Перспективы развития корпоративного туризма в России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 9292 страницы
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 01.02.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие и история развития корпоративного туризма в России
1.2. Структура и направления корпоративного туризма
1.3. Инсентив-туризм, как одно из направлений в корпоративном туризме
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА КОРПОРАТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
2.1. Общая характеристика рынка туризма
2.2. Структура рынка корпоративного туризма
2.3. Сравнительные преимущества и недостатки крупных туристских компаний на рынке
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
3.1. Основные проблемы на пути развития корпоративного туризма
3.2. Направления и рекомендации по развитию корпоративного туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления

Главной проблемой развития корпоративного туризма на курортах юга России является недостаток бизнес-отелей и конгресс-центров. Отели 5*, достаточно востребованные в мире на рынке корпоративного туризма, практически вообще отсутствуют. Если мероприятия с числом участников до 100 чел. возможно организовать в Сочи, на Красной Поляне, в Анапе или Геленджике, то когда речь идет о мероприятиях от 200 человек, вариантов становится гораздо меньше. Разместить участников возможно, а вот заседания и общие мероприятия – это сложный вопрос, особенно при числе участников 500-1000 и более участников. Самый популярный среди корпорантов отель «Рэдиссон САС Лазурная» в Сочи имеет официальную категории 4*, номерной фонд – 299 номеров, включая люксы, максимальная вместимость Конгресс-холла - 500 человек. На сегодня этот отель полностью отвечает требования корпорантов и, несмотря на высокие цены, пользуется огромным спросом на рынке корпоративного туризма. В популярные месяцы – май, июнь и сентябрь места в отеле расписываются под группы за полгода и более, одновременно в отеле может проходить до 30 деловых мероприятий различного уровня.
Тем не менее, интерес к проведению деловых мероприятий в России, и в первую очередь на Черноморском побережье, растет. Поэтому участники рынка ищут компромиссы и приемлемые варианты проведения мероприятий.
К тому же, принятие МОК решения о проведении XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года безусловно приведет к активному развитию на курорте инфраструктуры корпоративного туризма.
По разным оценкам, в России наметился устойчивый интерес к проведению конференций и корпоративных поездок внутри страны. Среди наиболее популярных мест - Санкт-Петербург. Однако средняя стоимость проведения выездного мероприятия в расчете на одного человека продолжает расти, так как увеличиваются в цене многие составляющие бизнес-мероприятия (от авиатарифов до питания делегатов на конференции). Единственным способом экономии расходов может быть смещение времени проведения мероприятия на низкие и средние сезоны.
В настоящее время 75% всех конгрессно-выставочных мероприятий Северо-Запада сосредоточено в Санкт-Петербурге, тогда как на остальные регионы СЗФО приходится лишь 25%.
Необходимо отметить, что развитие индустрии встреч в европейских странах происходило на базе хорошо сформированной и развитой туристской инфраструктуры, и именно этот фактор считается основным условием для развития корпоративного туризма и привлечения организаторов крупных конференций в европейские города.
Туристская инфраструктура Северо-Запада, как и всей России, была сформирована и построена в советское время и довольно долгое время не получала достаточных средств для модернизации и развития. Ситуация изменилась после 2000 г., и в течение последних лет на Северо-Западе состоялся запуск крупнейших инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Лидером изменений выступил Санкт-Петербург, в котором в 2006-2008 гг. активизировалась работа над стратегическими проектами по развитию транспортной и гостиничной инфраструктуры.
Существенно улучшить транспортную доступность региона должны два крупных проекта - реконструкция аэропорта Пулково и проект крупнейшего в Европе пассажирского порта «Морской фасад» в Санкт-Петербурге. Заявленные планы по их развитию уже сегодня привлекли в регион новые крупные авиакомпании, а также европейских и российских бюджетных перевозчиков.
Если до кризиса рынок MICE-туризма рос в среднем на 20-30% в год, то в период 2008-2010 гг. произошло значительное сокращение расходов компаний на образовательные программы, поездки и организацию мероприятий. С 2010 г. отрасль начала постепенно оправляться от кризиса - по некоторым оценкам, среднегодовой прирост будет равен 25-30%. Более того, по динамике рынок MICE будет опережать прочие туристские отрасли. Таким образом, развитие делового туризма может стать для города эффективным маркетинговым инструментом выравнивания спроса в течение года.
К сожалению, сейчас в Санкт-Петербурге ощущается дефицит конгрессных площадок для проведения масштабных мероприятий: в общей сложности в городе насчитывается порядка 50-60 мест, где можно проводить деловые мероприятия с совокупной численностью делегатов не более 8-9 тыс. Интересно, что на небольшие краткосрочные мероприятия кризис практически не повлиял. Презентации, сборы агентов, партнеров и т.д. инициировались бизнесом и с кризисом стали проводиться даже чаще, чем обычно. Все просто - они оказались прекрасным инструментом для входа, скажем, на новый рынок. Они стали менее дорогостоящими с точки зрения вложений. Если раньше компании были готовы оплачивать аренду залов дорогих отелей, серьезные банкеты и пр., то с кризисом содержательная часть осталась все той же, а уровень затратности понизился.
Если говорить о крупных мероприятий от трехсот человек и больше (конгрессы, конференции), которые инициируются не бизнесом, а наукой, то ситуация стала следующей: как правило, такого рода мероприятия планируются заблаговременно (минимум за год), их инициатором и заказчиком выступает ассоциация (медицинская, техническая или околонаучная) и проводит их ради науки. В этом случае, если брать кризисные 2008-2009 гг., то мероприятия проводились ровно в том же объеме, что и в докризисные годы, потому что они были запланированы заранее и шли по инерции. А при том, что кризис продлился недолго (год-два), то мероприятия, выпавшие на кризисные годы, проводились в штатном режиме, и уже к моменту инициации новых мероприятий мир начал выходить из кризиса. За счет того, что кризис не затронул большой временной промежуток, по крупным мероприятиям сильного провала не ощущалось. Хотя, конечно, какие-то мероприятия рынок потерял, но это были импульсные решения организаторов, без серьезных экономических посылов. Таким образом, кризис незначительно повлиял на Meetings, но в большей степени на Incentives.
Положительное качественное развитие рынка возможно с большей вероятностью после нескольких принципиально важных моментов: развитие инфраструктуры, повышение уровня безопасности, улучшение туристского имиджа России в целом и Санкт-Петербурга в частности.
Для качественного развития рынка MICE необходимо реализовать три следующих условия.
1. Придать MICE-туризму должный правовой статут. Сейчас официально нет такого вида деятельности, как конгрессная.
2. Увеличить конгрессные площади города. Например, в Санкт-Петербурге запланировано открытие ЭКСПО ФОРУМА в Пулково, который должен будет притянуть огромное количество потенциальных заказчиков, и это здорово. Потому что сейчас в городе есть "Ленэкспо" и "Прибалтийская", но они хороши для сравнительно небольших конгрессов. Площадки, способной вместить более полутора тысяч участников, здесь нет.
3. Развивать городскую инфраструктуру.
В случае положительных тенденций в мировой экономике прогнозы развития рынка MICE в Санкт-Петербурге крайне перспективные. Инфраструктура будет развиваться. Спрос будет расти, особенно со стороны российских компаний; бюджеты на организацию ивентов, количество участников, продолжительность ивентов также будут носить положительные тенденции. Относительно иностранных заказчиков ивентов прогнозы также положительные, и будет наблюдаться рост, особенно если участникам рынка удастся сохранить цены на сегодняшнем уровне.
Среди принципиально важных моментов развития рынка можно назвать следующие:
- кооперация всех коммерческих участников рынка с целью продвижения возможностей города;
- большая поддержка СМИ города Санкт-Петербурга как MICE-дистинации;
- участие государства в деятельности по повышению привлекательности города;
- реализация систематичной маркетинговой деятельности на правительственном уровне по повышению привлекательности города на российском и иностранном рынках с привлечением коммерческих компаний - представителей индустрии, театров и музеев для конкретных заказчиков ивентов, в том числе с участием посольств;
- привлечение на правительственном уровне международных спортивных, культурных, банковских и прочих мероприятий.
Неразвитость (или недостаточная развитость) инфраструктуры, низкая или очень однобокая популярность на мировом рынке, недостаточный уровень квалификации кадров - все это применимо и к туристской отрасли в целом, не только к MICE.
Однако все эти проблемы вполне решаемы, требуются лишь комплексный подход и государственная поддержка.
И совершенно очевидно, что для качественного скачка MICE-индустрии в России в целом и Санкт-Петербурге в частности необходимо создание регулярно работающего Convention Bureau.
Факторы, которые могут повысить привлекательность России как места проведения мероприятий в 2011-2012 гг.:
- состояние экономики в целом и низкая стоимость услуг - 67%;
- упрощение визового режима - 41%;
- рост социальной ответственности российских компаний - 30%;
- оптимизация авиасообщения - 29%;
- использование экологических стандартов при проведении мероприятий - 26%;
- высокий профессионализм сотрудников, привлекаемых к проведению мероприятий - 19%".(51(
Таким образом, Россия не может существовать вне складывающихся глобальных структур. Она является объектом глобализации, и российская экономика, и рынок туризма могут эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.
Необходимо особо отметить пользу активных международных связей, важность международного сотрудничества, особенно в рамках деятельности международных и национальных отраслевых ассоциаций (ICCA, MPI, ACRE, DMAI). Во всем мире отраслевые объединения заявляют о себе как о действенном механизме коммуникации бизнеса. Ключевыми структурами для создания положительного имиджа России и продвижения на рынок деловых встреч по-прежнему остаются Маркетинговые Организации Дестинации (DMOs) или Конвеншн Бюро (CVB). Это универсальный маркетинговый инструмент по развитию рынка встреч дестинации.
Индустрия встреч сама по себе является ключевым элементом стимулирования роста национальной экономики и развития туристской деятельности, и эта индустрия имеет очевидные благоприятные перспективы.
Сформулируем выводы по третьей главе дипломной работы.
На рынке корпоративного туризма встречаются множество проблем, от передела рынка крупными туристскими компаниями до отсутствия четкой статистической информации.
Выделим наиболее важные проблемы и состояние корпоративного туризма в России в целом:
1) отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию достоверного положительного образа Регионов России для развития въездного туризма;
2) отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном и межведомственном уровнях подготовки кадров;
3) отсутствие должного внимания к участию в международных выставках индустрии делового туризма;
4) Действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
5) Несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Корпоративный туризм в Росси сталкивается ещё с большинством других проблем, имеет множество рисков и возможна некоторая коррупция на государственном уровне.
Хотя частный сектор, безусловно, является двигателем туризма, государство играет важную роль в стимулировании данной отрасли. На федеральном уровне эта поддержка должна выражаться в координации туристской деятельности, оказании финансовой поддержки, совершенствовании законодательной и налоговой системы, системы управления туризмом, продвижении страны как безопасного и «дружественного по отношению к туристу» направления. На местном уровне это должно проявляться в поддержке предпринимательских инициатив, создании благоприятного инвестиционного климата, подготовке и переподготовке кадров, создании и внедрении (совместно со всеми заинтересованными сторонами) эффективных программ развития туризма, перспективном планировании.
По разным оценкам, в России наметился устойчивый интерес к проведению конференций и корпоративных поездок внутри страны. Среди наиболее популярных мест - Санкт-Петербург. В настоящее время 75% всех конгрессно-выставочных мероприятий Северо-Запада сосредоточено в Санкт-Петербурге, тогда как на остальные регионы СЗФО приходится лишь 25%.
Для качественного развития рынка корпоративного туризма необходимо реализовать три следующих условия.
1. Придать корпоративному туризму должный правовой статут. Сейчас официально нет такого вида деятельности, как конгрессная.
2. Увеличить конгрессные площади города.
3. Развивать городскую инфраструктуру.
Однако все проблемы вполне решаемы, требуются лишь комплексный подход и государственная поддержка.
Заключение

Под корпоративным туризмом понимается вид туризма, который направлен на восстановление духовных, физических, нравственных сфер человека в соответствии с его культурными, познавательными, оздоровительными запросами, осуществляемый корпорациями с целью повышения комфортности условий труда и развития положительной мотивации на эффективный труд.
Корпоративный туризм как разновидность путешествий достаточно многообразна и включает в себя как деловые поездки сотрудников компании, так и встречу и организацию отдыха компаньонов или поощрительные поездки для наиболее отличившихся сотрудников.
В понятие корпоративного туризма входит и организация различных выездных выставок или семинаров. Ведь помимо деловой части мероприятия, сотрудники компании могут также познакомиться с новыми местами и посетить различные экскурсии. Организация такого вида отдыха требует тщательного подхода к выбору места для проведения деловой части и гостиниц для проживания сотрудников, организации экскурсионной, познавательной и равлекательной программы.
Награждение сотрудников компании турпоездкой позволяет не только отличить наиболее успешных работников. Такие поездки могут быть совмещены с обучающими курсами по специальности или с различными тренингами, которые могут принести существенную пользу не только отдельным сотрудникам, но и всей компании в целом.
Корпоративный туризм предлагает компаниям большие возможности по организации отдыха своих сотрудников, сплочению коллектива, улучшению рабочей атмосферы. Еще один его плюс кроется в поддержании и развитии деловых и личностных отношений с партнерами по бизнесу.
Туризм на современном этапе играет все более заметную роль в мировой экономике. На долю туризма в целом приходится 3,2% мирового ВВП. Число рабочих мест в сфере туризма составляет ~192 млн, или 8% от общих показателей занятости в мире.
В России доля туризма в ВВП составляет 2,5%.
В последние 10 лет развитие рынка шло волнообразно: наиболее серьезный спад, произошедший вследствие мирового финансового кризиса, был отмечен в 2009 году – как в мировом масштабе, так и в России.
В 2010 году, когда интерес россиян к отдыху за рубежом возобновился, начался постепенный рост рынка, который даже опередил экспертные прогнозы. Наиболее популярными направлениями в 2010 году стали Египет, Турция и Китай.
В 2011 году рост рынка продолжается. В связи с нестабильностью социально-политической обстановки в Египте, количество поездок в эту страну уменьшилось, однако, на другие направления, ранее менее популярные, спрос начал расти.
По прогнозу экспертов, в дальнейшем рост рынка выездного туризма будет расти. Характерной особенностью туристского рынка, по мнению экспертов, вскоре станет онлайн бронирование билетов, отелей, трансферов.
Показатели въездного туризма в Россию гораздо ниже показателей выездного туризма. Въездной туризм в России развивается слабо, слишком медленно и тяжело. По данным Росстата, в 2008 году въездной туризм в России принял чуть более 2,2 млн человек из-за границы. Если сравнить то, Франция в это же срок приняла почти 80 млн иностранцев, а из России выехали с целью туризма почти 10 млн человек.
Развитию въездного туризма в России препятствует отсутствие рекламы за рубежом, а также низкое качество предоставляемых услуг по завышенным ценам.
Число фирм, специализирующихся на предоставлении полного комплекса услуг путешествующим бизнесменам сравнительно невелико - около 15-20 компаний. Это, во-первых, представительства западных сетевых корпораций, таких как American Express Travel Services, Carlson Wagonlit Travel, Rosenbluth International, BTI Russia. Во-вторых, собственно операторы по деловому туризму - «Аэро Клуб», Andrews Travel House, Infinity Travel, UTS, Aerotour, группа компаний «Конкорд», «МОСКО», «Эпик Тревел», «Элиос Тревел» и некоторые другие. В последнее время собственные отделы для обслуживания бизнесменов и корпоративных клиентов стали формировать крупные компании, основная деятельность которых связана с организацией отдыха.
К компаниям, работающим в секторе корпоративного туризма предъявляются два основных требования - широкий спектр предлагаемых услуг и профессиональная оптимизация расходов заказчика.
Индивидуальные деловые поездки составляют приблизительно 68% от общего объёма деловых поездок, посещение выставок - 12%, участие в конференциях и семинарах - 14%, конгресс-поездки - 3%, инсентив-туризм - 3%. Деление это относительно условное, поскольку все виды деловых поездок могут переплетаться между собой. Особенностью современного корпоративного туризма является устойчивый рост спроса на комбинированные программы, сочетающие 3-4 дня работы (деловые переговоры, установление контактов, приобретение или продажа продукции, поиск новых технологий или оборудования и т.д.) и 1-3 дня отдыха (экскурсии, активный отдых, развлекательные программы, культурные мероприятия и т.д.).
Чаще всего для зарубежных деловых поездок российские бизнесмены по-прежнему выбирают страны Европы – в частности, Великобританию, Францию и Германию.
Количество сотрудников, отправляющихся в корпоративный тур, составляет, как правило, 15-20 человек. Все большей популярностью начинают пользоваться круизные направления.
В 2010 году крупнейшими туристскими компаниями России стала 51 компания. Суммарная валовая выручка составила - составила $8,932 млрд., что на 55,47% больше, чем в 2009 году.
«Интурист» показал выручку в $938,5 млн., что на 78,7% больше прошлогодних показателей, «Капитал Тур» - $650 млн. (+81,31%), группа OTI - $541,87 (+84%), несколько медленнее рос оборот у «Невы» - $608,76 (+61,56%), а также у «Натали Турс» - $650 млн. (+36,84%).
Целью корпоративного туризма в России является продвижение достопримечательностей региона, привлечение туристов, ознакомление и создание заинтересованности приезжих с деловыми визитами гостей в посещении интересных мест в регионе.
Одной из тенденций в корпоративном туризме является формирование специализаций туристских компаний на различных видах туризма, и, в частности, появление фирм, занимающихся исключительно бизнес-поездками и проведением выставок, семинаров и конференций за рубежом, а также фирм, специализирующихся на корпоративных программах.
К проблемам, препятствующим развитию российского корпоративного туризма, относятся: несформированность портфеля актуальной законодательной поддержки отрасли корпоративного туризма; отсутствие достаточного бюджетного финансирования и инвестирования данной отрасли; недостаточно эффективная маркетинговая политика на отечественных и зарубежных рынках; несоответствие качества и цены предоставляемых услуг; неразвитая система профессиональной подготовки кадров для индустрии делового туризма и научное обеспечение этой подготовки; отсутствие достоверной и полной статистики по состоянию и тенденциям развития корпоративного туризма в стране; неблагоприятный визовый режим. Наблюдается сравнительно невысокая экономическая привлекательность инвестиций в гостиничный комплекс.
На рынке корпоративного туризма встречаются множество проблем, от передела рынка крупными туристскими компаниями до отсутствия четкой статистической информации.
Выделим наиболее важные проблемы и состояние корпоративного туризма в России в целом:
1) отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию достоверного положительного образа Регионов России для развития въездного туризма. Не случайно утверждают, что «имидж - это большие деньги, имидж - это больше, чем деньги».
Нужна профессиональная имиджелогия в деловом туризме. Одной из самых ключевых проблем является кросс-культурная компетенция бизнесменов и профессионалов делового туризма, включаю работников PR, их знание национальных и языковых различий, умение общаться и вести переговоры с представителями разных культур. В наше бурное время успех в бизнесе зависит не только от внешних факторов (экономики, политики и т.п.), но и от понимания людьми культурных различий;
2) отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном и межведомственном уровнях подготовки кадров. По-прежнему наши специализированные институты туризма предпочитают выпускать «работников широкого профиля». В западных странах уже давно поняли, что деловой туризм - это специфическая и тонкая работа с предпринимателями, это профессиональный консалтинг и менеджмент. Поэтому в этой отрасли должны работать особенные специалисты-профессионалы, хорошо разбирающиеся не только в тонкостях организации деловых поездок, но и в специфике ведения бизнеса, потребностях бизнес-путешественников, множестве нюансов организации деловых мероприятий, протоколе и многом другом, практическое отсутствие институтов, готовящих специалистов по деловому туризму в регионах России;
3) отсутствие должного внимания к участию в международных выставках индустрии делового туризма. Выставка - это инструмент продвижения бизнеса. В России и в Российской Федерациисуществует всеобщая недооценка роли выставок делового туризма с точки зрения российской государственной политики и предпринимательства. А стоимость достижения бизнес-контактов и результатов на таких выставках порой в 4-5 раз ниже, чем при использовании других видов деятельности, например, рекламы. Зачастую используется не более 5-10% возможностей, которые дают выставки MICE;
4) Действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
5) Несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Корпоративный туризм в Росси сталкивается ещё с большинством других проблем, имеет множество рисков и возможна некоторая коррупция на государственном уровне.
Хотя частный сектор, безусловно, является двигателем туризма, государство играет важную роль в стимулировании данной отрасли. На федеральном уровне эта поддержка должна выражаться в координации туристской деятельности, оказании финансовой поддержки, совершенство-вании законодательной и налоговой системы, системы управления туризмом, продвижении страны как безопасного и «дружественного по отношению к туристу» направления. На местном уровне это должно проявляться в поддержке предпринимательских инициатив, создании благоприятного инвестиционного климата, подготовке и переподготовке кадров, создании и внедрении (совместно со всеми заинтересованными сторонами) эффективных программ развития туризма, перспективном планировании, и т. д.
Можно выделить следующие тенденции, характерные для развития российского рынка корпоративного туризма:
1) преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и инсентив-программу;
2) традиционное предпочтение «теплых краев» в качестве места проведения корпоративных мероприятий: популярные среди российских компаний бизнес-дестинации - Турция, Египет, Кипр, Хорватия и другие курорты;
3) в случае необходимости проведения мероприятия в России выбор делается, в основном, в пользу Москвы и Санкт-Петербурга, иногда – Сочи, так как другие города просто не обладают нужной инфраструктурой: отели 4-5*, конгресс-центры, транспорт и т.д.
4) заказчики отмечают дороговизну услуг делового туризма в России относительно зарубежных направлений, что вполне объяснимо недостаточным предложением и некоторой эксклюзивностью услуг на российском рынке делового туризма;
5) традиционное время проведения корпоративных мероприятий на курортах - май, июнь и сентябрь, октябрь: теплое море, межсезонные цены, места в отелях, хотя в последнее время растет спрос и на корпоративные программы в традиционный период отпусков июль и август – обычно это встречи высшего менеджмента компаний или инсентив-туры VIP-уровня.
По разным оценкам, в России наметился устойчивый интерес к проведению конференций и корпоративных поездок внутри страны. Среди наиболее популярных мест - Санкт-Петербург. В настоящее время 75% всех конгрессно-выставочных мероприятий Северо-Запада сосредоточено в Санкт-Петербурге, тогда как на остальные регионы СЗФО приходится лишь 25%.
Для качественного развития рынка корпоративного туризма необходимо реализовать три следующих условия.
1. Придать корпоративному туризму должный правовой статут. Сейчас официально нет такого вида деятельности, как конгрессная.
2. Увеличить конгрессные площади города.
3. Развивать городскую инфраструктуру.
Однако все проблемы вполне решаемы, требуются лишь комплексный подход и государственная поддержка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. - №49. - Ст. 5491.
Федеральный Закон от 30 ноября 1994 №52-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в ред.). - М.: Гном-пресс, 2011.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1996. -16 янв.
Всемирная Туристская Орагнизация (1999). Глобальный этический кодекс туризма. Резолюция A/RES/406(XIII) Генеральной Ассамблеи, 1 октября 1999 г. Сантьяго, Чили. [ЮНВТО]
Всемирная Туристская Орагнизация (2009). Декларация по упрощению туристских путешествий. (Declaration on the facilitation of tourist travel. 4. Pers ons with disabilities) Резолюция A/RES/578(XVIII)/20, принятая Генеральной Ассамблей на ее восемнадцатой сессии 5-8 октября 2009 года Астана, Казахстан [ЮНВТО]
Приказ Минтранса России «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28 июня 2007 г. № 82 г.
Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. - 2009. - N 5. - С.43-62.
Александрова Е.Н. Актуальные вопросы развития международного туризма на этапе посткризисного восстановления глобальной экономики / Е.Н.Александрова, И.А.Панова, В.П.Насыбулина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 33. - С.62-69.
Александрова-Зорина Е. Туризм в России: культурный или экстремальный? // Рос. Федерация сегодня. - 2011. - N 8. - С.62-63.
Амирханов М.М. Рекреационно-ориентированный сектор экономики как отрасль национальной экономики России // Инновации. - 2009. - N 5. - С.22-25.
Баумгартен Л. Конкурентоспособность туристских услуг: методы оценки // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 3. - С.42-49.
Виноградова М. Региональный туристский комплекс: система показателей развития // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - N 1. - С.74-79.
Виноградова М.В. Стратегическое планирование развития инфраструктуры регионального туристского комплекса // Микроэкономика. - 2010. - N 6. - С.121-127.
Гасиев М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции.// Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). М. 2004.
Добровская М.Б. «Исследование рынка корпоративного VIP-туризма.» // Вестник Московского университета МВД России. Ежеквартальный журнал. – 2010. - №6.
Дутова Т.И. Формирование современного туристско-рекреационного кластера как способ повышения конкурентоспособности российской экономики и ее регионов // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2010. - Т.8, N 1. - С.99-106.
Ефремова М. Экономика туризма и оценка ее динамики // Экономист. - 2004. - N 12. - С.72-75.
Иваницкая Н. Курорт-фронт / Н.Иваницкая, М.Железнова, П.Седаков // Русский Newsweek. - 2010. - N 31-32. - С.22-28.
Квартальное В. А. Туризм история и современность. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 324.
Кобак О. Риски туриста // Финанс. - 2006. - N 27. - С.75-77.
Копытина Е.В. Отечественное гостиничное хозяйство в советский и современный периоды // Микроэкономика. - 2010. - N 3. - С.95-99.
Котов П.А. Туристическая индустрия России: достичь мировых стандартов // Нац. проекты. - 2008. - N 7/8. - С.44-47.
Липская Л. Управление туристической фирмой // Маркетинг. - 2010. - N 2. - С.107-115.
Малюк. Т.А. Деловой туризм в старопромышленном регионе: преодоление кризисных тенденций: Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Новые тенденции в экономике и управлении организацией. 22-24 апреля 2010 г. В 3-х т. - Т. 1.-Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2010.
Москаленко Л. Лето без тревоги // Энергия: экономика, техника, экология. - 2010. - N 3. - С.35-37.
Мочалова О. Новый этап в условиях неизвестности // Стратегии успеха. - 2007. - N 3. - (Континент Сибирь).
Николаева О. М. Event в России // Корпоративная культура. – 2010. - №34. - С 32
Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики. - 2008. - N 1. - С.108-119.
Овчаров А.О. Влияние экономических рисков на развитие туризма // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2009. - N 4. - С.74-79.
Огнева С. Стандартизация государственного управления туризмом // Стандарты и качество. - 2011. - N 3. - С.34-38.
Пахолков Н.А. Инновационные технологии как фактор развития регионального рынка туристских услуг / Н.А.Пахолков, В.С.Орлова // Инновации. - 2009. - N 11. - С.69-72.
Подоляко Т.А. Масштабы проникновения международных гостиничных операторов на российский рынок // ЭКО. - 2009. - N 10. - С.71-84.
Полухина А. Сфера туризма: современная концепция управления / А.Полухина, Ф.Удалов, Г.Сапрыкина // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - N 6. - С.79-85.
Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы). Концепция федеральной целевой программы. – М., 2010 г.
Саак А. Управление туристским комплексом на муниципальном уровне: системный подход // Муниципальная власть. - 2008. - N 4. - С.86-115.
Слесарев В. Развитие туризма в Российской Федерации // Власть. - 2009. - N 9. - С.53-55.
Совмен Ш.Д. Статистические показатели сезонности туристских посещений // Вопросы статистики. - 2011. - N 6. - С.67-70.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Текст]. – М., 2008. – 96с.
Табунов А. М. Проблема корпоративного туризма в профессиональной деятельности российских предприятий Материалы учебно-практической конференции «Проблемы туризма» - М РИБ «Турист», 2009. -С 23-32
Табунов А.М. Что такое корпоративный туризм // Дополнительное образование и воспитание/ Туризм: Наука и образование. - 2008. -№1.-C.9-12.
Фрольченко С. Управление туристской деятельностью: особенности регионального подхода // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 9. - С.43-49.
Чимитдоржиева, О.Г. Деловой туризм в России: проблемы и перспективы развития // Знания – стратегический ресурс российской экономики: Материалы Всероссийской студ. науч. конференции 16 ноября 2011г. Самара: Офорт, 2011. С. 47-52.
Чистякова О.В. Философские проблемы развития индустрии туризма // Вестник рос. филос. общества. - 2010. - N 2. - С.33-37.
Шарафутдинов В.Н. Впишется ли Сочинская олимпиада в реалии мирового туризма? // ЭКО. - 2008. - N 9. - С.63-76.
Щеглова Е. Туризм в объятиях кризиса // Эхо планеты. - 2009. - N 10. - С.34-36.
Юманова О. Туристская индустрия: факторы эффективности // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 6. - С.114-120.
Business Travel & Tourism, by John Swarbrooke and Susan Horner, 2001.
Strategic Management for Travel & Tourism by Nigel Evans, David Campbell, George Stonehouse.
Freeman, R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman. 1984.
Загер А. Рынок MICE Санкт-Петербурга // BusinessTravel. – 2011. - №5. (Электронный ресурс( Режим доступа: http://bt-magazine.ru.
Рейтинг российских туроператоров по итогам 2010 года (Электронный ресурс( Режим доступа: http://www.ratanews.ru.
Сравнительные таблицы показателей въезда и выезда российских граждан за рубеж с целью туризма в 2009 и 2010 (Электронный ресурс( Режим доступа: http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа инсентив тура «Гонконг», 30.09- 04.10.2011 г.

29.09 - Вылет Москва - Гонконг в 20:10, а/п Шереметьево 2.
30.09 - Прибытие в Гонконг в 10:00. Встреча в а/п. Трансфер на причал. Переход на яхте на причал Гонконга. Во время перехода небольшой коктейль. Яхта проходит под самым высоким в Азии висячим мостом и направляется в бухту Виктория к причалу Ван Чи. На автобусах короткий переезд в отель Grand Hyatt. Процедура check in на яхте. Размещение. Экскурсия по Гонконгу начинается со знаменитого рынка Вань Чай, далее переезд на Пик Виктория, самую высокую точку Гонконга. Далее посещение знаменитой плавучей деревни Абердинн и прогулка на китайских сампанах. Экскурсия заканчивается в Риплс Бэй. Обед в традиционном ресторане кантонской кухни «Дим Сам». Вечером круиз с коктейлем. Остановка в рыбацкой деревушке Лэй Юэ Мун. Посещение рынка морепродуктов. Ужин в знаменитом китайском ресторане морепродуктов «Хой Тин». Возвращение в отель.
01.10 - Завтрак в отеле. Трансфер на причал Тай Там Бэй, переход на катерах к месту соревнований. Группу встречают «танцующие львы». Затем начинается церемония открытия гонок на «кораблях драконах». Разрезается жареный поросенок и приносится жертва богу моря, чтобы каждая команда добилась успеха. Группа делится на команды (в каждой команде 11 чел. - 10 гребцов и один с барабаном). Инструктор объясняет, как управлять лодками. Соревнования состоят из пяти заездов, победившая в трех заездах команда объявляется победителем. После соревнования - небольшой ланч, церемония награждения победителей с вручением дипломов. Возвращение в отель. Мастер класс китайской кухни. Вечером трансфер в район Temple street. Ужин в знаменитом ресторане «Пекинская утка». После ужина пешеходная экскурсия по ночному Гонконгу и знаменитым ночным рынкам. Возвращение в отель.
02.10 - Ранний подъем. Участие в мастер классе и соревнования по китайской гимнастике Тай Цзи. Возвращение в отель. Завтрак. Трансфер на Новые территории, где начинается велосипедный пробег. Участники проследуют вдоль Лунной реки к старинным районам Гонконга, проедут через деревню Цзан Тай Ук, где живет народность юань, посетят знаменитый даоистский храм Че Кунг. Обед в классическом ресторане Гонконга «Юкка», здесь снимались знаменитые гонконгские боевики 1970- 1980 гг. После обеда посещение самого большого из сохранившихся в мире храма Ван Тин Син (даосизм). Возвращение в Гонконг. Ужин в «Коулун Клаб» (ресторан на самом высоком этаже Центра международной торговли). Возвращение в отель.
03.10 - Ранний завтрак. Трансфер в порт. Отплытие на остров Ланьтау. Экскурсия в знаменитый монастырь По Линь, где в горах расположена самая большая в мире статуя Будды. Вегетарианский обед. Переезд в рыбацкую деревушку Тай О. Участникам вручаются рыболовные снасти, проводится краткий инструктаж. Соревнования по рыбной ловле. После завершения переезд в Гонконг. Вечером прощальный ужин в знаменитом Китайском клубе, членами которого являются многие официальные лица и финансисты. Китайский клуб расположен на самом верхнем этаже здания Old China Bank.
04.10 - Завтрак в отеле. Трансфер в а/п. Вылет в Москву.

Приложение 2
Сравнительные таблицы показателей въезда и выезда российских граждан за рубеж с целью туризма в 2009 и 2010 г.
Сравнительная таблица показателей выезда российских граждан за рубеж с целью туризма в 2009 и 2010 г. Сравнительная таблица показателей въезда российских граждан за рубеж с целью туризма в 2009 и 2010 г. № страны 2009 2010 Изменение, % № страны 2009 2010 Изменение, % 1 Турция 1964949 2367560 20 1 Германия 333892 347214 4 2 Египет 1615398 2198320 36 2 США 183293 162383 -11 3 Китай 999202 114364 44 3 Китай 115870 158061 36 4 Финляндия 556311 709009 27 4 Финляндия 149884 139216 -7 5 Германия 363344 470730 30 5 Великобритания 150910 126454 -16 6 Италия 336111 451452 34 6 Италия 113495 122973 8 7 Испания 296278 411438 39 7 Франция 94176 94282 0 8 Греция 282271 386700 37 8 Испания 95070 86732 -9 9 ОАЭ 214343 286856 34 9 Израиль 46451 58694 26 10 Чехия 213916 267494 25 10 Турция 43756 56376 29 11 Таиланд 233113 264046 13 11 Корея 35200 42573 21 12 Болгария 207381 263225 27 12 Япония 39269 42176 7 13 Кипр 155136 234312 51 13 Нидерланды 31851 34907 10 14 Франция 200087 222718 11 14 Эстония 34002 34589 2 15 Израиль 134684 184776 37 15 Латвия 33884 33796 0 16 Тунис 123157 180080 46 16 Канада 43642 31536 -28 17 Австрия 96589 135536 40 17 Австрия 31383 28290 -10 18 Швейцария 106350 12133 14 18 Польша 26368 25616 -3 19 Великобритания 96373 119783 24 19 Швейцария 26358 23918 -9 20 Хорватия 75412 99198 32 20 Литва 33555 22761 -32 21 США 72419 85829 19 21 Норвегия 27856 22527 -19 22 Корея 58704 74233 26 22 Швеция 28315 22061 -22 23 Нидерланды 56013 72774 30 23 Австралия 22429 21167 -6 24 Латвия 48671 72644 49 24 Греция 23380 18117 -23 25 Литва 44200 58142 32 25 Чехия 10872 11457 5 26 Польша 37984 43018 13 26 Таиланд 7447 7521 1 27 Куба 21675 37796 74 27 Венгрия 6585 6436 -2 28 Венгрия 27027 31721 17 28 Болгария 6882 6004 -13 29 Япония 23894 26124 9 29 Румыния 3932 5192 32 30 Швеция 19524 25323 30 30 Хорватия 3462 4348 26 31 Мальта 12444 17929 44 31 Малайзия 2422 3435 42 32 Норвегия 14015 12805 -9 32 Словакия 2727 3421 25 33 Эстония 8206 11509 40 33 Кипр 3202 3291 3 34 Иордания 10073 10204 1 34 Филиппины 1469 3123 113 35 Канада 3819 4898 28 35 Египет 1915 2425 27 36 Румыния 2281 2018 -12 36 Куба 966 1107 15 37 Словакия 2639 755 -71 37 Мальта 923 1034 12 38 3 40 ОАЭ 307 304 11 Всего по странам 9542107 12605053 32 Всего по странам 2100601 2133869 2




Приложение 3

Крупнейшие туристские компании России в 2010 г.*
Место Место в 2007 г. Полное название компании Торговые марки компании Валовая выручка ($, млн) в 2008 г ** Валовая выручка ($, млн) в 2007 г.*** Прирост к 2007 г., % Кол-во клиентов в 2008 г. Кол-во клиентов в 2007 г. Прирост к 2007 г., % Кол-во проданных билетов**** Отправка туристов за границу (чел.) Прием иностран- цев (чел.) Внутрен- ний туризм (чел.) 1 1 Группа компаний "Интурист" Интурист 938,52 525,10 78,73 1159716 888683 30,50 328000 464000 166000 147000 2 3 Группа компаний TEZ Tour***** Тез Тур, Tez Tour 920,00 425,00 116,47 1100000 850000 29,41 н/д 3 ООО "Пегас-Туристик"***** Пегас-Туристик, Pegas Touristik 670,00 870000 н/д 4-5 7 Группа компаний "Капитал Тур" Капитал Тур 650,00 358,50 81,31 1970000 763643 151,97 1550000 386700 15000 18300 4-5 2 Группа компаний "Натали Турс" Натали Турс 650,00 475,00 36,84 480000 395000 21,52 н/д 6 5 Группа компаний NEVA International Holding Нева, Neva Travel Company 608,76 376,80 61,56 728000 551000 32,12 203000 668000 30000 30000 7 4 ЗАО "Группа компаний S7" S7 Tour 562,70 407,8 37,98 1305030 1236942 5,50 1152662 1305030 0 0 8 8 Группа компаний OTI – Россия (Coral Travel, Sunmar Tour, A-Class Travel, Blue Sky) Coral Travel, Sunmar Tour, A-Class Travel, Blue Sky 541,87 294,30 84,12 536986 382567 40,36 н/д 536986 0 0 9 ЗАО "ВКО Груп" VKO Travel, ravelland, VKOКлуб 243,23 н/д н/д 164000 н/д н/д н/д 164000 0 0 10 11 ООО "Трансаэро Турс Центр" Трансаэро Турс 200,50 130,5 53,64 331016 350000 -5,42 305532 18375 3554,5 3554,5 11 ООО "КМП Групп" КМП Групп 196,59 н/д н/д 203000 н/д н/д 47000 н/д 137000 н/д
Продолжение Приложения 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 12 Группа компаний "Асент Трэвел" (холдинг Hotelplan) Ascent Travel и Skifest 182,53 н/д н/д 108672 н/д н/д н/д 108672 0 0 13 12 ООО "Академсервис" Академсервис 164,83 122,60 34,45 415000 415000 0,00 0 0 0 415000 14 17 ОАО "Приморское агентство авиационных компаний" Билетур 162,87 106,4 53,07 18492 402953 -95,41 422580 17087 0 1405 15 Группа компаний "Южный Крест" Южный Крест и Романов Клуб 161,44 н/д н/д 82386 н/д н/д 1424 82272 0 114 16 9 Компания PAC Group PAC Group, "ПАК Груп" 152,30 144,10 5,69 141300 137400 н/д 3600 139000 2300 0 17 Группа компаний "Аэроклуб" Аэроклуб Тур 150,00 н/д н/д 200000 н/д н/д 155000 130000 0 70000 18 15 ЗАО "Ланта-тур вояж" Ланта-тур вояж 143,50 118,70 20,89 120000 100250 19,70 н/д есть н/д н/д 19 10 Группа компаний "ИнтАэр" ИнтАэр 123,42 133,60 -7,62 105700 123170 -14,18 25200 105700 0 0 20 18 ООО "Библио Трэвел" Библио Глобус 121,39 89,80 35,18 100000 99017 0,99 0 100000 0 0 21 19 ООО "Мегаполюс группа" Megapolus tours, Мегаполюс турс, Мегамаркетер, Мегаполюс Экспресс 107,92 77,10 39,97 89370 66207 34,99 6840 89370 0 0 22 14 ООО "Санрайз Тур Груп" Санрайз Тур 107,76 122,2 -11,82 100000 112800 -11,35 5000 100000 0 0 23 Группа компаний "Роза ветров" Роза ветров 90,64 н/д н/д 114635 н/д н/д 19490 34390 2293 77952 24 ООО "Музенидис Трэвел"****** Музенидис Трэвел 87,91 н/д н/д 85000 н/д н/д н/д н/д н/д н/д 25 20 Группа компаний ЗАО "Клуб Русский Экспресс" Русский Экспресс 80,41 63,30 27,02 82000 74000 10,81 24000 76000 1000 5000
Продолжение приложения 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 26 Группа компаний "Астравел" Астравел 68,34 н/д н/д 126000 н/д н/д 16000 32000 2000 92000 27 25 ООО "Клуб путешествий "Крылья" Клуб путешествий "Крылья" 67,05 37,70 77,85 179134 160965 11,29 152736 18927 2304 5167 28 24 ООО "Ванд Интернэшнл Тур" Ванд Интернэшнл 64,73 42,20 53,38 48000 45000 6,67 0 42720 0 5280 29 21 ООО "ВодоходЪ" ВодоходЪ 63,02 54,00 16,71 50108 71450 -29,87 0 507 26875 22726 30 Группа компаний "Фонд Мира" Фонд Мира 62,04 н/д н/д 67433 н/д н/д 21500 47286 926 19221 31 Группа компаний "Мальдивиана" Мальдивиана 59,01 н/д н/д 32243 н/д н/д 8330 32243 0 0 32 26 ЗАО "ЗАО Дейт" (Дельта-Аэрофлот Трэвел Энтерпрайзис) Дейт 50,09 37,40 33,94 101345 324421 -68,76 79850 3225 15866 2404 33 32 ООО "ЮТС" UTS Travel 48, 24 29,40 64,09 71000 62000 14,52 11360 48990 2130 19880 34 28 ООО "СТАР Травел" СТАР Травел 47,67 35,80 33,16 77478 68000 13,94 59780 77478 0 0 35 27 Группа компаний DSBW DSBW 45,79 36,50 25,45 32350 30951 4,52 693 32350 0 0 36 30 Группа компаний "Пегас-Тур" Пегас-Тур 41,40 33,60 23,20 58855 50230 17,17 51500 34524 0 24331 … … … … Итого: 8993,79 4817276 698300 66857 461204 * По валовой выручке в 2008 г. ** Среднегодовой курс 2008 г. – 24,874 руб. за 1 долл. США *** Среднегодовой курс 2007 года – 27,137 руб. за 1 долл. США **** Авиационные, железнодорожные билеты, блоки мест на чартерах ***** Экспертная оценка ****** Среднегодовой курс 2008 г. – 36,446 руб. за 1 евро По данным Туринфо








7



Классификация корпоративного туризма

Форма организации

Тип обслуживания

групповой

индивидуальный

организованный

Класс обслуживания

Продолжительность

Продолжитель
ный

Непродолжи
тельный

Экономический

Бизнес

VIP

Возраст

Вид транспорта

От 25 до 44 лет

автотранспорт

авиатранспорт

От 45 до 54 лет

Старше 65 лет

Морской транспорт

Виды корпоративного туризма

Лечебно-оздоровительный туризм

Деловой туризм

Рекреационный туризм

Инсентив туризм

Проблемы развития рынка корпоративного туризма в России

недостаточно эффективная маркетинговая политика на отечественных и зарубежных рынках

несформированность портфеля актуальной законодательной поддержки отрасли корпоративного туризма

несоответствие качества и цены предоставляемых услуг

отсутствие достаточного бюджетного финансирования и инвестирования данной отрасли

неразвитая система профессиональной подготовки кадров для индустрии делового туризма и научное обеспечение этой подготовки

отсутствие достоверной и полной статистики по состоянию и тенденциям развития корпоративного туризма в стране

неблагоприятный визовый режим

1.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.
2.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. - №49. - Ст. 5491.
3.Федеральный Закон от 30 ноября 1994 №52-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в ред.). - М.: Гном-пресс, 2011.
4.Федеральный закон от 9 января 1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1996. -16 янв.
5.Всемирная Туристская Орагнизация (1999). Глобальный этический кодекс туризма. Резолюция A/RES/406(XIII) Генеральной Ассамблеи, 1 октября 1999 г. Сантьяго, Чили. [ЮНВТО]
6.Всемирная Туристская Орагнизация (2009). Декларация по упрощению туристских путешествий. (Declaration on the facilitation of tourist travel. 4. Pers ons with disabilities) Резолюция A/RES/578(XVIII)/20, принятая Генеральной Ассамблей на ее восемнадцатой сессии 5-8 октября 2009 года Астана, Казахстан [ЮНВТО]
7.Приказ Минтранса России «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28 июня 2007 г. № 82 г.
8.Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. - 2009. - N 5. - С.43-62.
9.Александрова Е.Н. Актуальные вопросы развития международного туризма на этапе посткризисного восстановления глобальной экономики / Е.Н.Александрова, И.А.Панова, В.П.Насыбулина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 33. - С.62-69.
10.Александрова-Зорина Е. Туризм в России: культурный или экстремальный? // Рос. Федерация сегодня. - 2011. - N 8. - С.62-63.
11.Амирханов М.М. Рекреационно-ориентированный сектор экономики как отрасль национальной экономики России // Инновации. - 2009. - N 5. - С.22-25.
12.Баумгартен Л. Конкурентоспособность туристских услуг: методы оценки // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 3. - С.42-49.
13.Виноградова М. Региональный туристский комплекс: система показателей развития // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - N 1. - С.74-79.
14.Виноградова М.В. Стратегическое планирование развития инфраструктуры регионального туристского комплекса // Микроэкономика. - 2010. - N 6. - С.121-127.
15.Гасиев М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции.// Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). М. 2004.
16.Добровская М.Б. «Исследование рынка корпоративного VIP-туризма.» // Вестник Московского университета МВД России. Ежеквартальный журнал. – 2010. - №6.
17.Дутова Т.И. Формирование современного туристско-рекреационного кластера как способ повышения конкурентоспособности российской экономики и ее регионов // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2010. - Т.8, N 1. - С.99-106.
18.Ефремова М. Экономика туризма и оценка ее динамики // Экономист. - 2004. - N 12. - С.72-75.
19.Иваницкая Н. Курорт-фронт / Н.Иваницкая, М.Железнова, П.Седаков // Русский Newsweek. - 2010. - N 31-32. - С.22-28.
20.Квартальное В. А. Туризм история и современность. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 324.
21.Кобак О. Риски туриста // Финанс. - 2006. - N 27. - С.75-77.
22.Копытина Е.В. Отечественное гостиничное хозяйство в советский и современный периоды // Микроэкономика. - 2010. - N 3. - С.95-99.
23.Котов П.А. Туристическая индустрия России: достичь мировых стандартов // Нац. проекты. - 2008. - N 7/8. - С.44-47.
24.Липская Л. Управление туристической фирмой // Маркетинг. - 2010. - N 2. - С.107-115.
25.Малюк. Т.А. Деловой туризм в старопромышленном регионе: преодоление кризисных тенденций: Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Новые тенденции в экономике и управлении организацией. 22-24 апреля 2010 г. В 3-х т. - Т. 1.-Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2010.
26.Москаленко Л. Лето без тревоги // Энергия: экономика, техника, экология. - 2010. - N 3. - С.35-37.
27.Мочалова О. Новый этап в условиях неизвестности // Стратегии успеха. - 2007. - N 3. - (Континент Сибирь).
28.Николаева О. М. Event в России // Корпоративная культура. – 2010. - №34. - С 32
29.Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики. - 2008. - N 1. - С.108-119.
30.Овчаров А.О. Влияние экономических рисков на развитие туризма // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2009. - N 4. - С.74-79.
31.Огнева С. Стандартизация государственного управления туризмом // Стандарты и качество. - 2011. - N 3. - С.34-38.
32.Пахолков Н.А. Инновационные технологии как фактор развития регионального рынка туристских услуг / Н.А.Пахолков, В.С.Орлова // Инновации. - 2009. - N 11. - С.69-72.
33.Подоляко Т.А. Масштабы проникновения международных гостиничных операторов на российский рынок // ЭКО. - 2009. - N 10. - С.71-84.
34.Полухина А. Сфера туризма: современная концепция управления / А.Полухина, Ф.Удалов, Г.Сапрыкина // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - N 6. - С.79-85.
35.Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы). Концепция федеральной целевой программы. – М., 2010 г.
36.Саак А. Управление туристским комплексом на муниципальном уровне: системный подход // Муниципальная власть. - 2008. - N 4. - С.86-115.
37.Слесарев В. Развитие туризма в Российской Федерации // Власть. - 2009. - N 9. - С.53-55.
38.Совмен Ш.Д. Статистические показатели сезонности туристских посещений // Вопросы статистики. - 2011. - N 6. - С.67-70.
39.Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Текст]. – М., 2008. – 96с.
40.Табунов А. М. Проблема корпоративного туризма в профессиональной деятельности российских предприятий Материалы учебно-практической конференции «Проблемы туризма» - М РИБ «Турист», 2009. -С 23-32
41.Табунов А.М. Что такое корпоративный туризм // Дополнительное образование и воспитание/ Туризм: Наука и образование. - 2008. -№1.-C.9-12.
42.Фрольченко С. Управление туристской деятельностью: особенности регионального подхода // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 9. - С.43-49.
43.Чимитдоржиева, О.Г. Деловой туризм в России: проблемы и перспективы развития // Знания – стратегический ресурс российской экономики: Материалы Всероссийской студ. науч. конференции 16 ноября 2011г. Самара: Офорт, 2011. С. 47-52.
44.Чистякова О.В. Философские проблемы развития индустрии туризма // Вестник рос. филос. общества. - 2010. - N 2. - С.33-37.
45.Шарафутдинов В.Н. Впишется ли Сочинская олимпиада в реалии мирового туризма? // ЭКО. - 2008. - N 9. - С.63-76.
46.Щеглова Е. Туризм в объятиях кризиса // Эхо планеты. - 2009. - N 10. - С.34-36.
47.Юманова О. Туристская индустрия: факторы эффективности // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 6. - С.114-120.
48.Business Travel & Tourism, by John Swarbrooke and Susan Horner, 2001.
49.Strategic Management for Travel & Tourism by Nigel Evans, David Campbell, George Stonehouse.
50.Freeman, R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman. 1984.
51.Загер А. Рынок MICE Санкт-Петербурга // BusinessTravel. – 2011. - №5. ?Электронный ресурс? Режим доступа: http://bt-magazine.ru.
52.Рейтинг российских туроператоров по итогам 2010 года ?Электронный ресурс? Режим доступа: http://www.ratanews.ru.
53.Сравнительные таблицы показателей въезда и выезда российских граждан за рубеж с целью туризма в 2009 и 2010 ?Электронный ресурс? Режим доступа: http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2010

Вопрос-ответ:

Какие перспективы развития корпоративного туризма в России?

Перспективы развития корпоративного туризма в России зависят от многих факторов, включая экономическую ситуацию, высокий уровень сервиса и качественное предоставление услуг, стимулирование бизнес-туризма. Одна из главных перспектив - развитие инсентив-туризма, который предлагает корпоративным клиентам специальные пакеты услуг и вознаграждения за достижение определенных целей.

Что такое инсентив туризм и как он связан с корпоративным туризмом?

Инсентив туризм - это направление в корпоративном туризме, которое предлагает компаниям возможность стимулировать своих сотрудников или партнеров, предоставляя им вознаграждения в виде путешествий или других привилегий. Инсентив туризм направлен на мотивацию сотрудников к достижению целей компании и укреплению командного духа.

Какова история развития корпоративного туризма в России?

История развития корпоративного туризма в России начинается с конца 1980-х годов, когда после распада Советского Союза и открытия рынка страна стала более доступной для международных компаний. С течением времени корпоративный туризм стал популярным среди российских компаний, которые использовали его для развития бизнес-отношений, мотивации сотрудников и организации корпоративных мероприятий.

Как выглядит структура и направления корпоративного туризма?

Структура корпоративного туризма включает организацию деловых поездок, инсентивные поездки, организацию конференций и семинаров, корпоративные мероприятия и многое другое. Направления корпоративного туризма могут быть разнообразными и зависят от целей компании, включая развитие бизнес-отношений, мотивацию сотрудников, создание командного духа и укрепление связей с партнерами.

Какие основные направления развития корпоративного туризма в России?

Основные направления развития корпоративного туризма в России включают в себя организацию корпоративных поездок и мероприятий, инсентивные программы для сотрудников, командообразующие мероприятия, корпоративные тренинги и семинары.

Что такое инсентивный туризм в рамках корпоративного туризма?

Инсентивный туризм в рамках корпоративного туризма представляет собой организацию поездок и мероприятий для поощрения и стимулирования сотрудников компании. Это может быть наградой за достижения в работе, премиями или другими бонусами.

Какова история развития корпоративного туризма в России?

История развития корпоративного туризма в России начинается с конца 20-го века, когда компании стали осознавать значение командообразующих мероприятий и поощрения своих сотрудников. С тех пор корпоративный туризм стал популярным и востребованным видом делового и внутреннего туризма в стране.

Какова общая характеристика рынка корпоративного туризма в России?

Рынок корпоративного туризма в России характеризуется высоким спросом со стороны компаний на организацию корпоративных поездок и мероприятий. Стабильный рост туристической активности и развитие инфраструктуры создают благоприятные условия для дальнейшего развития этого сектора.

Какова структура рынка корпоративного туризма в России?

Структура рынка корпоративного туризма в России включает в себя туристические агентства, специализирующиеся на организации корпоративных поездок, а также отели, рестораны и другие предприятия сферы услуг, которые предоставляют свои услуги для корпоративных клиентов.

Каковы перспективы развития корпоративного туризма в России?

Перспективы развития корпоративного туризма в России зависят от множества факторов, включая экономическую ситуацию, политические условия, изменение потребностей и предпочтений корпоративных клиентов. Однако с учетом роста интереса к внутреннему и въездному туризму в стране, а также растущего количества компаний, организующих корпоративные мероприятия, можно ожидать роста спроса на корпоративные туристические услуги.