Содержание, состав, задачи управления и формирования муниципальной собственности

  • 32 страницы
  • 22 источника
  • Добавлена 10.05.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические основы муниципальной собственности
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности
1.2. Муниципальная собственность – основа местного самоуправления
Глава 2. Управление муниципальной собственностью в современных условиях на примере деятельности органов местного самоуправления г.Санкт-Петербурга
2.1. Особенности института собственности в муниципальном праве Санкт-Петербурга
2.2. Компетенция органов местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

Проблему бесхозяйных объектов недвижимости могла бы решить полная инвентаризация объектов Октябрьского района, которая подразумевает следующие действия:
1. установление собственника объекта недвижимости;
2. определение функционального разрешение использования объекта недвижимости;
3. независимая оценка объекта недвижимости;
4. установление технического состояния и его статуса, если это объект недвижимости жилого или нежилого фонда;
Но решение этой проблемы накладывается на следующую не решенную проблему, это отсутствие правоустанавливающих документов, как на бесхозяйные объекты, так и на объекты муниципальной собственности,
Из этой проблемы вытекает следующая задача - это проведение технической инвентаризация объектов недвижимости.
Суть этой проблемы в том, что на территории Октябрьского района действуют органы исполнительной власти федерального уровня и уровня субъекта РФ Пермский край - Управление Федеральной регистрационной службы, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому Краю и ОГУП "Центр технической инвентаризации".
Выполняя государственные функции эти организации, фактически монополизировали процесс оформления сделок с землей и недвижимостью.
Кроме этого, осуществляя взимание значительных финансовых средств с населения, данные структуры не заинтересованы в решении задач, стоящих перед органами местного самоуправления, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, они не несут ответственности за решение вопросов местного значения.
Результатом этого является ситуация, когда по своей сути рыночные процессы полностью монополизированы государственными структурами, что не позволяет органам местного самоуправления развивать муниципальные геоинформационные системы, а, следовательно, эффективно управлять муниципальной собственностью.
Вследствие отсутствия нормативной базы, определяющей механизм взаимодействия, государственных и муниципальных органов управления из местного бюджета тратятся немалые денежные средства, "уводимые" с территории государственными структурами.
Таким образом, у населения и органов местного самоуправления возникают проблемы с оформлением сделок с недвижимость, а иные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в монополизированный государственными структурами сектор экономики.
Так, на сегодняшний день в Октябрьском районе процессы технической инвентаризации объектов недвижимости монополизированы ОГУП "ЦТИ", результатом чего является неконтролируемый рост цен, снижение качества подготовки технической документации и низкая производительность.
Отсутствие конкурента в этой сфере услуг, не способствует повышению объемов производства технической инвентаризации, вследствие чего сроки выполнения заявок муниципального образования значительно увеличиваются, что, в конечном счете, затягивает процесс государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Для решения данной проблемы можно предложить создать муниципальное унитарное предприятие для проведения технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Октябрьского района - это позволит регулировать рост цен на услуги и контролировать их качество.
Наряду с этим важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов, при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями.
В 2009 г. в Октябрьском районе было потрачено денежных средств:
- на составление технической документации 160439,92 рублей;
- на оценку объектов 50000 рублей;
- на государственную регистрацию права собственности 3805, 98 рублей;
- на составления межевых дел 34477, 00 рублей
Итого: 248 722, 9 рублей. [9, с.33]
По смете Управления имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района на 2009 г. было запланировано 273 595 рублей, эта сумма оказалась на 10% меньше потраченной на мероприятия связанные с технической инвентаризацией и регистрацией права собственности на имущество.
Но в настоящий момент в муниципальной собственности находится более 1900 объектов недвижимости, на техническую инвентаризацию и государственную регистрацию права, которых требуется более 6 000 000 рублей, а так, же более 2000 земельных участков собственность на которые не разграничена для оформления правоустанавливающих документов на которые необходимо более 4 000 000 рублей.
Таким образом, можно предположить, что при формировании сметы на расходы Управления имущественных отношений, строительства и ЖКХ администрации Октябрьского муниципального района, необходимо увеличить расходы на мероприятия связанные с регистрацией права собственности на объекты, до 1 000 000 рублей в год, это будет частичным решением данной проблемы.
Для полного решения этой проблемы необходим нормативно - правовой акт, разработанный местными органами власти, прописывающий действия необходимые для выявления бесхозяйных объектов, и проведения мероприятий связанных с регистрацией права собственности. Но кроме этого в данном документе должны быть указанны сроки выполнения задач и имена и фамилии должностных лиц, которые будут нести ответственность за выполнение поставленных задач.
При таком подходе к решению данной проблемы и при достаточном финансировании можно будет создать полноценный рынок недвижимости, который позволит улучшить инвестиционную привлекательность района для создания новых производств, а также улучшить общий предпринимательский климат, что улучшит структуру бюджета за счет налоговых поступлений, и повысить процент неналоговых поступлений.
Следующей немаловажной проблемой, препятствующей на современном этапе результативному использованию муниципальной собственности, является также ветхость жилищного фонда и водопроводно - канализационной сети, которые "отвлекают" на ремонт значительные денежные средства.
Что же касается ветхого и аварийного жилищного фонда и водопроводно-канализационной сети, то здесь возможно только два пути:
- повышение расходов на капитальный ремонт, что требует резкого
- увеличения доходной части районного бюджета;
- активизация работы с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт.
Октябрьский район участвует в региональном проекте "Достойное жилье", принято решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.03.2008г. №237 "Об утверждении приоритетных муниципальных проектов "Капитальный ремонт многоквартирных домов" и "Ликвидация ветхих домов" в рамках приоритетного регионального проекта "Достойное жилье"
В рамках реализации приоритетного регионального проекта "Ликвидация ветхих домов" в 2009 году решением Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.03.2008г. № 239 утверждена муниципальная адресная Программа по переселению граждан и сносу ветхих домов в Октябрьском районе на 2009 год.
Постановлением Правительства Пермского края от 04.07.2008г. №224-п "Об утверждении общего объема расходов по подпроектам "Капитальный ремонт многоквартирных домов", "Ликвидация ветхих домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2008году в отдельных муниципальных образованиях Пермского края" утвержден общий объем расходов краевого бюджета по подпроекту "Ликвидация ветхих домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2008год, в том числе в Октябрьском муниципальном районе.
Это означает, что Октябрьский район активно применяет второй вариант решения проблемы, участвуя в региональных программах, на условиях софинансирования (часть денежных средств из краевого бюджета, часть из местного) и успешно осваивает выделенные денежные средства. В 2008 г в рамках этого проекта было выделено 135 000 000 рублей. [9, с.32]
С одной стороны, второй вариант оправдан, так как в результате разграничения вопросов ведения муниципальные образования оказались заложниками своего положения. Во многом это связано с тем, что процесс шёл "сверху". С другой стороны, капитальный ремонт - это обслуживание объектов собственности, а это прямая обязанность собственника. Поэтому "выбивание" средств из федерального или краевого бюджета представляется довольно сложным. Следовательно, остаётся перераспределение средств расходной части районного бюджета либо общее увеличение доходной части бюджета, в том числе за счёт повышения эффективности управления муниципальной собственностью.
В качестве совершенствования управления муниципальной собственностью можно предложить создания межмуниципальных хозяйственных обществ.
Однако в настоящее время существует проблема правового регулирования создания межмуниципальных хозяйственных обществ. В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Концепция Федерального закона №131-ФЗ предполагает, что создание межмуниципальных хозяйственных обществ является одной из форм межмуниципального сотрудничества, поэтому оно не основано на применении процедур приватизации муниципального имущества, так как не предполагает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" - далее Федеральный закон №178-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №178-ФЗ все способы приватизации касаются открытых акционерных обществ, в том числе одним из способов приватизации является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Следовательно, требуется изменение правового статуса межмуниципальных хозяйственных обществ и учреждение их в форме открытых акционерных обществ. Кроме того, в соответствии с концепцией Федерального закона №131-ФЗ учредителями межмуниципальных хозяйственных обществ не могут выступать, кроме представительных органов местного самоуправления, иные лица, но это не соответствует Федеральному закону от 26.12.1995г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в случае создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ), а Федеральному закону от 08.02.1998г. № 14-ФЗ " Об обществах с ограниченной ответственностью" (в случае создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью).
Следовательно, в целях учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ, требуется внесение соответствующих изменений в гражданское законодательство и законодательство о местном самоуправлении.
В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований, оптимизация их территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности.
Таким образом, существующие сегодня основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления и муниципального управления, могли бы быть частично решены: ликвидировать все существующие сегодня трудности в управлении муниципальной собственности полностью не представляется возможным, поскольку это требует слишком кардинальных действий.
Заключение
Для эффективного управления имуществом должны быть созданы необходимые и достаточные базы управления (организационная, юридическая и экономическая). Эти базы управления подразумевают наличие ряда отношений:
- отношения между собственниками недвижимости (федерация, субъекты федерации, муниципалитеты, частный сектор);
- отношения относительно видов имущества (движимое, недвижимое, в т. ч. земельные отношения).
При этом земельные отношения являются основополагающими в имущественных отношениях и наиболее сложными в правоприменительной практике органов местного самоуправления.
Развитие муниципальной собственности, расширение объектной базы обусловлено необходимостью развития муниципального хозяйства. Оно неизбежно следует за экономическим ростом муниципального образования и спросом населения.
Также была рассмотрена система управления муниципальной собственностью, состоящая из органа определяющего порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и органов которые принимают решения по вопросам управления и распоряжения имуществом, следует отметить что создано специальное структурное подразделение администрации Октябрьского района - это Управление имущественных отношений строительства и ЖКХ, деятельность которого напрямую завязана на осуществлении местной политики в данной сфере. Работа этого органа связана с реализацией действий предписанных решениями Земского Собрания Октябрьского района и соответствующих постановлений главы Октябрьского муниципального района.
Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда земельных участков). Была выявлена положительная тенденция в направлении использования аренды земельных участков взамен продажи земельных участков, но при этом рост показателей поступлений от аренды муниципальной собственности в районный бюджет мог быть и большим.
В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципальной собственности. А это - в свою очередь - "отвлекает" стратегические ресурсы, которые могли быть направлены, к примеру, на инфраструктуру района.
Соответственно выявленным проблемам в курсовой работе были предложены следующие пути решения:
- увеличения финансирования мероприятий связанных с государственной регистрацией права собственности;
- использование новых методов в сфере управления муниципальной собственностью в частности межмуниципальное хозяйственное общество;
- установление более тщательного учета и контроля над использованием муниципального имущества находящегося в обороте;
- выявления бесхозяйных объектов земельных участков, и государственной регистрации права муниципальной собственности Октябрьского района, для дальнейшего использования этого ресурса, например в сельскохозяйственных целях.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря. С.3-6.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г) // Российская газета. 1994.8 декабря; Российская газета. 2008.16 мая.
3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001г. - № 44. Ст.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст.3822.
Литература:
5. Бахарев К. Аренда по правилам. Прокуратура проверит как местные власти распоряжаются госимуществом // Российская газета Пермский край № 4756 от 23.09.2008 г.
6. Гражданское право. Часть 1 /под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева, СПб, 2008 г.
7. Григорьев В.В. Острина И.А. Руднев А.В. Управление муниципальной Недвижимостью. Учебно-практическое пособие. М.: Дело 2008 г.
8. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного Управления Курс лекций. - Ростов н/Д: издательский центр "МарТ", 2007. С.311.
9. Каганова О., Тян В., Унделанд Ч., Мамбетова А. и др. Управление коммунальной собственностью МО “Октябрьский”, Учебное пособие изд. М.: Инфра - М 2009 г. - 33с.
10. Комплексная программа социально-экономического развития Октябрьского муниципального района Пермского края на 2007-2011г.: Решение Земского Собрания Октябрьского муниципального района от 31.05.2007г. №95.// Справочная правовая система «Консультант плюс»











2

1. Конституция РФ.-СПб., 2000.
2. Гражданский кодекс РФ в двух частях.-СПб., 2002.
3. Бюджетный кодекс РФ.-М., 2001.
4. Налоговый кодекс РФ в двух частях.-М., 2002.
5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с измене-ниями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22.04 1996 № 38-ФЗ и от 26.11 1996. № 141-ФЗ.// Собрание законодательства Россий-ской Федерации. 1995 № 35, ст. 3506; 1996 № 17, ст. 1917.
6. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватиза-ции государственного имущества и об основах приватизации муниципально-го имущества в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ.-1997.-№30.-Ст.3595.
7. Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года № 111-35 «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге».
8. Закон Санкт-Петербурга «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге (с изменениями на 10 июля 2001 г.)».
9. Закон Санкт-Петербурга от 18 сентября 1998 года № 200-39 «О по-рядке внесения, рассмотрения и принятия закона Санкт-Петербурга о бюдже-те Санкт-Петербурга».
10. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год».
11. Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г.// Ведомости съезда народ. деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1991.-№2.-Ст.1010; 1992.№ 46. Ст.2618; 1993. № 21. Ст.748.
12. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Рос-сийской Федерации на федеральную собственность, государственную собст-венность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто-номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».// Ведомости съезда нар.деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1992.-№ 3.-С.89.
13. Европейская Хартия местного самоуправления.// СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; 1998. № 36. Ст. 4461.
14. Амирбеков А.Местное самоуправление в системе публичной вла-сти. Гарантии прав и проблема ответственности //Право и Жизнь.-2009.- № 30. с.11-13
15. Андреев Б. Системный курс экономической теории. — СПб.: Лен-издат, 2008.с.345
16. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность.-Екатеринбург: Изд-во Уральск.гос. ун-та, 2008.с.66
17. Беленький В. Методика определения цены земли и планирования устойчивого землепользования. //Вопросы экономики.- 2009.-№7. с.21-23
18. Васильев В. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 2009.с.446
19. Голубев В. В обход закона делят власть на нижнем эта-же//Российская Федерация сегодня. 2009. № 13. с.12-17
20. Гражданское право. Часть 1 /под редакцией Ю.К.Толстого и А.П.Сергеева, СПб, 2008.
21. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности //Журнал российского права.-2009.-№ 9, с.32-37
22. Линкол Т. Политика в области владения муниципальной землей и другой недвижимостью.//Материалы конференции Общероссийской общест-венной организации «Муниципальная академия» (21 октября 2009 г., Моск-ва) и круглого стола «Местное самоуправление в России», проведенного в рамках специализированной выставки-конференции «Управление–99» (22 октября 2009 г., Москва).

Узнать стоимость работы