Система национальных счетов : основные взаимосвязи.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 2929 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.06.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Система национальных счетов и баланс народного хозяйства: методологические различия
1.1. Этапы развития системы национальных счетов
1.2. Система национальных счетов и баланс народного хозяйства
1.3. Принципы построения СНС. Виды группировок в СНС
2. Показатели системы национальных счетов
2.1. Основные макроэкономические показатели
2.2. Важнейшие соотношения между макроэкономическими переменными
3. Исследование системы национальных счетов
3.1. Развитие СНС в России и странах СНГ
3.2. Анализ данных общественного воспроизводства на основе СНС
3.3. Методологические проблемы развития СНС, рекомендации по их решению
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

д.Полученный большой объем макроэкономической информации, разрабатываемой в рамках системы национальных счетов, все шире применяется органами государственного управления стран СНГ для анализа экономических процессов и выработки экономической политики, для определения мер по стимулированию темпов роста, для анализа влияния изменений в налоговой системе и субсидировании на экономику. В этом контексте прежде всего следует отметить использование правительственными учреждениями данных о ВВП при разработке государственного бюджета, а также при составлении краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического развития, которые облегчают принятие решений по формированию экономической политики.Данные о структуре использования ВВП, которые важны для анализа как экономической политики, так и влияния структурных показателей на темпы экономического роста; они также необходимы для анализа некоторых элементов уровня жизни населения и других аспектов экономических процессов.3.2. Анализ данных общественного воспроизводства на основе СНССНС — эффективный инструмент анализа процессов общественного воспроизводства. Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятия экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:определение темпов воспроизводства национального продукта и национального дохода и установление на этой основе темпов экономического роста;установление отраслевой структуры экономики и ее изменения во времени, а также факторов этой динамики;установление пропорций между основными формами дохода, на которые распадается ВВП;выявление пропорций между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых инвестиций;выявление размеров заимствования/кредитования как по экономике в целом, так и по отдельным ее секторам;изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей.Данные СНС вместе с информацией по другим, смежным разделам экономической статистики используются для анализа наиболее существенных изменений, происшедших в воспроизводственных пропорциях российской экономики в 90-х гг. XX в. Структурные преобразования в экономике хорошо отслеживаются на основе упорядочения экономической информации в рамках межотраслевого баланса — важного раздела СНС. Большую аналитическую нагрузку имеют показатели доли государственных расходов в объеме ВВП. В частности, этот показатель используется в эмпирическом анализе зависимости экономического роста от госрасходов. Мировая практика показывает, что страны с большой болей госрасходов в ВВП развиваются медленнее, чем страны, ограничивающие эту долю. Сложнее установить причину и следствие: развиваются ли страны медленнее из-за того, что тратятся слишком большие ресурсы на государственные нужды, включая управление, или же из-за низких темпов экономического роста возрастает доля государственных расходов. Как правило, когда доля госрасходов находится в интервале между 1/3 и 2/3 ВВП, не наблюдается однозначной зависимости (прямой или обратной) между экономической динамикой и долей государственных расходов в ВВП. На экономический рост в указанных условиях большое влияние могут оказать распределение государственных расходов, величина и направленность денежных потоков, перспективы инвестирования, доверие населения и зарубежных инвесторов к проводимой государством экономической политике. Именно такой случай наблюдается в России: доля государственных расходов в ВВП находится в указанных пределах (7, с. 7).Таким образом, анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС и смежных разделов экономической статистики, является важным условием обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой, а также хозяйственных решений, принимаемых предпринимательскими структурами.3.3. Методологические проблемы развития СНС, рекомендации по их решениюНа сегодняшний день нельзя сказать, что работа по внедрению СНС в регулярную статистическую практику стран СНГ завершена. Пока не разработан ряд ключевых вопросов и показателей системы, что не позволяет анализировать некоторые существенные аспекты экономических процессов. Речь идет прежде всего о счетах накопления — финансовом счете и счете других изменений в активах, а также о балансе активов и пассивов. Финансовый счет содержит ценную информацию о механизмах процесса кредитования и заимствования, заключающегося в операциях по приобретению финансовых активов и принятию обязательств. Сальдо по этому счету, составленному для секторов экономики, отражает либо чистое кредитование, то есть передачу временно свободных ресурсов другим секторам экономики на возвратной и возмездной основе, либо чистое заимствование средств у них. Сальдо по этому счету, составленному для экономики в целом, показывает либо чистое кредитование остального мира, либо чистое заимствование у него. Данный показатель важен в контексте анализа динамики внешнего долга страны.Баланс активов и пассивов как один из ключевых счетов СНС в полной мере пока не составляется во многих из стран СНГ. Между тем он обеспечивает требуемые характеристики состояния экономики и ее секторов, поскольку содержит ценную информацию о наличии активов (нефинансовых и финансовых) на ту или иную дату и обязательствах как для каждого сектора, так и для экономики в целом. Он позволяет рассчитывать чистый капитал секторов, а также национальное богатство. На практике страны СНГ составляют лишь отдельные элементы баланса активов и пассивов, на основе которых невозможно рассчитать упомянутые выше важные аналитические показатели (чистый капитал секторов, национальное богатство). Не решают полностью проблему анализа уровня жизни такие показатели СНС, как располагаемые доходы населения и конечное потребление, поскольку благосостояние представляет собой многоаспектную категорию, в которой доходы и потребление населения — это только элементы общей картины (хотя и достаточно важные). Для повышения точности и надежности макроэкономических показателей необходимо решить ряд вопросов. В первую очередь следует провести работу по совершенствованию методов оценки так называемой ненаблюдаемой экономики, которая включает теневую экономику (подпольное производство товаров и услуг с целью уклонения от налогов), незаконную экономику (производство юридически запрещенных товаров и услуг), неформальную экономику (деятельность некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам) и производство домашними хозяйствами товаров для собственного использования.Анализ практики применения рекомендаций СНС свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в этой области. Так, в соответствии с ее положениями показатели различных потоков должны регистрироваться на основе принципа начисления, те есть на момент создания, преобразования, обмена, передачи или исчезновения стоимости, а не на момент поступления платежа, что характерно для так называемого кассового метода регистрации. Применение метода начисления представляется особенно важным при значительных задержках с выплатами заработной платы. Одновременно его применение предполагает отражение финансовых обязательств предприятий и учреждений, задерживающих выплаты. К сожалению, при составлении национальных счетов в странах СНГ метод начисления пока не получил должного применения, что связано с трудностями перехода на международные стандарты в бухгалтерском учете и отчетности. Одним из сложных вопросов теории и методологии СНС является вопрос об отражении в расчетах ВВП деятельности финансовых посредников. Основная трудность состоит в том, что финансовые посредники не взимают за свои услуги платежи в прямой форме. В этой связи стоимость услуг финансового посредничества определяется, согласно СНС, косвенно как разность между суммой процентов, полученной ими при предоставлении ссуд, и процентами, выплачиваемыми при привлечении депозитов. Сложный вопрос, дискутируемый экспертами на протяжении десятилетий, возникает при определении характера использования услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК): следует ли их относить к конечному или промежуточному потреблению. От его решения зависят показатели ВВП и его структуры.Страны СНГ относят показатели УФПИК к промежуточному потреблению, что не противоречит рекомендациям СНС, однако такой подход заведомо занижает величину ВВП, поскольку игнорирует использование услуг финансового посредничества домашними хозяйствами и экспортерами. В СНС предложен и более совершенный подход, предусматривающий частичное отнесение УФПИК к промежуточному потреблению производителей товаров и услуг, конечному потреблению домашних хозяйств и экспорту. Но реализация такого подхода требует привлечения большого объема дополнительной информации и проведения трудоемких расчетов, к чему статистические страны СНГ пока не готовы.Для совершенствования национальных счетов необходимо расширение источников первичной информации, переход в бухгалтерском учете и отчетности на международные стандарты. При этом очень важны гармонизация отраслевой статистики и национальных счетов в отношении используемых определений и классификаций, усиление сотрудничества с другими экономическими ведомствами, отвечающими за разработку смежных систем макроэкономической статистики. В последние годы на международном уровне активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию СНС. На различных международных форумах обсуждается круг вопросов и тем, которые могут стать предметом пересмотра. Специалисты стран СНГ, занимающиеся разработкой национальных счетов, должны отслеживать результаты международных дискуссий, по возможности вносить свой вклад в формирование программы будущей работы по пересмотру СНС с учетом накопленного опыта и специфики их экономик (7, с. 10-15).ЗаключениеВ результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.Национальное счетоводство – комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.Система национальных счетов – система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.СНС – балансовый метод комплексной взаимосвязанной характеристики экономических процессов и их результатов на основе системы макроэкономических показателей, объединённых в таблицы. СНС описывает наиболее важные аспекты экономического развития (производство, распределение, перераспределение, и использование конечного продукта и национального дохода, формирование национального богатства).Выделяют следующие основные счета:Счет производств показывает результаты производственной деятельности (затраты, промежуточное потребление, производство добавленной стоимости). В итоге счет дает добавленную стоимость в рыночных ценах.Счет образования доходов характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов.Счет распределения доходов показывает, как доходы распределяются между основными получателями – домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.Счет использования доходов отражает соответствующий процесс: из располагаемого валового дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.Счет капитала содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капиталаФинансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств.Национальное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции, что бухгалтерский учет для отдельного предприятия. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта и национального дохода, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики.Система национальных счетов – статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.Основными счетами СНС, отражающими текущие и капитальные операции, являются следующие: счет производства; счет образования доходов; счет распределения первичных доходов; счет вторичного распределения доходов; счет использования располагаемого дохода; счет операций с капиталом; финансовый счет.Для построения национальных счетов применяют классификации, позволяющие раскрыть структуру показателей. Важнейшими из них являются классификации отраслей и секторов экономики. СНС включает в себя несколько информационных блоков, отражающих: производство, распределение и потребление; накопление; внешнеэкономические связи; движение финансовых ресурсов; национальное богатство; межотраслевые связи.Наиболее важными макроэкономическими показателями СНС, используемых для измерения общественного продукта, являются: валовой общественный продукт (ВОП); конечный общественный продукт (КОП); чистый общественный продукт (ЧОП); валовой национальный доход (ВНД); чистый национальный продукт (ЧНП); валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный располагаемый доход (ВНРД); конечное потребление; валовое накопление; сальдо экспорта и импорта; национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование; национальное богатство. Список использованной литературыАгапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2009. – 447 с.Баранов А.О. Лекции по макроэкономике: Учеб.пособие для вузов. – Новосибирск, 2008. – 334 с.Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Рыбари, 2010. – 479 с.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 511 с.Макроэкономика: теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н.: Учебник. – М.: КноРус, 2009. – 604 с.Полосаткина Е.А. Система национальных счетов: Учеб. пособие. – Новосибирск, 2010. – Изд-во СГУПС. – 120 с.Социально-экономическое положение России в 2009 году // Вопросы статистики. – 2010. – № 2. – С. 3-34.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт, 2008. – 652 с.Чобану К.Г. Финансы домохозяйств в системе национальных счетов // Вопросы статистики. – 2009. – № 9. – С. 10-21.Экономическая статистика / Под ред. Иванова Ю.Н.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 479 с.

Список использованной литературы
1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2009. – 447 с.
2.Баранов А.О. Лекции по макроэкономике: Учеб.пособие для вузов. – Новосибирск, 2008. – 334 с.
3.Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Рыбари, 2010. – 479 с.
4.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 511 с.
5.Макроэкономика: теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н.: Учебник. – М.: КноРус, 2009. – 604 с.
6.Полосаткина Е.А. Система национальных счетов: Учеб. пособие. – Новосибирск, 2010. – Изд-во СГУПС. – 120 с.
7.Социально-экономическое положение России в 2009 году // Вопросы статистики. – 2010. – № 2. – С. 3-34.
8.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика:
Учебник. – М.: Юрайт, 2008. – 652 с.
9.Чобану К.Г. Финансы домохозяйств в системе национальных счетов // Вопросы статистики. – 2009. – № 9. – С. 10-21.
10.Экономическая статистика / Под ред. Иванова Ю.Н.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 479 с.

Вопрос-ответ:

В чем методологическое различие между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства?

Система национальных счетов (СНС) является широко применяемой международной методологией, предназначенной для измерения экономической деятельности страны. Она основывается на принципах бухгалтерии и позволяет учетно-аналитическими методами описать состав и динамику экономики. Баланс народного хозяйства (БНХ) является еще более узкой концепцией и представляет собой схематическую модель, отражающую движение доходов и формирование национального продукта в экономике.

Какие этапы развития системы национальных счетов можно выделить?

Развитие системы национальных счетов можно выделить в несколько этапов. Первый этап связан с разработкой и утверждением общепризнанных методологических принципов. Второй этап связан с разработкой и внедрением систематизированной системы отчетности. Третий этап связан с развитием автоматизированных систем, которые позволяют своевременно формировать и анализировать данные СНС, а также предоставлять информацию для принятия экономических решений.

Какие принципы лежат в основе построения системы национальных счетов?

Построение системы национальных счетов (СНС) основывается на нескольких принципах. Один из важных принципов - это двойная запись, который предполагает равенство всех доходов и расходов в экономике. Еще один принцип - это учет соответствующих платежей по доступным источникам информации. Кроме того, СНС строятся на основе принципа частичной раздельности, что позволяет более детально изучать отдельные аспекты экономики.

Какие показатели рассматриваются в системе национальных счетов?

В системе национальных счетов (СНС) рассматриваются различные экономические показатели. Среди них основные макроэкономические показатели, такие как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, национальное богатство и т.д. Также в СНС учитывается и детализируется информация о важнейших соотношениях между этими показателями, таких как сбережения, инвестиции, чистый экспорт и т.д.

Чем отличается система национальных счетов от баланса народного хозяйства?

Система национальных счетов (СНС) и баланс народного хозяйства (БНХ) - это две разные концепции для описания экономики страны. СНС является инструментом для анализа экономической деятельности и чтения экономических показателей, таких как ВВП и Национальный Доход. БНХ, с другой стороны, представляет собой агрегированное представление всех финансовых активов и пассивов в стране на определенный момент времени. В целом, СНС используется для описания деятельности экономики, тогда как БНХ фокусируется на финансовом состоянии страны.

Какие есть этапы развития системы национальных счетов?

Система национальных счетов (СНС) прошла несколько этапов развития. Первый этап - это появление первых национальных счетов в 1930-х годах. Второй этап - это разработка методологии для составления национальных счетов, что произошло во второй половине 20 века. Третий этап - это стандартизация национальных счетов и их использование как основного инструмента для анализа экономики страны. Сейчас СНС продолжает развиваться и совершенствоваться, а новые версии системы выпускаются регулярно.

Какие принципы лежат в основе построения системы национальных счетов?

Система национальных счетов (СНС) основана на нескольких принципах. Первый принцип - это учет всех экономических транзакций, которые происходят в стране, включая все доходы, расходы и инвестиции. Второй принцип - это соблюдение баланса между доходами, расходами и инвестициями, чтобы обеспечить точные данные о состоянии экономики страны. Третий принцип - это классификация транзакций по различным секторам экономики, чтобы можно было провести анализ и сравнение различных отраслей.

Какая связь между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства?

Система национальных счетов (СНС) и баланс народного хозяйства представляют собой две методологически разные системы, но они тесно взаимосвязаны. СНС используется для измерения и анализа экономической активности в стране, в то время как баланс народного хозяйства фиксирует состояние и изменения в структуре активов и обязательств социально-экономических субъектов. Баланс народного хозяйства строится на основе данных из СНС и добавляет информацию о финансовых показателях, таких как денежная масса, долги, капитал и т.д.