Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Туризм основная часть социально-экономической жизни общества. Цели, задачи, функции туризма и социально культурной деятельности.

  • 23 страницы
  • 26 источников
  • Добавлена 23.11.2009
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
1. Туризм как основная часть социально-экономической жизни общества
1.1. Туризм: современные мировые тенденции
1.2. Современные тенденции туризма в регионах РФ
2. Цели, задачи, функции туризма и социально культурной деятельности
2.1. Система функций и задачи туризма
2.2. Государственное регулирование туризма в РФ
Заключение
Литература и источники

Фрагмент для ознакомления

Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.
Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.
Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).
Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.
Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.
Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.
Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:
принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;
создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;
разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;
обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;
обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.
За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).
Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.
Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:
1) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
2) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;
3) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;
4) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
1) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
2) охрана окружающей природной среды;
3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих мест;
6) увеличение доходов государства и граждан;
7) развитие международных контактов;
8) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.
Оно осуществляется путем:
- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;
- содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;
- установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;
- содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристической индустрии;
- содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.
Координацию туристической деятельности в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.
Таким образом, в законе определены принципы, цели и формы государственного регулирования ее. Необходимо, чтобы сформированные принципы, цели и формы государственного регулирования столь же четко исполнялись на практике. Для этого нужны инструкции, подзаконные акты и т.д.
Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.
Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.
Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.
На местном уровне:
планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;
маркетинг (рыночное предложение местности);
координация работы турфирм;
информация для туристов, их сопровождение;
организация досуга туристов;
организация собраний конгрессов туристов.
На региональном и межрегиональном уровне:
развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;
анализ рынка, разработка концепции маркетинга;
меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;
профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;
работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Любая деятельность, которую придумывает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию или несколько функций. При этом функция (функции) может иметь как позитивный, так и негативный характер.
Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции, как познавательная, социально- коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая.
Заключение

Таким образом, в результате исследования получены следующие результаты:
В современном мире наряду с бурным развитием производства товаров расширяется и совершенствуется сфера услуг, в том числе туристических. Современная индустрия туризма является одной из крупнейших секторов экономики. Признание возросшей роли туризма в плане создания новых рабочих мест, сокращения бедности, развития малого бизнеса, а также повышения темпов экономического роста находит свое выражении в появлении стратегий экономического развития сферы туризма, как в развитых, так и развивающихся странах. В настоящее время в России отмечается недостаточное использование имеющегося туристического потенциала.
Туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики.
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших секторов экономики. Признание возросшей роли туризма в плане создания новых рабочих мест, сокращения бедности, развития малого бизнеса, а также повышения темпов экономического роста находит свое выражении в появлении стратегий экономического развития сферы туризма, как в развитых, так и развивающихся странах. В настоящее время в России отмечается недостаточное использование имеющегося туристического потенциала.
Впервые с 2003 года объемы мирового туризма пойдут в 2009 году на спад.
И самый большой удар придется на Европу, такой прогноз содержится в докладе World Tourism Barometer Всемирной Туристкой Организации при ООН (UNWTO).
Прирост мирового туризма по итогам 2008 года составил всего 1,8% и то лишь благодаря хорошим результатам в первой половине года.
В абсолютных цифрах это означает 50 млн дополнительных туристов к уровню 2007 года. Из них 0,5 млн пришлось на Европу, по 5 млн на Америки и Ближний Восток, 3 млн – на Азию и 2 млн – на Африку. Вторая половина 2009 года продемонстрировала резкое изменение трендов. В количественных показателях динамика мирового туризма сменилась с 5%-ного роста в первом полугодии на спад в 1% во втором.
Растущей популярностью в 2010 году на европейском рынке будут пользоваться короткие как по срокам, так и по расстоянию) поездки по Европе.
При этом набравшие в последнее время популярность Сити-туры («Сити брейки») в крупные города Европы окажутся на спаде спроса. Во многом всплеск популярности таких туров обусловил быстрое развитие лоу-кост авиакомпаний и низкие цены, предлагаемые ими. Однако рост многих низкобюджетных компаний в 2009 году закончился.
Впрочем, наибольший спад в 2010 году ждет не путешествия с целью отдыха, а деловые поездки, сегмент MICE и инсентив-туры.
Наиболее перспективным в 2010 г. считается экологический туризм, что связано как с экономическими так социально-культурными тенденциями ведь, как всякий бизнес, экологический туризм может развиваться успешно только при определенном сочетании условий, и всецело зависим от сохранения естественного качества дикой природы.
Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Отметим также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.
Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.
Социальный туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Любая деятельность, которую придумывает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию или несколько функций. При этом функция (функции) может иметь как позитивный, так и негативный характер.
Туристские путешествия, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции, как познавательная, социально- коммуникативная, спортивная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая.
Литература и источники

Биржаков М.Б., Воскобойникова Н.Н., Григорьева В.В. Экологический туризм // Большой Глоссарий терминов международного туризма. СПб; М.: Изд-во «Невский фонд»: Издательский дом «Герда», 2006. С. 881–906.
Биржаков, М.Б. Индустрия туризма: учеб. пособие / Биржаков М.Б., Никифоров, В.И. –СПб.: Герда.- 2008 – 400 с.
Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. «Правовое обеспечение туризма» - учебное пособие – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2005.
Веткин В.А. «Технология создания туристского продукта», М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
Григорьева В. Экологически безопасный туризм // Волна - № 1 - 2007
Дмитревский Ю. Д. – Туристические районы мира. – Смоленск: СГУ, 2009
Европейский гостиничный маркетинг, пер. с англ.: учеб. пособие– М.: Финансы и статистика, 2002. – 224 с.
Ильина Е.Н. «Основы туристской деятельности» - М: Советский спорт, 2004.
Ильина Е. Н. – Туроперейтинг: организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2007
Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: учеб. пособие / Д.К. Исмаев. – М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2005. – 158 с.
Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. – 2007, №2, стр. 102.
Кабушкин, Н.И. Организация туризма: учебник / Н.И. Кабушкин, А.П. Дурович – М.: Новое знание, 2003. – 632 с.
Колбовский Е. Ю. – Экологический туризм и экология туризма. – М.: Логос, 2006
Косолапов, А.Б. Туристическое страноведение: учеб. пособие / А.Б. Косолапов. – М.: Кнорус, 2005. – 400 с.
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. – Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 2004
Кусков А. С., Голубев В. Л., Одинцов Т. Н. – Рекреационная география. – М.: МПСИ, 2005
Лузгин, Б.И. Экологические факторы туризма и природоохранных объектов охраны // Экология. Сервис. Туризм. Культура. V Международная конференция. Сборник статей. - Барнаул, 2004.
Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», СПб: «Питер Пресс», 2007.
Тарасенок, А. Виды экологического туризма.//Туризм и отдых, 2000. №21 - 21с.
Храбовченко В. В. - Экологический туризм. – М.: Орден, 2007
Яковлев Г.А. «Экономика и статистика туризма», М: РДЛ, 2002.

Литература на иностранном языке
Going International - English For Tourism by K Harding (Oxford University Press)
English for International Tourism by M. Jacob & P. Strutt (Longman)
Tourism by N. McBurney (Prentice Hall)
World Travel Dictionary by R. English (Columbus Press)
Calculations for Leisure, Travel & Tourism by Gordon E. Gee (Hodder & Stoughton)

Дмитревский Ю. Д. – Туристические районы мира. – Смоленск: СГУ, 2009 с. 145
Биржаков М.Б., Воскобойникова Н.Н., Григорьева В.В. Экологический туризм // Большой Глоссарий терминов международного туризма. СПб; М.: Изд-во «Невский фонд»: Издательский дом «Герда», 2006. С. 881–906.
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. – Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 2004 с. 159
Колбовский Е. Ю. – Экологический туризм и экология туризма. – М.: Логос, 2006 с. 102
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. – Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 2004 с. 110
Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: учеб. пособие / Д.К. Исмаев. – М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2005. – 108 с.












2

Литература и источники

1.Биржаков М.Б., Воскобойникова Н.Н., Григорьева В.В. Экологический туризм // Большой Глоссарий терминов международного туризма. СПб; М.: Изд-во «Невский фонд»: Издательский дом «Герда», 2006. С. 881–906.
2.Биржаков, М.Б. Индустрия туризма: учеб. пособие / Биржаков М.Б., Никифоров, В.И. –СПб.: Герда.- 2008 – 400 с.
3.Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. «Правовое обеспечение туризма» - учебное пособие – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2005.
4.Веткин В.А. «Технология создания туристского продукта», М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
5.Григорьева В. Экологически безопасный туризм // Волна - № 1 - 2007
6.Дмитревский Ю. Д. – Туристические районы мира. – Смоленск: СГУ, 2009
7.Европейский гостиничный маркетинг, пер. с англ.: учеб. пособие– М.: Финансы и статистика, 2002. – 224 с.
8.Ильина Е.Н. «Основы туристской деятельности» - М: Советский спорт, 2004.
9.Ильина Е. Н. – Туроперейтинг: организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2007
10.Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: учеб. пособие / Д.К. Исмаев. – М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2005. – 158 с.
11.Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. – 2007, №2, стр. 102.
12.Кабушкин, Н.И. Организация туризма: учебник / Н.И. Кабушкин, А.П. Дурович – М.: Новое знание, 2003. – 632 с.
13.Колбовский Е. Ю. – Экологический туризм и экология туризма. – М.: Логос, 2006
14.Косолапов, А.Б. Туристическое страноведение: учеб. пособие / А.Б. Косолапов. – М.: Кнорус, 2005. – 400 с.
15.Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. – Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 2004
16.Кусков А. С., Голубев В. Л., Одинцов Т. Н. – Рекреационная география. – М.: МПСИ, 2005
17.Лузгин, Б.И. Экологические факторы туризма и природоохранных объектов охраны // Экология. Сервис. Туризм. Культура. V Международная конференция. Сборник статей. - Барнаул, 2004.
18.Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», СПб: «Питер Пресс», 2007.
19.Тарасенок, А. Виды экологического туризма.//Туризм и отдых, 2000. №21 - 21с.
20.Храбовченко В. В. - Экологический туризм. – М.: Орден, 2007
21.Яковлев Г.А. «Экономика и статистика туризма», М: РДЛ, 2002.

Литература на иностранном языке
22.Going International - English For Tourism by K Harding (Oxford University Press)
23.English for International Tourism by M. Jacob & P. Strutt (Longman)
24.Tourism by N. McBurney (Prentice Hall)
25.World Travel Dictionary by R. English (Columbus Press)
26.Calculations for Leisure, Travel & Tourism by Gordon E. Gee (Hodder & Stoughton)

Узнать стоимость работы