Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

ЗАПРОС!!Корректировка диплома (Теоретич. части): "Семья конкубинат, ее психологические особенности".

  • 27 страниц
  • 35 источников
  • Добавлена 14.03.2009
1 650 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Психологические особенности современной семьи
§ 1. Семья и ее развитие в обществе
§ 2. Типологии семьи
§ 3. Ролевая структура семьи
§ 4. Семья – конкубинат как форма брачно–семейных отношений
§ 5. Влияние традиционной семьи на выбор формы семейно-брачных отношений
§ 6. Цели и задачи
Глава 2. Эмпирическое исследование
§ 1. Методики
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Проблема выбора, понятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.
В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них (Кваша 1997, с.37).
Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей.
Вклад отцовства в воспитании детей связывают со стратегическим планированием жизни семьи, ролью эксперта, проявляющуюся в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий, и партнерством по играм.
Меняется и роль матери в семье – начинает преобладать «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, и в связи с ней женщина нередко стремится доминировать и над мужем и над детьми (Брун 2000, с. 98).
Вклад матери и отца не определяется меркой «больше - меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.
После проведенных исследований Т.В. Андреевой, было выделено семь внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью:
Воспитатель. Воспитание детей заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность.
«Психотерапевт». «Психотерапевтическая функция» - создание и поддержание эмоционального климата в семье – является одной из наиболее интересных, и важных в современной семье.
Ответственный, за материальное обеспечение семьи, эта роль включает в себя дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, организацией для семьи адекватного для нее уровня материального благосостояния.
Организатор развлечений. Появление этой роли, ее выделение связано с изменениями, происходящими в современной жизни.
Хозяин (хозяйка). Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов, и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме (Андреева 2004, с. 85).
Сексуальный партнер. Включает в себя различного рода активность в плане сексуального поведения.
Организатор семейной субкультуры. Реализация этой роли подразумевает активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями.
Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Нужно так же отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлениями о ней других.

§ 4. Семья – конкубинат как форма брачно–семейных отношений
Различные нарушения функции семьи могут происходить вследствие всевозможных обстоятельств. Существует множество факторов, которые могут способствовать подобным нарушениям: особенности личности членов семьи, характер взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.
По мнению О.А. Карабановой, «серьезным фактором, в значительной мере определяющим характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоотношения в семье супругов» (Карабанова 2007, с. 74).
Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношений с легкостью переносится на собственного супруга и детей, определяет претензии на лидерство, отношение к вопросу о власти, сотрудничестве, кооперации, соревновательности.
«То, как усвоены межличностные роли и опыт их исполнения, ребенком в детстве и подростковом возрасте, переносится супругами в свою семейную жизнь, и определяет характер межличностного взаимодействия» (Бойко 1988, 106).
В связи с этим выделяются несколько вариантов сочетания ролевых ожиданий в зависимости от сиблинговых позиций:
Комплементарный брак – взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения.
Частично Комплементарный брак – частичное совпадение сиблинговых позиций супругов. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия.
«Некомплементарный брак- тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли» (Голод 1984, с. 35).
Конечно, нет жесткой зависимости формирования межличностных ролей и взаимодействия в семье от степени комплементарности сиблинговых позиций, хотя такое влияние несомненно. Степень комплементарности по-разному определяет характер межличностных ролей и показатель удовлетворенности браком на разных стадиях супружества.
Чем моложе семья, тем сильнее это влияние.

§ 5. Влияние традиционной семьи на выбор формы семейно-брачных отношений
«Нарушение структуры семьи – это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функции. По этой причине нарушением структуры отношений в семье следует признать семейный конфликт, препятствующий выполнению семьей различных ее функций». (Эйдемиллер, Юстицкис 1999, с. 96).
Вследствие развода супругов, например, может оказаться нарушенной эмоциональная функция семьи: ребенок не получает эмоциональной поддержки отца или получает ее, но недостаточно.
Таким образом, существенное значение оказывает функционально-ролевая структура семейных отношений для успешного развития брака.
Сами роли тоже могут нести психотравмирующее воздействия как на их исполнителя, так и на остальных членов семьи и семью в целом. Патологизирующие роли в зависимости от их субъекта могут быть индивидуальными и семейными. Причины семейных патологизирующих ролей лежат в области нарушений в системе «Семья - социальное окружение» (Дементьева 1991, с. 76). Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции семьи как целостной системы.
К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят роли «семья- театр», «семья - санаторий» и др. «Семья – театр», как бы живет на сцене, выставляя на показ заботу, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «Глухой» к потребностям и интересам своих членов семьи в реальной жизни.
Генезис и функционирование патологизирующих ролей определяются действием защитных механизмов, обусловленных личностными проблемами каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом.
В основе патологизирующих ролей лежат нарушения представлений членов семьи друг о друге, о себе и семье в целом.
В настоящее время традиционные нормы функционально-ролевых отношений постепенно уступают место современным.
«Современные нормы предполагают не единый для всего общества способ построения функционально-ролевых отношений в семье, а дифференцированный для разных семей, не жесткое закрепление функций за каждым членом семьи заранее заданным образом роли, а гибкое распределение обязанностей» (Мацковский 1995, с. 62). Ролевые и функциональные отношения в семье устанавливаются на основе «приобретенных» критериев, таких как личные склонности, способности, опыт, желания, добровольное согласие, степень занятости в производственной сфере и т.д.

§ 6. Цели и задачи
Целью данной работы является, выяснение психологических особенностей людей живущих в Семьях конкубинат.
Одной из задач, которые нужно решить в данной работе является, выявление значимого фактора в семейной истории членов семьи конкубинат. Я решила исследовать этот вопрос т.к. история семьи, связей и отношений в ней, восприятие ее членами семьи, закрепленные в семейных текстах и передаваемые из поколения в поколение, являются основанием, началом на пути построения человеком собственной идентичности, и зачастую во многом определяет жизненные выборы, ориентации, склонности человека, что проявляется во всех сферах жизни и деятельности субъекта.
Задачи данного исследования состоят в следующем:
Анализ литературы по причине исследования, выявление тенденций развития современной семьи
Изучение психологических особенностей семей конкубинат. Эмоциональных отношений в семье. Особенностей ролевой структуры семьи.
Выявление значимого фактора семейной истории у членов семьи конкубинат

Заключение

Подводя итог из всего выше сказанного, можно заключить, что в современном мире большое разнообразие видов и типов взаимоотношений мужчины и женщины.
Что касается непосредственно семей конкубинат и психологических особенностей людей, которые вступают в такие отношения, то этот вопрос мало изучен и требует исследования, которое планируется проводиться, мною в моей следующей работе.
Список литературы

Андреева, Т.В. Психология современной семьи. – СПб, 2005.
Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб., 2004.
Антонов, A.M. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М., 1998.
Антонов, А.И., Медведков, В.М. Социология семьи. – М., 1996.
Антонов, А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России 21 века. – М, 2000.
Бойко, В. В. Малодетная семья. - М., 1988.
Борисов, В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. – 1995. - №1.
Брун, М. Гражданский брак. – СПб., 2000.
Витек, К. Проблемы супружеского благополучия.- М., 1988.
Волков, А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4.
Гаспорян, Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб., 1999.
Голод, С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. - Ленинград, 1984.
Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. № 10.
Дементьева, И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.- М., 1991.
Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социальные институты и процессы. - М., 2000.
Дружинин, Н.В. Психология семьи - Екатеринбург: Деловая книга 2000.
Елизаров, А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Соц ИС. 1995. № 7.
Здравомыслова, О.М. Российская семья на европейском фоне.- М., 1998.
Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2007.
Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М., 2005.
Кваша, Б.Ф. Ценностные основы семьи: монография. - Спб.,1997.
Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие.- М., 2002.
Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006.
Мацковский, М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. – 1995. - №3.
Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. - М., 2001.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
Скрипилев, Е.А. Основы Римского Права. – М., 2003.
Солодников, В.В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы // Социологические исследования. 1994. № 6.
Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.
Харчев, А.Г., Голод, С.И. Молодежь и брак. – СПб., 1999. №9.
Чуркин, И.Ю. Семья как важнейший социальный институт. – М., 1999.
Шапиро, В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. – М., 1983.
Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. – М., 2007.
Эйдемиллер, Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.











15

Список литературы

1.Андреева, Т.В. Психология современной семьи. – СПб, 2005.
2.Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб., 2004.
3.Антонов, A.M. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М., 1998.
4.Антонов, А.И., Медведков, В.М. Социология семьи. – М., 1996.
5.Антонов, А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России 21 века. – М, 2000.
6.Бойко, В. В. Малодетная семья. - М., 1988.
7.Борисов, В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. – 1995. - №1.
8.Брун, М. Гражданский брак. – СПб., 2000.
9.Витек, К. Проблемы супружеского благополучия.- М., 1988.
10.Волков, А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4.
11.Гаспорян, Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб., 1999.
12.Голод, С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. - Ленинград, 1984.
13.Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. № 10.
14.Дементьева, И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.- М., 1991.
15.Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социальные институты и процессы. - М., 2000.
16.Дружинин, Н.В. Психология семьи - Екатеринбург: Деловая книга 2000.
17.Елизаров, А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Соц ИС. 1995. № 7.
18.Здравомыслова, О.М. Российская семья на европейском фоне.- М., 1998.
19.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2007.
20.Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М., 2005.
21.Кваша, Б.Ф. Ценностные основы семьи: монография. - Спб.,1997.
22.Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие.- М., 2002.
23.Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006.
24.Мацковский, М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. – 1995. - №3.
25.Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. - М., 2001.
26.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
27.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
28.Скрипилев, Е.А. Основы Римского Права. – М., 2003.
29.Солодников, В.В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы // Социологические исследования. 1994. № 6.
30.Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.
31.Харчев, А.Г., Голод, С.И. Молодежь и брак. – СПб., 1999. №9.
32.Чуркин, И.Ю. Семья как важнейший социальный институт. – М., 1999.
33.Шапиро, В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. – М., 1983.
34.Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. – М., 2007.
35.Эйдемиллер, Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Узнать стоимость работы