Международная борьба с отмыванием денег. Деятельность ФАТФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2727 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.05.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты борьбы с легализацией доходов
1. Определение понятия и цели отмывания денег
2. Факторы, способствующие процессу легализации незаконных доходов в стране
3. Способы и приемы легализации доходов, полученных незаконным путем
ГЛАВА II. Развитие административной системы по борьбе с легализацией доходов
1. Правовые аспекты борьбы с отмыванием денег в отдельных странах
2. Возникновение и история деятельности ФАТФ
3. Использование всестороннего комплекса мер по борьбе с легализацией доходов за рубежом
ГЛАВА III. Борьба с легализацией доходов в РФ
1. Особенности легализации незаконных доходов в России
2. Противодействие легализации преступных доходов в России
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В течение нескольких лет, России удалось с помощью ряда шагов, направленных на создание системы борьбы с "отмыванием" денег, улучшить свою репутацию на международном рынке. В 1999 г. Россия подписала международную Конвенцию "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности", что было предусмотрено ее обязательствами, взятыми при вступлении в Совет Европы.
Появилась Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) в качестве уполномоченного органа по противодействию отмыванию доходов. Функциями ФСФМ являются сбор, систематизация и анализ информации о финансовых операциях. Если есть веские основания наличия легализации доходов, то ФСФМ направляет полученные в правоохранительные органы.
К 2002 г. Россию уже исключили из "черного" списка. А в 2003 г. приняли в полноправные члены ФАТФ. В 2005 г. ФСФМ возбудила 800 уголовных дел, связанных с отмыванием денег и передала в правоохранительные органы России дела на сумму около 20 млрд. долл.
Летом 2005 г. ФСФМ был представлен пятилетний план действий по усовершенствованию борьбы с легализацией незаконных доходов. Согласно плану, было выработано четыре основных направления деятельности финансовой разведки России – совершенствование правовой базы борьбы с преступными доходами; развитие связей финансовой разведки с правоохранительными органами; повышение профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, в том числе следователей и прокуроров, и укрепление международного сотрудничества.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, проблем остается немало. Глава контрольного ведомства высказал мнение, что российское законодательство пока не обеспечивает достаточной прозрачности функционирования банковской системы. "В частности, еще не удается поставить надежный заслон на пути осуществления такого распространенного вида сомнительных финансовых операций, как обналичивание", - признал он.
Действительно, по данным российского МВД, недавно проведенные операции по пресечению отмывания денежных средств в России показали, что в 2004-2005 гг. руководители ряда банков незаконно обналичили свыше 200 млрд. руб., 391 млн. долл. и 66 млн. евро. Причем большая часть этих средств была выведена за рубеж.
Поэтому возникла необходимость усовершенствовать законодательство по противодействию отмыванию преступных доходов. В настоящее время ведется работа над уточнениями к Закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По словам зампредседателя банковского комитета Госдумы РФ Анатолия Аксакова, в число поправок войдет перечень операций, которые подпадают под определение "сомнительные".
Кроме того, ЦБ РФ планирует ужесточить режим и для клиентов кредитных организаций. Теперь банки будут обязаны идентифицировать клиента при осуществлении операций с денежными средствами в наличной форме с использованием программно-технического оборудования, электронных кассиров, банкоматов и других программно-технических комплексов (за исключением операций с использованием платежных (банковских) карт) независимо от размера операций. Так же планом Российской Федерации по реализации положений Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 гг. предусмотрены пункты по разработке механизма взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по сотрудничеству Росфинмониторинга с подразделениями финансовых разведок государств - участников СНГ по выявлению и отслеживанию денежных средств, полученных в результате совершения экономических преступлений и т.д.

























Заключение

Проблема легализации доходов, полученных преступным путем, приобрела в России особую остроту. Необходимо как можно быстрее разрешить данный вопрос для дальнейшего прохождения в нашей стране экономических реформ. Масштабы легализации незаконных средств уже вызывают тревогу, учитывая урон, наносимый подобной практикой экономической сфере государства. Легализация доходов связана с активизацией коррупции, использованием оффшоров для утаивания размера доходов и ухода от налога. Легализация незаконных капиталов стала одним из важных факторов, препятствующих увеличению иностранных инвестиций в экономику России.
В борьбе с отмыванием нелегальных денежных средств Россия уже достигла несомненных успехов по сравнению с 1990-ми гг., но этого все еще недостаточно. Для увеличения эффективности борьбы с легализацией доходов необходимо предпринять следующие шаги:
1. Разработать всеобъемлющую систему по предотвращению попыток легализации денежных средств, усовершенствовать налоговый режим для предотвращения оттока капитала из страны и уменьшения коррупции.
2. Усовершенствовать правовую систему регулирования и контроля финансовых сделок.
3. Расширить сотрудничество между федеральными центром и регионами в сфере противодействия легализации доходов.
4. Сформировать систему взаимодействия между государством и частным бизнесом для вытеснения из практики схем по легализации средств.
3. Регулировать свободные экономические зоны, а также оффшоры на основе собственного законодательства, под закон о легализации доходов они должны подпадать только, если на их территории велась криминальная деятельность и с нее были получены доходы.
4. Расширить список преступлений как основы для борьбы с легализацией денег. Делам, связным с отмыванием денег должен отдаваться приоритет.
5. В законодательстве должно быть учтено обнаружение и пресечение преступлений, лежащих в основе легализации денег, так как это способствует продолжению и расширению преступной деятельности в других областях,
7. Определить сделки, подлежащие контролю на предмет наличия попыток легализовать денежные средства, для чего необходимо изучить принятые критерии в других странах, как например, значительный размер и необычный характер сделки.
8. Необходимо установить денежный порог сделок, которые будут контролироваться на предмет попыток легализации, например, 10 тыс. долларов для физического лица и 100 тыс. долларов для юридического, это будет оптимальным порогом, так как более низкий приведет к большой нагрузке на контролирующие органы, а, следовательно, будет препятствовать вычленить действительно важную операцию по легализации денег.
















Список использованной литературы


Правовые акты Российской Федерации

1. Конституция РФ. - М., 2003.
2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.05.2008, с испр. от 27.05.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (п. 23) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 7) // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2007. - № 3. С. 5-9.

Монографии и периодические издания
1. Алиев В.М., Третьяков И.Л. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. N 5.С. 12-18.
2. Бирюков П. Н. Проблемы взаимодействия уголовных норм // Московский журнал международного права. М., 2002. № 2. С. 22-26.
3. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2008. С. 237.
4. Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М.: ООО "Издательство "Юрлитинформ", 2007. С. 80.
5. Данилова Н. А. О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем // Юридический консультант. -2008. - № 12. - С. 12 – 13.
6. Завидов Б.Д., Андреев Н.М. Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств // Адвокат. 2003. N 3. С. 7-21.
7. Зимин О. В., Болотский Б. С. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией доходов, приобретенных в результате совершения преступления // Право и экономика. -2007. - № 4. - С. 94 – 98.
8. Истомин А.Ф. Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов // Журнал российского права. 2005. N 3. С. 23-34.
9. КернерХ. Х, Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике / Пер. с нем. Т. Родионовой и Д.Ж. Воиновой. М., 2006. С. 37-38.
10. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 527.
11. Кругликов Л.Л., Дулатбеков Н.О. Экономические преступления (вопросы индивидуализации ответственности и наказания). 2007. С. 77.
12. Ларичев В.Д. Совершенствование законодательства о борьбе с "отмыванием" денег, полученных преступным путем // Государство и право. 2002. № 11. С. 88-100.
13. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ. С. 102-112.
14. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2007. С. 80.
15. Нардина О. В. Борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма: Предложения по усовершенствованию государственной политики, направленной на данные цели // Закон и право. -2008. - № 8. - С. 10 - 11
16. Никулина В.А. Отмывание "грязных" денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М.: ООО Издательство "Юрлитинформ", 2005. С. 43 – 44.
КернерХ. Х, Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике / Пер. с нем. Т. Родионовой и Д.Ж. Воиновой. М., 2006. С. 37.
Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М.: ООО "Издательство "Юрлитинформ", 2007. С. 80.
Там же. С. 80
КернерХ. Х, Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике / Пер. с нем. Т. Родионовой и Д.Ж. Воиновой. М., 2006. С. 37.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Кругликов Л.Л., Дулатбеков Н.О. Экономические преступления (вопросы индивидуализации ответственности и наказания). 2007. С. 77.
Данилова Н. А. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Юридический консультант. -2008. - № 12. - С. 12

Зимин О. В., Болотский Б. С. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией доходов, приобретенных в результате совершения преступления // Право и экономика. -2007. - № 4. - С. 94
Там же. С. 98
Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 343.
Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М.: ООО "Издательство "Юрлитинформ", 2007. С. 65.
Зимин О. В., Болотский Б. С. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией доходов, приобретенных в результате совершения преступления // Право и экономика. -2007. - № 4. - С. 98
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2008. С. 146.
Алиев В.М., Третьяков И.Л. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. N 5.С. 29
Истомин А.Ф. Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов // Журнал российского права. 2005. N 3. С. 23. С. 33
Ларичев В.Д. Совершенствование законодательства о борьбе с "отмыванием" денег, полученных преступным путем // Государство и право. 2002. № 11. С. 65
Там же. С. 71
Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2007. С. 44.
Ларичев В.Д. Совершенствование законодательства о борьбе с "отмыванием" денег, полученных преступным путем // Государство и право. 2002. № 11. С. 83
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Данилова Н. А. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Юридический консультант. -2008. - № 12. - С. 12












2

Правовые акты Российской Федерации

1. Конституция РФ. - М., 2003.
2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.05.2008, с испр. от 27.05.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (п. 23) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N 7) // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2007. - № 3. С. 5-9.

Монографии и периодические издания
1. Алиев В.М., Третьяков И.Л. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. N 5.С. 12-18.
2. Бирюков П. Н. Проблемы взаимодействия уголовных норм // Московский журнал международного права. М., 2002. № 2. С. 22-26.
3. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2008. С. 237.
4. Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М.: ООО "Издательство "Юрлитинформ", 2007. С. 80.
5. Данилова Н. А. О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем // Юридический консультант. -2008. - № 12. - С. 12 – 13.
6. Завидов Б.Д., Андреев Н.М. Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств // Адвокат. 2003. N 3. С. 7-21.
7. Зимин О. В., Болотский Б. С. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией доходов, приобретенных в результате совершения преступления // Право и экономика. -2007. - № 4. - С. 94 – 98.
8. Истомин А.Ф. Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов // Журнал российского права. 2005. N 3. С. 23-34.
9. КернерХ. Х, Дах Э. Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике / Пер. с нем. Т. Родионовой и Д.Ж. Воиновой. М., 2006. С. 37-38.
10. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 527.
11. Кругликов Л.Л., Дулатбеков Н.О. Экономические преступления (вопросы индивидуализации ответственности и наказания). 2007. С. 77.
12. Ларичев В.Д. Совершенствование законодательства о борьбе с "отмыванием" денег, полученных преступным путем // Государство и право. 2002. № 11. С. 88-100.
13. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ. С. 102-112.
14. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2007. С. 80.
15. Нардина О. В. Борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма: Предложения по усовершенствованию государственной политики, направленной на данные цели // Закон и право. -2008. - № 8. - С. 10 - 11
16. Никулина В.А. Отмывание "грязных" денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М.: ООО Издательство "Юрлитинформ", 2005. С. 43 – 44.

Вопрос-ответ:

Что такое отмывание денег и какие цели оно преследует?

Отмывание денег - это процесс, в результате которого незаконно полученные доходы приобретают законное происхождение. Цели отмывания денег могут быть разными, но основной из них является скрытие источника доходов, чтобы избежать обнаружения и уголовного преследования.

Какие факторы способствуют легализации незаконных доходов в стране?

В разных странах факторы, способствующие легализации незаконных доходов, могут отличаться, но основные из них включают отсутствие эффективных мер борьбы с отмыванием денег, слабость правоохранительных органов и судебной системы, высокую уровень коррупции, наличие нестабильной политической и экономической ситуации, а также возможность анонимных финансовых операций.

Какие существуют способы и приемы легализации незаконных доходов?

Существует множество способов и приемов легализации незаконных доходов. Некоторые из них включают использование фиктивных бизнесов, создание офшорных компаний и счетов, проведение сделок с недвижимостью, инвестирование в легальные предприятия, использование анонимных банковских счетов и пластиковых карт, а также использование криптовалюты и онлайн-платежных систем.

Какие правовые аспекты связаны с борьбой с отмыванием денег в отдельных странах?

В разных странах правовые аспекты борьбы с отмыванием денег могут варьироваться, но обычно включают законодательные акты, устанавливающие обязательность идентификации клиентов, обязательность банков и других финансовых организаций сообщать о подозрительных операциях, проведение финансовых расследований и конфискацию незаконно полученных доходов, а также установление международного сотрудничества в сфере борьбы с отмыванием денег.

Какие цели преследует международная борьба с отмыванием денег?

Международная борьба с отмыванием денег направлена на предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и на создание условий для более эффективного преследования преступников. Основные цели включают обеспечение финансовой прозрачности, защиту честных предпринимателей и общественных интересов, снижение уровня преступности и сохранение стабильности мировой экономики.

Какие факторы способствуют легализации доходов в стране?

Факторы, способствующие легализации незаконных доходов в стране, могут включать проблемы с применением закона, слабую систему контроля и надзора, коррупцию, недостаточную международную кооперацию, существование теневой экономики и другие. Эти факторы усиливают риски и облегчают процесс отмывания денег.

Какими способами происходит легализация доходов, полученных незаконным путем?

Существует множество способов и приемов легализации доходов, полученных незаконным путем. Это может быть использование фиктивных предприятий, открытие банковских счетов в офшорных зонах, инвестирование в недвижимость, акции или компании, использование криптовалют, перемещение денег через различные финансовые схемы и другие методы, направленные на сокрытие и стирание следов происхождения средств.

Какие правовые аспекты связаны с борьбой с отмыванием денег в отдельных странах?

В разных странах действуют различные законы и нормативные акты, направленные на борьбу с отмыванием денег. Эти правовые аспекты включают обязательную идентификацию клиентов, обязательное сообщение об операциях с подозрительными суммами, создание специальных органов по борьбе с отмыванием денег, наложение уголовной ответственности и другие меры, которые позволяют эффективнее выявлять и преследовать преступников.

Что такое отмывание денег?

Отмывание денег - это процесс превращения незаконно полученных доходов в легальные путем создания сложных финансовых схем и операций, с целью скрыть их происхождение и обеспечить обман суверенных государств и международных организаций.