Развитие положительного отношения младших школьников к разнообразным формам контроля на уроках математики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 3232 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.03.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Положительное отношение учеников младших классов к контролю и оцениванию на уроках
2. Функции проверки, различные формы и методы контроля, оценки умений и навыков учащихся
2. 1. Устная контрольная работа
2. 2.Математический диктант
2. 3. Дифференцированная проверочная работа в младших классах
2. 4. Зачетная форма организации контроля знаний учащихся
2. 5.Тестовые задания
2. 5. 1. Виды тестов и их функции
3. Система педагогического контроля за достижениями учащихся на уроках математики в школах США
3. 1. Тестирование
3. 2. Выставление оценок
4. Современные средства контроля знаний и средства оценивания учебных достижений младших школьников
4. 1. Контрольно-диагностические задания
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Достоинство этих тестов заключается в том, что они имеют высокую степень обоснованности, достоверности и объективности. Часто возможно использовать готовые тесты (разработанные на общенациональном уровне) и эффективно оценить большое количество детей за короткое время.
Выделяют также следующие типы тестирования ( формальное (тесты) и неформальное (состоит в наблюдении учителя за учащимися), объективное и субъективное, формирующее (тесты в процессе изучения темы) и итоговое (тесты в конце темы, семестра, года) [18., Р 18-21].
Итак, тестирование является первым этапом процесса оценивания достижений учащихся. Само оценивание тесно связано с процессом формулирования целей и задач программы обучения.
Характеристиками математически образованного человека являются:
ученик приобрел знания, умения, необходимые для выполнения различных видов задач;
он является математически подготовленным человеком.
Один из подходов определения компонентов оценивания учащихся таков: преподаватель выделяет 4 компонента в соответствии с 4 типами задач, на которые учебная программа делает акцент:
№ Компоненты оценивания Количество учебного времени 1 развитие навыков и умений 30% 2 знания 20% 3 посещаемость / участие 20% 4 социальное развитие 30% 5 всего 100% В термин «социальное развитие» входит общее отношение ребенка к математическим занятиям, сотрудничество с другими детьми, учителем, способность организовывать группу детей, выполнение всех указаний учителя. Нужно отметить, что социальное развитие учащегося на уроках математики находится в центре внимания ученых, педагогов, членов общины. Еще один подход к выделению компонентов оценивания таков: за основу берутся характеристики образованного человека.

№ Компоненты оценивания Количество времени Способ оценивания 1 отношение к занятиям: посещаемость, участие, подготовленность к уроку 15 % наблюдение учителя 2 навыки и умения 25 % объективное тестирование, наблюдение учителя, самооценка учащихся 3 математическая подготовленность 20 % объективное оценивание, наблюдение учителя 4 знания и их применение на практике 20 % письменные тесты, наблюдения учителя, самооценка 5 поведение: социальное поведение, знание правил безопасности и сохранения здоровья на уроках 20 % наблюдение учителя, самооценка всего 100 % Американские ученые считают, что оценивание математических навыков необходимо делать как можно чаще (на каждом занятии), в то время как оценивание социального и эмоционального поведения ( реже, так как эти навыки и установки формируются в течение более длительного периода. Все из компонентов могут быть оценены независимо друг от друга, в подходящее время [19., Р 450].
3. 2. Выставление оценок
Один из результатов оценивания ( выставление оценок. При выставлении оценки каждый компонент «весит» столько, сколько времени (в процентном отношении) предусматривает программа на выполнение соответствующих учебных задач.
В последнее время большое внимание в американских школах уделяют самооцениванию учащихся. Считается, что самооценивание помогает процессу социальной адаптации учащихся, развивает способности анализировать и делать выводы, является важным фактором мотивации учащихся. Программа самооценивания учащихся включает:
совместное планирование учебного процесса преподавателем и учащимися;
постановка самим ребенком учебных задач на основе данных предыдущего оценивания;
оценивание каждым учеником своих достижений в конце каждого 9-недельного периода и выставление оценки и письменного отчета об уровне его знаний, умений, навыков, уровне его математической подготовленности;
объяснение каждой оценки самим учащимся.
По данным Д. О’Брайена за период 1 год только 5 из 90 оценок отличались, когда сравнивали оценки, выставленные самими учащимися и учителями. Был разработан и такой подход (Т. Тепплер), когда 50% учебной деятельности оценивает сам ученик, а 50% ( учитель [20., Р 234].
Выводы. 1. В американской педагогической науке оценивание достижений учащихся считается одним из главных факторов успешности учебного процесса и призвано способствовать его оптимизации. 2. Каждый преподаватель математики должен создать собственную программу оценивания учащихся, основываясь на достижениях науки с одной стороны, и учитывая особенности конкретной общины, школы, группы учащихся, с другой. 3. Одной из важнейших целей оценивания является воспитание положительного отношения к занятиям математики. 4. Основные компоненты системы оценивания определяются в зависимости от целей учебной программы и отражают 3 сферы учебной деятельности ученика ( психомоторную, познавательную и эмоциональную. 5. В последнее время широко используют самооценивание учащихся, которое способствует мотивации учащихся, является важным фактором развития всех их способностей. 6. Наиболее важным в плане использования американского опыта в школах России представляется создание собственной стратегии и программы оценивания учащихся каждым преподавателем на основе учета индивидуальных особенностей конкретной группы детей.
4. Современные средства контроля знаний и средства оценивания учебных достижений младших школьников
В структуре позиции субъекта учения выделяют четыре основные компетентности (в соответствии с ними следует расширять и спектр функций контроля). Кратко охарактеризуем их.
Когнитивная. Современный школьник должен владеть не только знаниями, но и метазнаниями ( сверхзнаниями или представлениями о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала, «открытия» нового знания. Ему необходимо уметь:
ориентироваться в структуре учебного задания, связях его частей и компонентов, количестве «шагов» и вариантах решения;
комментировать свое решение, самостоятельно искать ошибки и корректировать их, интерпретировать результат;
сопоставлять вербальные и невербальные формы представления учебного материала, выбирать оптимальное их соотношение для презентации собственного ответа.
Регуляторная. Ребенок обязан сам верно определять пути и способы учебной деятельности, отражающие освоенные им приемы работы с материалом и собственный опыт. Показателями их оценки называют:
мотивационную готовность к применению новых действий в ходе решения (гибкость, динамичность операционных компонентов);
оценочно-критичное отношение школьника к процессу своей работы над материалом; прогнозирование результатов работы;
ориентацию учащегося на анализ отдельных составляющих осваиваемых предметов или явлений;
потребность и умение контролировать соответствие используемых средств и материалов для решения поставленной задачи (адекватность целей и затрат).
Креативная. Ученик должен создавать правильный целостный образ познаваемого объекта и выражать его содержание в общепринятых категориях. Этой компетенции, которая позволяет контролировать содержание и качество образных компонентов изучения материала и различных знаковых систем, соответствует эмоционально-волевая установка для подготовки собственного оригинального задания, предложения нового типа задач.
Личностно-смысловая. Заинтересованное отношение ребенка к новому материалу и процессу собственной познавательной деятельности ( залог учебной мотивации. Школьнику необходимо:
демонстрировать желание осваивать предмет;
осознавать социальную важность предмета, уметь определить его значимость в контексте будущей профессиональной деятельности;
ощущать эмоциональный комфорт при предъявлении нового для него нестандартного задания или вида работы;
испытывать потребность в преодолении стереотипов репродуктивного воспроизведения материала;
не бояться ошибок при выражении собственного мнения, своей точки зрения, возникшего сомнения;
стремиться к позитивному предъявлению своего опыта познавательной деятельности (накопленных знаний, способов их получения) и расширению совместной работы.
Вышеперечисленные показатели обычно скрыты от непосредственного наблюдения, поэтому долгое время не принимались в расчет в повседневной школьной практике. Очевидно, что их реализация потребует особого инструментария ( практических методик, измерителей, контрольно-диагностических заданий [10., С 34-37].
4. 1. Контрольно-диагностические задания
В отличие от привычных контрольно-измерительных материалов они не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но, и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий, то есть уровня и динамики развития личности. Такие тесты призваны намечать характер и меру необходимой ребенку помощи, планировать формирование его компетентности с ориентацией на будущее. Существуют следующие критерии контрольно-диагностических заданий:
диагностика разных аспектов развития;
выявление результатов обучения на основе основных компетенций школьника;
диагностика готовности к профильному (или профессиональному) обучению на материале различных предметов;
диагностическо-коррекционный способ работы над ошибками.
При составлении контрольно-диагностических заданий следует учитывать ряд дидактических требований:
задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников и оптимальных для каждого из них средств обучения;
построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности, чтобы на любом этапе работы (от анализа условий до получения результата) ученик мог перейти к более сложной или более простой модификации;
следует предусмотреть возможность открытого выражения ребенком своих сомнений (за ним следует оставить право помечать свои решения знаком «?»);
по содержанию и структуре контрольные задания не должны копировать обучающие и тренировочные, чтобы их выполнение позволяло вырабатывать собственные способы учебной работы;
ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и процесс решения (объяснение материала, использование тех или иных способов), а также содержать отсылки к изученному ранее материалу.
Заключение
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию, как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.
Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.
Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По-настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.
Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.
Список литературы
Бабанский Ю. К. Педагогика. – М. : Педагогика, ( 1989.
Бардин К. В. Как научить детей учиться. ( М. : «Просвещение», ( 1987.
Богданов Г. А. Опрос на уроках математики. ( М.: «Просвещение», ( 1989.
Болотика Л. Р. Педагогика. ( М. : «Просвещение», ( 1987.
Век Х. Оценки и отметки. ( М. : «Просвещение», ( 1984.
Волович М. Б. Как обеспечить усвоение математики в 5 классе: Методическое пособие / под редакцией А. Г. Мордковича. – М. : Вентана-Граф – Мозаика-Синтез, ( 2003.
Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. ( № 7, ( 1999.
Матис Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. ( № 4, ( 1999.
Научно-методический журнал «Математика в школе»: ( №3, ( 1974, ( №2, ( 1979, ( №5, ( 1985, ( №3, ( 1989, ( №2, ( 1993.
Онищука В. А. Дидактика современной школы. ( Киев : «Радянська школа», ( 1987.
Попуянов Ю. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. ( № 7, ( 1999.
Солдатов Г. Н. Оценки и отметки // Начальная школа. ( № 2, ( 1998.
Черкасов Р. С., Столяр А. А. Методика преподавания математики в средней школе. – М. : Просвещение, ( 1985.
Яковлев Н. М. Методика и техника урока в школе. ( М. : «Просвещение», ( 1985.
Dunham P. Evaluation for Excellence: a Systematic Approach // JOPERD. ( №57 (6), ( 1986.
Miller D.K. Measurement: by the Physical Educator: Why and How. ( Madison: Brown and Benchmark, ( 1994.
Wuest D.A. Curriculum and Instruction: the Secondary School Physical Education Experience. ( St. Louis: Mosby, ( 1993.
Kraft R.E. Mathematical Tests Are Only for the Fit // The Physical Educator. ( v. 46, ( №1. ( 1989.
Nixon J.E., Jewett A.E. An Introduction to Physical Education. ( Philadelphia : Saunders, ( 1980.
O'Brien D.B. Self-grading to Develop Responsibility and Cooperation // Ideas for Secondary School Physical Education. ( II, ( Reston, Va: AAHPERD, ( 1984.











4

Список литературы
1.Бабанский Ю. К. Педагогика. – М. : Педагогика, ? 1989.
2.Бардин К. В. Как научить детей учиться. ? М. : «Просвещение», ? 1987.
3.Богданов Г. А. Опрос на уроках математики. ? М.: «Просвещение», ? 1989.
4.Болотика Л. Р. Педагогика. ? М. : «Просвещение», ? 1987.
5.Век Х. Оценки и отметки. ? М. : «Просвещение», ? 1984.
6.Волович М. Б. Как обеспечить усвоение математики в 5 классе: Методическое пособие / под редакцией А. Г. Мордковича. – М. : Вентана-Граф – Мозаика-Синтез, ? 2003.
7.Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. ? № 7, ? 1999.
8.Матис Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. ? № 4, ? 1999.
9.Научно-методический журнал «Математика в школе»: ? №3, ? 1974, ? №2, ? 1979, ? №5, ? 1985, ? №3, ? 1989, ? №2, ? 1993.
10.Онищука В. А. Дидактика современной школы. ? Киев : «Радянська школа», ? 1987.
11.Попуянов Ю. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. ? № 7, ? 1999.
12.Солдатов Г. Н. Оценки и отметки // Начальная школа. ? № 2, ? 1998.
13.Черкасов Р. С., Столяр А. А. Методика преподавания математики в средней школе. – М. : Просвещение, ? 1985.
14.Яковлев Н. М. Методика и техника урока в школе. ? М. : «Просвещение», ? 1985.
15.Dunham P. Evaluation for Excellence: a Systematic Approach // JOPERD. ? №57 (6), ? 1986.
16.Miller D.K. Measurement: by the Physical Educator: Why and How. ? Madison: Brown and Benchmark, ? 1994.
17.Wuest D.A. Curriculum and Instruction: the Secondary School Physical Education Experience. ? St. Louis: Mosby, ? 1993.
18.Kraft R.E. Mathematical Tests Are Only for the Fit // The Physical Educator. ? v. 46, ? №1. ? 1989.
19.Nixon J.E., Jewett A.E. An Introduction to Physical Education. ? Philadelphia : Saunders, ? 1980.
20.O'Brien D.B. Self-grading to Develop Responsibility and Cooperation // Ideas for Secondary School Physical Education. ? II, ? Reston, Va: AAHPERD, ? 1984.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет контроль на уроках математики для младших школьников?

Контроль на уроках математики для младших школьников имеет большое значение, так как он помогает учителю оценить знания и умения учеников, а также позволяет детям самим проверить свои знания и навыки.

Какие формы контроля и оценивания используются на уроках математики в младших классах?

На уроках математики в младших классах используются различные формы контроля и оценивания, такие как устная контрольная работа, математический диктант, дифференцированная проверочная работа, зачетная форма организации контроля знаний учащихся и тестовые задания.

Чем отличается устная контрольная работа от математического диктанта?

Устная контрольная работа - это форма контроля, при которой ученик отвечает на вопросы учителя устно. Математический диктант - это форма контроля, при которой ученик пишет решение задач или математические выражения по набору условий.

Что такое дифференцированная проверочная работа в младших классах?

Дифференцированная проверочная работа в младших классах - это форма контроля, при которой каждому ученику предлагается индивидуальное задание, учитывающее его уровень подготовки. Такая форма контроля помогает учителю выявить успехи каждого ученика и учесть его индивидуальные потребности.

Какие преимущества и недостатки имеют тестовые задания в контроле знаний учащихся?

Тестовые задания имеют преимущества, такие как объективность оценки, возможность провести большое число заданий за короткий промежуток времени и способность затрагивать различные аспекты математических знаний. Однако у них также есть недостатки, такие как возможность поверхностного запоминания материала и ограниченная способность выявления творческого мышления и применения знаний в разных ситуациях.

Какие формы контроля используются на уроках математики для учеников младших классов?

На уроках математики для учеников младших классов используются различные формы контроля, такие как устная контрольная работа, математический диктант, дифференцированная проверочная работа, зачетная форма организации контроля знаний и тестовые задания.

Какова роль устной контрольной работы в развитии положительного отношения младших школьников к контролю на уроках математики?

Устная контрольная работа играет важную роль в развитии положительного отношения младших школьников к контролю на уроках математики. Она позволяет ученикам проявить свои знания и умения в непринужденной атмосфере, а также получить индивидуальную обратную связь от учителя, что способствует повышению их мотивации и уверенности в своих силах.