Происхождение государства права в свете современной науки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 31 31 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 29.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Общественная власть и социальное регулирование в первобытном обществе
Глава 2. Причины и особенности происхождения государства. Его отличие от первобытного общества
Глава 3. Пути формирования права
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Такие возможности складываются как бы сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).
Позитивное право – это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные (разрешенные, утвержденные) государством правила (нормы) поведения людей, содержащие различные предписания относительно того, как можно или следует себя вести в соответствующей ситуации. Поэтому далее в нашей работе мы будем исследовать вопрос о способах формирования права в понятии «позитивное право».
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции, которая происходит примерно в IV-III тыс. лет назад и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов различных социальных слоев, классовых противоречий, т.е. установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства (неклассовая экономическая теория).
Таким образом, формирование права (правообразование) по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимый характер. Начальная ступень правообразования – возникновение объективно обусловленной экономической, социально-политической, нравственной или иной общественной потребности в юридическом регулировании соответствующих отношений. Затем эта потребность преломляется в системе политических отношений, в политическом, нравственном и правовом сознании, в господствующем общественном мнении, когда складываются интересы и потребность получает адекватное или же искаженное, деформированное, узкоклассовое выражение.
Непосредственно же правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. Именно деятельность таких органов по формированию права и выступает в виде правотворчества.
Следовательно, правотворчество – это завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения через закон, через иные источники получают статус юридических норм, выступают в виде норм писаного права.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
1) естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования;
2) действие на основе обычая;
3) синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и других норм (мононормы);
4) предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, т.к. были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека;
5) доминирование запретов;
6) распространение только на данный родовой коллектив;
7) нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;
8) специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива, остракизм.
Сформировавшись, в значительной мере из религиозных предписаний, право истолковывалось и применялось жрецами. На протяжении тысячелетий нормативные требования выступали в виде системы запретов и мононорм. Именно они своими непререкаемыми требованиями и всеобщей обязательностью должны были защищать имеющиеся в обществе обычаи.
В санкционировании обычаев важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание права, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.
Для зарождающегося права были характерны ссылки на авторитетные высказывания, записи конкретных случаев (казуистика).
Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С развитием письменности появляются и первые письменные законы.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.
Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти, иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи.
Древнейшие памятники права закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых, бесправное положение рабов, ограничение права и повинности низших слоев населения. Предусматривалась и охрана публичного интереса: преследовались бунт, неуплата долга, разбой, кража, отказ от повинностей, т.е. такие деяния, которых не знало первобытное общество.
Однако роль права нельзя сводить только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации эта его функция была достаточно ярко выражена. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна была мирная жизнь общества.
Таким образом, в науке принято выделять три основных способа возникновения позитивного права – санкционирование обычаев, создание юридических прецендентов и установление нормативных правовых актов.
Санкционирование обычаев (точнее правовых обычаев) – наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Он выражался в том, что государственные органы, прежде всего суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих правовых обычаях, придавая тем самым этим обычаям юридическое значение. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.
Создание юридических прецедентов – тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права. В некоторых государствах (например, в Англии) выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, своеобразными эталонами для решения аналогичных дел. Такого рода судебные, а затем и административные решения, сформировали прецедентное право, ставшее другим источником позитивного права.
Установление нормативных правовых актов (законов, ордонансов, указов и т.д.) считается более поздним способом возникновения позитивного права по сравнению с первыми двумя. Он выражается в издании государственными органами специальных документов (нормативных правовых актов), в которых содержатся юридические нормы – правила поведения, исходящие непосредственно от государства. К этому способу государство прибегает либо тогда, когда правовые обычаи и юридические прецеденты перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений, либо тогда, когда государство, особенно в лице его центральных органов, стремится активно воздействовать на общественную жизнь. Такой способ возникновения позитивного права особенно характерен для современных государств.
Итак, право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма, согласно которой на первый план выдвигаются политические причины появления права.
Существует три основных способа формирования права: санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.
Как свидетельствует история права, одной из доминирующих тенденций в его развитии является повышение удельного веса нормативных юридических актов, в наибольшей мере соответствующих природе права как письменного феномена, его свойствам (в особенности определенности юридических норм), актов, которые способны обеспечить целенаправленное, динамичное развитие данной правовой системы и в то же время наиболее целесообразны и удобны на практике.

Заключение

В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
В догосударственный период родоплеменную организацию общества характеризовало два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название «мононормы».
Основными социальными нормами были обычаи, религиозные нормы, нормы морали, мифология и табу.
Обобщая все факторы, причины можно выделить следующие общие предпосылки возникновения государства и права: социальные (запрет инцеста и появление семьи, распад первобытнообщинного строя и расслоение общества и т.д.), экономические (переход к присваивающей экономики, разделение труда, появление частной собственности и т.д.), политические (узурпирование власти, захват других племен и установление над ними власти, возникновение слоя управляющих, властвующих и т.д.), идеологические (идеология религий, политических и правовых учений, под эгидой которых организуется общество и определенные правила поведения); экологические (различного рода природно-климатические изменения и катастрофы).
Существует две основные концепции происхождения государства: классовая и экономическая. Согласно первой, государство возникло вследствие раскола общества на классы, когда господствующему классу потребовалось сохранять в повиновении эксплуатируемый. Экономическая концепция исходит из того, что становлению государства в обществе способствовал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производящая экономика усложнила общественную структуру, что вызвало потребность в выделении аппарата управления. Власть приобретает политический характер.
Главными отличиями государства от первобытного устройства являются: несовпадение организации государственной власти с обществом; основой государственной власти становится сила, а не авторитет; в государстве деление людей происходит не по родственному, а по территориальному признаку; в государстве обычаи заменяются юридическими нормами; устанавливается институт налогообложения.
На определенном этапе развития государства появляется право как способ регулирования отношений в обществе. Главными отличиями права от социальных норм первобытного общества являются следующие: источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство; социальные нормы обеспечивались общественным убеждением, а нормы права – принудительной силой государства; социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны; социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.
Можно выделить две пути происхождения права: либо инициируются самим обществом и поддерживаются государством, либо инициируются самим государством.
Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.



Список литературы


1. Акмалова, А.А., Капицын, В.М. Теория государства и права: Вопросы и ответы: Учеб. пособ. – М.: Юриспруденция, 2006. – 184 с.
2. Алексеев, С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 320 с.
3. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х т. / Под общ. ред. А.И. Доватура. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. – 690 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
5. Иванов, А.А., Иванов, В.П. Теория государства и права: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 303 с.
6. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 268 с.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
8. Теория государства и права. Вып. 1 / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1993. – 303 с.
9. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. С.С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496 с.
10. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособ. / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: ИПП «Отечество», 1993. – 343 с.
11. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1973. – 240 с.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1973. – С. 8
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. С.С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 25.
Энгельс Ф. Указ. раб. – С. 12-44.
Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 17.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 40-44.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 40-44.
Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х т. / Под общ. ред. А.И. Доватура. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. – С.376.
Теория государства и права. Вып. 1 / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1993. – С. 48-56.
Теория государства и права. Вып. 1 / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1993. – С. 48-56.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособ. / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: ИПП «Отечество», 1993. – С. 22-30.
Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. раб. – С. 20.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юриспруденция, 2000. – С. 23-29.
См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 57-65.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособ. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 92-100.
Кашанина Т.В. Указ. раб. – С. 24-25.
Акмалова А.А., Капицын В.М. Теория государства и права: Вопросы и ответы: Учеб. пособ. – М.: Юриспруденция, 2006. – С. 15.
Иванов А.А., Иванов В.П. Указ. раб. – С. 24.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. С.С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 36.
Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995. – С. 109.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. С.С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 40.












32

Список литературы


1. Акмалова, А.А., Капицын, В.М. Теория государства и права: Вопро-сы и ответы: Учеб. пособ. – М.: Юриспруденция, 2006. – 184 с.
2. Алексеев, С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 320 с.
3. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х т. / Под общ. ред. А.И. До-ватура. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. – 690 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
5. Иванов, А.А., Иванов, В.П. Теория государства и права: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 303 с.
6. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 268 с.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазаре-ва. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
8. Теория государства и права. Вып. 1 / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1993. – 303 с.
9. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. С.С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496 с.
10. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособ. / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: ИПП «Отечество», 1993. – 343 с.
11. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и госу-дарства: В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1973. – 240 с.

Вопрос-ответ:

Что такое происхождение государства права?

Происхождение государства права - это процесс формирования и развития правовых норм и институтов, который возникает в результате общественного взаимодействия и социального регулирования.

Какие причины и особенности происхождения государства?

Причинами происхождения государства являются потребность в социальном регулировании, появление классовых противоречий, необходимость защиты прав и свобод людей. Особенности происхождения государства связаны с формированием специализированной власти, этапами борьбы за власть и установлением социальных норм и законов.

В чем отличие государства от первобытного общества?

Государство отличается от первобытного общества наличием специализированной власти, органов управления и правовых норм. В первобытном обществе регулирование происходит через неформальные обычаи и традиции, а в государстве - через законодательство и органы правоприменения.

Какими путями формируется право?

Право формируется путем общественного согласия, нормативного регулирования, законодательства и судебной практики. Оно также развивается через социальные изменения, научные и философские концепции, а также через взаимодействие с другими правовыми системами.

Какие возможности складываются естественным путем в процессе общения людей?

В процессе общения людей складываются возможности формирования правовых норм, согласования интересов, разрешения конфликтов, создания справедливости и защиты прав и свобод индивидов и общества.

Какие возможности складываются естественным путем в процессе общения людей друг с другом?

В процессе общения людей друг с другом возникают возможности для формирования правил поведения, закрепления норм и общественного признания определенных правил.

Какие правила поведения закрепляются в обществе?

В обществе закрепляются правила поведения, которые обеспечивают установление порядка и справедливости. К таким правилам относятся, например, запрет на насилие, уважение к частной собственности и договорам.

Каким образом возникают правила поведения?

Правила поведения возникают путем общения людей друг с другом. В ходе взаимодействия формируются определенные нормы, которые получают общественное признание и закрепляются в правовых актах.

Что такое общественное признание правил поведения?

Общественное признание правил поведения означает, что определенные нормы считаются важными и необходимыми для существования общества в целом. Это признание обусловливает соблюдение правил и возможное наказание за их нарушение.

В чем отличие права от первобытного общества?

Отличие права от первобытного общества заключается в том, что в первобытном обществе не существует формальных правил, и поведение людей регулируется в основном обычаями и нравственностью. В правовой системе, наоборот, имеется систематизированный набор правил и норм, которые обязательны для всех членов общества.

Какие изначальные формы социального регулирования существовали в первобытном обществе?

В первобытном обществе существовали примитивные формы социального регулирования, основанные на обычаях и соглашениях между людьми. Это были правила поведения, которые формировались от поколения к поколению и определяли взаимоотношения внутри общины.