Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Классический психоанализ З.Фрейда: предпосылки возникновения психоанализа и основные положения

  • 25 страниц
  • 16 источников
  • Добавлена 03.06.2009
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение
Предпосылки возникновения психоанализа с точки зрения социальной ситуации развития науки
Предпосылки возникновения психоанализа с позиции логики развития психологической науки
Личность Зигмунда Фрейда, как вектор исследования возникновения психоанализа.
Основные положения классического психоанализа
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

В некотором смысле, человек является игрушкой бессознательных сил, поскольку ни свобода воли, ни случай ничего не решают. Все имеет свои причины, которые в начале своей исследовательской работы Фрейд считал психическими, а в более поздний период, он склонялся к мысли, что все явления можно свести к физическим принципам.В своей теории личности З.Фрейд, развил идеи своего Франца Брентано и описал интенциональную модель человеческой психики как двойной. С одной стороны, в виде данных органов чувств а, с другой стороны, в виде образов сновидений, иллюзорной проекции некоей результирующей суммы психических процессов на пограничные экраны психической реальности – экран восприятия и экран сновидения. Поставив в центр своего исследования идею о вторичности, виртуальности всех индивидуальных психических актов, Фрейд не проводил различия между активностью индивида в сновидениях, отыгрывающего на экране сновидений первичные желания, и перцептуальной активностью, посредством которой индивид творит реактивные иллюзии восприятий на экране «внешний мир – сознание». «Все, что может быть объектом нашего восприятия является мнимым, все равно как изображение в телескопе, получающееся от скрещения лучей». Психосексуальные стадии развития личностиФрейд полагал, что сексуальное влечение носит амбивалентный характер, то есть имеют двойную направленность и имеют как конструктивный та и деструктивный характер. Фрейд полагал, что в процессе развития ребенок проходит ряд психосексуальных стадий, при смене которых происходит перемещение эрогенных зон. Стимуляция эрогенных зон тела ребенка родителями или им самим рождает чувственное удовольствие, удовлетворение либидонозных чувств.Отсутствие удовлетворения вызывает чувство фрустрации (то есть негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей).Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создаетлибидонозное удовольствие. Первая стадия называется оральной и она характеризуется тем, что основной источник удовольствия, фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бымладенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно,признание, что "сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни". Неадекватное развитие на этой стадии может породить оральный тип личности, что проявляется в излишнем внимании к привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи, поглощение еды, пьянство.Анальная стадия приходится на 1-3 года.На анальной стадии либидо перемещается от области рта к области ануса. Преимущественное удовлетворение ребенок получает именно от этой области тела. Анус становится объектом внимания ребенка,поскольку в этот период его приучают к сдерживанию дефекации и к опрятности. Ребенок находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. На этой стадии ребенок впервые сталкивается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. Принуждение со стороны взрослый, страх потерять любовь родителейвынуждают ребенка мысленно представлять себе, некоторые запреты, удерживать их в сознании. Таким образом, начинает формироваться"Сверх-Я" ребенка как часть его "Я". Неадекватное развитие на этой стадии может привести к появлению двух различных типов личности: анально-изгоняющего, который проявляется как неопрятный, расточительный, экстравагантный и анально-удерживающий – педантичный, чистоплотный, организованный.Фаллическая стадия, которая протекает с3 до 5 является высшей ступенью детской сексуальности. Либидо смещается на гениталии. Если на ранних стадиях сексуальность носит аутоэротичный характер, то есть, направлена насобственное тело, то теперь она становитсяпредметной. Но этой стадии,предметом сексуальной привязанности становится родитель противоположного пола. У мальчиков такая направленность либидозной привязанности называется Эдиповым-комплексом, у девочек - комплекс Электры.Освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации. Фрейда считал, что это чувство вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка, поскольку именно в этом процессе полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Затем с 5до 12 лет наступает латентная стадия, на которой либидозная энергия не имеет цели и в это время ребенок овладевает общественными отношениями и деятельностями.Наконец, с 12 до 18 лет подросток вступает в стадию, на которой он начинает стремиться к сексуальному общению с лицами противоположного пола.Психоанализ как энергетическая модель личности Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Подобный взгляд отвечал духу времени и увлечением «физиологическим идеализмом» Мюллера в юности. Фрейд исходил из общего естественнонаучного принципа, изложенного языком психологических терминов. Он пришел к выводу о том, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Развивая эту мысль, он утверждал, что у каждого человека, как природного объекта, имеется определенное ограниченное количество энергии. Эта энергия питает психическую активность. Он исходил из принципа всеобщей энтропии. Поэтому целью любой формы поведения состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Например, если значительная часть энергии индивидуума расходуется на некое умственное действие, то ее не хватит на другие виды психической активности.Фрейд полагал, что мотивация человека полностью определяется энергией возбуждения, производимой телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. Отсюда логично вытекает представление Фрейда об инстинктах, как движущей силе поведения и развития, поскольку инстинктами он называл психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются "конечной причиной любой активности".Фрейд понимал инстинкты несколько отлично от современного представления об инстинктах. Так он полагал, что основным источником инстинкта является потребность. Каждый инстинкт имеет четыре характеристики: цель, объект и стимул и источник. Целью инстинкта является снятие напряжения энергии (потребности). Объект инстинкта – это то, что вызывает удовлетворение. Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта.Когда эго находится в опасности, то возникает тревога. Это одно из ключевых понятий Фрейда. Он выделял три типа тревоги:объективнаяневротическаяморальнаяОбъективная тревога возникает в случае возникновения реальной опасности в данной конкретной ситуации, которая проистекает из окружающего реального мира. Другие же типы тревоги, напротив, уводят в иллюзорный мир. Невротическая тревога возникает в случае осознания возможных опасностей, которые исходят из превалирования Ид. Это боязнь понести наказание за потакание желаниям Оно. Моральная тревога проистекает из опасения заслужить чье-то осуждение или неодобрение. Она зависит от степени развития у человека чувства вины.Тревога создает чувство напряженности, которое снимается с помощью специальных защитных механизмов, направленных на переброс энергии. Это механизмы отрицания, замещения, проекции, рационализации, реактивной формации, регрессии, подавления и сублимации. Психоанализ как метод терапииКлассическая психотерапия Фрейдаосновывается на том, что врач на время занимает для пациента место родителя, при этом пациента, безусловно, принимает его доминирующее положение.Междуними устанавливается особый канал, по которому идет беспрепятственный обмен энергией который называют трансфером. Трансфер позволяет терапевту проникать вбессознательное своего пациента, а также внушать ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин егоневротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента,т. е. следов его вытесненного влечения.При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритичнопринимает. Это внушение, по мнению Фрейда, обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает своебессознательное и освобождается от него. Так как основа выздоровления при этом связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.ЗаключениеИдеи Фрейда до сих пор вызывают множество споров и дискуссий. Некоторые психологи считают психоанализ сектой, которая не требует научных доказательств, а нуждается только в вере адептов. Однако психоанализ Фрейда оказал огромное влияние на психологическую науку, он является одним из самых цитируемый авторов во всем мире. Влияние идей Фрейда на массовую культуру так же весьма значительно. По данным Д. Шульц, к 1920 году (то есть за 30 лет существования теории) было издано 200 книг по проблемам психоанализа.Несмотря на недостаток строгой научности, которая постоянно подвергается критике, фрейдовский психоанализ остается влиятельной силой в психологии. ЛитератураАрхангельский Г. В., История неврологии от истоков до XX в., М., 1965Выготский Л.С., Лурия А.Р. Предисловие к русскому переводу работы Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"// Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.Гуссерль. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. — 1992.— №7.— С. 136—176.Дадун Р. Фрейд. М., 1994.Марцинковаская Т.Д. история психологии. М. 2000Медведев В.А., Черкасов С.М. Философская культурология классического психоанализа: основные принципы психоанализа культурной среды//Сумма психоанализа. Антология. Т.12. С. 57Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология. М. 2003 Фрейд З. Толкование сновидений. Киев., 1991. С.318Фрейд З. Я и ОНО.// Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-188.Фрейд З.. Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука", 1989.Цвейг С. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд: Эссе СПб.,, 2001. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2008Шульц Д., Шульц С.История современной психологии. СПб., 2002Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. Вопросы психологии, № 6, 1985. С. 14Ярошеский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. 2007

Литература
1.Архангельский Г. В., История неврологии от истоков до XX в., М., 1965
2.Выготский Л.С., Лурия А.Р. Предисловие к русскому переводу работы Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"// Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
3.Гуссерль. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. — 1992.— №7.— С. 136—176.
4.Дадун Р. Фрейд. М., 1994.
5.Марцинковаская Т.Д. история психологии. М. 2000
6.Медведев В.А., Черкасов С.М. Философская культурология классического психоанализа: основные принципы психоанализа культурной среды//Сумма психоанализа. Антология. Т.12. С. 57
7.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология. М. 2003
8.Фрейд З. Толкование сновидений. Киев., 1991. С.318
9.Фрейд З. Я и ОНО.// Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-188.
10.Фрейд З.. Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука", 1989.
11.Цвейг С. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд: Эссе СПб.,, 2001.
12.Шпенглер О. Закат Европы. М., 2008
13.Шульц Д., Шульц С.История современной психологии. СПб., 2002
14.Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. Вопросы психологии, № 6, 1985. С. 14
15.Ярошеский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985
16.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. 2007

Узнать стоимость работы