Глава 2: Описание методик. (1. Сочинение "Моя семья". 2. Faces III. 3. Генограмма 4. Оценивание 5-ти летних интервалов А. Кроника.)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 2626 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 31.03.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Методики

Содержание
1. СОЧИНЕНИЕ «МОЯ СЕМЬЯ»
2.ОПРОСНИК «ШКАЛА СЕМЕЙНОЙ АДАПТАЦИИ И СПЛОЧЕННОСТИ» (FACES-3)
3. ГЕНОГРАММА
4. ОЦЕНИВАНИЕ ПЯТИЛЕТНИХ ИНТЕРВАЛОВ» (ОПИ) А. КРОНИКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?» Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу: Супермать, Железная Леди, Домашний Тиран и т. д. Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.
11. Трудные для семьи темы: «Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? За что? Каков их статус сейчас?» Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.
В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи, как в рамках терапии, так и в рамках научного исследования, может потребовать нескольких встреч. Терапевт (исследователь) может проделать такую работу, предварительно мотивировав на нее семью и заключив с ними соответствующий контракт. Более распространенным является первоначальное получение основной информации о семейной истории и возвращение к ней время от времени, когда в разговоре всплывает «исторический материал».
Возможны иные способы работы с генограммой. Так, например, психотерапевт может предложить каждому члену семьи с помощью основных обозначений, используемых для построения генограммы, изобразить графически свое представление о семье, то есть генограмма может быть составлена самими членами семьи (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Нередко такая генограмма отражает характерные структурные нарушения семейной системы.
Генограмма семьи: основные обозначения


На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, может коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на настоящий момент.
4. Оценивание пятилетних интервалов (ОПИ) А. Кроника
Цель. Методика «Оценивание пятилетних интервалов» позволяет оценить насыщенность пятилетий жизни значимыми событиями. Ее итоговым результатом является график жизни, или график продуктивности жизни личности. Соответствующее теоретическое обоснование графиков жизни было проведено Е. Головахой (1985). Переживание продуктивности жизни он рассматривает как показатель жизненного успеха, основываясь на следующих теоретических положениях. (2, с. 86)
Методика определяет реализованность и психологический возраст личности на разных уровнях осознавания. Поэтому результаты, полученные при использовании разных методик, не обязательно должны полностью совпадать друг с другом. Вместе с тем они должны быть и достаточно близки, поскольку измеряют один и тот же психологический феномен. Исследования показали, что разные методики дают достаточно согласованные результаты. Предполагаемое соотношение уровней осознавания с показателями разных методик таково: осознанный уровень (сознательное) – прямая самооценка; менее осознаваемый уровень (предсознательное) – дихотомическое шкалирование жизненного пути, ОПИ; неосознанный уровень установок (бессознательное) – каузометрический опрос.
Стимульный материал. Банк методики, опросник, ручка.
Задание и процедура проведения: Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, будущее. В каком году вы родились? До какого возраста Вы надеетесь дожить? (Дайте более или менее реалистичную оценку.) В таблице обведи те кружком число, соответствующее указанному вами возрасту с точностью до пяти лет. А теперь с помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями. Пятилетия оцениваются по десятибалльной шкале, 10 баллов – максимальная степень насыщенности, 1 балл – минимальная. Место пересечения балла вашей оценки и пятилетия отмечаете знаком «Х».
Пятилетия жизни Степень насыщенности важными событиями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 – 5 6 – 10 11 – 15 16 – 20 21 –25 26 – 30 31 – 35 36 – 40 41 – 45 46 – 50 51 – 55 56 – 60 61 – 65 66 – 70 71 – 75 76 – 80 81 – 85 86 – 90 91 – 95 96 – 100 … … … … Бланк методики «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ).
Параметры анализа. После заполнения бланка-таблицы рассчитываются показатели реализованное, психологического возраста и коэффициента взрослости. По мере необходимости могут рассчитываться и другие показатели.
Обработка данных и интерпретация. Для расчета реализованное:
1) Посчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям – прошлым, текущему, будущим.
2) Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия. Если вам, к примеру, 20 лет, то следует взять сумму баллов от первого пятилетия (0–5) до (16–20) лет включительно. Но если 21 год, то нужна небольшая поправка к имеющейся «сумме прошлого» прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 21–25 лет. Если вам 22 года, прибавьте 2/5 этого балла и так далее.
3) Разделите сумму «баллов прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий, умножьте на 100. Полученный результат – показатель субъективной реализованное жизни (R) в процентах.
1. Под продуктивностью жизни понимается некоторая совокупность жизненных успехов и достижений человека.
2. Продуктивность жизни может быть оценена не только со стороны объективной пользы другим людям, обществу, но и с позиций его внутренней самооценки жизни.
3. В отличие от объективной продуктивности, которую можно измерять лишь по насыщенности значимыми событиями прошлого, субъективную продуктивность возможно измерять и в будущем – по оценкам ожидаемых человеком событий будущего. В связи с этим используется понятие «ожидаемая продолжительность жизни», в котором отражаются представления человека о наиболее вероятной для него продолжительности жизни.
Продолжительность жизни рассматривается в качестве формального критерия продуктивности жизни, характеризующего абстрактную возможность самореализации личности в более или менее сжатые сроки. Естественно, 80 лет открывают человеку более широкие возможности, чем 30 или 40 лет, но только в том случае, если они прожиты достаточно насыщенно.
5. Насыщенность жизни – содержательный критерий, характеризующий жизненный путь человека с точки зрения деятельности и ее результатов.
6. Единицей измерения насыщенности и соответственно продуктивности жизни, несущей информацию о всех уровнях активности человека в различных сферах жизнедеятельности и поддающейся количественной оценке, является «событие» жизненного пути.
7. Таким образом, основным показателем продуктивности жизни выступает степень насыщенности жизни событиями.
8. События могут иметь различную значимость в жизни человека. Одни кардинально изменяют жизнь, другие могут быть не «замечены в повседневном ее течении. Учесть эту разномасштабность событий позволяет анализ значимости события. Чем большее влияние оказывает событие на жизнь человека в целом, тем оно более значимо для самого человека.
Исходя из представленных положений, продуктивность определенного периода жизни в методике ОПИ измеряется степенью насыщенности его значимыми событиями, а продуктивность жизни в целом определяется суммарной насыщенностью всех периодов, то есть количеством значимых событий и продолжительностью жизни. Надо отметить сходство между графиками продуктивности жизни: полученных методикой ОПИ и на основе анализа дневников, автобиографий, глубинных биографических интервью. Периоды максимальной насыщенности жизни событиями совпадают с периодами максимальной продуктивности.
При этом кульминация жизни приходится на возрастной период от 30 до 50 лет.
Деформации такой картины жизненного пути связаны, как правило, с неблагополучными жизненными ситуациями.
Лица, проходящие освидетельствование во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), дают более осторожный прогноз своего будущего. Имеются существенные различия (р<0,01 и р<0,001) в оценке настоящего периода жизни (от 30 до 50 лет) между двумя выборками. Инвалидность приводит к внезапному блокированию всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека. За этим следует переоценка своих достижений в прошлом и возможностей в будущем. Болезнь «сковывает» человека в настоящем, будущее становится неопределенным. Можно говорить о кризисе опустошенности и бесперспективности.
Глубокие деформации обнаруживаются в колонии, у юношей-правонарушителей. Их сверстники-школьники находятся на вершине и чувствуют переполненность жизнью. Жизнь же колонистов пуста, они – буквально в пропасти и полны пессимизма. Наличие «ямы» на графике жизни, то есть более низкой оценки текущего пятилетия в сравнении с предыдущим и последующим пятилетиями является очевидным симптомом кризиса опустошенности.
Можно говорить о наличии следующей устойчивой тенденции: в кризисные периоды жизни, одновременно со снижением социальной активности человека, настоящий период жизни оценивается им как менее насыщенный значимыми событиями («яма» на графике жизни).
Многолетний опыт использования данного теста в разных возрастных группах и жизненных обстоятельствах позволяет рекомендовать его для формирования банка данных социологических, социально-психологических и медико-психологических обследований, а также для служб социально-психологической помощи населению, пострадавшему в следствии социальных и экологических катастроф. Результаты повторного тестирования могут служить одним из критериев эффективности социально-психологической и психотерапевтической помощи.
Список используемой литературы
Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. – 294 с.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А. и др. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2007. – 360 с.











25

Список используемой литературы
1.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
2.Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. – 294 с.
3.Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А. и др. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2007. – 360 с.

Вопрос-ответ:

Описание методики "Моя семья"

Методика "Моя семья" представляет собой сочинение, в котором ребенок описывает свою семью, рассказывает о каждом члене семьи, их взаимоотношениях и эмоциональной связи.

Какой инструмент используется для оценивания семейной адаптации и сплоченности?

Для оценивания семейной адаптации и сплоченности используется опросник-шкала FACES (Family Adaptability and Cohesion Evaluation Scales). Он представляет собой набор вопросов, на которые респонденты отвечают, чтобы определить уровень адаптации и сплоченности в семье.

Каким образом строится генограмма?

Генограмма строится в виде графической схемы, на которой изображены члены семьи, их отношения и другие важные детали (возраст, пол, свадьбы, разводы и пр.). Она помогает визуализировать и изучать динамику семьи, родственные связи и события, произошедшие в семье.

Что представляет собой методика оценивания пятилетних интервалов?

Методика оценивания пятилетних интервалов (ОПИ) позволяет получить информацию о важных событиях из жизни респондента, произошедших в течение последних пяти лет. Респондент отвечает на вопросы о различных аспектах своей жизни за этот период времени.

Какая информация содержится в списке используемой литературы?

В списке используемой литературы содержится информация о книгах, статьях и других источниках, которые авторы статьи использовали для подтверждения своих исследовательских выводов и установления достоверности представленной информации.

Какие методики используются в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи используются следующие методики: 1) Сочинение "Моя семья", 2) Методика FACES III (опросник, шкала семейной адаптации и сплоченности), 3) Генограмма, 4) Оценивание пятилетних интервалов, 5) А. Кроника.

Что представляет собой методика "Сочинение Моя семья"?

Методика "Сочинение Моя семья" представляет собой задание, при выполнении которого испытуемый должен написать сочинение о своей семье. Это позволяет исследователю получить информацию о взаимоотношениях в семье, роли каждого члена семьи, семейных ценностях и других аспектах семейной жизни.

Что изучается с помощью методики FACES III?

С помощью методики FACES III изучается семейная адаптация и сплоченность. Опросник и шкала этой методики позволяют оценить уровень коммуникации, ролей в семье, консенсуса, семейного конфликта и других факторов, влияющих на семейную динамику.

Что представляет собой генограмма?

Генограмма - это графическое представление семейного древа, на котором отображаются родственные связи, брачные союзы, рождения и смерти членов семьи. Генограмма позволяет более наглядно представить структуру семьи и ее развитие.

Как осуществляется оценивание пятилетних интервалов?

Оценивание пятилетних интервалов предполагает, что участники исследования оценивают различные аспекты семейной жизни (например, качество коммуникации, семейную адаптацию итд) на протяжении каждого пятилетнего периода в течение своей жизни. Таким образом, можно выявить изменения в семейной динамике и их влияние на каждого члена семьи.

Описание методики "Сочинение Моя семья"

Методика "Сочинение Моя семья" предоставляет возможность детям описать свою семью в виде сочинения. Она позволяет выявить важные аспекты взаимоотношений внутри семьи, а также оценить переживания детей по отношению к своей семье.

Что изучается методикой FACES III?

Методика FACES III изучает семейную адаптацию и сплоченность. С помощью опросника шкалы FACES детям предлагается оценить различные аспекты семейной жизни, такие как коммуникация, конфликты, согласованность и поддержка.