юридическая ответственность - это обязанность лиц, нарушивших правовые нормы, нести негативные последствия в виде установленных законом санкций.

Какие особенности имеет конституционно-правовая ответственность?

Конституционно-правовая ответственность обладает рядом особенностей, включая: ограничение действия законов, участие органов государственной власти и недопустимость осложнений сговором.

Какие проблемы возникают при дефиниции субъектов конституционно-правовой ответственности?

Теоретико-правовые проблемы дефиниции субъектов конституционно-правовой ответственности связаны с определением круга лиц, на которых может быть наложена ответственность и условий ее применения.