Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Образы "идеального мужчины" и "идеальной женщины" в представление молодежи

  • 35 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 15.12.2008
300 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1. Мужчина и женщина в современном мире
1.1.Личностные характеристики современных мужчины и женщины
1.2. Гендерные отношения
2. Гендерные идеалы в среде современной молодежи
1.2.Представление молодежи об идеальной женщине
2.2. Представление молодежи об идеальном мужчине
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются во влиянии гендерных стереотипов на восприятие участника конфликта — представителя другого пола, в существовании конфликтогенных личностных черт у мужчин и женщин, в предпочитаемых способах разрешения конфликта, в использовании разных речевых паттернов на переговорах, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов.









2. Гендерные идеалы в среде современной молодежи
Представление молодежи об идеальной женщине
Выяснить какой же должна быть идеальная женщина в понимании современной молодежи задача достаточно сложная. Современный окружающий мир диктует женщине совершенно новые, отличные от признанных веками идеалов. Мода диктует женщине все, что касается ее повседневной жизни: как она должна одеваться, какой именно косметикой пользоваться, как себя вести, с какими мужчинами общаться и многое многое другое. По сравнению с мужчинами, общество становится к женщине все более требовательным. Особенно ярко подобные тенденции выражаются в молодежной среде, где несоблюдение женщиной определенных канонов и правил поведения может отнести ее к «изгоям», неуспешным женщинам.
Какой именно должна быть идеальная женщина весьма ярко отражается в современной молодежной культуре, а так же массовом искусстве: телевидении, кино, глянцевых журналах, рекламе и т.д. Согласно исследованиям, именно массовое искусство формирует у молодежи представление о гендерных идеалах.
Идеальные молодые женщины могут быть весьма разнообразны внешне. В некотором роде это даже поощряется, так как подчеркивает определенную индивидуальность женщины. Но, при этом на ряд традиционно принятых элементов внешности мода смотрит весьма однобоко. К примеру, идеальная женщина ни в коем случае не должна иметь лишний вес. Лишний вес воспринимается как неспособность женщины ограничивать и контролировать свои порывы. Идеальная женщина непременно должна иметь стройное подтянутое тело. Но, не смотря на все существующие каноны внешности, которыми обладают актрисы Голливуда и модели глянцевых журналов, идеал повседневности оценивается естественно не только по внешним параметрам, а в первую очередь по некому набору внутренних качеств.
К сожалению, многочисленные исследования могут дать лишь схематическое представление об «идеальной девушке» молодого поколения. Гораздо лучше о пристрастиях молодежи говорит народная любовь к телекумирам. На экране можно увидеть цельный образ: и психологические характеристики, и внешность, и интеллектуальный уровень «девушки мечты». Как нельзя лучше психологические характеристики женских идеалов отражают ставшие столь популярными в среде молодежи реалити - шоу.
Например, молодежное реалити-шоу «Дом-2» на ТНТ дает возможность каждому желающему проголосовать за понравившуюся пару. По результатам выясняется, что молодежный идеал - это типажи схожие с парой Оли Бузовой и Романа Третьякова. Очаровательная блондинка и уверенный в себе молодой человек. Их роман длится уже год и все, даже те, кто не следил за становлением пары с самого начала, склоняются к тому, чтобы называть эту пару «идеальной». У них самые высокие зрительские рейтинги. Почти на каждом голосовании зрительский «иммунитет» достается одному из участников этой пары. На сайте «Дома-2» больше всего голосов подается в их поддержку.
Так какая же она, Ольга Бузова? Какие девушки нынче в цене? Присматриваемся повнимательнее и обнаруживаем, что мужской идеал женщины почти не изменился за сто лет. Верная и нежная красавица, прекрасная и добродетельная, мудрая и ранимая по-прежнему в цене. Поэтому и рейтинги у Бузовой всегда выше тех представительниц прекрасного пола, кто ратует за всеобщую феминизацию и общество без мужчин, тех девушек, которые «все могут сами» и еще дадут парням фору. Ольга Бузова искренне рыдает над увядшим цветком. Она не скрывает своих эмоций, когда ей больно и не пытается выглядеть самой ловкой, самой смелой, этакой охотницей и волевой женщиной. Для нее важнее знать, что она любит и любима.
Да, Ольга простая, но не глупая. Ей просто не интересны интриги, ее больше волнует, что происходит внутри пары, чем отношения с внешним миром. Это нормально для женщины: быть ориентированной на сохранение «внутреннего пространства» семьи, доверяя взаимоотношения с внешним миром мужчине. Ольга хозяйственная - она постоянно обустраивает и улучшает vip-домик, в котором живет пара.
Бузова искренне недоумевает: как может женщина не уметь и не любить готовить, стирать, убираться? При этом она не «домашняя наседка»: она учится в одном из самых престижных университетов страны - Санкт-Петербургском Государственном Университете, мечтает о собственной туристической фирме и успешной карьере.
Можно сказать, что в Ольге Бузовой удачно соединились и традиционные российские представления о матери семейства, и западные веяния и представления о том, какой должна быть современная женщина. С одной стороны она традиционно по-российски ориентирована на крепкую семью, уютный быт, материнство. С другой стороны Ольга имеет профессиональные карьерные амбиции, как западная бизнес-вумэн.
Такая эклектичность, оказывается, наиболее востребована у современных парней. Они меньше ценят сугубо «домашних» девушек, умеющих только пироги печь. Но и хваткая стерва-бизнесвумен со значками доллара в глазах им не по душе. Нужна «золотая середина».
Опросы, проводимые психологами с целью выявления качеств, наиболее ценных для современной молодой женщины, так же показали незначительный отход от традиционно ценимых качеств. Мужчины по – прежнему выше всего ценят в женщине стремление к самопожертвованию, готовность отодвинуть свои интересы по отношению к интересам мужа и семьи на второй, а то и на третий план, готовность довольствоваться тем что есть и быть за это благодарной, превозносить имеющиеся достоинства мужчины (даже если они минимальны) и тактично умалчивать о недостатках.
При этом современные представители противоположного пола желают, чтобы женщина была как можно более самостоятельной, относительно независимой, но не пыталась превзойти мужчину, таким образом, ущемляя его мужское достоинство.
Таким образом, возможно сделать вывод, что в современном представлении идеальная женщина – это по - прежнему прежде всего мать и хранительница домашнего очага и семейного счастья. Интересы семьи для нее должны иметь первостепенное значение перед собственными, а мужчина должен чувствовать себя за женщиной «как за каменной стеной».

























2.2. Представление молодежи об идеальном мужчине
В отличие от представлений об идеальной женщине, представления об идеальном мужчине в среде молодежи изменились достаточно мало в сравнении с традиционными. Мужчины по прежнему представляют себе мужской идеал в виде успешного карьериста с высоким профессионально – социальным статусом. Профессия у него какая-нибудь «истинно мужская»: учитель математики, участковый доктор или даже бухгалтер вряд ли попадет в список. Если он не имеет высокой должности, то, значит, он скромно делает свое обычное мужское дело. В доме он хозяин, сексуальные возможности его безграничны. Женщины для него - объекты желания и наслаждения, в большинстве легко достижимые. Такие понятия, как доброта, честность или, скажем, терпимость, в список его добродетелей не входят. Привлекательные внешние данные так же в списке не значатся (данные представлены по результатам опроса MensLife).
В отличие от мужчин, женщины ценят прежде всего «кормильца», человека с качествами, позволяющими женщине ощутить себя слабой, защищенной, любимой и ценимой.
Вернемся к идеалам молодежи на примере реалити – шоу «Дом - 2» и одному из лидеров Роману Третьякову. Что за мужчина Роман Третьяков, «первый парень» в «Доме-2»? Вот типичная сценка: Оля заплакала, Рома старается ее утешить, и когда на лице девушки вновь возникает улыбка, то он чувствует себя настоящим героем. Они строят общее счастье. Они не делят чувства на «твои» и «мои». Вместо этого Третьяков и Бузова говорят: «Это наша любовь».
На примере Ромы выстраивается и облик «идеального мужчины» современных девушек: он способен защитить свою избранницу от нападок, он ценит мужскую дружбу, но не забывает об интересах своей пары, он озабочен материальным благосостоянием, но при этом не готов поступиться принципами. Именно о таких избранниках мечтают миллионы «принцесс», еженедельно присылающих sms-ки в поддержку Романа Третьякова. Реалити-шоу «Дом-2» на ТНТ называют энциклопедией молодежной жизни. Наверное, сегодня проект уже заслужил право называться энциклопедией будущего. Поскольку, раз миллионам телезрителей по нраву Оля с Ромой, то они подсознательно стремятся походить на своих кумиров. Они ищут себе «вторую половинку», похожую на их любимых героев.
Согласно результатам опросов женских журналов («Лиза»), среднестатистическая россиянка ценят в мужчинах более практичные и жизненные качества. На первое место все они ставят ум, на второе - порядочность, потом хозяйственность. Внешняя привлекательность заняла только 9-е место, а сексапильность и вовсе 12-е.
Тем не менее, вопрос о мужской сексапильности в среде молодых женщин стоит достаточно остро и обсуждается достаточно часто, что позволяет сделать вывод о том, что данная характеристика все - таки имеет значение. Относительная самостоятельность современной женщины позволяет ей выбирать себе наиболее подходящего партнера, а в связи с достаточной раскрепощенностью взаимоотношений сексуальные качества этого партнера отнюдь занимают не последнее место. Согласно во многом все еще традиционное воспитание заставляет современных молодых женщин ставить на первое место традиционно значимые качества мужчины, который в первую очередь должен быть добытчиком, а только потом уже, если повезет, сексуально привлекательным. При этом многие женщины все еще по старинке опасаются иметь сексуально привлекательно партнера, так как его гораздо сложнее удержать.
Все большая феминизация современной женщины делает возможным для нее самостоятельно добиться в жизни определенного уровня благосостояния, не расчитывая при этом на помощь мужчины. Поэтому, женщина может позволить себе обратить внимание на не практичные качества мужчины, в том числе сексуальную привлекательность.
Тем не менее, у большинства современных молодых женщин, наиболее значимыми остаются традиционные качества мужчины, наиболее ценным из которых несомненно является умение и способность обеспечить семью, позволив, таким образом, проявить женщине выполнять свое прямое биологическое и социальное предназначение – хранительницы домашнего очага.
Таким образом, не смотря на значительные изменения ценностей в среде современной молодежи, многие из них по – прежнему остаются неизменными, и в первую очередь это традиционные гендерные ценности, позволяющие мужчине и женщине независимо от возраста полноценно проявить себя в социальной среде.





















Заключение
С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности - маскулинные или фемининные. При этом они могут не совпадать с полом - мужчина может обладать фемининными чертами, а женщина - маскулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология - бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины. Одной из составляющих гендерной идентичности является формирование сексуальной ориентации и выбора желаемого сексуального партнера.
Современные представления о том, какой должна быть современная женщина и современный мужчина весьма различны и в большинстве своем зависят от традиционной культуры, в которой они находятся.
Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в ХIХ в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми — т. е. обладать мужскими качествами.
Стереотип маскулинности также изменился: традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулинности остается более традиционным (как и у подростков).
Но в целом можно констатировать, что современная культура безусловно отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном равенстве от предшествующих культур.
Какой именно должна быть идеальная женщина и должен быть идеальный мужчина весьма ярко отражается в современной молодежной культуре, а так же массовом искусстве: телевидении, кино, глянцевых журналах, рекламе и т.д. Согласно исследованиям, именно массовое искусство формирует у молодежи представление о гендерных идеалах.
Согласно проводимым исследованиям, в современном представлении идеальная женщина – это по - прежнему прежде всего мать и хранительница домашнего очага и семейного счастья. Интересы семьи для нее должны иметь первостепенное значение перед собственными. Одновременно с этим, убольшинства современных молодых женщин, наиболее значимыми остаются традиционные качества мужчины, наиболее ценным из которых несомненно является умение и способность обеспечить семью, позволив, таким образом, проявить женщине выполнять свое прямое биологическое и социальное предназначение – хранительницы домашнего очага.
Таким образом, не смотря на значительные изменения ценностей в среде современной молодежи, многие из них по – прежнему остаются неизменными, и в первую очередь это традиционные гендерные ценности, позволяющие мужчине и женщине независимо от возраста полноценно проявить себя в социальной среде.











Список литературы

Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 25-34.
Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. М., 2006.
Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 2006.
Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.
Баррьер М. Вечная загадка Дон Жуана, или Секреты эротического успеха. Таллинн, 1991.
Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.
Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета. 2001. № 1. С. 19-23.
Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медум», 1995.
Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.
Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб., 1908.
Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991.
Веселоеский А. Женщины и старинные теории любви. М., 1990.
Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре: мужчина глазами женщины. Материалы конференции «Толерантность в условиях российской культуры» 29-30 мая 2001 г. Екатеринбург, 2001.
Голод С.Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб:ТК Петрополис,1998.
Лосева О.К. «Половое воспитание детей» М. «Просвещение»,1990.
Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М.: Изд-во «Института социологии РАН», 2000.
Омельченко Е.Л. «Жертвы и / или «насильники». Феномены подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов // Другое поле. Социологические практики /Под ред.Е.Л.Омельченко, С.А.Перфильева. – Ульяновск: Изд-во Государственного научного учреждения «Средне-Волжский научный центр, 2000.
Ткач О. Патриархат по-советски, или большая семья на большом экране // Гендерные отношения в современной России. М.,2002.
Трошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6.
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. // Американская социологическая мысль. М.:МГУ, 1994.









2





2

Список литературы

1.Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
3.Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
4.Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 25-34.
5.Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. М., 2006.
6.Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 2006.
7.Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.
8.Баррьер М. Вечная загадка Дон Жуана, или Секреты эротического успеха. Таллинн, 1991.
9.Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.
10.Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета. 2001. № 1. С. 19-23.
11.Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.
12.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медум», 1995.
13. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
14.Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.
15.Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб., 1908.
16.Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991.
17.Веселоеский А. Женщины и старинные теории любви. М., 1990.
18.Гендерный конфликт и его репрезентация в культуре: мужчина глазами женщины. Материалы конференции «Толерантность в условиях российской культуры» 29-30 мая 2001 г. Екатеринбург, 2001.
19.Голод С.Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб:ТК Петрополис,1998.
20.Лосева О.К. «Половое воспитание детей» М. «Просвещение»,1990.
21.Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М.: Изд-во «Института социологии РАН», 2000.
22.Омельченко Е.Л. «Жертвы и / или «насильники». Феномены подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов // Другое поле. Социологические практики /Под ред.Е.Л.Омельченко, С.А.Перфильева. – Ульяновск: Изд-во Государственного научного учреждения «Средне-Волжский научный центр, 2000.
23.Ткач О. Патриархат по-советски, или большая семья на большом экране // Гендерные отношения в современной России. М.,2002.
24.Трошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6.
25.Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. // Американская социологическая мысль. М.:МГУ, 1994.




Узнать стоимость работы