Стат.анализ внешнего долга РФ и его реструктуризация.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Статистика
  • 3939 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 15.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1Государственный внешний долг: сущность и особенности формирования
1.1Бюджетный дефицит страны: сущность и особенности
1.2Сущность внешнего долга страны
1.3 Управление государственным внешним долгом
1.4История государственного внешнего долга России
2Статистический анализ внешнего долга в 2005-2008 годах
2.1 Предпосылки роста внешнего долга РФ
2.2 Статистический анализ внешнего долга страны в 2005-2008 годах
3 Проблемы государственного внешнего долга и методы борьбы с ними
3.1Проблемы внешнего долга, методы борьбы с ними
3.2Перспективы внешнего долга Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Поэтому точное определение необходимо для гарантии того, что при использовании в управлении, отчетности и аудите долга применяются идентичная основа и единый подход.
Высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;
Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:
1. обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации");
2. обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции");
3. досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп");
4. списание части долговых обязательств.
Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен "проблемных" долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый "план Бреди" (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1989 г.).
Наиболее привлекательной для России является схема реструктуризации по "плану Бреди", которая предусматривает списание 30-35% от общей суммы долга, а также оказание кредитной поддержки со стороны международных финансовых организаций.

Перспективы внешнего долга Российской Федерации


Контроль за обслуживанием государственного внешнего долга осуществляет Федеральная служба государственной статистики, которая обладает следующими полномочиями13:
а) разрабатывает порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений;
б) обеспечивает на безвозмездной основе юридические лица, их филиалы и представительства, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, бланками форм государственной статистической отчетности и соответствующими документами по их заполнению и представлению в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;
в) запрашивает в установленном порядке у юридических лиц, их филиалов и представительств, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений (по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности), а у физических лиц - сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений.
Внешний долг России, согласно проекту федерального бюджета на 2009-2011 годы, планируется сократить до 40,9 миллиарда долларов, или 1,7% ВВП, на конец трехлетки, сообщил журналистам в среду источник в правительстве РФ.
На конец 2009 года объем внешнего долга запланирован на уровне 41,4 миллиарда долларов, или 2,0% ВВП, на конец 2010-го - 41,7 миллиарда долларов, или 1,9% ВВП, отметил он.
В 2009 году погашение внешнего долга РФ планируется в сумме 3,367 миллиарда долларов, в 2010 году - в размере 2,915 миллиарда долларов, сообщил источник в правительстве.
Новые внешние заимствования от иностранных государств и международных финансовых организаций в 2009-2011 годах Россия привлекать не планирует.
Россия в 2007-2010 годах выплатит по внешнему долгу $32,9 миллиарда. Такие данные содержатся в уточненном прогнозе социально-экономического развития России на 2007-2009 годы и предварительных проектировках основных параметров на 2010 год, опубликованных в среду вечером на сайте Минэкономразвития.
Из этой суммы на погашение государственного долга в 2007-2010 годах будет направлено $21,2 миллиарда, а на процентные платежи по госдолгу - $11,7 миллиарда.
В 2007 году выплаты по внешнему госдолгу составят $9,9 миллиарда, в том числе $6,9 миллиарда - погашение госдолга, $3 миллиарда - процентные платежи.
В 2008 году выплаты составили $9,4 миллиарда, из них $6,3 миллиарда - погашение долга, $3,1 миллиарда - процентные платежи.
В 2009 году на выплаты по госдолгу будет направлено $6,9 миллиарда ($4 миллиарда - госдолг, $2,9 миллиарда - проценты).
Выплаты в 2010 году составят $6,7 миллиарда, где $4 миллиарда - погашение госдолга, а $2,7 миллиарда - процентные платежи.
В 2006 году Россия выплатила по внешнему долгу $33,7 миллиарда, из которых $29,1 миллиарда составило погашение госдолга, $4,6 миллиарда - процентные платежи14.
Объем государственного долга РФ к концу 2010 года не должен превысить 8,7% ВВП. Об этом говорится в материалах Минфина к расширенному заседании коллегии во вторник.
В 2008-2009 годах объем госдолга предполагается сохранить на одном уровне в 8,4% ВВП. При этом Минфин в принципе не планирует в среднесрочной перспективе за пределами 2010 года увеличивать объем суверенного госдолга выше 10% ВВП, передает ПРАЙМ-ТАСС.
Доля внутреннего государственного долга РФ к 2010 году должна составить 72,8% в объем объеме долга, увеличившись с 62,5% в 2008 году.
Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета по плану Минфина в 2010 году не долена превышать 3,6% против 3,3% - в 2008 году, 3,4% - в 2009 году и 2,9% - в 2007 году. Доля долгосрочных бумаг в общем объеме госдолга должна к 2010 году превысить 60%. Сейчас - около 58%. А доля рыночного долга к концу 2010 года - 80,4% против 83% - в конце 2007 года.
Одновременно, Россия рассчитывает сократить количество неплательщиков по долгу перед нашей страной, сократив количество стран, к которым у РФ имеются неурегулированные долговые требования по долгам бывшего СССР до трех стран. В 2006 году из 50 государств, к которым у РФ имелись долговые требования только 29 стран погашали свои долги.
За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
· Верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в 2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».
· Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2007 году увеличатся на 57,5 %. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2008 - 2010 годы составит 2,9 - 3 %.
· Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2007 году и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.
· По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.
В 2008 - 2010 годах политика в области государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2008 - 2010 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года (далее – долговая политика), будет осуществляться с учетом новой концепции ненефтегазового баланса федерального бюджета. Предусматривается, что возникающий в результате ненефтегазовый дефицит федерального бюджета будет покрываться в том числе за счет увеличения государственных внутренних заимствований.
Государственный долг в абсолютном размере за период начало 2008 года - конец 2010 года увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2%, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Законопроектом не установлен общий объем государственного долга Российской Федерации (суммы внутреннего и внешнего долга) на соответствующий финансовый год, что не соответствует статье 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы является рост государственного долга относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга.

Рисунок 4 – Динамика внешнего долга в 2007-2011 годах
Динамика государственного долга в 2008 - 2010 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.
Таблица 3 - Динамика государственного долга в 2008 - 2010 годах15
2007 г. 2009 г. проект 2010 г. проект Прирост 2010 г. к 2007 г., % Государственный долг Российской Федерации, млрд. руб. 2617,6 3440,3 3440,3 56,2 % к ВВП 8,5 8,7 9,1 Государственный внутренний долг, млрд. руб. 1409,2 2275,8 2856,8 102,7 % к ВВП 4,6 5,7 6,4 Государственный внешний долг,
млрд. руб. 1208,4 1164,5 1232,9 2,0 % к ВВП 3,9 2,9 2,8 В 2007-2009 гг. планируется положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок.

Рисунок 4 - Государственный долг Российской Федерации на конец года, %16.
Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоянием в реальном режиме времени. Однако пока учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

Заключение


В общегосударственный долг включается долг центрального правительства (внутренний и внешний), задолженность местных органов властн. государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Соотношение этих частей долга отражает особенности исторического развития капиталистических стран. Однако, тенденция централизации финансовых ресурсов, присущая государственно-монополистическому капитализму, проявляется и в сфере государственного долга.
Внешний долг – задолженность кредиторам за пределами данной страны.
Целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне.
При недостаточной платежеспособности государства могут применяться такие способы коррекции долговой политики 5:
обмен по регрессивному соотношению;
конверсия;
унификация;
консолидация;
отсрочка погашения;
аннулирование.
Таким образом, внешний долг означает общую задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Государственный внешний долг отражает задолженность органов федерального и регионального управления правительствам, международным и частным иностранным банкам. Совокупный внешний долг включает государственные долги и обязательства органов денежно-кредитного регулирования (в нашем случае ЦБ РФ), коммерческих банков, а также нефинансовых предприятий. По внешнему долгу обычно расплачиваются валютой, товарами или услугами, которые в свою очередь отражаются в платежном балансе.









Список использованной литературы


Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 15 февраля 2006 г. - М. : Проспект, 2006. – 155 с.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. # 399 Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики
Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент : учеб. пособие [Текст] / Ю. А. Арутюнов. - М. : КноРус, 2005. – 310 с.
Борисов С.Д. Экономическая теория. Книга 3. Москва: «Мысль».-2006.- 379 с.
Дейкин, А. И. Государственный долг [Текст] / А. И. Дейкин // Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. – М., 2005. – 619 с.
Леонова В.Г. Государственный долг: проблемы погашения. Москва: «Академия».-2008.- 299 с.
Васюков Сергей. Скорость и масштабы заимствований госсектора внушают опасения // Материал «Промбанк» от 09 июля 2007
Дробышевский С.М.,Кадочников П.А. Некоторые проблемы денежно-кредитной политики в переходной экономике // «Научные труды ИЭПП» № 28 за 2007 год
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» , 2007//Счетная палата Российской Федерации
Кричевский Никита. Долговые ямы // Журнал «Агентство политических новостей» от 2006-06-08
Малинин Тимофей. Внешний долг России вырос до $339,3 млрд // Журнал «Финансы» от 02 июля 2007г.
Основные результаты и направления бюджетной политики на 2007 г. и среднесрочную перспективу [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 5-6. – С. 2-51
Прогноз социально-экономического развития России на 2007-2009 годы // Журнал «Вопросы экономики» № 28 за 2008 год
Табачков Н.И. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ № 1 (121) / 2008 год
Харламова Светлана. Внешний долг России в I квартале 2006 // Журнал «Real Estate» от 04.07.2006
Цаплин Роман. Внешний долг России за 10 месяцев сократился на 10,4% // Газета «GZT.ru» от 24.11.2008

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 15 февраля 2006 г. - М. : Проспект, 2006. – 155 с., с. 83

2 Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент : учеб. пособие [Текст] / Ю. А. Арутюнов. - М. : КноРус, 2005. – 310 с., с. 128
3 Борисов С.Д. Экономическая теория. Книга 3. Москва: «Мысль».-2006.- 379 с., с. 84
4 Дейкин, А. И. Государственный долг [Текст] / А. И. Дейкин // Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. – М., 2005. – 619 с., с. 49-53

5 Леонова В.Г. Государственный долг: проблемы погашения. Москва: «Академия».-2008.- 299 с., с. 103-105
6 Кричевский Никита. Долговые ямы // Журнал «Агентство политических новостей» от 2006-06-08
7 Васюков Сергей. Скорость и масштабы заимствований госсектора внушают опасения // Материал «Промбанк» от 09 июля 2007
8 Харламова Светлана. Внешний долг России в I квартале 2006 // Журнал «Real Estate» от 04.07.2006

9 Малинин Тимофей. Внешний долг России вырос до $339,3 млрд // Журнал «Финансы» от 02 июля 2007г.
10 Цаплин Роман. Внешний долг России за 10 месяцев сократился на 10,4% // Газета «GZT.ru» от 24.11.2008
11 Дробышевский С.М.,Кадочников П.А. Некоторые проблемы денежно-кредитной политики в переходной экономике // «Научные труды ИЭПП» № 28 за 2007 год
12 Табачков Н.И. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ № 1 (121) / 2008 год
13 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. # 399 Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики
14 Прогноз социально-экономического развития России на 2007-2009 годы // Журнал «Вопросы экономики» № 28 за 2008 год
15 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» , 2007//Счетная палата Российской Федерации
16 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2007 г. и среднесрочную перспективу [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 5-6. – С. 2-51
5 Леонова В.Г. Государственный долг: проблемы погашения. Москва: «Академия».-2008.- 299 с., с. 103-105




3

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 15 февраля 2006 г. - М. : Проспект, 2006. – 155 с.
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. # 399 Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики
3.Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент : учеб. пособие [Текст] / Ю. А. Арутюнов. - М. : КноРус, 2005. – 310 с.
4.Борисов С.Д. Экономическая теория. Книга 3. Москва: «Мысль».-2006.- 379 с.
5.Дейкин, А. И. Государственный долг [Текст] / А. И. Дейкин // Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. – М., 2005. – 619 с.
6.Леонова В.Г. Государственный долг: проблемы погашения. Москва: «Академия».-2008.- 299 с.
7.Васюков Сергей. Скорость и масштабы заимствований госсектора внушают опасения // Материал «Промбанк» от 09 июля 2007
8.Дробышевский С.М.,Кадочников П.А. Некоторые проблемы денежно-кредитной политики в переходной экономике // «Научные труды ИЭПП» № 28 за 2007 год
9.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» , 2007//Счетная палата Российской Федерации
10.Кричевский Никита. Долговые ямы // Журнал «Агентство политических новостей» от 2006-06-08
11.Малинин Тимофей. Внешний долг России вырос до $339,3 млрд // Журнал «Финансы» от 02 июля 2007г.
12.Основные результаты и направления бюджетной политики на 2007 г. и среднесрочную перспективу [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 5-6. – С. 2-51
13.Прогноз социально-экономического развития России на 2007-2009 годы // Журнал «Вопросы экономики» № 28 за 2008 год
14.Табачков Н.И. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ № 1 (121) / 2008 год
15.Харламова Светлана. Внешний долг России в I квартале 2006 // Журнал «Real Estate» от 04.07.2006
16.Цаплин Роман. Внешний долг России за 10 месяцев сократился на 10,4% // Газета «GZT.ru» от 24.11.2008

Вопрос-ответ:

Какова сущность и особенности формирования государственного внешнего долга России?

Сущность государственного внешнего долга России заключается в заемных обязательствах государства перед иностранными кредиторами. Основные особенности формирования внешнего долга включают разнообразные источники его образования, такие как получение кредитов у иностранных правительств и международных финансовых организаций, эмиссия облигаций и привлечение прямых иностранных инвестиций. Также, внешний долг может быть образован отсрочкой и реструктуризацией платежей и процентов по предыдущим займам.

Что представляет собой бюджетный дефицит страны и какие особенности имеются?

Бюджетный дефицит страны - это разница между государственными расходами и доходами. Основными особенностями бюджетного дефицита являются нехватка государственных доходов для покрытия расходов, что приводит к необходимости финансирования дефицита через займы и увеличение государственного внешнего долга. Бюджетный дефицит может быть вызван экономическими причинами, такими как рецессия, низкий уровень налоговых поступлений, а также политическими решениями о распределении средств.

Что представляет собой внешний долг страны и каковы его особенности?

Внешний долг страны - это совокупность ее невыплаченных заемных обязательств перед иностранными кредиторами. Основными особенностями внешнего долга являются его размер, состав, структура и условия погашения. Размер внешнего долга может быть значительным и оказывать серьезное влияние на экономику страны. Состав внешнего долга может включать как государственные займы, так и частные долги компаний и физических лиц. Структура внешнего долга может быть разнообразной по валютам и срокам погашения. Условия погашения включают сроки, процентные ставки и правила погашения займа.

Что такое государственный внешний долг и как он формируется?

Государственный внешний долг - это общая сумма долгов страны перед кредиторами из других стран. Он формируется путем займа средств у иностранных кредиторов. Долг может возникать при покупке иностранной валюты, выпуске облигаций или получении кредитов от иностранных банков. Этот долг обычно обслуживается путем выплаты процентов и возврата заемной суммы по графику, установленному соглашением с кредиторами.

Что такое бюджетный дефицит и как он формируется?

Бюджетный дефицит - это разница между расходами и доходами государственного бюджета. Он возникает, когда государство тратит больше денег, чем получает от налогов и других источников дохода. В результате бюджетное финансирование становится недостаточным, и государство вынуждено занимать деньги, чтобы покрыть свои расходы. Это приводит к увеличению государственного внешнего долга.

Чем отличается государственный внешний долг от внутреннего?

Государственный внешний долг - это долг страны перед иностранными кредиторами, тогда как внутренний долг - это долг перед отечественными кредиторами. Оба вида долга возникают из-за недостатка денег у государства для покрытия своих расходов. Однако государственный внешний долг обычно имеет более высокие процентные ставки и требует строже условий погашения, так как он представляет собой риск для международных инвесторов.

Как управляется государственный внешний долг?

Управление государственным внешним долгом осуществляется правительством страны. Оно определяет стратегию по привлечению и обслуживанию долга, выбирает оптимальные источники финансирования, ведет переговоры с кредиторами о возможной реструктуризации долга. Целью управления долгом является обеспечение стабильности финансовой системы и минимизация рисков. Важными инструментами управления являются макроэкономическая политика, налоговая политика, привлечение иностранного инвестиционного капитала и т. д.

Какова сущность и особенности формирования государственного внешнего долга РФ?

Государственный внешний долг РФ представляет собой общую сумму займов, которые государство получает от иностранных кредиторов. Эти займы могут быть как краткосрочными (сроком до одного года), так и долгосрочными (сроком свыше одного года). Одной из особенностей формирования внешнего долга РФ является возможность его реструктуризации, то есть изменения условий погашения и выплаты процентов по долгу. Также, внешний долг формируется на основе финансовых потребностей государства, например, для финансирования бюджетного дефицита или осуществления инвестиционных программ.

В чём сущность и особенности бюджетного дефицита в России?

Бюджетный дефицит - это разница между доходами и расходами государственного бюджета, когда расходы превышают доходы. Основная особенность бюджетного дефицита в России заключается в том, что он может финансироваться за счет внешнего долга. Другими словами, если государство не имеет достаточных доходов из собственных источников, оно может занять деньги у иностранных кредиторов, что ведет к формированию внешнего долга страны.

Каким образом осуществляется управление государственным внешним долгом России?

Управление государственным внешним долгом России осуществляется через различные механизмы и инструменты. Основная задача управления долгом сводится к обеспечению устойчивости и платежеспособности государства в отношениях с иностранными кредиторами. Для этого проводятся анализ и прогнозирование динамики долга, определяются стратегии его управления, разрабатываются соглашения о реструктуризации, проводятся переговоры с кредиторами и выполняются платежные обязательства. Также важным аспектом управления долгом является контроль за его структурой и составом, чтобы минимизировать риски для страны.

Что такое государственный внешний долг и как он формируется?

Государственный внешний долг - это обязательства государства перед иностранными кредиторами, которые состоят в выплате процентов и погашении займов. Он формируется путем привлечения заемных средств со стороны других государств, международных организаций или приватных инвесторов.