Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование умений оценивать учебную деятельность как средство развитие рефлексии мл.школьноков.

  • 25 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 15.12.2008
282 руб. 940 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению умения оценивать учебную деятельность как средства развития рефлексии младших школьников.
1.1. Умение оценивать учебную деятельность и средства его формирования.
1.2. Особенности развития рефлексии в младшем школьном возрасте.
Глава 2. Эмпирическое изучение умения оценивать учебную деятельность как средства развития рефлексии младших школьников.
2.1. Ход и процедура эксперимента.
2.2. Обсуждение результатов исследования.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Приложение 1.

Фрагмент для ознакомления

В ходе реализации программы мы преследовали такие цели, как обучение детей навыкам оценивания, формирование у них положительного отношения к оценочной деятельности, развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и учебную деятельность одноклассников.
В качестве предполагаемого результата реализации программы мы ожидали сформированность у детей умения оценивать учебную деятельность.
Программа рассчитана на два месяца. На наш взгляд, при регулярных занятиях этого времени достаточно для развития у младших школьников умения оценивать учебную деятельность.
2.2. Обсуждение результатов исследования.
Результаты изучения рефлексии у учащихся младших классов контрольной и экспериментальной групп до проведения формирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п Экспериментальная группа Контрольная группа Показатель рефлексии Показатель рефлексии 1 2 2 2 3 3 3 4 4 4 3 2 5 2 4 6 4 3 7 3 2 8 2 4 9 2 4 10 2 3 11 4 3 12 3 2 13 3 4 14 2 3 15 4 2 16 2 4 Среднее 2,8 3
Как видно из таблицы, показатели рефлексии в двух группах различаются не сильно. Это может быть обусловлено однородностью выборки и отсутствием значимых различий и влияний на группы.
Результаты изучения рефлексии у учащихся младших классов контрольной и экспериментальной групп после проведения формирующего эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п Экспериментальная группа Контрольная группа Показатель рефлексии Показатель рефлексии 1 4 2 2 4 3 3 5 3 4 4 2 5 3 3 6 4 3 7 4 2 8 3 4 9 3 4 10 3 3 11 4 4 12 4 2 13 4 4 14 3 3 15 5 2 16 4 3 Среднее 3,8 2,9
Показатели рефлексии у детей контрольной группы не сильно изменились по сравнению с исследованием, проведенным до формирующего эксперимента. Напротив, показатели рефлексии в экспериментальной группе стали выше. Это можно заметить, даже не применяя методы математической обработки данных.
Данные, полученные в ходе повторного исследования рефлексии, а также итоговые средние показатели по двум группам позволяют сделать выводы о том, что, во-первых, показатели рефлексии у учеников экспериментальной группы стали более высокими, что, наш взгляд, обусловлено влиянием формирующего эксперимента, а во-вторых, показатели рефлексии в экспериментальной группе после проведения эксперимента превосходят показатели рефлексии в контрольной группе, которая не подвергалась воздействию формирующего эксперимента.
Для того, чтобы выяснить, действительно ли экспериментальная группа превосходит контрольную по уровню рефлексии, мы использовали методы математической обработки данных (статистический пакет для социальных наук SSPS), в частности метод оценки различий между двумя выборками Манна-Уитни.
В ходе проведенных вычислений между экспериментальной и контрольной группами по показателю рефлексии обнаружены значимые различия (p ≤ 0,01). На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что экспериментальная группа превосходит контрольную по уровню развития рефлексии. Школьники, принимавшие участие в наших занятиях, не только обнаружили сформированные умения оценивать учебную деятельность, но и отличаются более высоким уровнем развития рефлексии. Таким образом, можно предполагать, что разработанная нами программа по формированию умения оценивать учебную деятельность может быть использована в качестве средства развития рефлексии младших школьников. Следует также отметить, что формирование у учеников младших классов умения оценивать учебную деятельность как собственную, так и одноклассников, действительно может рассматриваться как средство развития у них рефлексии.
Учитывая полученные в нашем исследовании результаты, можно рекомендовать использовать в педагогическом процессе методики по формированию умения оценивать учебную деятельность для развития рефлексии у детей. Особенно важным является тот факт, что в нашей программе делается акцент на формирование положительного отношения ученика к процессу оценивания. Последнее становится стимулом позитивного отношения и к учению в целом. Умение оценивать способствует развитию умения и желания осуществлять самоконтроль, сравнивать результат своей деятельности с эталоном, поиск ошибок в чужих и своих работах, анализ их причин и определение путей исправления. В нашем исследовании подтверждена большая роль обучения рефлексии для решения задач умственного воспитания.
Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование умения оценивать учебную деятельность может рассматриваться как средство развития рефлексии в младшем школьном возрасте, подтвердилась. Задачи решены. Цель курсового исследования достигнута.
Заключение.
Обобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, сформулируем некоторые основные выводы.
1. По проблемам оценивания учебной деятельности в младшем школьном возрасте круг вопросов, затрагиваемых разными авторами, достаточно широк. Показано, в частности, что для изучения оценочной деятельности приемлемой является общепсихологическая модель деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), с входящими в нее компонентами: мотивом, целью, планированием, переработкой текущей информации оперативным образом, принятием решения, действием, проверкой результата и коррекцией действий.
2. Рефлексия, рассматриваемая как размышление, самонаблюдение, а также как форма теории деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов, представляет собой мысленное сознательное оперирование субъектом с образом себя как субъекта мыслительной деятельности, оперирование с содержанием своего сознания и предметом мышления. Рефлексивная деятельность может осуществляться только на основании рефлексивного выхода субъекта из позиции деятеля в рефлексивную позицию.
3. В результате теоретического анализа мы показали, что проблема формирования умения оценивать учебную деятельность как средства развития рефлексии младших школьников в настоящее время остается открытой. Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Наблюдается изменение социального статуса ребенка. Он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. Происходят существенные изменения в психической сфере ребёнка. Если для начальной стадии рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребёнка происходит формирование абстрактно-логического мышления.
4. В педагогической литературе описано множество факторов и условий, положительно влияющих на развитие рефлексии, однако неоднородных и отражающих различные аспекты личности и поведения ребенка.
5. Выбранная методика исследования рефлексии позволила проследить динамику развития рефлексии младших школьников в процессе формирования у них умения оценивать учебную деятельность.
6. Разработанная нами программа по формированию умения оценивать учебную деятельность может быть использована в качестве средства развития рефлексии младших школьников. Акцент в нашей программе делается на формирование у учеников младших классов умения оценивать учебную деятельность как собственную, так и одноклассников. Умение оценивать действительно может рассматриваться как средство развития у них рефлексии.
Мы можем рекомендовать использовать в педагогическом процессе методики по формированию умения оценивать учебную деятельность для развития рефлексии у детей. Особенно важным является тот факт, что в нашей программе делается акцент на формирование положительного отношения ученика к процессу оценивания. Последнее становится стимулом позитивного отношения и к учению в целом. Умение оценивать способствует развитию умения и желания осуществлять самоконтроль, сравнивать результат своей деятельности с эталоном, поиск ошибок в чужих и своих работах, анализ их причин и определение путей исправления. В нашем исследовании подтверждена большая роль обучения рефлексии для решения задач умственного воспитания.
7. Данные проведенного эксперимента достоверно подтвердили гипотезу о том, что формирование умения оценивать учебную деятельность может рассматриваться как средство развития рефлексии в младшем школьном возрасте.
Литература.
Анисимов О.С. Рефлексивная культура и обучение мыслотехнике // Прикладная эргономика. 1994. №1. С. 64-66.
Голубев Л.К. Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса. Л., 1986.
Демьянов А.С., Разина Т.В. Критика рефлексивно-гуманистической модели образования // Ярославский психологический вестник. Вып. 3. М., Ярославль, 2000. С. 163-176.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль, 1997.
Кукушин В.С. Дидактика. М., Ростов-на-Дону, 2003.
Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. М., 2005.
Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные различия мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979. С. 22-28.
Лефевр В.А. Элементы логики рефлексивных игр // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4 / Под ред. Б.Ф. Ломова. Л., 1966.
Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. Дисс… канд. пс. наук. – М., 1994.
Мудрик В.А. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1984.
Муканов М.М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традиционной культуры // Исследования речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. С. 54-79.
Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002.
Мячин М.Л., Разина Т.В. Принцип отражения как метод исследования рефлексии // Рефлексивные упражнения: Тезисы международного симпозиума. 17-19.10.2000. М. С. 49-51.
Овчарова В.В. Технологии практического образования. М., 2000.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бин-Бада. М., 2002.
Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. М., 2003.
Разина Т.В. Критика подходов к исследованию и формированию рефлексии в профессиональном педагогическом мышлении // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 3 / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, 2000. С. 69-73.
Разина Т.В. Рефлексия в педагогическом мышлении // Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. М., 2003.
Хрестоматия по возрастной психологии. М., 2003.
Приложения.
Приложение 1.
Программа по формированию у младших школьников
умения оценивать учебную деятельность.
Субъекты деятельности: учителя начальных классов, классные руководители.
Цель программы: формирование у учеников младших классов умения оценивать учебную деятельность.
Задачи программы:
обучение детей навыкам оценивания;
формирование положительного отношения к оцениванию;
развитие у школьников умения оценивать собственную учебную деятельность;
развитие у школьников умения оценивать учебную деятельность одноклассников.
Ожидаемый результат: сформированность у детей умения оценивать свою и чужую учебную деятельность.
Продолжительность программы: 2 раза в неделю в течение двух месяцев (8 занятий).
Содержание программы:
Занятие 1. Введение. Диагностика умения оценивать учебную деятельность.
Занятие 2. Рассказ учителя об основных правилах и критериях оценивания устного ответа и письменной работы.
Занятие 3. Устный опрос товарища с последующим оцениванием ответа.
Занятие 4. Проверка письменной работы (диктанта) товарища.
Занятие 5. Устный опрос с обязательной постановкой вопросов.
Занятие 6. Проверка своей письменной работы (диктанта) с оцениванием.
Занятие 7. Проверка своей письменной работы (диктанта) с оцениванием.
Занятие 8. Итоговое занятие. Диагностика умения оценивать учебную деятельность.



2

1.Анисимов О.С. Рефлексивная культура и обучение мыслотехнике // Прикладная эргономика. 1994. №1. С. 64-66.
2.Голубев Л.К. Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса. Л., 1986.
3.Демьянов А.С., Разина Т.В. Критика рефлексивно-гуманистической модели образования // Ярославский психологический вестник. Вып. 3. М., Ярославль, 2000. С. 163-176.
4.Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
5.Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль, 1997.
6.Кукушин В.С. Дидактика. М., Ростов-на-Дону, 2003.
7.Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. М., 2005.
8.Кулюткин Ю.Н. Рефлексивные различия мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979. С. 22-28.
9.Лефевр В.А. Элементы логики рефлексивных игр // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4 / Под ред. Б.Ф. Ломова. Л., 1966.
10.Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. Дисс… канд. пс. наук. – М., 1994.
11.Мудрик В.А. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1984.
12.Муканов М.М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традиционной культуры // Исследования речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. С. 54-79.
13.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002.
14.Мячин М.Л., Разина Т.В. Принцип отражения как метод исследования рефлексии // Рефлексивные упражнения: Тезисы международного симпозиума. 17-19.10.2000. М. С. 49-51.
15.Овчарова В.В. Технологии практического образования. М., 2000.
16.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бин-Бада. М., 2002.
17.Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. М., 2003.
18.Разина Т.В. Критика подходов к исследованию и формированию рефлексии в профессиональном педагогическом мышлении // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 3 / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, 2000. С. 69-73.
19.Разина Т.В. Рефлексия в педагогическом мышлении // Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. М., 2003.
20.Хрестоматия по возрастной психологии. М., 2003.

Узнать стоимость работы