Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Практическая 3 глава: "Обработка методик "генограмма" и Faces III".

  • 40 страниц
  • 1 источник
  • Добавлена 02.04.2009
1 650 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Практическая 3 глава: "Обработка методик "генограмма" и Faces III".

Содержание
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагмент для ознакомления

Заключение
В заключении следует отметить, что исследование психологических особенностей семьи конкубинат становится возможной именно на основе согласованности взглядов на семью в обществе, с точки зрения правил и сценариев семейного функционирования.
Искаженный образ «Мы» включает кредо семьи – ее принципы и ценности; ожидания в отношении ролевого поведения каждого из ее членов; субъективный образ семьи, который может не совпадать с объективной картиной ее жизни. На формирование психологических особенностей семьи конкубинат оказывают влияние: искаженное восприятие современного общества, его устоев и ценностей, неадекватные способы каузальной атрибуции, селективность и предвзятость отбора информации, преувеличение, сверхгенерализация, дихотомия мышления и т.д. В основе искаженного восприятия современного общества в объяснении динамики внутрисемейных взаимодействий лежат низкая степень коммуникативной компетентности, использование житейских понятий и моделей для описания поведения партнера. Селективность отбора информации (предвзятость) и сверхгенерализация приводят к формированию неадекватного образа члена семьи и искаженному восприятию семейной системы в целом.
В исследовании психологических особенностей конкубинат приняли участие 3 мужчин и 7 женщин в возрасте 20-45 лет. Исследование проводилось фронтально. Для изучения психологических особенностей семьи конкубинат, были отобраны следующие методики: опросник 2) «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). 1) Генограмма. Исследование проводилось в три этапа.
По результатам исследования семейной адаптации и сплоченности были сделаны следующие выводы:
1) Показатель семейной сплоченности в оценке реальной семьи равен 41+5,2, что характеризует семьи как средний уровень сплоченности и тип «связанный». Семейная сплоченность – это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».
По результатам семейной сплоченности в оценке идеальной семьи показатель равен 47,7+2,057507, что характеризует тип как «сцепленный». Показатель семейной адаптации в оценке реальной семьи равен 31+10,3, что характеризует семьи как средний уровень адаптации и тип «гибкий». Показатель семейной адаптации в оценке идеальной семьи равен 40,7+6,129165, что характеризует семьи как средний уровень адаптации и тип «хаотичный» – экстремальный.
2) Результаты определения типа структуры семьи показали, что в реальной семье показатель на уровне 72+14,2, что говорит о нестабильности в семейных отношениях, возможных признаках неудовлетворенности или неуверенности в сложившейся ситуации. В результатах оценки идеальной семьи показатель 88,4+6,979335, что говорит о стремлении к благополучию, установлению доверительных отношений в основе взаимопонимания и высокой степени открытости.
Таким образом, можно сделать заключение, что психологическими особенностями семей конкубинат можно считать умеренный (сбалансированный) и уровни семейной сплоченности и гибкий тип адаптации, что позволяет таким семьям успешно функционировать.
Различия ответов при описании реальной и идеальной семьи говори о неблагополучии в настоящих семьях конкубинат, гибкий тип адаптации говорит о том, что семьи неудовлетворенны своим состоянием; для их жизнедеятельности им приходиться приспосабливаться и выстраивать гибкую линию в семейных отношениях.
3) По результатам анализа психологических особенностей семей конкубинат, в оценке качеств реальной семьи преобладают показатели эмоциональной связи – 12,6+0,966092, что говорит о высокой эмоциональной зависимости таких семей, возможно об эмоциональной нестабильности данных отношений. Показатель «Семейные границы» находится на уровне – 8,2+1,316561, что говорит о желании укрепить отношения внутри семьи за счет увеличения или стабилизации отношений в рамках установленных на данный момент. Показатель времени находится на уровне – 4,4+0,516398, что позволяет судить о сплоченности в данное время в семьях конкубинат. Показатель «Роли» находится на уровне – 8,14+0,383048, что говорит об установочном распределении ролей в данных семьях, и возможно они приближены к пониманию общепринятых ролей в семьях.
По результатам анализа психологических особенностей семей конкубинат, при оценке идеальной семьи следует отметить, что на высоком уровне находятся результаты эмоциональной связи – 14+1,054093, оценка семейных границ – 9,6+0,966092, принятие решений – 4,5+0,849837, время – 4,6+0,516398, друзья – 4,5+0,527046, интересы и отдых – 8,8+1,549193, лидерство – 8,2+1,229273. Следует отметить низкие значения при оценке реальных семей, по переменным принятий решений – 3,2, друзья – 3,9 и правила – 3,1. Что позволяет судить о наиболее уязвимых для семей конкубинат психологических аспектах в жизнедеятельности их семей.
Таким образом, по результатам детального рассмотрения психологических особенностей семей конкубинат, отмечается значительные расхождения в оценке реальных семей и представлении об идеальных семьях, что позволяет судить о признаках неблагополучия и неудовлетворенности в обследованных семьях.
4) Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью, представленная как разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяет степень удовлетворенности обследованных респондентов семейной жизнью как 16,8+11,55182, что является высоким уровнем среднего показателя. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Таким образом, можно сделать заключение, что данный тип функционирования семьи (не сбалансированное состоянию) и высокий уровень неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья не приобрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).
5) По результатам исследования генограммы можно сделать следующее заключение: 1) В семью включены в 50% первая семья и в 50% случаев вторая. 2) Эмоциональная близость в семьях конкубинат в 80% сохранена и имеет высокую значимость для супругов. 3) Отношение к детям в 100% случаев хорошее. 4) В 100% случаев лидерство принадлежит мужу.
Итоговым выводом является подтверждение гипотезы исследования, что в современном мире большое разнообразие видов и типов взаимоотношений мужчины и женщины.
В ходе теоретического анализа следует отметить определение патологизирующих ролей в семье конкубинат. К ним, в частности, относятся:
1) проекция как проецирование на социальное окружение или на другого члена семьи отвергаемых в себе потребностей, мотивов, влечений, представлений. Например, если доминирующим эмоциональным фоном семьи является переживание отсутствия чувства безопасности и базового доверия к миру, что вступает в противоречие с Я-концепцией, приписывающей Я открытость, доверие, доброжелательность, то механизм проекции приведет к формированию враждебного отношения к социальному окружению, к сплочению семьи на основе единства намерений противостоять внешней агрессии – и образуется так называемая «семья-крепость»;
2) расщепление как вытеснение и подавление одним из супругов своих отвергаемых личностных качеств в сочетании с культивированием их в партнере, что чаще всего вызывает потребность у партнера в нахождении эмоциональных связей вне семьи
Практическая значимость данной работы заключается в следующем. Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.
Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи позволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждающая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответственность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.
Список используемой литературы
Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
Карабанова О.А., Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. – 294 с.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А. и др. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2007. – 360 с.

Приложения
Приложение 1
1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
ФИО ________________________________________________________
Возраст_______________________
Дата исследования______________
Инструкция
Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете:
Бланк опросника:
Утверждение 1
почти никогда 2
редко 3
время
от времени 4
часто 5 почти
всегда 1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью 2. При решении проблем учитываются предложения детей 3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи 4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения 5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу 6. Каждый член нашей семьи может быть лидером 7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом 8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел 9. Мы любим проводить свободное время все вместе « 10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе 11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу 12. В нашей семье большинство решений принимается родителями 13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи 14. Правила в нашей семье изменяются 15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей 16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому 17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений 18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер 19. Единство очень важно для нашей семьи 20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации.
Оценка параметров шкалы FACES-3
№ Диагностические параметры № утверждений Шкала 1 Эмоциональная связь 1,11,19 Семейная сплоченность 2 Семейные границы 5,7 3 Принятие решений 17 4 Время 9 5 Друзья 3 6 Интересы и отдых 13,15 1 Лидерство 6,18 Семейная адаптация 2 Контроль 2,12 3 Дисциплина 4, 10 4 Роли 8,16,20 5 Правила 14 Нормы оценок и средние показатели для FACES-3
(Шкала семейной адаптации и сплоченности)
Основные параметры Группы семей
Зрелые супружеские пары Семьи с подростками Молодые супружеские пары
X SD X SD X SD Сплоченность 39,8 5,4 37,1 6,1 41,6 4,7 Адаптация 24,1 4,7 24,3 4,8 26,1 4,2 Сплоченность ранг % ранг % ранг % Разобщенный 10-34 16,3 10-31 18,6 10-36 14,9 Разделенный 35-40 33,8 32-37 30,3 37-42 37,2 Связанный 41-45 36,3 38-43 36,4 43-46 34,9 Сцепленный 46-50 13,6 44-50 14,7 47-50 13,0 Адаптация ранг % ранг % ранг % Ригидный 10-19 16,3 10-19 15,9 10-21 13,2 Структурный 20-24 38,3 20-24 37,3 22-26 38,8 Гибкий 25-28 29,4 25-29 32,9 27-30 32,0 Хаотичный 29-50 16,0 30-50 13,9 31-50 16,0 Примечание. X – средние показатели; SD – стандартные отклонения от средних.












37

















Анатолий (муж)

1 жена

Тимур
(муж)

сын во второй семье

сын от 1 брака

3 сын

сын во второй семье

Маша
(жена)

1 сын

Муж

2 жена

2 жена

1 жена

2 муж

2 сын

1 жена

сын

2 жена

2 жена

сын

2 жена
Жанна

1 дочь

2 дочь

1 жена

Муж

сын

3 жена

Юля

1 сын

Роман
(муж)

Нина
1жена

2 дочь

1 дочь

сын

2 жена

1 муж

муж

Елена
2 жена

1 жена

сын

2 жена

муж

дочь

сын

Ася
2 жена

1жена

дочь

муж

дочь

дочь

сын

2 жена

1 жена

Роман
(муж)

-

Узнать стоимость работы