Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Чередование творческих поручений, как средство нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста.

  • 27 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 15.03.2011
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие, цели и задачи нравственного воспитания
1.2. Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ГЛАВА II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЧЕРЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОРУЧЕНИЙ
2.1. Методика чередования творческих поручений в отечественной педагогике
2.2. Организация и формы чередующихся творческих поручений, как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

д.) как последовательная цепь чередующихся творческих дел (чередование творческих поручений). На общем сборе макрогруппы сопоставляются мнения, развиваются предложения, вырабатывается стратегия творческих дел. Такой план может составляться с помощью вопросов-задач. Например: что и для кого мы сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Кто будет ведущим?). Можно организовать конкурс на лучшие предложения по плану или на лучший проект дела. Можно раздать анкеты предложений (Что ты хотел бы сделать? Для кого? И т. п.); провести разведку дел по таким, например, маршрутам, как «класс», «библиотека», и пр.
3. Подготовка педагогом совместно с учениками творческих дел: планирование, программы микрогрупп, уточнение планов, разработка вариантов. 
4. Проведение творческих дел: осуществление плана с возможными коррективами и отклонениями от первоначального замысла. 
5. Подведение итогов педагогом совместно с учениками: анализ положительного и отрицательного, обобщение итогов, совместный поиск лучших решений.
6. Анализ педагогом совместно с учениками ближайших последствий творческих дел, определение результативности.
В микрогруппе алгоритм организации творческой деятельности имеет свои особенности. Здесь функции инициатора, организатора и контролера выполняет временная инициативная группа. Как правило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, творческих ученика и два-три ничем не выдающихся ученика. Благодаря этому каждый ребенок легче раскрывает свои «малые таланты». Этот психологический эффект помогает раскрыться самым заторможенным аутсайдерам, предоставляя им возможность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. Кроме того, временная инициативная группа – именно временное объединение, поэтому каждый ученик в классе получает несколько возможностей при чередовании творческих поручений проявить свои организаторские способности [8]. 
Чередование творческих поручений микрогруппам предполагает, что каждая из микрогрупп по очереди, в течение одной или двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своем классе и окружающей жизни («хозяева класса», «друзья книги», «затейники», «газетчики» - выпуск стенной газеты, «цветоводы» или «друзья природы», «журналисты» - оформление летописи класса и пр.
Алгоритм организации творческой деятельности в микрогруппе состоит в последовательной реализации следующих стадий: 
1. Выборы временной инициативной группы. На первых порах выборы происходят под руководством педагога, в дальнейшем микрогруппа прибегает к помощи педагога только в крайних ситуациях, становясь все более самостоятельной. Кандидатуры предлагаются самими учениками (свои или товарищей), при этом педагог следит за уравновешенной компановкой временной инициативной группы. Или педагог сам назначает членов временной инициативной группы. Вариант выбора зависит от уровня самостоятельности микрогруппы. 
Временная инициативная группа должна стать генератором идей, разработчиком программы творческого дела (поручения), организатором школьников, входящих в микрогруппу. Кроме того, временная инициативная группа осуществляет контроль в ходе выполнения творческого дела и анализ его результатов. 
2. Временная инициативная группа приступает к разработке творческого дела. Например, придумывает название, девиз, составляет программу творческого дела и план действий.
3. Распределение обязанностей ответственных членов временной инициативной группы, распределение заданий отдельным группам по подготовке творческого дела. Определенные задания закрепляются за каждым участником микрогруппы.
4. Работа по распределению заданий в микрогруппе. Члены временной инициативной группы разъясняют характер предстоящих действий ответственным за каждый составляющий участок запланированного творческого дела.
5. Совместная подготовка творческого дела-поручения. Временная инициативная группа осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным.
6. Проведение творческого дела-поручения. Временная инициативная группа проводит активное наблюдение, контроль в ходе выполнения творческого дела и оказывает помощь участникам микрогруппы. На этом этапе осуществляется разработанный конкретный план со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке творческого дела или с учетом неожиданно изменившихся обстоятельств. Эти отклонения от первоначального замысла, возникающие во время выполнения творческого дела-поручения из-за разных непредвиденных обстоятельств, а также ошибки, допущенные детьми, оказываются также полезными. Все это - тоже необходимая школа жизни для детей младшего школьного возраста. Главным для педагогов, как руководителей и ведущих участников творческого поручения - возбуждать и укреплять в детях уверенность в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
7. Подведение итогов, анализ эффективности творческого дела [8]. 
Чередование творческих поручений предусматривает прекращение работы временной инициативной группы после завершения творческого дела. Для реализации нового творческого поручения создается новая временная инициативная группа. 
Формы творческих поручений могут быть самыми разнообразными, охватывая широкий круг необходимых коллективных дел с учетом интересов и возможностей детей младшего школьного возраста. В общественно-политических поручениях ведущую роль играет общая забота морально-политического содержания; в трудовых поручениях — общая забота трудового характера; в познавательных поручениях — общая забота познавательного содержания; в художественных поручениях — общая забота, связанная с художественно-эстетическим творчеством; в спортивных поручениях — общая забота спортивного, оздоровительного, характера и пр. [5]. 
В качестве примера можно назвать следующие поручения для системы чередующихся творческих поручений:
«Хозяева класса». Эта группа следит за чистотой и порядком в классе, за порядком в хранении наглядных материалов и пр.
«Уют». За период своей работы каждая группа «Уют» должна внести какой-либо свой вклад в оформление класса, сделать помещение класса хоть немного уютнее, окружающую детей среду - эстетичнее.
«Мастера». Это ребята должны помогать делать каждый урок ярче и интереснее – это могут быть демонстрационные и раздаточные материалы, фишки и другие значки, получаемые школьниками за правильные ответы и пр.
«Летопись класса». Чтобы о классе у детей осталось долгая память, можно вести летопись класса. Группа, которая в данное время выполняет это поручение, должна красочно оформить страничку летописи (описание событий, фотографии и пр.)
«Затейники». Это очень творческая группа. На праздниках дети этой группы должны удивить всех каким-то приятным сюрпризом. Это может быть творческое выступление или особое украшение класса. Если у кого-то из школьников или педагогов день рождения - группа должна позаботиться о поздравлении, может быть, небольшом самодельном сувенире и пр.
Можно предложить несколько рекомендаций педагогам, организующим чередование творческих поручений.
- детям младшего школьного возраста следует только те поручения, которые им нравятся, и при наличии у конкретного ребенка данных, позволяющих справиться с творческим поручением;
- творческих поручений не должны быть однотипными;
- не следует заставлять ребенка младшего школьного возраста, выполнять ту или иную работу, если он не хочет выполнять поручение или поручение ему не нравиться;
- педагогу не следует навязывать свое решение проблемы – пусть ребенок младшего школьного возраста проявляет творчество в поручении;
- не следует ругать ребенка, даже если поручение выполнено не так, как педагогу хотелось бы, лучше похвалить, хотя бы за старание;
- необходимо всегда контролировать выполнение поручений, потому что дети младшего школьного возраста за все охотно берутся, но без соответствующей стимуляции охладевают к делу, даже забывают о поручении;
- педагогу не следует разжигать соперничества между микрогруппами. Необходимо подмечать и поддерживать ростки настоящей дружбы, взаимопомощи, настойчивости в осуществлении задуманного;
- педагогу не следует давать или выставлять оценки выполнению творческих поручений: это зачастую вызывает обиды, провоцирует ненужное соперничество. Оценивать выполнение поручений следует как бескорыстную заботу о товарищах, как радостные моменты жизни всего коллектива, окружающих людей.
Чередующиеся творческие дела-поручения не становятся в тягость, не надоедают, но, периодически повторяясь, обогащают всех и каждого необходимым практическим, организаторским, нравственным опытом [энц].
Выводы.
Итак, чередование творческих поручений по методике И. Иванова представляет собой цепочку дел-поручений минигруппам, каждая из которых по очереди, в течение одной или двух недель, организует и осуществляет один из видов повседневной заботы о своем классе и окружающей жизни. Важно помнить, что чередование творческих поручений - это система работы. Если педагог выберет эту форму, он не должен забывать каждый день выделять время на работу с группами, напоминать группам, какое поручение они сегодня выполняют, контролировать выполнение, подводить итоги и пр. С детьми обязательно обсуждается работа каждой группы, проделанная работа не должна остаться без внимания. Но соревноваться в выполнении чередующихся творческих поручений не стоит, лучше, если дети будут работать не за баллы или награды, а из интереса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед педагогами школы стоит важная задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. Основные задачи нравственного воспитания включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
У детей младшего школьного возраста на фоне психофизиологического развития происходит активное накопление социального опыта, формируются зачатки самосознания. Задача нравственного воспитания в школе состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Еще А.С. Макаренко использовал в своей коммуне чередование творческих поручений в звеньях. Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования И.П.Иванов, опираясь на опыт А.С.Макаренко, развил формы работы с коллективом школьников применительно к новым условиям.
Один из наиболее эффективных воспитательных методов работы с коллективом младших школьников - чередование творческих поручений. С помощью чередования творческих поручений можно разнообразить ежедневную жизнь, организовать класс и быстрее сдружить детей. В коллективных чередующихся творческих поручениях происходит нравственное воспитание, непосредственное обогащение каждого участника дела собственным опытом ответственного отношения к окружающей жизни и к людям.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: использование методики чередования творческих поручений повышает эффективность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА

Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001.
Газман О. С.  Коллективное творческое // Учительская газета. — 1987. — 17 дек.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
Иванов И.П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. - Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. 
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007. - 416 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд. 2-е, доп. и перераб.  – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 272 с.
Макаренко А. С.  Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. — М.: Педагогика, 1983.
Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова, т. 1-2, - М., 1993-98.
Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. — 719 с.












2

ЛИТЕРАТУРА

1.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001.
2.Газман О. С. Коллективное творческое // Учительская газета. — 1987. — 17 дек.
3.Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
4.Иванов И.П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. - Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.
5.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.
6.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
7.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007. - 416 с.
8.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 272 с.
9.Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. — М.: Педагогика, 1983.
10.Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова, т. 1-2, - М., 1993-98.
11. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
12.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. — 719 с.

Узнать стоимость работы