Состав,специфика и проблема потребительских рынков в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 2424 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Состав и специфика потребительских рынков
1.1. Понятие и сущность рынка
1.2. Этапы развития потребительского рынка
2. Потребительский рынок России
2.1. Современное состояние потребительского рынка России
2.2. Прогноз развития потребительских рынков России
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

В результате граждане потратят на бензин от 700 до 750 млрд. рублей, или 25-26 млрд. долларов.
Во-вторых, - страхование. Сборы по ОСАГО в 2008-м году составили около 85 миллиардов рублей; по АВТО-Каско – около 160 миллиардов. Итого – около 10 миллиардов долларов. В 2009-м сборы по ОСАГО возрастут как минимум до 100 млрд. А вот с Каско ситуация неоднозначная. В связи со снижением количества новых автомобилей, приобретенных в кредит, рост страховых сборов по этому необязательному виду может и затормозиться, а то и вовсе прекратится. В итоге совокупные сборы могут составить около 260 миллиардов рублей, или 9 млрд. долларов. Здесь надо бы напомнить, что в 2006-м году совокупные сборы по авто-страхованию не превышали и 150 млрд. рублей (6 млрд. дол.).
В третьих, - прочее: шины, аккумуляторы, ТО, мелкий ремонт, масла, парковка, мойка и т.п. Оценить все это можно лишь весьма приблизительно. Но на круг сумма получается весьма внушительная. От 500 до 750 млрд. рублей, или 20-30 млрд. долларов. Возможно и существенное снижение расходов по статьям этой группы. Машину можно реже мыть, или мыть самому. Ремонтироваться и обслуживаться не на фирменном сервисе, а в «пригаражном», пару сезонов поездить на «лысой резине» и со старым аккумулятором. В общем – резервы для экономии есть. Вопрос в том захотят ли авто-владельцы ими воспользоваться.
В целом расходы, связанные с владением автомобилем в 2009-м году останутся на уровне примерно в 1,5 триллиона рублей (чуть более 50 млрд. долларов). Или снизятся до этого уровня, если предположить, что в 2008-м они были несколько выше (1,6-1,7 триллиона рублей или около 65 млрд. долларов).
Тем не менее, нельзя не заметить, что весьма многочисленным участникам этих рынков (связанных с обслуживанием автопарка) будет чем заняться. Хотя, конечно, такой сладкой как в 2006-м и 2007-м годах их жизнь не будет. Но, и «голодной смертью» они не помрут. По крайней мере те из них, кто наконец повернется «лицом» (а не тем местом, которое мы уже почти привыкли лицезреть в многочисленных «сервисах», включая фирменные) к реальному потребителю.
4) Одежда и обувь
В силу того, что на этих рынках нет по-настоящему крупных игроков, а участников рынка огромное количество, экспертные оценки, основанные на данных опросов потребителей, носят весьма приблизительный характер. Тем не менее, порядок цифр получается весьма внушительный. Для 2007-го года это – 1,3-1,4 триллиона рублей (около 55 миллиардов долларов). Для 2008-го – 1,5-1,65 триллионов в рублях или 60-65 млрд. долларов. Из них 400-450 миллиардов рублей приходится на долю обуви.
В начале «нулевых» рынок одежды и обуви оценивался в 20-30 миллиардов долларов. Тогда на эту статью приходилось 12-14% совокупных потребительских расходов. В период большого экономического роста рынок одежды тоже рос, но темпами, существенно меньшими, чем темпы роста других потребительских рынков. И существенно меньшими по сравнению с темпом номинального роста доходов потребителей (в любой валюте). В итоге, доля расходов на одежду и обувь в совокупных расходах сократилась до приблизительно 8%.
Берусь утверждать, что расходы на одежду и обувь относятся к числу «защищенных статей», т.е. сокращать расходы по этим статьям люди будут в последнюю очередь. Речь идет, конечно, о массовом сегменте, а не о мехах, «от кутюр», и прочих «излишествах» на долю которых приходится не более 3-4% рынка в стоимостном выражении.
Рублевые цены на одежду и обувь в 2009-м году снижаться не будут. Речь о среднем уровне предложения, а не о сезонных распродажах, которые проводились и предыдущие годы. 80-85% рынка – это импорт (из него – 60-70% Китай). Рубль к доллару в 2009-м потеряет от 10 до 20%. Китай с каждым годом становится все дороже. Стоимость рабочей силы там растет на 25-30% в год. Так что повышение цен в рублях на 15-20% практически неизбежно. Снижения объемов в натуральном выражении, скорее всего, не произойдет. Оно и так у нас не очень велико. Потребление обуви, к примеру, составляет 2-3 пары на человека в год (в среднем). А, вот смещение спроса в сторону более дешевого ассортимента весьма вероятно. Так же как и большее внимание к сезонным распродажам, стокам и магазинам-складам, которые в годы бурного роста среднеобеспеченные граждане из крупных городов не очень жаловали. В итоге общий рост рынка в рублях может составить только 7-12%. До 1,6-1,8 триллионов рублей или около 60 млрд. долларов.
Рынок с оборотом в 5 миллиардов долларов в месяц стоит того, чтобы за него побороться. Может хотя бы в этот период начнут формироваться по-настоящему крупные отечественные торгово-промышленные группы. Кстати, вполне возможно, включающие и китайских производителей.
5) Бытовая техника
В 2007-м году население потратило на покупку бытовой техники (всяческой: от телевизоров и чайников до компьютеров и мобильных телефонов) 700 миллиардов рублей (28 млрд. дол). В 2008-м расходы возрасли приблизительно до 900 миллиардов рублей (36 млрд. дол.). Для того, чтобы сделать прогноз на 2009-й год нужно отдельно рассмотреть основные сегменты: телевизоры, прочую видеотехнику, холодильники, стиральные машины, плиты, прочую крупную бытовую технику, мелкую бытовую технику, компьютеры (с мониторами, принтерами и прочей периферией), мобильные телефоны. Очень надеюсь на помощь коллег, профессионально разбирающихся в этих рынках. А пока поговорим о мобильных телефонах.
В 2007-м году общее число мобильных телефонов, проданных в России, снизилось примерно на 10%, до 32-33 млн. штук. Это снижение объяснялось тем, что период бурного роста – освоения рынка начал подходить к концу. Если в 2001-2003-м годах 80-90% аппаратов покупались новыми абонентами, и лишь 10-20% - на замену, то в 2007-м году ситуация поменялась на обратную. Новым абонентам было продано лишь 20-25% аппаратов, а остальные были приобретены на замену старым. (Через пару лет доля новых абонентов среди покупателей мобильных снизится до 6-9%.). Зато, в 2007-м году существенно возросла средняя цена нового мобильника. И объем рынка в деньгах вырос более чем на 25% до уровня в 170 млрд. рублей (почти 7 млрд. дол.). Рост средней цены во многом объяснялся широким применением потребительского кредитования при покупке мобильных телефонов. До 40% покупок по крупным торговым сетям осуществлялось в кредит. По данным компании «Евросеть» средняя цена мобильника, купленного в кредит, была на 50-60% больше, чем «безкредитного».
В 2009-м может быть продано 40-45 миллионов аппаратов. В основном это будут аппараты, приобретаемые на замену тем, что были куплены в 2005-2006 гг. Многие из которых просто физически выйдут из строя. А их за те два года было продано более 60 миллионов. Часть из них, правда, уже была обновлена в 2007-2008 гг. А вот средняя цена нового мобильного не только не возрастет, но и скорее всего, снизится, и в рублях (немного) и в долларах. Тут сыграют роль и туманные перспективы потребительского кредитования. И общий настрой на более рациональное, экономное поведение со стороны потребителей. В итоге рынок номинально может вырасти только до 260-280 миллиардов рублей (9-10 млрд. дол.). В общем картина далека от апокалиптичной.
6) Мобильная связь
В 2007-м году граждане потратили на оплату услуг мобильной связи чуть менее 500 миллиардов рублей, или около 20 млрд. долларов. В 2008-м совокупные расходы возрасли на 22-24% и превысят 600 млрд. рублей (24 млрд. долларов). 10-12% роста вызвано физическим увеличением реальной абонентской базы. Еще 10-12% повышением дохода с абонента (ARPU) за счет всевозможных дополнительных сервисов.
В 2009-м году реальная абонентская база возрастет еще на 8-10%, а за счет роста ARPU можно будет прибавить еще 5-7%. На выходе совокупный объем платежей от физических лиц на уровне около 700 миллиардов рублей (те же 24-25 млрд. дол.).
7) Жилищно-коммунальные услуги
В 2007-м году население оплатило жилищных и коммунальных услуг на 750 миллиардов рублей (30 млрд. Дол.). В 2008-м совокупные платежи приблизились к триллиону (40 млрд. дол.). В 2009-м рост тарифов составит не менее 20% и населению придется заплатить уже 1,2 триллиона рублей (41-42 млрд. Дол.). Это только официальные данные. Мелкий ремонт, консьержи и т.п. «мелочи» мы пока не рассматриваем. Также как частный съем жилья. А все это суммы далеко не маленькие. Хотя и уступающие на порядок услугам ЖКХ.
8) Услуги транспорта
В 2007-м году физические лица оплатили услуги транспорта в размере около 750 млрд. рублей (30 млрд. дол.). В 2008-м услуги транспорта обошлись уже в сумму около 900 млрд. рублей (36 млрд. дол.). В 2009-м рост будет не столь значительным. В пределах 10%. Снижение цен на нефть / бензин / керосин должно оказать сдерживающие влияние на рост тарифов. Некоторое, в пределах 3-6% сокращение физического объема (в человеко- километрах) перевозок в связи со снижением деловой активности и более экономным поведением потребителей, также не будет способствовать значительному росту совокупных объемов платежей. Прогноз – 1 триллион рублей (35 млрд. дол.).






Заключение

Совокупные доходы населения России в 2007-м году составили около 26 триллионов рублей, или, грубо говоря – триллион долларов. За вычетом обязательных платежей и взносов, чистого прироста сбережений во всех формах и валютах останется около 21 триллиона, или 800 миллиардов долларов. Это и есть совокупный объем потребительских рынков. В 2009-м году номинальные доходы и расходы возрастут на 15-20% в рублях.
Последнее замечание, после которого мы перейдем к обсуждению перспектив конкретных рынков, касается курса рубля к доллару США. Автор исходит из предположения о том, что в 2009-м году средний годовой курс составит около 27,5-29 рублей за доллар. В свете событий последних дней этот прогноз может показаться сверх-оптимистичным, но тут как раз будет уместно заметить, что в предыдущие пять лет ни один эксперт, включая правительственных не прогнозировал снижения среднегодового курса доллара к рублю, даже, когда это происходило уже 3-4 года подряд. А панические прогнозы осени 1998-го года выводили курс доллара на уровень 40-50 рублей к началу 2000-го года.
В ослаблении рубля к доллару на 10-15% (да и хотя бы на 20-25%) нет ничего страшного. Более того, такое развитие событий является весьма желательным для поддержки российских производителей и экспортеров.















Список использованной литературы

Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. - 2007. - № 6.
Белов Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке. - М.: АКАДЕМКНИГА, - 2003.
Введение в рыночную экономику / Под ред. Лившица А. Я. М., - 2004. – 213с.
Гершафт М. Система рынков и рыночное взаимодействие // Российский экономический журнал. - 2002. - № 6.
Куликов Л. М. Основы экономических знаний. - М. - 2007., - 128с.
Маневич В. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. - 2008. - № 12.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006
Курс экономической теории: учебник/ под ред. М.Н. Чипурина.- Изд. 5-е, испр. и доп.- Киров: АСА, 2004.- 832 с.
www.gks.ru – сайт федеральной службы государственной статистики



Курс экономической теории: учебник/ под ред. М.Н. Чипурина.- Изд. 5-е, испр. и доп.- Киров: АСА, 2004.- 832 с.
Введение в рыночную экономику / Под ред. Лившица А. Я. М., - 2004. – 213с.
Маневич В. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. - 2008. - № 12.
Белов Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке. - М.: АКАДЕМКНИГА, - 2003.
Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. - 2007. - № 6.
www.gks.ru – сайт федеральной службы государственной статистики
www.gks.ru – сайт федеральной службы государственной статистики




2

1.Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. - 2007. - № 6.
2.Белов Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке. - М.: АКАДЕМКНИГА, - 2003.
3.Введение в рыночную экономику / Под ред. Лившица А. Я. М., - 2004. – 213с.
4.Гершафт М. Система рынков и рыночное взаимодействие // Российский экономический журнал. - 2002. - № 6.
5.Куликов Л. М. Основы экономических знаний. - М. - 2007., - 128с.
6.Маневич В. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. - 2008. - № 12.
7.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006
8.Курс экономической теории: учебник/ под ред. М.Н. Чипурина.- Изд. 5-е, испр. и доп.- Киров: АСА, 2004.- 832 с.
9.www.gks.ru – сайт федеральной службы государственной статистики