Обучение детей средней группы правилам речевого этикета

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 1717 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 14.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
I.Изучение проблемы речевого этикета в литературе
II.Воспитание речевого этикета
в средней группе детского сада
2.1.Практические занятия по воспитанию речевого этикета
2.2.Работа с родителями
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела.
Предлагаю план занятий, направленных на воспитание речевого этикета. В средней группе детского сада возможно проведение следующих занятий, связанных с этой темой.
Блок Тема Задачи Предварительная работа Формы работы
(содержание, продуктивная деятельность) Что такое куль-
тура Культур
ная среда Формировать эмоциональ
ную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Учить анализировать поступки сказочных героев. Просмотр мультфильма "Крокодил Гена и Чебурашка" Беседа «Культурная среда"
Игра "Коробочка добрых дел" Рисование В мире вежли-
вых слов Волшеб
ные слова Продолжать учить детей использовать добрые и волшебные слова. Умение вести себя соответственно с правилами поведения. Чтение. "Вежливые бельчата"
Беседа Волшебные слова. Игра "Вежливый ручей" Рисование. (портрет -доброго, вежливого человека) Утешение   Развитие навыков общения, чувства сопереживания, умения понимать других людей. Учить использовать в речи правила этикета при общении друг с другом. Рассказывание сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
Чтение и анализ стихотворения Т.Ткаченко. "Если плачет кто-то рядом."
С.Михалкова.
"Как-то ночью к телефону." Беседа по картине "Если плачет кто-то рядом"
Лепка "Игрушка"
Творческий этюд "Прыгалки"
Составление рассказа по картине
"Если кто-то рядом" Работа с родителями
В Законе РФ «Об образовании», ст. 18 говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». В соответствии с этим должна измениться и позиция детского сада в работе с семьёй. Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка.
В связи с изучаемой темой представляются возможными следующие направления работы с родителями:
План работы с родителями по теме «Речевой этикет»
Название
блока Мероприятия Сроки
проведения Просветительская
работа Лекторий о культуре речи и поведения
Родительские собрания
(«Как помочь ребёнку вырасти счастливым» и т.п. ) В течение года

1 раз в два-три месяца

Работа психолога и логопеда Участие в родительских собраниях, индивидуальная работа с родителями В течение года
Совместная работа воспитателей, родителей и воспитанников Подготовка и проведение совместных походов в детский театр, экскурсий и праздников в системе воспитательной работы В течение года



Заключение
Личностно-ориентированный подход к воспитаннику, процессы демократизации и гуманизации, характерные для воспитания подрастающего поколения в наши дни, предполагает использование педагогом такого поведенческого порядка, сущностью которого является проявление уважения к окружающим людям.
Эта тема очень заинтересовала меня.Речевой этикет имеет большое значение для общения и понимания друг друга. Работа педагога требует особого терпения и такта, и соблюдение правил этикета может оказать в этом неоценимую услугу. Знание этикета помогает в решении многих вопросов, необходимых для установления деловых доброжелательных отношений: созданию делового имиджа, умению отстоять свою позицию в споре с коллегами, убедить родителей воспитанников в правильности своей профессиональной позиции, выбрать наилучшую манеру общения с воспитанниками, родителями и, конечно, с коллегами, что позволяет ему быть приятным, желательным, авторитетным собеседником для детей и взрослых.
Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке,  в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров — от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языкам культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Родной язык — душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.
Подчеркивая одухотворенность русского языка, К. Д. Ушинский писал: “В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка... Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства”.

Список литературы
Гольдин. В.Е. “Речь и этикет”. М., 1989
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М., 2007
Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников. Пособие для родителей (new). 2008, Торговый дом «Просвещение»
Лаврентьева. Г.П. “Культура общения дошкольников”. СПб, 2001








15

1.Гольдин. В.Е. “Речь и этикет”. М., 1989
2.Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М., 2007
3.Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников. Пособие для родителей (new). 2008, Торговый дом «Просвещение»
4.Лаврентьева. Г.П. “Культура общения дошкольников”.

Вопрос-ответ:

Зачем обучать детей речевому этикету?

Обучение детей речевому этикету имеет несколько целей. Во-первых, речевой этикет является основой для взаимодействия и коммуникации с другими людьми. Он помогает научиться уважать собеседника, выражать свои мысли ясно и слушать собеседника. Во-вторых, умение правильно общаться и контролировать свою речь способствует развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта. Наконец, речевой этикет является важной составляющей культуры общения и взаимодействия в обществе.

Какие методы используются для воспитания речевого этикета в детском саду?

Для воспитания речевого этикета в детском саду используются различные методы. Один из таких методов - проведение практических занятий, на которых дети знакомятся с правилами речевого этикета и учатся их применять на практике. Например, детям могут показывать примеры правильного общения, ролевые игры могут быть использованы для отработки различных ситуаций общения. Другой метод - работа с родителями. Педагоги могут проводить встречи с родителями, на которых делятся информацией о том, какие правила речевого этикета важно учить детей и как помочь им научиться правильному общению.

Какие проблемы связаны с речевым этикетом у детей?

В литературе существует некоторые проблемы, связанные с обучением детей речевому этикету. Одна из таких проблем - разнообразные стили общения, которые имеют место в современном обществе. Различные культуры, поколения и социальные группы имеют свои собственные правила речевого этикета, что может привести к путанице у детей. Еще одна проблема - недостаточная внимательность к речевому этикету в образовательных программных материалах. В некоторых случаях, этому аспекту обучения уделяется недостаточное внимание, что сказывается на уровне развития речевого этикета у детей.

Какие методы используют педагоги для обучения детей правилам речевого этикета в средней группе детского сада?

Педагоги используют различные приемы, такие как утренняя встреча с детьми с приветливой улыбкой, практические занятия по воспитанию речевого этикета и работа с родителями.

В чем заключаются практические занятия по воспитанию речевого этикета в средней группе детского сада?

Практические занятия включают игры, ролевые ситуации, упражнения на развитие речи и общение в группе, чтобы дети могли освоить правила речевого этикета.

Какова роль родителей в обучении детей речевому этикету?

Родители также должны быть вовлечены в процесс обучения речевому этикету. Педагоги работают с родителями, делятся с ними информацией об основных правилах речевого этикета и просят их продолжать заниматься этой темой дома с детьми.

Какие проблемы речевого этикета описаны в литературе?

В литературе описываются проблемы, связанные с неуместным поведением во время общения, невежливыми высказываниями, неправильным использованием языка и другие нарушения речевого этикета.

Что можно сделать, чтобы разнообразить повседневную жизнь детей в детском саду и помочь им освоить речевой этикет?

Педагоги могут использовать различные приемы, такие как разнообразные игры, обучающие программы, организацию интересных мероприятий и событий, чтобы сделать обучение речевому этикету более интересным и запоминающимся для детей.

Какие приемы использует педагог для разнообразия повседневной жизни детей в средней группе детского сада?

Педагог использует различные приемы для разнообразия повседневной жизни детей в средней группе детского сада, например, утром он встречает их приветливой улыбкой.