Формы и методы регулирования рынка в современных условиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 2424 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 10.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Необходимость в регулировании рыночной экономики государством
2.Понятие государственного регулирования рыночной экономики
3.Формы и методы регулирования рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Все методы государственного регулирования, по мнению Ю.А. Тихомирова, можно объединить в шесть групп.
В первую следует включить методы, способы общенормативного регулирования: введение общих правил; установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; определение системы их деятельности.
Во вторую группу входят программно-установочные способы: целевые программы; тематические планы; концепции, функциональные правила; схемы управления; схема градостроительного планирования развития территорий; генпланы городов; земельный кадастр.
К третьей относятся легализующие средства: лицензирование; аккредитация; сертификация.
В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения. Здесь: стандарты и квоты; цены и тарифы; нормативы и лимиты; налоги (сборы) и плата; ставки (таможенных пошлин и др.).
В пятой группе – способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирование: кредиты; льготы; отсрочки; дотации и субсидии; трансферты; надбавки; поощрения; госзаказы и госзакупки.
Шестая группа состоит из контрольно-учетных и «запретных» способов. Сюда относятся: учет; статистическая отчетность; проверки и иные формы контроля; запреты; ограничения. А также предписания и санкции (штрафы и др.); лишение легальности (приостановление, признание недействительности сделок, действий, актов).
На наш взгляд, в данном случае речь идет не столько о классификации методов, сколько о классификации средств воздействия, что представляет значительный интерес.
В понятие метода включают также соответствующие средства воздействия на те или иные объекты. Так, А.С. Пиголкин, например, метод правового регулирования определяет как набор юридического инструментария. Посредством этого набора государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.
Подобный подход вызвал возражения у А.Я. Курбатова. Он считает, что в этом случае метод характеризуется не только через правовое положение (статус) участников регулируемых общественных отношений (вида деятельности) по отношению друг к другу, но и через особенности возникновения правовых связей между ними (характеристика юридических фактов), через специфику разрешения возникающих конфликтов и особенности применения мер принудительного воздействия на правонарушителей (признаки актов реализации прав и обязанностей а также актов применения права.
Однако, на наш взгляд, высказанные им возражения не вполне убедительны. В средствах, инструментах воздействия, в их совокупности способы выражаются, закрепляются и реализуются. Особенности, специфика метода проявляются через средства, они – неотъемлемая часть любого метода, поэтому невозможно охарактеризовать тот или иной метод, не исследовав средства, с помощью которых осуществляется воздействие на соответствующие объекты.
Изложенное позволяет утверждать, что государственное регулирование экономики в целом характеризуется единым методом воздействия, включающим в себя различные средства регулирования, обладающие многообразием способов воздействия на экономические и предпринимательские отношения современной России.
Однако необходимо учитывать, что в действующем законодательстве Российской Федерации нет упоминания о едином методе государственного регулирования, а выделяются лишь отдельные методы государственного регулирования. Так, ст.13 в настоящее время утратившего силу Федерального закона от 13 октября 1995г. «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» было установлено, что государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. При этом не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.
На наш взгляд, в данном случае речь идет лишь о различных сторонах единого метода государственного регулирования, что предполагает использование различных средств государственного воздействия.
Федеральный закон от 8 декабря 2003г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» закрепляет методы государственного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности, относя к их числу методы:
таможенно-тарифного регулирования;
нетарифного регулирования;
запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных названным Федеральным законом.






Заключение
Как уже было сказано выше в настоящей работе, государственное регулирование рыночной экономики носит объективный характер, выражая определенную закономерность развития экономики, экономических отношений.
Масштабность поднятых вопросов в этой курсовой работе существенно затрудняет подведение итогов, поскольку, с одной стороны, выводы обширны, а с другой – содержат множество различных предложений, касающихся тех или иных средств государственного регулирования рыночной экономики. Без исследования некоторых основных категорий было бы невозможно сделать какие-либо выводы. Поэтому в работе уделено внимание проблеме необходимости государственного регулирования экономики, а также понятию государственного регулирования, определению методов и форм государственного регулирования.
Нельзя игнорировать рос роли государства в экономике. Законодатель не может не учитывать необходимость создания правовой базы применения средств государственного регулирования независимо от их вида. Все средства государственного регулирования тесно переплетаются и взаимодействуют. Основу для такого взаимодействия создает право.
Точно так же, как экономика не может существовать без права, так и эффективное государственное регулирование рынка возможно только при условии правового регулирования возникающих при этом отношений. Однако особенности отношений, существующих при государственном регулировании экономики и предпринимательства, находят отражение в применяемых при этих правовых нормах, средствах и методах.
Исследование таких фундаментальных категорий, как экономика, предпринимательство, государство, политика, право и т.п. позволило увидеть некоторые проблемы под другим углом зрения, создать основу для дальнейшего исследования сложных отношений, возникающих при государственном регулировании рыночной экономики.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 13 октября 1995г. «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности».
Федеральный закон от 14 июля 1997г. «О государственном регулировании агропромышленного комплекса».
Федеральный закон от 8 января 1998г. «О государственном регулировании развития авиации».
Федеральный закон от 8 декабря 2003г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 2001.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 1998.
Братановский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001.
Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. – М., 1979.
Герчикова. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. – М., 2002.
Гражданское право. Учебник. Т.1 / Под ред. Суханова Е.А. – М., 1998.
Государственное регулирование рыночной экономики/ Под общ. Ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.
Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. – М., 2001.
Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 1994.
Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. №2.
Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. №5. С.12; Право и экономика. 2000. №5. С.3.
Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003.
Управление государственной собственностью. Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. – М., 1997.
Флитчер А.Л., Росс Б. Как работает Вашингтон. – М., 1995.
















Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Указ. соч. С.54.
Для примера можно посмотреть: информационное письмо Центрального банка РФ от 15 июня 2004г. №6 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»// Вестник Банка России. 2004. №37;
письмо Центрального банка РФ от 6 октября 2000г. «Информационное сообщение №8/2000 об изменении в денежном обращении США» // Вестник Банка России. 2000. №55.
Флитчер А.Л., Росс Б. Как работает Вашингтон. – М., 1995, с.32
СЗ РФ. 1997. №29. Ст.3501; 2003. №2. Ст.160.
СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 226.
Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 1994, с.14
Государственное регулирование рыночной экономики/ Под общ. Ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. С.526.
Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003. С.25.
Герчикова. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. – М., 2002. С.81.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 1998. С. 456.
Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. №2. С. 22.
Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 2001. С. 24-30.
Братановский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001. №8. С.3.
Управление государственной собственностью. Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. – М., 1997. С. 31.
Атаманчук Г.В. Указ. соч. С. 144.
Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. – М., 1979. С. 119.












24



Инструменты воздействия государства на экономику

Институциональные

Экономические

Административные

Кредитно-денежный механизм

Финансовый механизм

Цель – достижение равновесия между совокупным спросом и предложением

Кейнсианский вариант –
Воздействие преимущественно
На совокупный спрос

Монетаристский вариант –
воздействие преимущественно
на совокупное предложение

Список использованной литературы
1)Федеральный закон от 13 октября 1995г. «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности».
2)Федеральный закон от 14 июля 1997г. «О государственном регулировании агропромышленного комплекса».
3)Федеральный закон от 8 января 1998г. «О государственном регулировании развития авиации».
4)Федеральный закон от 8 декабря 2003г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
5)Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 2001.
6)Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 1998.
7)Братановский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001.
8)Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. – М., 1979.
9)Герчикова. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. – М., 2002.
10)Гражданское право. Учебник. Т.1 / Под ред. Суханова Е.А. – М., 1998.
11)Государственное регулирование рыночной экономики/ Под общ. Ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.
12)Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. – М., 2001.
13) Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 1994.
14)Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. №2.
15)Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. №5. С.12; Право и экономика. 2000. №5. С.3.
16)Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003.
17)Управление государственной собственностью. Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. – М., 1997.
18)Флитчер А.Л., Росс Б. Как работает Вашингтон. – М., 1995.



Вопрос-ответ:

Зачем государству регулировать рыночную экономику?

Государственное регулирование рыночной экономики необходимо для поддержания конкурентности, защиты прав потребителей, обеспечения социальной справедливости и предотвращения монополизации рынка.

Как можно определить государственное регулирование рыночной экономики?

Государственное регулирование рыночной экономики – это система мер, которые осуществляет государство для более эффективного функционирования рынка и достижения социально-экономических целей.

Какие формы и методы используются для регулирования рыночной экономики?

Формы и методы регулирования рыночной экономики включают введение общих правил, установление порядка создания и упразднения предприятий, контроль за конкуренцией и монополиями, налоговое регулирование, субсидии и государственные заказы.

Какие методы общенормативного регулирования используются?

Методы общенормативного регулирования включают установление общих правил и законов, которые регулируют деятельность предприятий на рынке и устанавливают порядок создания, реорганизации и упразднения предприятий.

Какое значение имеет государственное регулирование рыночной экономики?

Государственное регулирование рыночной экономики играет важную роль в обеспечении стабильности экономического роста, защите интересов потребителей, предотвращении монополизации рынка и создании условий для конкуренции.

Зачем нужно государственное регулирование рыночной экономики?

Государственное регулирование рыночной экономики необходимо для поддержания баланса и стабильности на рынке. Оно позволяет предотвратить монополизацию рынка, защитить права потребителей, обеспечить соблюдение социальных норм и регулировать экономические процессы.

Что такое государственное регулирование рыночной экономики?

Государственное регулирование рыночной экономики - это система методов и инструментов, которые государство использует для контроля и вмешательства в экономическую сферу с целью достижения определенных политических, социальных и экономических целей.

Какие формы и методы регулирования рыночной экономики существуют?

Формы и методы регулирования рыночной экономики включают в себя: общенормативное регулирование, рыночное регулирование, государственное регулирование через финансовые и налоговые механизмы, административно-управленческое регулирование, механизмы поддержки отдельных секторов экономики и международное регулирование.

Что включает в себя общенормативное регулирование?

Общенормативное регулирование включает в себя введение общих правил, установление порядка создания, реорганизации и упразднения организаций, нормирование процессов производства и обращения товаров, условия работы предприятий, а также установление правил конкуренции.

Какие методы регулирования используются для поддержки отдельных секторов экономики?

Для поддержки отдельных секторов экономики используются такие методы как государственное финансирование, установление льгот и субсидий, создание специальных институтов для разработки и реализации программ развития отраслей.