Практическая 3 глава: "Обработка методик "генограмма" и Faces III".

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 4040 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 02.04.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Практическая 3 глава: "Обработка методик "генограмма" и Faces III".

Содержание
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагмент для ознакомления

Заключение
В заключении следует отметить, что исследование психологических особенностей семьи конкубинат становится возможной именно на основе согласованности взглядов на семью в обществе, с точки зрения правил и сценариев семейного функционирования.
Искаженный образ «Мы» включает кредо семьи – ее принципы и ценности; ожидания в отношении ролевого поведения каждого из ее членов; субъективный образ семьи, который может не совпадать с объективной картиной ее жизни. На формирование психологических особенностей семьи конкубинат оказывают влияние: искаженное восприятие современного общества, его устоев и ценностей, неадекватные способы каузальной атрибуции, селективность и предвзятость отбора информации, преувеличение, сверхгенерализация, дихотомия мышления и т.д. В основе искаженного восприятия современного общества в объяснении динамики внутрисемейных взаимодействий лежат низкая степень коммуникативной компетентности, использование житейских понятий и моделей для описания поведения партнера. Селективность отбора информации (предвзятость) и сверхгенерализация приводят к формированию неадекватного образа члена семьи и искаженному восприятию семейной системы в целом.
В исследовании психологических особенностей конкубинат приняли участие 3 мужчин и 7 женщин в возрасте 20-45 лет. Исследование проводилось фронтально. Для изучения психологических особенностей семьи конкубинат, были отобраны следующие методики: опросник 2) «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). 1) Генограмма. Исследование проводилось в три этапа.
По результатам исследования семейной адаптации и сплоченности были сделаны следующие выводы:
1) Показатель семейной сплоченности в оценке реальной семьи равен 41+5,2, что характеризует семьи как средний уровень сплоченности и тип «связанный». Семейная сплоченность – это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».
По результатам семейной сплоченности в оценке идеальной семьи показатель равен 47,7+2,057507, что характеризует тип как «сцепленный». Показатель семейной адаптации в оценке реальной семьи равен 31+10,3, что характеризует семьи как средний уровень адаптации и тип «гибкий». Показатель семейной адаптации в оценке идеальной семьи равен 40,7+6,129165, что характеризует семьи как средний уровень адаптации и тип «хаотичный» – экстремальный.
2) Результаты определения типа структуры семьи показали, что в реальной семье показатель на уровне 72+14,2, что говорит о нестабильности в семейных отношениях, возможных признаках неудовлетворенности или неуверенности в сложившейся ситуации. В результатах оценки идеальной семьи показатель 88,4+6,979335, что говорит о стремлении к благополучию, установлению доверительных отношений в основе взаимопонимания и высокой степени открытости.
Таким образом, можно сделать заключение, что психологическими особенностями семей конкубинат можно считать умеренный (сбалансированный) и уровни семейной сплоченности и гибкий тип адаптации, что позволяет таким семьям успешно функционировать.
Различия ответов при описании реальной и идеальной семьи говори о неблагополучии в настоящих семьях конкубинат, гибкий тип адаптации говорит о том, что семьи неудовлетворенны своим состоянием; для их жизнедеятельности им приходиться приспосабливаться и выстраивать гибкую линию в семейных отношениях.
3) По результатам анализа психологических особенностей семей конкубинат, в оценке качеств реальной семьи преобладают показатели эмоциональной связи – 12,6+0,966092, что говорит о высокой эмоциональной зависимости таких семей, возможно об эмоциональной нестабильности данных отношений. Показатель «Семейные границы» находится на уровне – 8,2+1,316561, что говорит о желании укрепить отношения внутри семьи за счет увеличения или стабилизации отношений в рамках установленных на данный момент. Показатель времени находится на уровне – 4,4+0,516398, что позволяет судить о сплоченности в данное время в семьях конкубинат. Показатель «Роли» находится на уровне – 8,14+0,383048, что говорит об установочном распределении ролей в данных семьях, и возможно они приближены к пониманию общепринятых ролей в семьях.
По результатам анализа психологических особенностей семей конкубинат, при оценке идеальной семьи следует отметить, что на высоком уровне находятся результаты эмоциональной связи – 14+1,054093, оценка семейных границ – 9,6+0,966092, принятие решений – 4,5+0,849837, время – 4,6+0,516398, друзья – 4,5+0,527046, интересы и отдых – 8,8+1,549193, лидерство – 8,2+1,229273. Следует отметить низкие значения при оценке реальных семей, по переменным принятий решений – 3,2, друзья – 3,9 и правила – 3,1. Что позволяет судить о наиболее уязвимых для семей конкубинат психологических аспектах в жизнедеятельности их семей.
Таким образом, по результатам детального рассмотрения психологических особенностей семей конкубинат, отмечается значительные расхождения в оценке реальных семей и представлении об идеальных семьях, что позволяет судить о признаках неблагополучия и неудовлетворенности в обследованных семьях.
4) Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью, представленная как разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяет степень удовлетворенности обследованных респондентов семейной жизнью как 16,8+11,55182, что является высоким уровнем среднего показателя. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Таким образом, можно сделать заключение, что данный тип функционирования семьи (не сбалансированное состоянию) и высокий уровень неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья не приобрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).
5) По результатам исследования генограммы можно сделать следующее заключение: 1) В семью включены в 50% первая семья и в 50% случаев вторая. 2) Эмоциональная близость в семьях конкубинат в 80% сохранена и имеет высокую значимость для супругов. 3) Отношение к детям в 100% случаев хорошее. 4) В 100% случаев лидерство принадлежит мужу.
Итоговым выводом является подтверждение гипотезы исследования, что в современном мире большое разнообразие видов и типов взаимоотношений мужчины и женщины.
В ходе теоретического анализа следует отметить определение патологизирующих ролей в семье конкубинат. К ним, в частности, относятся:
1) проекция как проецирование на социальное окружение или на другого члена семьи отвергаемых в себе потребностей, мотивов, влечений, представлений. Например, если доминирующим эмоциональным фоном семьи является переживание отсутствия чувства безопасности и базового доверия к миру, что вступает в противоречие с Я-концепцией, приписывающей Я открытость, доверие, доброжелательность, то механизм проекции приведет к формированию враждебного отношения к социальному окружению, к сплочению семьи на основе единства намерений противостоять внешней агрессии – и образуется так называемая «семья-крепость»;
2) расщепление как вытеснение и подавление одним из супругов своих отвергаемых личностных качеств в сочетании с культивированием их в партнере, что чаще всего вызывает потребность у партнера в нахождении эмоциональных связей вне семьи
Практическая значимость данной работы заключается в следующем. Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.
Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи позволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждающая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответственность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.
Список используемой литературы
Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
Карабанова О.А., Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. – 294 с.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А. и др. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2007. – 360 с.

Приложения
Приложение 1
1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
ФИО ________________________________________________________
Возраст_______________________
Дата исследования______________
Инструкция
Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете:
Бланк опросника:
Утверждение 1
почти никогда 2
редко 3
время
от времени 4
часто 5 почти
всегда 1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью 2. При решении проблем учитываются предложения детей 3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи 4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения 5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу 6. Каждый член нашей семьи может быть лидером 7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом 8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел 9. Мы любим проводить свободное время все вместе « 10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе 11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу 12. В нашей семье большинство решений принимается родителями 13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи 14. Правила в нашей семье изменяются 15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей 16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому 17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений 18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер 19. Единство очень важно для нашей семьи 20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации.
Оценка параметров шкалы FACES-3
№ Диагностические параметры № утверждений Шкала 1 Эмоциональная связь 1,11,19 Семейная сплоченность 2 Семейные границы 5,7 3 Принятие решений 17 4 Время 9 5 Друзья 3 6 Интересы и отдых 13,15 1 Лидерство 6,18 Семейная адаптация 2 Контроль 2,12 3 Дисциплина 4, 10 4 Роли 8,16,20 5 Правила 14 Нормы оценок и средние показатели для FACES-3
(Шкала семейной адаптации и сплоченности)
Основные параметры Группы семей
Зрелые супружеские пары Семьи с подростками Молодые супружеские пары
X SD X SD X SD Сплоченность 39,8 5,4 37,1 6,1 41,6 4,7 Адаптация 24,1 4,7 24,3 4,8 26,1 4,2 Сплоченность ранг % ранг % ранг % Разобщенный 10-34 16,3 10-31 18,6 10-36 14,9 Разделенный 35-40 33,8 32-37 30,3 37-42 37,2 Связанный 41-45 36,3 38-43 36,4 43-46 34,9 Сцепленный 46-50 13,6 44-50 14,7 47-50 13,0 Адаптация ранг % ранг % ранг % Ригидный 10-19 16,3 10-19 15,9 10-21 13,2 Структурный 20-24 38,3 20-24 37,3 22-26 38,8 Гибкий 25-28 29,4 25-29 32,9 27-30 32,0 Хаотичный 29-50 16,0 30-50 13,9 31-50 16,0 Примечание. X – средние показатели; SD – стандартные отклонения от средних.












37

















Анатолий (муж)

1 жена

Тимур
(муж)

сын во второй семье

сын от 1 брака

3 сын

сын во второй семье

Маша
(жена)

1 сын

Муж

2 жена

2 жена

1 жена

2 муж

2 сын

1 жена

сын

2 жена

2 жена

сын

2 жена
Жанна

1 дочь

2 дочь

1 жена

Муж

сын

3 жена

Юля

1 сын

Роман
(муж)

Нина
1жена

2 дочь

1 дочь

сын

2 жена

1 муж

муж

Елена
2 жена

1 жена

сын

2 жена

муж

дочь

сын

Ася
2 жена

1жена

дочь

муж

дочь

дочь

сын

2 жена

1 жена

Роман
(муж)

-

Вопрос-ответ:

Как организовать исследование психологических особенностей семьи конкубината?

Исследование возможно на основе согласованности взглядов на семью в обществе и использования методик генограмма и Faces III.

Какие методики можно использовать для исследования психологических особенностей семьи конкубината?

Для исследования психологических особенностей семьи конкубината можно использовать методики генограмма и Faces III.

Что предполагает анализ результатов исследования психологических особенностей семьи конкубината?

Анализ результатов исследования позволяет выявить особенности семьи конкубината и определить факторы, влияющие на её функционирование.

Какие источники литературы могут быть использованы для исследования психологических особенностей семьи конкубината?

Для исследования психологических особенностей семьи конкубината можно использовать различные источники литературы, включая научные статьи, книги и исследования, посвященные данной теме.

Почему исследование психологических особенностей семьи конкубината становится возможным на основе согласованности взглядов на семью в обществе?

Исследование становится возможным на основе согласованности взглядов, потому что психологические особенности семьи конкубината могут быть идентифицированы и исследованы с учетом общественных представлений и норм, связанных с семейными отношениями.

Какие методики использовались в исследовании?

В исследовании были использованы методики генограмма и Faces III.

Что такое генограмма?

Генограмма – это метод изучения семейных отношений и динамики семейных систем. Она позволяет визуализировать информацию о членах семьи и их взаимоотношениях.

Какие результаты были получены после анализа исследования?

Результаты анализа исследования позволили выявить психологические особенности семьи конкубинат на основе согласованности взглядов на семью в обществе.

Каким образом было организовано исследование?

Исследование было организовано с использованием методик генограмма и Faces III, которые использовались для сбора информации о семьях конкубинат.

Какие методы использовались для анализа результатов исследования?

Для анализа результатов исследования использовались методы обработки методик генограмма и Faces III, позволяющие систематизировать, интерпретировать и анализировать полученные данные.