Морфология культуры.Ценностный подход.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 1414 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.01.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Специализированная и обыденная культура
3.Элитарная и массовая культура
3. Популярная и массовая культура
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Если в массовой культуре видеть преимущественно индустрию развлечений , то ее возникновение приурочено к появлению у городского населения свободного времени. А это уже вторая половина XVIII столетия. Если формирование массовой культуры связано с развитием информационных технологий, то ее начало следует относить ко времени появления средств массовой информации. Такими средствами, несомненно, являются современные СМИ. Но эти же задачи решало книгопечатание, а еще раньше – письменность, фольклор, живая речь и др., которые не утратили полностью своего значения до сих пор. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их на выпуск коммерческих кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является стимулирование потребительского сознания у реципиента (т.е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.Говоря о массовой культуре, стоит остановится на таком понятии, как кич. Кич-культура – это массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.К кичу относятся и комиксы, сначала завоевавшие широкую популярность на западе, а потом и в нашей стране.Кич – культура – это псевдо культура, поэтому относится к ней можно лишь с позиции, что она имеет место быть, но с личной точки зрения отрицательно.Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма чуткую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена проблема морфологии культуры.Структура работы содержит три главы, каждая из которых содержит описание и сравнение двух уровней культуры: специализированной и обыденной, элитарной и массовой, массовой и популярной.Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов.В морфологическом строении культуры можно выделить две составные части: обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его общей социализации в среде проживания и специализированная культура, освоение которой требует специального (профессионального) образования.Культурологи выделяют две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах.Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества — элита.Элитарная культура характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.Список литературыАндреева И.Н. и др. Молодежная субкультура. Нормы и система ценностей. Социальные исследования. 1989.ЗвездинВ.Я., «Социология культуры». Пермь, 2003. КравченкоА.И. Культурология. М., 2001.Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.Культурология. Хрестоматия. Под ред. ЛапинойС.В. Минск, 2004.Махлина С.Т. Кич в современной городской культуре. Город и культура. СПб, 1992.ОрловаЭ.А. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.ФлиерА.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998.

Список литературы
1.Андреева И.Н. и др. Молодежная субкультура. Нормы и система ценностей. Социальные исследования. 1989.
2.Звездин В.Я., «Социология культуры». Пермь, 2003.
3.Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.
4.Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
5.Культурология. Хрестоматия. Под ред. Лапиной С.В. Минск, 2004.
6.Махлина С.Т. Кич в современной городской культуре. Город и культура. СПб, 1992.
7.Орлова Э.А. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
8.Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.
9.Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998.

Вопрос-ответ:

Что такое специализированная и обыденная культура?

Специализированная культура - это культурные проявления, которые ориентированы на определенную группу людей или профессиональную сферу. Обыденная культура - это культурные проявления, связанные с повседневной жизнью и интересами обычных людей.

Что такое элитарная и массовая культура?

Элитарная культура - это культурные проявления, которые доступны только ограниченному кругу людей, обладающих особыми знаниями, образованием или статусом. Массовая культура - это культурные проявления, которые доступны широкой аудитории и ориентированы на массовое потребление.

Чем отличается популярная и массовая культура?

Популярная культура - это культурные проявления, которые пользуются популярностью среди широкой аудитории и имеют свою аудиторию постоянных поклонников. Массовая культура - это культурные проявления, которые массово распространяются и охватывают большое количество людей.

Когда возникла массовая культура?

Возникновение массовой культуры связано с появлением свободного времени у городского населения во второй половине XVIII века.

Что способствовало формированию массовой культуры?

Формирование массовой культуры было способствовано развитием информационных технологий в определенный период времени.

Что такое специализированная и обыденная культура?

Специализированная культура охватывает узкую сферу интересов и знаний, которые чаще всего связаны с определенным профессиональным направлением или хобби. Обыденная культура, в свою очередь, включает в себя знания, навыки и нормы поведения, которые распространены в обществе и жизненно необходимы для каждого человека.

В чем отличие элитарной и массовой культуры?

Элитарная культура адресована узкому кругу образованных и привилегированных людей, она включает в себя высококультурные произведения и искусство, требующие особого восприятия и понимания. Массовая культура, напротив, ориентирована на широкие массы населения, она предлагает популярные и доступные развлечения, которые могут быть более простыми и поверхностными по сравнению с элитарной культурой.

В чем разница между популярной и массовой культурой?

Популярная культура широко распространена и пользуется популярностью у разных слоев общества, она успевает отразить наиболее актуальные и характерные тенденции, моды и интересы людей. Массовая культура, с другой стороны, может быть более стандартизированной и однообразной, она часто производится и потребляется на больших масштабах с помощью промышленных и коммерческих средств массовой информации.

Какое значение имеют информационные технологии в формировании массовой культуры?

Информационные технологии играют важную роль в развитии и формировании массовой культуры. Они предоставляют людям доступ к широкому спектру развлекательных и информационных материалов через интернет, телевидение, радио, мобильные устройства и другие средства коммуникации. Информационные технологии позволяют создавать, распространять и потреблять массовую культуру на глобальном уровне, расширяя ее аудиторию и влияние.