Вам нужна дипломная работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социальное партнерство в деятельности социальных служб

  • 76 страниц
  • 45 источников
  • Добавлена 05.03.2009
1 320 руб. 4 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Глава 1. Теоретико-организационные аспекты социального партнерства
1.1. Концепция социального партнерства
1.2. Регулирование отношений социального партнерства российским трудовым законодательством
1.3. Проблемы развития отношений социального партнерства в России
Выводы к главе 1
Глава 2. Разработка теоретических основ социальной работы
2.1. Определение социальной работы
2.2. Предметно-объективные отношения социальной работы
2.3. Основные закономерности и принципы социальной работы
Выводы к главе 2
Глава 3. Социальное партнерство в решении задач социальной работы
3.1. Социальное партнерство в процессе реализации программы «Создание зоны безопасности, свободной от детского труда»
3.2. Сотрудничество с работниками прокурорского надзора и правоохранительных органов
3.3. Информационно-методическое обеспечение совместной деятельности
Выводы к главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

В частности, лишь каждый пятый опрошенный смог назвать достаточным то внимание, которое уделяется проблеме трудных детей со стороны органов местного самоуправления (21,1%), общественных организаций (20,7%). Эксперты, практически не ощущают какого-либо вклада профсоюзов в решение этих проблем (7,3%) (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов экспертов на вопрос: «Достаточно ли, на ваш взгляд, внимания данной проблеме уделяется со стороны следующих организаций?»
Наименование организации

Вариант ответа, % да нет затрудняюсь ответить Администрация района 34,4 32,8 32,8 «РОНО» 67,8 12,2 20,0 Органы местного самоуправления 21,1 51,1 27,8 Правоохранительные органы 52,2 33,1 14,6 Профсоюзы 7,3 62,6 30,2 Общественные организации 20,7 55,3 24,0 Другое 33,3 28,3 38,3
Вынужденные решать самостоятельно проблемы с «трудными» детьми и подростками, многие опрошенные эксперты сообщили о желании и готовности получать дополнительные знания по отдельным дисциплинам, связанным с социальной работой (80,8%). При этом подавляющее большинство опрошенных (72,1%) вообще не проходили обучение или переподготовку по специальному курсу «Социальная работа». Наибольший удельный вес прошедших подготовку по данному курсу отмечен среди директоров (46,7%), социальных педагогов (45,5%), школьных психологов (44,4%). Менее всего таких респондентов оказалось среди завучей по внеклассной работе (27,5%) и классных руководителей (13,6%). Наиболее актуальны для экспертов такие дисциплины, как конфликтология, девиантология, семьеведение, социальное право.
Оценка детьми той помощи, которую они получают со стороны школьных педагогов, оказалась неоднозначной. Менее половины детей согласились с тем, что в школе им все хотят помочь (40,9%). Почти каждый десятый ребенок вообще считает, что он всем безразличен (табл. 6).
Таблица 6. Распределение ответов детей на вопрос: «Можешь ли ты сказать, что ощущаешь желание помочь тебе со стороны школы (социального педагога, учителей и др.)?»
Вариант ответа % Да, в школе мне все хотят помочь 40,9 Да, но не все (есть те, кто хочет помочь, есть те, кто стремится избавиться от меня) 43,5 Нет, никакой помощи не чувствую, я всем безразличен 9,7 Нет, от меня все только хотят избавиться 3,0 Другой ответ 3,0
Дети из обеспеченных семей в 1,5 раза чаще ощущают желание помочь им со стороны школы и соответственно дети из необеспеченных семей в 2 раза чаще говорят о том, что в школе они безразличны педагогам и от них все хотят избавиться. Больше половины детей (56,4%) высказали пожелание изменить школьную программу, сделать ее более интересной, полезной для будущей жизни, 43% детей хотели бы помимо обучения в школе подрабатывать в свободное от уроков время. Особую тревогу вызывает то, что 23,4% детей в качестве одной из основных причин, мешающих им нормально учиться, назвали вредные привычки или даже наркотическую зависимость.
Несмотря на то, что значительная часть этих детей большинство своего свободного времени проводит на улице, они хотели бы проводить свой досуг по-другому, если им предоставить возможность выбора. Большой интерес дети проявляют к посещению кружков, дополнительных занятий, спортивных секций, музеев, других интересных мест для отдыха (табл. 7).
Таблица 7. Распределение ответов детей на вопрос: «Что сейчас нужно сделать для тебя в первую очередь, чтобы ты мог нормально учиться в школе?»
Вариант ответа Удельный вес положительных ответов, % Уладить проблемы в семье, чтобы домашние не мешали учиться 16,8 Решить проблему с оплатой разных расходов в школе 12,8 Помочь с освоением учебной программы, дополнительно позаниматься со мной 60,8 Изменить отношение со стороны учителей, чтобы «не придирались» 41,6 Наладить отношения с другими учениками 26,3 Изменить школьную программу, сделать ее более интересной и полезной для будущей жизни 56,4 Помочь преодолеть вредные привычки (тягу к курению, алкоголю) 20,5 Помочь избавиться от наркотической зависимости 2,9 Помочь найти место для заработка, не мешающего учебе (нормально оплачиваемую работу в свободное от учебы время) 43,0
Таблица 8. Распределение ответов детей на вопрос: «Как бы ты хотел проводить свое свободное время, если бы у тебя была возможность выбирать?»
Вариант ответа % Посещать кружки, дополнительные занятия, спортивные секции 57,1 Принимать больше участия в жизни своей школы, класса 8,0 Ходить в кино, музеи, другие интересные места для отдыха 28,4 Вступить в молодежную организацию, участвовать в ее работе 8,0 Больше времени проводить с родителями, родственниками 27,6 Играть на улице с друзьями 42,9 Работать, зарабатывать деньги 19,6 Другой ответ 11,6
Таким образом, в ходе исследования были опрошены 30 детей от 11-13 лет, отнесенных школьными педагогами к категории учащихся, которые могут оставить обучение в их школе. Опрошенные дети в той или иной степени сталкиваются с трудностями не только в семье, но и в школе, у них отсутствует мотивация учения, они не в состоянии сами справиться с учебными нагрузками, социальная ситуация заставляет их начинать трудовую деятельность, большую часть времени они проводят на улице. Таким образом, это дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, с которой они не в состоянии самостоятельно справиться. Далее рассмотрим социальное партнерство в социальной работе с детьми в сложной жизненной ситуации.
3.2. Социальное партнерство в процессе реализации программы «Создание зоны безопасности, свободной от детского труда»
Международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК) Международной организации труда (МОТ) «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию» действует в городе с 2000 г. В ее рамках с 1 февраля 2007 г. по 31 января 2008 г. разрабатывалась Программа «Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Невском районе Санкт-Петербурга». Основные направления ее деятельности были определены общим планом реализации технологий сопровождения детей и семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и состояли из следующих этапов:
1 этап. Исследовательский, подготовительный этап — сбор основных и дополнительных сведений по социальному, правовому и психологическому статусу ребенка «группы риска», состоящего на внутришкольном учете. Составление карты социального сопровождения семьи.
2 этап. Этап первичной обработки и обобщения данных на основе полученной информации — первичный анализ достоверности данных, полученных со слов школьника, социального педагога, родителей, друзей учителей, сотрудников иных служб, и сбор дополнительной (поясняющей) информации. Предварительный анализ полученного материала.
3 этап. Этап выделения основных проблем, формулирование основных целей — определение значимости конкретных проблем для подопечного, иерархии целей и приоритетов индивидуального сопровождения, составление жизненного сценария, конкретных этапов действий, подбор соответствующих методов профилактического и коррекционного воздействия (предварительный маршрут сопровождения).
4 этап. Организационный, организационно-практический этап— непосредственная работа по социальному сопровождению подростка, реализация комплексного подхода для оказания ему социальной, психолого-педагогической, нравственной, правовой помощи для адаптации к социальным условиям.
5 этап. Контрольно-итоговый этап — анализ проведенной работы, оценка результатов как положительных, так и недоработок, выявление «проблемных зон» взаимодействия, анализ допущенных ошибок. Подведение итогов с выработкой рекомендаций (в том числе по технологиям и методам работы).
В ходе исполнения Программы сложилось взаимодействие трех систем: системы образования (школы и другие социозащитные учреждения), органов местного самоуправления (инспектора по защите прав детей), правоохранительных и надзорных органов (инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, прокуратура). Это дало возможность отразить такой аспект, как включенность в проблему и сотрудничество с ведомствами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Для организаций, связанных с защитой прав детей, это означало эффективное взаимодействие при выполнении всех условий, предусмотренных национальным законодательством. Работа над созданием зоны безопасности продемонстрировала комплексное понимание сути проблемы детского труда и направленность всех заинтересованных организаций на профилактику безнадзорности, предотвращение ухода детей из семьи.
Невский район Санкт-Петербурга был выбран как территория для создания «Зоны безопасности» после консультаций с городской Администрацией. Эксперты Программы понимали, что сложно достичь каких-либо реальных практических результатов в течение одного года на всей территории района. Поэтому было решено сконцентрировать усилия на ряде школ района. В ходе обучающей программы для социальных педагогов школ (декабрь 2007 г. — февраль 2008 г.) во всех школах района был проведен социологический опрос педагогов (директоров школ, завучей по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов и классных руководителей) и школьников, состоящих на внутришкольном учете. По итогам совещаний с представителями районной Администрации приказом районного отдела образования были определены опорные школы для дальнейшей работы, на базе которых и проходила апробация технологий, разработанных в ходе реализации Программы.
Привлечение студентов. Студенты были напрямую вовлечены в предоставление социальных услуг (потенциально) работающим детям. Группа студентов — будущих педагогов-психологов и социальных работников прошла профессиональное обучение на базе социально-реабилитационных центров для уличных детей (дневной центр «Радуга надежды», ГУ СРЦ для несовершеннолетних «Дом милосердия» и Региональный общественный благотворительный фонд «Защита детей»).
Студенты в рамках проекта «От студента— к ребенку» выполняли следующие виды работ при супервизии экспертов-методистов Программы:
индивидуальное социальное сопровождение детей и их семей;
консультирование в пределах своей компетенции детей и подростков;
работа с базой данных;
организация досуга детей с использованием местных ресурсов;
организация и поддержка групповой деятельности (проведение круглых столов, семинаров, информирование общественности и пр.).
Мероприятия по зоне безопасности повысили внимание к проблеме и закрепили понимание детского труда как нового явления в российском обществе.
Проблема труда уличных детей и его наихудших форм уже привлекла внимание общественности. Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Санкт-Петербурга 31 мая 2001 г. подтвердило поддержку в отношении инициатив МОТ/ИПЕК. Комиссия дала официальные рекомендации органам исполнительной власти Санкт-Петербурга и милиции активно сотрудничать с МОТ/ИПЕК в деле искоренения наихудших форм детского труда среди уличных детей города.
Реализация в Санкт-Петербурге Международной программы МОТ/ИПЕК «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию» объединила специалистов разного профиля, работающих в учреждениях социальной сферы и образования, органов внутренних дел, органов местного самоуправления т.д. Сформировалась группа экспертов, специализирующихся на различных направлениях семейного неблагополучия. Были выработаны критерии общего комплексного подхода к решению проблем уличных детей, налажено социальное партнерство.
В процессе реализации Программы МОТ/ИПЕК «Создание зоны безопасности, свободной от детского труда» возникла объективная необходимость налаживания взаимодействия с властными структурами. Кроме того, выявилась острая потребность в разработанных и опробированных методиках и технологиях работы с различными категориями семей и детей. Данное обстоятельство, а также большой научный и практический потенциал экспертов и привлеченных к проекту высококвалифицированных специалистов-практиков, вызвали интерес и явились определяющими при обращении внимания органов власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга на деятельность специалистов и экспертов в области защиты прав семьи и детства.
Практическая работа экспертов была поддержана на федеральном, городском и районном уровнях.
Как площадка для отработки и внедрения моделей межведомственного взаимодействия государственных, негосударственных социозащитных учреждений и органов местного самоуправления был организован «Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив» (схема 1). Состоялось несколько встреч в Министерстве труда и социального развития. На встречах планировалась дальнейшая деятельность Центра, перспективы сотрудничества, в связи с подготовкой проекта соглашения между Центром, Министерством труда и социального развития РФ и Комитетом по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. Было рекомендовано издать отдельным сборником научно-практические материалы, разработанные в ходе реализации Международной программы МОТ/ИПЕК. Сборник, опубликованный при поддержке Всемирного Банка, был представлен на международном семинаре «Социальная политика в интересах детей».
Эксперты программы совместно с отделом по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга провели обучающие семинары с социальными педагогами школ и сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних. Кроме того, подготовлены публикации, посвященные проблемам социальной работы с детьми «группы риска» и их родителями: «Об ответственности взрослых лиц за жестокое обращение с несовершеннолетними и вовлечение их в совершение преступлений» и «Роль органов прокуратуры в осуществлении защиты прав несовершеннолетних».
С целью практической реализации мероприятий программы при непосредственном участии экспертов отделом по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга инициировано проведение рейдов по выявлению несовершеннолетних, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, в том числе работодателями — физическими лицами. В 2007 г. было апробировано проведение таких рейдов силами сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В 2008 г. к проведению рейдов по местам оптово-розничной торговли, компьютерным клубам привлекались сотрудники районных инспекций Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, служб санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора. Выявленные нарушения трудовых прав несовершеннолетних документировались и материалы передавались районным прокурорам для возбуждения производств дел об административных правонарушениях в рамках законодательства о труде и охране труда. Виновные лица, незаконно использовавшие детский труд, привлечены к административной ответственности Государственной инспекцией труда по Санкт-Петербургу.
Результаты правоприменительной практики по данному направлению анализировались и использовались при подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов Санкт-Петербурга, а также коллегии городской прокуратуры, посвященной проверке исполнения законодательства об охране труда.

3.3. Информационно-методическое обеспечение совместной деятельности

Обучение и совершенствование профессиональных навыков специалистов партнерских организаций. В период реализации программы регулярно проводились лекции, консультации, круглые столы, индивидуальное и групповое обучение специалистов партнерских институтов. Группы составляли персонал приютов, социально-реабилитационных центров, социальных гостиниц, медицинских центров, школ, органов местного самоуправления, отделений милиции и детских домов. Для обсуждения возникающих проблем и разработки подходов и методов профилактической работы с потенциально работающими детьми и их семьями были организованы фокус-группы (6 в течение всей программы) со специалистами, работающими с детьми «группы риска».
Обучение в процессе работы также предполагало повышение профессиональных навыков социальных работников партнерских организаций. Для них были организованы посещения социально-реабилитационных центров, работающих с детьми «группы риска» и их семьями, ознакомление с технологиями и примерами успешной реабилитации таких детей.
Например, были организованы встречи на базе Дневного центра «Радуга надежды», ГУСРЦ для несовершеннолетних «Дом милосердия», приюта «Маленькая мама», Информационно-методического центра и других. К участию во всех мероприятиях привлекались студенты факультета социологии. Обучение специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Правовой минимум. Конечная обучающая цель — овладение методикой правоприменения с использованием навыков и умений смежных отраслей знаний при работе с семьей и ребенком всеми вовлеченными в реализацию программы специалистами.
С целью оказания практической помощи специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наделения их основами правовых знаний применительно к исполняемым функциональным обязанностям в рамках программы были проведены обучающие семинары для специалистов различных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, круглые столы по «острым» вопросам межведомственного взаимодействия в современных условиях. В указанных мероприятиях приняли участие:
директора, заместители директоров, руководители служб сопровождения, социальные педагоги, психологи образовательных учреждений (школ);
инспектора подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства;
депутаты органов местного самоуправления;
должностные лица исполнительной власти и т.д.
Разработка и издание методических материалов.
Проведенный анализ выявил отсутствие систематизированного методического материала, обобщающего исследования и практические рекомендации специалистов-экспертов различных областей науки и практики. В связи с этим осуществлено издание методических материалов с разъяснением действующего законодательства, а также кодификационная подборка нормативного материала с пошаговыми комментариями; Образцами формализованных бланков и т.д. (Кодификатор нормативного материала, Пошаговая технология выявления семейного неблагополучия). По результатам деятельности выявилась актуальная необходимость (пока не реализованная) разработки и издания Настольной книги специалиста по работе с семьей и ребенком (для специалистов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), в которой целесообразно отразить:
правовую базу деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
основные принципы организации деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
задачи, полномочия и функции органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
квалификационные требования к специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, нормативы кадровой обеспеченности и нагрузки;
отношения, возникающие в сфере организации и осуществления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
отношения, возникающие при взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В Настольной книге возможна систематизация необходимого специалистам нормативного материала по сферам его правоприменения. Цель издания — облегчение и ускорение поиска требуемой информации, а также формирование кодификационной базы законодательных и иных нормативных актов в органах опеки и попечительства. Применение в работе Настольной книги позволит широкому кругу специалистов овладеть и применять на практике методики работы с семьей и детьми смежных отраслей, приобрести необходимые в осуществлении своей деятельности знания и навыки по основной специальности, а также будет содействовать организации взаимодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Консультирование специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по конкретным вопросам. Правовая помощь семье и ребенку. В ходе реализации программы экспертами программы и привлеченными к реализации высококвалифицированными специалистами проводилось консультирование работников различных ведомств и учреждений системы по конкретным вопросам правоприменения в сложных случаях. Как правило, консультирование проводилось в телефонном режиме. Основная категория обращающихся за помощью специалистов — работники органов опеки и попечительства и социальные педагоги социальных служб.
В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми в рамках программы также нередко возникали случаи, где вмешательство юриста было необходимо. Проводилось консультирование родителей, правовая помощь в подготовке документов, информация о семье передавалась специалистам системы профилактики для дальнейшего контроля и продолжения профилактической работы с учетом полученных сведений.
Лекции экспертов и сотрудников проекта в Городском центре профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних. В лекциях были освещены вопросы по следующим темам:
Превенция насилия в семье и школе
Правовые аспекты индивидуально-профилактической работы с ребенком и семьей в социально опасном положении
О биологических основах агрессивного поведения человека. Роль эмоций в поведении
Социальные и психологические факторы в развитии подростковой агрессивности.
Индивидуально-типологические особенности личности школьника
Информационная деятельность. Центром была проведена кампания по привлечению внимания общественности к проблеме труда школьников. Кампания включала в себя информационные семинары для специалистов из партнерских организаций, районных и городских органов власти и политиков, а также встречи с представителями российских и зарубежных средств массовой информации. Было организовано 10 встреч на базе различных учреждений: факультета социологии, школ, милиции, органов местного самоуправления, Социального бюро и Отдела образования Кировского района. Результатом проведения такой кампании стало привлечение к сотрудничеству учреждений социальной сферы Василеостровского, Калининского, Колпинского районов. Были установлены партнерские связи и проведены совместные мероприятия со следующими государственными и негосударственными организациями:
ГУ СРЦ для несовершеннолетних «Дом милосердия»;
«Радуга надежды» — дневной центр для беспризорных и безнадзорных детей;
Региональный общественный благотворительный фонд «Защита детей»;
«Врачи мира — США»,
Санкт-Петербургский общественный фонд медико-социальных программ «Гуманитарное действие».
Кроме того, к разъяснительной работе в школах по вопросам наихудших форм детского труда были привлечены студенты 1-6 курсов дневного, вечернего и заочного отделения социальной работы факультета социологии (всего 108 человек). Удачным примером такой работы стала постановка спектакля, рассказывающего об опасных видах детского труда. Спектакль, актерами в котором выступили 12 школьников, был поставлен на базе школы № 503 группой студентов.
Все специалисты района и города получили доступ к обобщенной базе данных на детей «группы риска» и их семьи, составленной в ходе программы в результате проведения опросов и других практических мероприятий с детьми. Специалистам была предоставлена информация о реализации программы и детском труде в целом. Для достижения этой цели проводились семинары по привлечению внимания общественности к проблеме детского труда (4 семинара в месяц, каждый третий месяц). Все партнеры были проинформированы о стратегиях искоренения детского труда.
Результатом совместной научно-методической работы Центра со специалистами подразделения по делам несовершеннолетних стала разработка Карты детской безнадзорности (опубликована в сборнике «Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних»), и Карты мест концентрации (сбора) несовершеннолетних по видам правонарушений. Данная карта уже доказала свою востребованность, поскольку используется в практической работе Администрацией района.
Научно-методическая работа включала в себя подготовку и выпуск в помощь специалистам литературы. Так, Центром был выпущен Справочник для специалистов, работающих с детьми «группы риска» и их семьями, а также для родителей и самих детей (в 2 частях). Он содержал информацию о социальных институтах и организациях района и города в целом, услугах, которые они предоставляют, включая правовую поддержку, консультации, обучение, досуговую деятельность и медицинскую помощь.
В рамках Программы МОТ/ИПЕК были изданы сборники методических материалов по актуальным проблемам социальной работы.
Выводы к главе 3

В заключение главы можно сделать следующие выводы:
В настоящее время в Санкт-Петербурге сложился разветвленный, но недостаточно координируемый организационный механизм социально-правовой защиты семьи и детства, что во многом определяется несовершенством его нормативно-правового обеспечения.
В систему защиты семьи и детства входят взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие выявление детей и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и принимают меры по обеспечению их прав и законных интересов.
Основные категории специалистов, участвующих в этой деятельности: специалист охраны прав детей (органа опеки и попечительства); инспектор подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел; специалист по социальной работе, социальный педагог социальной службы; социальный педагог общеобразовательного учреждения; специалист по социальной работе (в том числе участвующий в оказании психотерапевтической помощи), участковый врач детской поликлиники; педагог-психолог, психолог; ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Результатом деятельности перечисленных категорий специалистов, работающих в различных организациях, является оказание конкретной социально-правовой защиты или услуги (поддержки, помощи) детям и семьям, в том числе организация предоставления приюта в учреждениях для временного пребывания граждан, а также принятие различных санкций к детям и (или) родителям в случае их виновного поведения. Наиболее важными направлениями социально-правовой защиты является устройство детей в семью, восстановления утраченных связей детей и родителей, социальный патронаж, оказание материальной поддержки гражданам.
Реальная организационная система, обеспечивающая защиту семьи и детства в Санкт-Петербурге, гораздо сложнее, в практике социальной работы знаний только принципиальных взаимоотношений различных ее подсистем недостаточно даже для ориентировки в сети запутанных организационных взаимосвязей и правовых норм.
Эффективность практической социальной работы с категориями детей; оказавшихся в. особо трудных ситуациях, т.е. оказание им своевременной помощи, поддержки и защиты, во многом зависит от организационных факторов, среди них — адекватность управленческой структуры (соответствие объекту и задаче управления, отсутствие необоснованного дублирования функций подсистем, соответствие управленческих кадров квалификационным требованиям и обоснованная численность управленческого персонала и др.), наличие достаточной нормативно-правовой базы, упорядоченность работы различных подсистем защиты населения, согласованность и оперативность в формальных служебных взаимоотношениях различных организаций и специалистов.

Заключение

Мировой опыт и российская практика последних лет показывают, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание социального мира в трудовой сфере, основанного на взаимном уважении сторон, учете взаимных интересов, поиске компромиссных решений и взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Наиболее эффективным способом достижения оптимального баланса интересов в сфере трудовых отношений является система социального партнерства.
Социальное партнерство — особый тип отношений в обществе, присущий государствам с рыночной экономикой; способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов работников и работодателей через заключение коллективных договоров и соглашений. Социальное партнерство выступает как метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, оно является механизмом достижения социальной стабильности общества и способствует эффективному развитию государства.
В целях установления и сохранения социального мира, и; регулирования социально-трудовых отношений, защиты прав) человека была создана Международная организация труда" (МОТ) — единственная организация с трехсторонним представительством. Россия является ее членом. Система социального партнерства как сложившаяся практика и целостная идеология утвердилась лишь во второй полови не XX столетия (поле Второй мировой войны) главным образом в развитых капиталистических станах (Германия, Швеция, Италия, Франция и др.).
Система социального партнерства в России основывается на принципах МОТ, по которым строится законодательство о труде и занятости. Одними из первых документов стали: Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 212, от "О социальном партнерстве и разрешение трудовых споров (конфликтов)", от 24 января 1992 г. № 45 Указ Президента "О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений". В 1992 г. образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей. Специальный раздел "Социальное партнерство в сфере труда" включен в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Современное российское законодательство выделяет следующие принципы социального партнерства: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
В работе рассмотрено социальное партнерство в процессе реализации программы «Создание зоны безопасности, свободной от детского труда». Проведен анкетный опрос с целью изучения социально-психологических особенностей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В систему защиты семьи и детства входят взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие выявление детей и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и принимают меры по обеспечению их прав и законных интересов. Основные категории специалистов, участвующих в этой деятельности: специалист охраны прав детей (органа опеки и попечительства); инспектор подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел; специалист по социальной работе, социальный педагог социальной службы; социальный педагог общеобразовательного учреждения; специалист по социальной работе (в том числе участвующий в оказании психотерапевтической помощи), участковый врач детской поликлиники; педагог-психолог, психолог; ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эффективность практической социальной работы с категориями детей; оказавшихся в. особо трудных ситуациях, т.е. оказание им своевременной помощи, поддержки и защиты, во многом зависит от организационных факторов, в том числе –соблюдении принципов социального партнерства.
Развитие социального партнерства в деятельности социальных служб требует комплексного подхода, планомерности его проведения и широты охвата, вовлечения в эту работу всех социальных институтов. Необходимо исходить из того, что законодательное регулирование не в состоянии охватить всего многообразия условий на региональном уровне, оно обеспечивает только правовые рамки взаимодействия субъектов социально-экономических процессов. Социальное партнерство как механизм регулирования не только учитывает интересы партнеров, но и становится фактором общественного развития, способствует социальной, экономической и политической стабильности.
Цель работы достигнута, результаты позволяют подтвердить гипотезу.
Список литературы

Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
Федеральный закон “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24. 06. 99
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

Антология социальной работы. В 5 т. – Т.1. / Сост. М.В. Фирсов – М., 1995. – 840 с.
Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 1999, №11.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999.
Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации //СОЦИС. 1997. № 3.
Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М., 1997. – 334с.
Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
Ионова О.Б. Социальные технологии партнерства //Вестник МУ. Серия: социология и политология. 2000. №4. С. 108-114.
Информационный вестник по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних (в части технологий разрешения семейных конфликтов). СПб., 2007.
Информационный вестник по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних (в части социальной работы с семьей). СПб.,2007. —128 с.
Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001
Кодификатор нормативных документов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних: постатейный справочник для специалистов органов опеки и попечительства / Сост. и коммент. Т.В.Тихоновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. —180 с. (Международная программа «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации кобразованию». Вып.2).
Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. – М., 2000. – 411 с.
Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития //Социально-гуманитарные знания. 2002. №5. С. 194-205.
Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. - М.: Экзамен, 2001. - 448 с.
Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996. – 280с..
Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова – Барнаул; М., 1994. – 541 с.
Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности/ А.М.Шнов и др. М., 2002. С. 5-15.
Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения, Москва., 2008, 272 с.
Право социального обеспечения России: Учебник [для студ. и аспирантов вузов, обуч. по спец. "Юриспрудениция"] / Авт.: М.О. Буянова, К.Н. Гусов, Р.И. Иванова и др.; Под ред. К.Н. Гусова.—М.: Велби: Проспект, 2004.—488с.
Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999. – 415 с.
Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. – М., 2000. – 245 с.
Словарь–справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой – М., 2000. – 536 с.
Смольков В.Г. Модели социального партнерства //Социально-политический журнал. 1998. №5. С. 156-163.
Социальная политика: Толковый словарь / Общ. ред. Н.А. Волгин; Отв. ред. Б.В. Ракитский.—М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2002.—453с.
Социальная работа в муниципальном образовании. Под ред. доц. Григорьевой И.А., проф. Келасьева В.Н. СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2002. - 99 с.
Социальная энциклопедия.—М.: Большая Рос. энцикл., 2000.—436с.
Социальное партнерство: Слов.-справ. /П.Г. Бойдаченко и др. – М.: Экономика, 1999.
Социальное партнерство. - М.: Издательство «Экономика», 1999 - 236 с.
Теория социальной работы / Под ред. профессора Холостовой Е.И. – М., 2004. – 579 с.
Технологии социального обслуживания населения: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой– М: Изд. дом "Магистр-Пресс", 2000. – С. 46 - 49.
Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда ” СПб., 2008– 56 с.
Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
«Третий сектор» – М., 2001 г., №6.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. вузов / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова.—М.: ВЛАДОС, 2001.—430с.
Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996
Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова.—М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2005.—668 с.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002
Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / [Нац. ассоциация социал. работников США; Гл. ред. А.Минахен]; Гл. науч. ред. рус. пер. Л.Э. Кунельский. М.С. Мацковский.—М.: Изд-во Центра общечеловеч. ценностей, 1993.—480с.
Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд-во РАН, 1995. - 939с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001.
Приложения


Социальное партнерство. - М.: Издательство «Экономика», 1999 - 236 с.
Социальное партнерство: Слов.-справ. /П.Г. Бойдаченко и др. – М.: Экономика, 1999.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
Социальное партнерство: Слов.-справ. /П.Г. Бойдаченко и др. – М.: Экономика, 1999.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 1999, №11.
Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 1999, №11.
Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. - М.: Экзамен, 2001. - 448 с.
Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 1999, №11.
Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. вузов / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова.—М.: ВЛАДОС, 2001.—430с.
Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова.—М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2005.—668 с.
Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения, Москва., 2008, 272 с.
Теория социальной работы / Под ред. профессора Холостовой Е.И. – М., 2004. – 579 с.
Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности/ А.М.Шнов и др. М., 2002. С. 5-15.
Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда ” СПб., 2008– 56 с.
Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда ” СПб., 2008– 56 с.
Информационный вестник по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних (в части социальной работы с семьей). СПб.,2007. —128 с.
Информационный вестник по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних (в части технологий разрешения семейных конфликтов). СПб., 2007.












81





86



Социально-реабилитационные центры для детей группы риска и их семей (государственные и негосударственные)

Органы местного самоуправления

Подразделения по делам несовершеннолетних РУВД

Территориальные управления административных районов Санкт-Петербурга

Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга

Научно-методический центр

Досуговые центры, клубы для детей и подростков

Общеобразовательные школы

Социальные педагоги
Психологи

Международное сотрудничество


«Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив»


Студенты

МИНИСТЕРСТВО труда и социального развития РФ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

1.Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
2.Федеральный закон “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24. 06. 99
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

4.Антология социальной работы. В 5 т. – Т.1. / Сост. М.В. Фирсов – М., 1995. – 840 с.
5.Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 1999, №11.
6.Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999.
7.Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации //СОЦИС. 1997. № 3.
8.Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М., 1997. – 334с.
9.Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
10.Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
11.Ионова О.Б. Социальные технологии партнерства //Вестник МУ. Серия: социология и политология. 2000. №4. С. 108-114.
12.Информационный вестник по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних (в части технологий разрешения семейных конфликтов). СПб., 2002.
13.Информационный вестник по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних (в части социальной работы с семьей). СПб.,2002. —128 с.
14.Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001
15.Кодификатор нормативных документов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних: постатейный справочник для специалистов органов опеки и попечительства / Сост. и коммент. Т.В.Тихоновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. —180 с. (Международная программа «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации кобразованию». Вып.2).
16.Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. – М., 2000. – 411 с.
17.Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития //Социально-гуманитарные знания. 2002. №5. С. 194-205.
18.Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. - М.: Экзамен, 2001. - 448 с.
19.Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996. – 280с..
20.Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова – Барнаул; М., 1994. – 541 с.
21.Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности/ А.М.Шнов и др. М., 2002. С. 5-15.
22.Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения, Москва., 2008, 272 с.
23.Право социального обеспечения России: Учебник [для студ. и аспирантов вузов, обуч. по спец. "Юриспрудениция"] / Авт.: М.О. Буянова, К.Н. Гусов, Р.И. Иванова и др.; Под ред. К.Н. Гусова.—М.: Велби: Проспект, 2004.—488с.
24.Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999. – 415 с.
25.Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. – М., 2000. – 245 с.
26.Словарь–справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой – М., 2000. – 536 с.
27.Смольков В.Г. Модели социального партнерства //Социально-политический журнал. 1998. №5. С. 156-163.
28.Социальная политика: Толковый словарь / Общ. ред. Н.А. Волгин; Отв. ред. Б.В. Ракитский.—М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2002.—453с.
29.Социальная работа в муниципальном образовании. Под ред. доц. Григорьевой И.А., проф. Келасьева В.Н. СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2002. - 99 с.
30.Социальная энциклопедия.—М.: Большая Рос. энцикл., 2000.—436с.
31.Социальное партнерство: Слов.-справ. /П.Г. Бойдаченко и др. – М.: Экономика, 1999.
32.Социальное партнерство. - М.: Издательство «Экономика», 1999 - 236 с.
33.Теория социальной работы / Под ред. профессора Холостовой Е.И. – М., 2004. – 579 с.
34.Технологии социального обслуживания населения: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой– М: Изд. дом "Магистр-Пресс", 2000. – С. 46 - 49.
35.Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда ” СПб., 2003– 56 с.
36.Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
37.«Третий сектор» – М., 2001 г., №6.
38.Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2005. - 208 с.
39.Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. вузов / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова.—М.: ВЛАДОС, 2001.—430с.
40.Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996
41.Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие для вузов / Е. И. Холостова.—М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2005.—668 с.
42.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002
43.Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / [Нац. ассоциация социал. работников США; Гл. ред. А.Минахен]; Гл. науч. ред. рус. пер. Л.Э. Кунельский. М.С. Мацковский.—М.: Изд-во Центра общечеловеч. ценностей, 1993.—480с.
44.Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд-во РАН, 1995. - 939с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001

Узнать стоимость работы