Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Средневековое видение мира .Теоцентризм . Идея современного мира (креацинизм)

  • 21 страница
  • 10 источников
  • Добавлена 02.12.2008
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

1. Место философии в культуре средневековья и ее отношение к религии
2. Этапы становления средневековой философии
2. 1. Патристика
2. 2. Схоластика
3. Идеи средневековой философии
4. Основы средневековой философии
4. 1. Персонализм
4. 2. Теоцентризм
4. 3. Креационизм
4. 4. Реализм
4. 5. Номинализм
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Они понимали первоначальное единое, создавшее из себя все бытие полностью абстрактной безличной индивидуальностью.
Первым личностное понимание Бога дал Филон Александрийский.
Важным шагом вперед в направлении мировоззрения христианства стала характеристика Бога как личности. Однако она не создала полной ликвидации пропасти между миром и Богом. Для достижения этой цели Филон воспользовался одним из главных понятий античной философии — понятием Логоса.
Понятие Логоса у Филона отличается от того, которое принято в античной философии. Логос в его понимании, является духом, созданным Богом. Этот дух и есть изначально божественный разум. Единственное, чего не доставало в представлении Филона о Логосе лишь отождествить его с Христом — мессией.
На основе теоцентризма и креационизма возник провиденциализм (лат. providentia — провидение). Провиденциализм представлял собой систему взглядов, в соответствии с которой развитием человеческого общества, всеми событиями, происходящими в мире, историей и действиями каждого отдельного человека, правит божественное провидение. Провидение олицетворяло в религиозных представлениях Бога, высшее начало или его деяния.






4. 4. Реализм
Понятие реализма в Средневековье не совпадает с тем значением этого слова, которое существует в наше время. Под реализмом понималось учение, в соответствии которому истинную реальность имеют лишь общие понятия (универсалии), но не отдельные предметы. По мнению средневековых реалистов, универсалии существуют ранее вещей, являясь мыслями, идеями в божественного разума.
Лишь поэтому разум человека может постигать суть вещей, ибо суть эта и есть как всеобщее понятие. Реалисты, опираясь на идеи Платона, полагали, что общие понятия и являются формой сущностного бытия. Самые известные сторонники реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, называемый в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский прославился созданным им онтологическим доказательством бытия бога — он говорил, что само понятие Бога доказывает факт его существования.













4. 5. Номинализм
Слово «номинализм» происходит от латинского «nomen», что значит — «имя». По утверждению номиналистов, общие понятия — это только имена. У них нет самостоятельного существования и они формируются нашим умом посредством абстрагирования различных признаков, общих для многих вещей. Так, понятие «человек» возникает отбрасыванием всех признаков, свойственных каждому человеку по отдельности, и собирании того, что присуще всем: человек — живое существо, владеющее разумом более, чем любое из животных. Это определение возможно, при желании, детализировать: у человека одна голова, две руки, две ноги и т. д., однако это лишнее, поскольку первое определение ясно говорит о сущности человека. Итак, по мнению номиналистов, универсалии существуют не ранее вещей, а после них. Самый известный номиналист — Пьер Абеляр.





















Заключение
Средневековье составляет значительный по времени период истории Европы от падения Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV—XV вв.).
Появление средневековой философии, как правило, связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э.). Однако это не совсем точно. В этот период превалировала греческая философия, и с ее позиций основа всего есть природа.
В философии средневековья, реальностью, определяющей все сущее является Бог. Трансформация одного мышления в другое не могла свершиться в один день. Завоевание Рима не могло сразу привести к перемене социальных связей (греческая философия относится к эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия принадлежит времени феодализма), мировоззрения людей, религиозных взглядов, которые фрмировались веками. Новый тип общества создается в течение весьма продолжительного времени.
В I—IV веках н.э. философские школы стоиков, эпикурейцев, неоплатоников конкурируют между собой, одновременно возникают очаги другой веры и идей. Они и создадут базу философии средневековья.
Философия, рождавшаяся тогда, возникала из двух основных источников. Первый — древнегреческая философия, в первую очередь, на традициях Платона и Аристотеля. Второй источник — Священное писание, совершившее поворот философии в русло христианства.
Большинство философских систем в Средние века имели идеалистическое направление, что диктовалось главными христианскими догматами.
Неверно было бы думать, что средневековая философия была только застойной. По прошествии многих столетий разрухи в экономике и социальной сфере, вызванной агрессией германских племен и падением Римской империи, в ХI—ХII веках идет медленный прогресс экономики, культуры и философской мысли, Труды древнегреческих авторов переводятся на европейские языки, развивается математика, выходят сочинения, где высказываются идеи о том, следует изучать не только суть бога и души человека, но и сущность природных явлений. В границах философии возникают первые, хотя и робкие ростки новой оценки мира.
Средневековая философия носила явно выраженный религиозный, теоцентрический характер. Кроме того, в ней превалировала схоластика.
Переход к феодализму сопровождался снижением значения философии. Политеизм был вытеснен монотеизмом. Христианство стало главной религией Европы, поскольку оно в наибольшей степени выполняло социальные, политические и культурные потребности общества. Христианству необходима была философская методика рассуждений и доказательств. Для этого были использованы компоненты античной культуры, науки и философии, с подчинением их оправданию и обоснованию христианства. Почти на десять веков философия стала служанкой богословия.














Библиография
Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 2004.
Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1979.
История философии в кратком изложении. М., 2000.
Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2005.
Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.,1997.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М. 1979.
Рассел Б. История западной философии. М. 1959.
Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
Рассел Б. История западной философии. М. 1959.
Чанышев А. Н. История древней философии. М., 2002



Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998. С. 37.
Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.,1997. С. 131.

Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 2004. С. 157.

Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 2004. С. 19.

Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979. С. 95.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1979. С. 78.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М. 1979. С. 147.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М. 1979. С. 211.

История философии в кратком изложении. М., 2000. С. 149.

Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998.С. 237.
Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998. С. 168.
Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 2004. С.22.













21

Библиография
1.Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 2004.
2.Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1979.
3.История философии в кратком изложении. М., 2000.
4.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2005.
5.Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.,1997.
6.Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М. 1979.
7.Рассел Б. История западной философии. М. 1959.
8.Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
9.Рассел Б. История западной философии. М. 1959.
10.Чанышев А. Н. История древней философии. М., 2002



Узнать стоимость работы