Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Физическая реабилитация после травмы коленного сустава

  • 86 страниц
  • 24 источника
  • Добавлена 10.03.2009
1 200 руб. 4 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Острая травма и хронические повреждения опорно - двигательного аппарата
1.1. Клиническая диагностика повреждений коленного сустава
1.1.1. Повреждение внутреннего мениска
1.1.2. Повреждение наружного мениска
1.1.3. Повреждение обоих менисков
1.1.4. Гемартроз сустава
1.1.5. Болезнь Гоффа
1.1.6. Разрывы связочного аппарата коленного сустава
2.1. Реабилитация при повреждениях коленного сустава спортсменов
2.1.1 Принципы реабилитации
2.2.2. Методы реабилитации
Выводы
Глава 2. Материал и методы исследования
2.1. Анализ и обсуждение литературных источников
2.2. Разработка и внедрение программ физической реабилитации лечебной физической культурой при повреждениях коленного сустава
2.2.1. Методика двигательной реабилитация после оперативного лечения изолированных повреждений менисков коленного сустава
2.2.2 Методика двигательная реабилитация после оперативного лечения сочетанных повреждений менисков и суставного хряща
2.2.3. Методика двигательной реабилитация после артроскопических операций на коленном суставе
2.3. Методы исследования
Выводы
Глава 3. Собственная программа реабилитации коленного сустава
3.1. Анкета здоровья спортсменки
3.2. Результаты углубленного медицинского обследования
3.3. Врачебно- педагогический контроль при проведении тренировочного процесса
Глава 4. Результаты и их обсуждение
4.1. Результаты исследования психических функций пациентов
4.2. Результаты исследования функционального состояния пациентов
4.3. Обсуждение результатов психических функций и функционального состояния пациентов
Выводы
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Среди них 8 мужчин и 6 женщин, наблюдавшихся в течение 2006 – 2007 г.г. в период реабилитации в врачебно-физкультурном диспансере и станционаре (ЦРБ) г. Ярославле. Возраст пациентов от 25 до 46 лет. 40% испытуемых имели квалификацию мастера спорта и мастера спорта международного класса; 40 % - представители массовых разрядов; 20% - без разрядов.
База исследования. Врачебно-физкультурный диспансер и станционарное отделение для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. ЦРБ г. Ярославля.
Нами использовались как методы, определяющие физический уровень развития и работоспособности испытуемых, так и психодиагностические методы.
Для определения уровня физического развития и работоспособности испытуемых, функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую деятельность, предлагалось провести пробы, характеризующие состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы; антропометрию; рассчитать индексы физического развития: росто - весовой, пропорциональности, жизненный, силовой.
Результаты позволили вносить коррективы в реабилитационный процесс и направлять его на более качественный уровень путем дифференцирования величины нагрузки для испытуемых различной подготовленности.
Оценка уровня физической подготовленности определяется по его динамике и темпам прироста результатов, показанных в проведенных тестах.
Для аналитической работы предлагалось сравнить уровень физической подготовленности разных возрастов, уровней физической подготовленности, используя методы математической статистики.
В целях выявления различий в преодолении психологической напряженности (рефлексивный блок) применялся опросник М.Селигмана (по методике вычисляются показатели суммарно негативного, суммарно позитивного атрибутивных стилей, которые надежны в предсказании психических эффектов); шкала ситуативной тревожности; шкала ситуативного гнева, шкала ситуативной депрессии.
Выявление психолого- педагогической поддержки осуществлялась адаптированного нами опросника ожидаемой социальной поддержки И.Сарасона и др. Методика направлена на измерение помощи, ожидаемой испытуемыми в трудной для них ситуации; теста САН.
Для определения индексов враждебности и агрессивности использовался опросник Баса – Дарки.
Для статистической обработки полученных данных использовался t–критерий Стьюдента; для полсчета меры связи между шкалами использовался коэффициент ранговых корреляций Спирмена. Подсчет коэффициентов осуществлялся с помощью программы статистической обработки SPSS. Значимость связей: r (s) = 0,45 при р < 0,05; r (s) = 0,58 при р < 0,01.
В ходе исследования нами разработана и внедрена психолого-педагогическая технология личностно-ориентированного и индивидуального подходов в процессе физической реабилитации лиц, получившими различную степень травматизма коленного сустава..
Принципы определения уровня общей физической работоспособности у лиц среднего и пожилого возраста.
Для определения уровня общей физической работоспособности у лиц среднего и пожилого возраста ориентировочно могут быть использованы простейшие «бытовые» пробы, упрощенные варианты отдельных лабораторных проб и общепризнанный показатель общей физической работоспособности PWC170, который применительно к данному к контингенту лиц называется PWC aF- «соответствующий возрасту»).
В качестве простейших «бытовых проб» рекомендуют:
определение ЧСС при подъеме на 4-й этаж в индивидуально возможном темпе (ЧСС < 100 уд./мин – отличная, ЧСС 100-130 уд./мин - хорошая, ЧСС 130-150 уд./мин – удовлетворительная, ЧСС >150 уд./мин - неудовлетворительная подготовленность);
измерение ЧСС при подъеме на 4 -й этаж за 2 мин (при ЧСС <140 уд./мин может быть назначен режим общефизической подготовки и тренировочный режим)
Принципы определения типа реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (например, приседаний за 40 с) представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Типы реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную
физическую нагрузку с 20 приседаниями у лиц, занимающихся
оздоровительной физической культурой при реабилитации опорно-двигательного аппарата

Тип
реакции ЧСС
АД
Частота дыхания

до пробы за 10 с
после пробы за 10 с
время восстановления, мин
систолическое, мм рт. ст.
диастолическое, мм рт. ст.
пульсовое, мм рт. ст.

Благоприятный

Допустимый 10-12
15-18
1-3
От +10 до +25
10-15
Увеличение
Без изменений

13-14
21-23
4-6
От +30 до +40
20 и более
Увеличение
Учащение на 4-5 в мин
Неблагоприятный 15 и выше
30-34
7 и более
Без изменений и падений
Увеличение
Уменьшение
Одышка


Упрощенный вариант пробы Мартинета: после 10 мин сидения регистрируют исходные ЧСС и АД; затем испытуемому предлагают сделать 20 приседаний за 40 сек. (у лиц молодого возраста – за 20 сек.). Через 5 мин после окончания пробы производят повторную регистрацию ЧСС и АД. Рассчитывают: разность ЧСС после и до нагрузки (Мп); разность систолического давления после и до нагрузки (Мс); разность диастолического давления после и до нагрузки (Мд) (если диастолическое давление после нагрузки снижается, (Мд) необходимо умножить на 0,5).
Принципы оценки. При хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы наибольшая разность указанных параметров не превышает 5, при удовлетворительном - колеблется от 6 до 10, при неудовлетворительном – превышает 10.
Методика теста САН «самочувствие», «активность», «настроение».
Техника обработки теста САН. Для определения функционального состояния использована семиступенчатая шкала оценок. Каждую категорию - самочувствие, активность, настроение - характеризуют 10 пар слов.
Самочувствие: №№ строк 1, 2, 7. -13,14,19, 20, 25,26.
Активность: №№ строк 3, 4, 9, 10, 16,21,22,27,28.
Настроение: №№ строк 5,6,11,12, 18, 23, 24, 29, 30.
Задача испытуемого - выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающего состояние в момент обследования. При расшифровке заполненной карты оценку признака перекодируют в ряд от 1 до 7, причем балл 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, приобретает значение 1, балл 0 будет обозначаться цифрой 4, балл 3, отражающие хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7, и т.д. Техника перекодирования иллюстрируется схемой:-3-2-1-0-1-2-3-хорошо /1 2 3 4 5 6 7
При обработке результатов каждого тестирования по каждому параметру (самочувствие, активность, настроение) используют три математических показателя: среднюю арифметическую, ошибку средней арифметической и среднеквадратичное отклонение. Карты с величиной среднеквадратичного отклонения, превышающей 1,5, могут отбрасываться, так как данное значение, согласно утверждению создателей теста САН, является критическим.




Выводы

1. Использование ступенчатой нагрузки у пациентов в реабилитационном процессе с применением комплекса методов исследования характеризует состояние систем организма, обеспечивающих энергообеспечение мышечной деятельности, ЦНС и НМС позволяет получить объективную информацию об уровне адаптации испытуемого к нагрузкам после операции на коленном суставе. Это подтверждает целесообразность использования тестов для определения готовности пациентов к возвращению в строй.
2. Проведенное тестирование выявило, что взрослые высококвалифицированные спортсмены характеризуются различным уровнем физической работоспособности, напряженностью систем организма при адаптации к предельной нагрузке, и состоянием НМС и ЦНС. В связи с этим для прохождения эффективного реабилитационного периода у этих спортсменов- ветеранов целесообразно использовать индивидуальные программы подготовки и применить личностно-ориентированный подход.
3. С учетом многокомпонентного характера процесса реабилитации тренировка (занятие) спортсменов – ветеранов должна иметь комплексный характер и способствовать повышению физической работоспособности и максимальных аэробных и анаэробных возможностей, экономичности и эффективности адаптивных реакций, улучшению состояния НМС, КС и скорости сенсомоторных реакций, а также совершенствованию межсистемной регуляции в деятельности двигательных и вегетативных функций.






Глава 3. Собственная программа реабилитации коленного сустава

3.1. Анкета здоровья спортсменки

Результаты врачебно-педагогических наблюдений (ВПН) дают возможность специалисту вносить изменения уже в следующую тренировку (занятие), реабилитационный цикл.
В 2006 г. было проведено комплексное врачебно-педагогическое обследование 27 летней легкоатлетки в условиях физкультурно- врачебного диспансера по разработанной нами методике двигательной реабилитация после оперативного лечения изолированных повреждений менисков коленного сустава.
Общие данные. Опарина Елена Константиновна, 27 лет, военнослужащая, проживает в г. Ярославле. (См. Приложение 3. Анкета здоровья спортсменки).
Спортивный анамнез. Посещает спортивную секцию по легкой атлетике в МВО. Имеет звание мастера спорта международного класса в беге на 100, 200 м. Легкой атлетикой занимается 12 лет, тренируется 5 раз в неделю по 2 часа, участвует в различных по рангу соревнованиях до 15 раз в год, участвует в сборах. Тренированность, по ее мнению, достаточная. Утомление после тренировочных занятий - среднее, восстановление организма после них - быстрое (нормализация сна, активный отдых, водные процедуры, массаж, положительные эмоции). Перед соревнованиями всегда волнуется. Режим тренировки соблюдает полностью, отдыха - частично. Перенапряжения и перетренированности переодически случались. Регулярно ведет дневник самоконтроля. За последние полгода участвовала в соревнованиях всероссийского и международного уровней по легкой атлетике, где улучшала личный результат и подтверждала выполнение норматива МСМК.
Анамнез жизни. Росла и развивалась здоровым ребенком, в физическом развитии от сверстниц не отставала. В школе и ВУЗе регулярно занималась физкультурой и спортом. Условия быта хорошие, питание полноценное и регулярное, не курит, алкоголь не употребляет, ведет здоровый образ жизни.
Состояние здоровья в настоящее время. В январе 2006 года сделана операция на коленном суставе. Прошла курс реабилитации по методике двигательной реабилитация после оперативного лечения изолированных повреждений менисков коленного сустава. См. фото.1,2,3

Фото 1. Упражнение на расслабление


Фото 2. Велотренажер Фото 3. Беговая дорожка

В настоящее время жалоб не предъявляет. Самочувствие хорошее, настроение бодрое, имеет желание тренироваться, спит по 7-8 ч в сутки, аппетит хороший. Слизистая губ и конъюнктивы глаз бледнорозового цвета. Зев чистый, гланды обычной величины и окраски. Ритм сердца правильный, тоны ясные, ЧСС - 78 уд/мин, АД – 105/765мм рт. ст. В легких везикулярное дыхание, частота дыхания - 20 в мин. Язык чистый и влажный. Живот обычной формы, при пальпации мягкий и безболезненный, физиологические отправления в норме. Со стороны других органов и систем патологии не выявлено.

3.2. Результаты углубленного медицинского обследования

Исследование физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем с помощью функциональных проб и тестов.
Длина тела - 170 см, масса тела - 57 кг. Длина правой руки - 75,5 см, правой ноги - 88см.
Обхватные величины: головы - 54,5см, шеи - 37см; правого плеча в покое - 23,5 см, в напряжении - 25 см; грудной клетки: в покое 86 см, на вдохе 90,5 см, на выдохе — 83,5 см (экскурсия грудной клетки -7 см); талии 67 см, правого бедра 53 см, правой голени 33 см.
Сила мышц кисти: правой - 21 кг, левой - 15 кг; силы мышц спины - 50 кг. Время задержки дыхания: на вдохе (проба Штанге) - 63 с, на выдохе (проба Генче) - 32 с. Динамическая ЖЕЛ (проба Розенталя): 3000, 3000, 2900, 3100, 2950 мл.
Реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки по функциональной пробе С. П. Летунова соответствовала гипертоническому типу. При повторном проведении данной пробы через два месяца был выявлен нормотонический тип реакции сердечнососудистой системы.
Общая физическая работоспособность определялась дважды с помощью Гарвардского степ-теста по формуле: ИГСТ = 1 х 100.
При первом обследовании ИГСТ равен 72,5 (средняя оценка общей физической работоспособности), при повторном обследовании общая физическая работоспособность оценена на «удовлетворительно (64,6).
Координационная проба Ромберга показала, что у обследуемой выявлена хорошая устойчивость статической координации. Пальценосовая проба также не обнаружила нарушений динамической координации. Ортостатическая проба определила повышенную возбудимость симпатического кого отдела вегетативной нервной системы. В результате исследования мышечно-суставного чувства с помощью динамометра получены показатели, характерные для нормальных величин. Реакция сухожильных рефлексов четырехглавой мышцы бедра, двуглавой мышцы плеча и ахиллова сухожилия была средней живости (+ +).

3.3. Врачебно- педагогический контроль при проведении тренировочного процесса

Основной целью тренировочного режима является повышение функциональных возможностей организма путем постепенного увеличения тренировочных нагрузок, в основном их объемов. Предусматривается соблюдение основных дидактических принципов построения тренировок и соблюдения правил общего режима ( Г.А.Маркова, 2004).
22 мая 2006 г. во время учебно-тренировочного занятия проводились ВПН за спортсменкой. Занятие проходило в легкоатлетическом манеже «Вымпел».
Задачи ВПН на учебно-тренировочное занятие: определить объем тренировочной нагрузки и скоростной выносливости спортсменки; оценить соответствие учебно-тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма этой спортсменки.
Содержание учебно-тренировочного занятия.
Подготовительная часть (15 мин) включала:
медленный бег 5 мин; общеразвивающие и специальные беговые упражнения бегуна и ускорения 10 мин.
Основная часть (60 мин) состояла из пробегания отрезков различной длины скоростного характера: бег 3 раза по 60 м; повторный бег 3 раза по 100 м; повторный бег 3 раза по 200 м, отдых между сериями составлял около 10 мин
В заключительной части (15 мин) занятия выполнялись упражнения, направленные на расслабление отдельных групп мышц, а также пассивные и активные движения, медленный бег.
Реакция ЧСС на учебно-тренировочную нагрузку: в покое - 84, 84, 84 уд/мин (ЧСС здесь и в дальнейшем определялась за 10 с в пересчете на минуту); в подготовительной части - 108, 120, 132, 144 уд/мин; в основной части - 120-180, 126-190, 132-208, 132-210, 126-220, 126-220, 120-210, 120-210, 120-210, 180, 168,144 уд/мин; в заключительной части - 120, 114, 108, 96 уд/мин.
Через 5 мин после окончания занятия: ЧСС - 84 уд/мин, АД – 120/770мм рт. ст, частота дыхания - 20 в мин, ЖЕЛ – 3100 мл.
Визуальное наблюдение. После выполнения беговой нагрузки на 100 м на 18-й минуте появился пот на коже лица, шеи, а частота дыхания стала равной 46 в мин, на 21-й мин пот возник в подмышечной области, на груди и животе, а частота дыхания после последнего забега на 200 м увеличилась до 48 в 1 мин и стало поверхностным с глубокими вдохами. Покраснение кожи лица обнаружено на 25-й мин. Значительное нарушение походки и сосредоточенности внимания выявлено в конце основной части занятия. Все эти признаки указывают на то, что у спортсменки определена высокая степень утомления. Этому способствовали интенсивные и объемные нагрузочные упражнения с малыми перерывами на отдых. К концу занятия потливость уменьшилась, а покраснение кожи лица исчезло.
Обсуждение результатов наблюдения и научно-практические рекомендации. При обследовании Опариной Е.К. в условиях физкультурно-врачебного диспансера с помощью простых клинико-физиологических методов патологических отклонений в состоянии здоровья не выявлено. На основании собранного анамнеза и данных медико-педагогического обследования у спортсменки отмечен средний уровень функциональных возможностей (сказался перерыв в тренировочном процессе). Это подтверждают также и функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем в покое, в процессе выполнения функциональных проб, тестов и тренировочных нагрузок. Следует заметить, что предъявляемые тренировочные нагрузки не относились к максимальным, хотя проводились с большой скоростно-силовой интенсивностью. Состояние спортсменки могло бы быть значительно хуже, если бы с ней не проводились индивидуальные занятия по методике двигательной реабилитация после оперативного лечения изолированных повреждений менисков коленного сустава.
Как видим, объем и интенсивность тренировок в общем соответствовали функциональным возможностям организма. Уровень подготовленности спортсменки к этой тренировке можно отнести к среднему.
При распределении нагрузки тренер учел все необходимые моменты: ее плавное повышение в подготовительной части занятия, при серийно-пиковых нагрузках и постепенное ее снижение в заключительной части.
Отсутствие жалоб у спортсменки во время занятия и после служит свидетельством хорошей переносимости тренировочных нагрузок, хотя последние три забега сопровождались затруднениями. Выполнение каждого старта забегов начиналось с ЧСС 120-132 уд/мин, а заканчивалось 180-220 уд/мин. Такое разночтение показателей связано с неравномерными интервалами отдыха.
Для решения поставленных задач тренер использовал нагрузки в условиях высокого кислородного долга. Однако организм спортсменки отличался хорошей адаптацией к работе переменной мощности. Несмотря на усталость ЧСС восстанавливалась до 120 уд/мин только в последних трех забегах. Развитие утомления у нее было обусловлено многократными повторениями одного и того же упражнения с высокой скоростной интенсивностью выполнения.
Следовательно, учебно-тренировочная нагрузка на занятии в целом отвечает функциональным возможностям организма спортсменки. Однако в отдельных моментах она нуждается в некоторой коррекции:
- после подготовительной части занятия беговые нагрузки необходимо начинать с ЧСС 120 уд/ мин;
- интервал отдыха между 1-й и 2-й сериями забегов необходимо увеличить и заполнить упражнениями на гибкость, координацию. Растяжку;
- следует заметить, что ЧСС по окончании забегов на 100 и 200 м завышена, в связи с этим рекомендуется уменьшить интенсивность предлагаемой нагрузки;
- учебно-тренировочное занятие для спортсменки следует завершить на отметке ЧСС, максимально приближенной к исходной величине, а для этого необходимо увеличить заключительную часть занятия на 5-7 мин;
- для восстановления организма в заключительной части предусмотреть специально подобранные упражнения на расслабление, дыхательные упражнения;
- после окончания занятия принять водные процедуры, восстановительный массаж, провести аутогенную тренировку, активный эмоциональный отдых с витаминизированным питанием.
Таким образом, проведенное комплексное ВПН показало, что такое обследование специалисту следует осуществлять чаще, хотя бы 1 раз в 2-3 месяца, после того, как спортсмен (кА) выписалась из станционара и прошла курс реабилитации. Наблюдения дают возможность проводить коррекцию тренировочных занятий по виду спорта, а спортсменам знать свои основные функциональные показатели и возможности при меняющихся физических нагрузках. Кроме того, ВПН являются хорошим психолого - педагогическим фактором, улучшающим психологический фон спортсменов- ветеранов.
Глава 4. Результаты и их обсуждение

4.1. Результаты исследования психических функций пациентов

Результаты исследования психических функций пациентов, в частности по показателям индекса враждебности пациентов до и после операции, представлены на рисунках 9 и 10.
Показатели индекса враждебности пациентов до операции выходят за пределы нормы и значительно выше ее нормального состояния: при норме – 26% от общего числа пациентов выше нормы – 65%. Это может свидетельствовать о эмоциональном напряжении пациентов; их переживаниях, связанных с карьерой и т.п.
Аналогичные показатели после операции: соответствуют норме – 48% от общего числа пациентов; 34 % - выше нормы. Показатель «выше нормы» снизился в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем до операции. Это свидетельствует о прекращении беспокойства по поводу будущего спортсмена(ки), однако, некоторые пациенты проявляют неуравновешенность и после проведенной операции.
Показатели индекса агрессивности пациентов до и после операции, представлены на рисунках 11 и 12. Показатели индекса агрессивности по своей сути идентичны динамике изменений показателей индекса враждебности пациентов до операции и после операции. Анализ показателей выявил тенденцию к снижению индекса агрессивности пациентов после проведенной операции, снятию фрустрации. Реабилитационный период позволит окончательно закрепить позитивные успехи тех пациентов, которые проявляют уверенность в себе и доверяют специалистам.









4.2. Результаты исследования функционального состояния пациентов

При качественной самооценке функционального состояния (тест САН) выявлен наивысший показатель настроения при более низких показателях самочувствия и активности. Возможно это объясняется усталостью и переживаниями пациентов по поводу операции ( ее исходу, восстановления после операции, продолжительности лечения, возможных осложнениях, перспективах на будущее). (см. рис.13)

Для повышения функциональной работоспособности и восстановлению подвижности в коленном суставе необходимо использовать комплексы упражнений различной сложности и интенсивности, оказывающих разное воздействие на отдельные анализаторы и ЦНС в целом:
1. Упражнения для развития устойчивости: хождение по ограниченной плоскости с поворотами, с попытками нарушить равновесие в упражнениях типа «ласточка», сохранение равновесия на одной ноге при сбивающих факторах, «колесо», стойка на голове, хождение на руках и т. д.
2. Упражнения для повышения пространственно-временной ориентации: медленное вращение головой в разные стороны (вправо, влево), продолжительность упражнений - 5-7 мин. Вращательные движения телом с открытыми и закрытыми глазами, повороты тела с остановкой и метанием предмета в цель, упражнения на батуте, прыжковая акробатика.
3. Упражнения для развития общей и специальной координации (разнообразные акробатические упражнения: кувырки, перевороты, подъем разгибом, выполнение упражнений, используемых при подготовке единоборцев, а также специальные упражнения различной сложности и интенсивности, выполняемые непосредственно в условиях водной среды).
Улучшению быстроты движений и скорости двигательных реакций способствует выполнение упражнений, связанных с бросанием и ловлей мелких предметов, спортивные и подвижные игры, эстафеты.
Для повышения эффективности специальной работы необходимо перед тренировочной и соревновательной деятельностью использовать комплекс упражнений в разминке, способствующих повышению функционального состояния систем организма, с обязательным применением координационных упражнений и упражнений для повышения быстроты и скорости двигательных реакций.

4.3. Обсуждение результатов психических функций и функционального состояния пациентов

Исследование морфофункциональных показателей испытуемых, распределенных по группам (в зависимости от вида, полученной травмы колена) наиболее часто встречающихся травм коленного сустава, выявил ряд тенденций:
- наблюдается снижение регуляторных функций, выявлена недостаточность адаптационных резервов и низкие функциональные ресурсы организма испытуемых. Анализируя негативные отклонения параметров функционирования отдельных систем организма можно констатировать, что в комплексе эти отклонения приводят к эффекту суммирования;
- функциональное состояние протестированных систем организма пациентов достаточно однородно, что позволяет в значительной мере унифицировать средства и методы оздоровительной и восстановительной физической культуры;
- при распределении физических нагрузок главными факторами должны являться показатели физической работоспособности, специализации в виде спорта, уровня спортивного мастерства и специфика травмы (показания и противопоказания);
- первоочередными задачами реабилитации после операции на коленном суставе спортсменов - ветеранов является повышение функционального состояния сердечнососудистой и мышечной систем организма.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости формирования у пациентов и, особенно, у спортсменов – ветеранов эмоциональной уравновешенности, овладения ими методами саморегуляции и психокоррекции. Данная психоэмоциональная сфера пациентов находится на порядок ниже их функционального состояния, которое оценивается как хорошее, практически у всех поступивших на операцию пациентов.

Выводы

Таким образом, в процессе проведенного исследования по выявлению психических функций и функционального состояния пациентов нами установлено, что:
- функциональное состояние пациентов до операции значительно превосходит их психическое состояние. Так высокая работоспособность и активность снижается или подавляется общей психической подавленностью, сомнительностью, фрустрацией;
- до операции пациент испытывает стресс. Снятие психического напряжения – главная задача медицинского персонала, родственников и самого пациента;
- действенным средством в профилактике эмоционального стресса являются физические упражнения, релаксация, массаж, просмотр любимых телепередач или видеофильмов.
Нами смоделированы и созданы организационные, психологические, педагогические и методические условия эффективного применения методик по реабилитации коленного сустава после операции.
Мы выделили в качестве основных задач в реабилитационном периоде две: создать условия способствующие сохранению физических кондиций пациентов и уравновесить их психоэмоциональное состояние.
Комплекса средств психорегуляции способствовал:
- формированию осознанного, позитивного отношения к восстановлению исходного уровня физических кондиций пациента, развитию и совершенствованию умений и навыков психорегуляции и использованию их в жизнедеятельности в целом;
- настрою на систематический психотренинг, направленный на поддержание положительных психических состояний, на развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе психорегуляции;
- активизации рефлексивных процессов, формированию способности к эмпатии.







Заключение

Таким образом, в процессе проведенного исследования:
- обобщен теоретический материал по проблеме исследования и практический опыт по реабилитации травм коленного сустава у лиц среднего и старшего возраста;
- выявлены возрастно-половые стандарты, таблицы физического развития и функционального состояния пациентов, получивших травму коленного сустава от 25 до 45 лет, что позволит объективно оценить их физическое развитие и функциональное состояние;
- охарактеризована клиническая характеристика повреждений и травм коленного сустава;
- представлены методики по реабилитации различных видов травм колена;
- изучен психический статус данного контингента пациентов по тесту САН и формы агрессии и враждебности по опроснику Басса-Дарки;
- обоснована технология врачебно- педагогического сопровождения реабилитационного и тренировочного процесса спортсменов – ветеранов, которая была реализована в эксперименте.
Внедрение в реабилитационный процесс модели восстановления при врачебно-педагогическом контроле на основе комплекса средств психорегуляции позволило:
- систематизировать и интегрировать знания философии, психологии, педагогики, физиологии для целенаправленного формирования у спортсменов – ветеранов умений и навыков применения средств психорегуляции в пред – и пост операционный период;
- сформировать способности управлять своим психическим состоянием, снимать напряжение, тревожность, противостоять стрессам, изменять свое самочувствие, быстро восстанавливать работоспособность;
- повысить уровень теоретической, практической и профессиональной готовности к применению средств психорегуляции в профессиональной деятельности.
Разработанные критерии - теоретическая, практическая готовность к применению средств психорегуляции и уровни ее сформированности - высокий, средний, низкий дают возможность специалисту (врачу, тренеру) оперативно определять степень подготовленности атлетов к применению комплекса средств физической активности (физических упоражнений, тренировки), психорегуляции и использованию полученных знаний и умений в их профессиональной деятельности.
Результаты экспериментальной работы выявили эффективность разработанной нами модели реабилитации пациентов после операции на коленном суставе на основе комплекса средств физической активности и психорегуляции, что подтвердилось качественными изменениями всех исследуемых показателей.
Экспериментальное исследование позволило нам доказать, что только комплексное и системное изучение средств физической активности после операции и психорегуляции в реабилитационном процессе вносит определенный вклад в повышение психофизиологилогического аспекта в восстановление пациентов после операции.










Список литературы
Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990,С.7 – 17.
Бундзен П. В., Короткое К. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте// Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 5.
Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р.Кеттелла: Учеб. пособ. Челябинск: Изд-во: ЮУрГУ 2000
ВПН в процессе тренировочных занятий: метод, рекомендации / А. П. Пешкова, В. П. Зайцев, Т. Г. Ананьева. - Харьков: ХаГИФК, 1989. - 128с.
Гершбург М.И. Реабилитация спортсменов после операции сшивания ахиллова сухожилия: Метод. рекомендации. - 1990. - 12 с.
Григорьянц И. А. О совершенствовании психологического образования будущего тренера в системе физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10.
Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. — М.: СпортАкадем Пресс, 2000. - 120 с.
Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. - М.: Медицина, 1993. - 432 с.
Иванов С, М. Врачебный контроль и лечебная физкультура /С. М. Иванов. - М.: Медицина, 1964. - С. 25-29.
Коваленко Ю.А. Проблемы травматологии в современном спорте // Теория и практика физ. культуры 2006 № 5, с. 22-29
Корнилов Н.В., Грязнухин Э.Г. Травматологическая и ортопедическая помощь в поликлинике: Руководство для врачей. – СПб: Гиппократ, 1994. – 320 с.
Летунов С. П. Методика врачебно-педагогических наблюдений: пособие для врачей / С.П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, Н. Д. Граевская. — М.: Физкультура и спорт, 1962. - 400с.
Майкели Лайл, Дженкинс Марк. Энциклопедия спортивной медицины. - СПб.: Изд-во: «Лань», 1997 – 400 с.
Марков Л.Н. Физическая реабилитация при травмах опорно-двигательного аппарата у спортсменов: Учеб. пособие. - ТОО «СИМС», 1997. - 118 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. - Ростов- на - Дону: БАРО - ПРЕСС,2002. – 800 с.
Миронов С.П., Орлецкий А.К., Цыкунов М.Б. Повреждения связок коленного сустава. - М.: Лесар, 1999. - 208 с.
Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 5-17.
Розанов В.А. Психология управления / В.А.Розанов. – ЗАО «Бизнес – школа» «Интел – синтез», 2000. – 384 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/ В.А.Сластенин – М.:НИИ школьные технологии, 2005
Спортивная медицина. Учебник. – М.: Советский спорт, 2004. – 480 с.
Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения. Пер. с англ. / Под общ. ред. П.А.Ф.Х. Ренстрема. Киев, 2003. – 472 с.
Современные методы физической реабилитации больных остеопорозом / Под ред. проф. А. К. Косоурова и проф. М. Д. Дидура. СПб., 2000.

Приложение 1
Анкета
по определению самочувствия, активности, настроения
Анкетные данные
Фамилия, имя, отчество:
Возраст:
Пол:
Профессия:
Семейное положение:
Инструкция по работе с анкетой.
Заполните анкетные данные. При выборе обведите кружочком буквенное обозначение ответов (0,1,2,3 )

№п
Утверждение
Баллы Утверждение
1.
Самочувствие хорошее
3
2
1
0
1
2
3
Самочувствие плохое
2.
Чувствую себя сильным
3
2
1
0
1
2
3
Чувствую себя слабым
3.
Пассивный
3
2
1
0
1
2
3
Активный
4.
Малоподвижный
3
2
1
0
1
2
3
Подвижный
5.
Веселый
3
2
1
0
1
2
3
Грустный
6.
Хорошее настроение
3
2
1
0
1
2
3
Плохое настроен. 7.
Работоспособный
3
2
1
0
1
2
3
Разбитый
8.
Полный сил
3
2
1
0
1
2
3
Обессиленный 9.
Медлительный
3
2
1
0
1
2
3
Быстрый 10.
Бездеятельный
3
2
1
0
1
2
3
Деятельный
11.
Счастливый
3
2
1
0
1
2
3
Несчастный
12.
Жизнерадостный
3
2
1
0
1
2
3
Мрачный
13.
Напряженный
3
2
1
0
1
2
3
Расслабленный
14.
Здоровый
3
2
1
0
1
2
3
Больной 15.
Безучастный
3
2
1
0
1
2
3
Увлеченный
16.
Равнодушный
3
2
1
0
1
2
3
Взволнованный
17.
Восторженный
3
2
1
0
1
2
3
Унылый 18.
Радостный
3
2
1
0
1
2
3
Печальный
19.
Отдохнувший
3
2
1
0
1
2
3
Усталый
20.
Свежий
3
2
1
0
1
2
3
Изнуренный
21.
Сонливый
3
2
1
0
1
2
3
Возбужденный
22.
Желание отдохнуть
3
2
1
0
1
2
3
Желание работать
23.
Спокойный
3
2
1
0
1
2
3
Озабоченный
24.
Оптимистичный
3
2
1
0
1
2
3
Пессимистичный
25.
Выносливый
3
2
1
0
1
2
3
Утомленный
26.
Бодрый
3
2
1
0
1
2
3
Вялый
27.
Соображать трудно
3
2
1
0
1
2
3
Соображать легко
28.
Рассеянный
3
2
1
0
1
2
3
Внимательный
29.
Полный надежд
3
2
1
0
1
2
3
Разочарованный
30.
Довольный
3
2
1
0
1
2
3
Недовольный

Дата заполнения:
Спасибо за участие в исследовании!



Приложение 2
Анкета здоровья спортсменки
(система регистрации травм и истории болезни)

Семейный анамнез (просьба сообщить о любых проблемах со здоровьем, возникших у ваших ближайших родственников).

Не умер ли кто-либо в вашей семье (в возрасте до 50 лет) внезапно?
Высокое кровяное давление.
Заболевание сердца.
Рак или опухоль.
Мигрень.
Проблемы эмоционального характера.
Аллергия/астма.
Анемия.
Диабет.
Эпилепсия.
Заболевания почек/мочевого пузыря.
Заболевания желудка?
Уточните ____________________________________________

Испытываете ли вы в настоящее время:
Проблемы с глазами или зрением?
Проблемы с носом или горлом?
Проблемы со слухом?
Головную боль, головокружения, слабость, обмороки, какие-либо проблемы с координацией или равновесием?
Онемение в какой-либо части тела?
Тенденцию лихорадочного озноба или дрожи?
Кашель, одышку, боль в грудной клетке или учащенное сердцебиение?
Ухудшение аппетита, рвоту, боль в брюшной полости, не соответствующие норме кишечные отправления?
Неприятные ощущения, связанные с мышцами, костями или суставами (т.е. тугоподвижность, припухлость, боль)?
Проблемы с кожей, например язвы, высыпания, ощущения зуда или жжения и т.д.?
Другие симптомы?
Уточните ________________________________________________

Консультировались ли вы когда-либо или рекомендовали ли вам обратиться к врачу по поводу:
Диабета, зоба или других заболеваний желез (например, мононуклеоза)?
Эпилепсии?
Нервного расстройства или других заболеваний головного мозга или нервной системы?
Заболеваний сердца или ревматической атаки?
Варикозного расширения вен, флебита, геморроидальных узлов?
Заболевания крови, тенденции к легким кровоизлияниям или кровотечениям?
Туберкулеза, астмы, заболеваний легких или нарушений дыхания?
Язвы или другого заболевания желудка, кишечника, печени или желчного пузыря?
Сахара, альбумина или крови в моче, заболевания почек или мочеполовой системы?
Артрита, ревматизма, травмы, заболевания костей, периферических суставов, спины или позвоночника?
Грыжи или заболевания мышц или кожи?
Рака, опухоли или новообразования какого-либо вида?
Была ли у вас ранее травма головы, вызывающая сильное головокружение, потерю памяти, рвоту, бессознательное состояние или требующая медицинской помощи или госпитализации?

Заболевания теплового характера:
Была ли у вас когда-либо проблема, связанная с обезвоживанием (избыточная потеря соли или воды)?
Испытали ли вы когда-либо тепловой удар (выход из строя системы тепловой регуляции организма, вызывающий повышение температуры тела более 40,5° С)?
Если испытали, госпитализировали ли вас с диагнозом тепловой удар?
Есть ли у вас другие заболевания теплового характера?
Уточните _____________________________________________
Были ли вы под наблюдением или лечились в больнице, санатории или других аналогичных заведениях?
Изменился ли ваш вес за последний год? Прирост ___кг. Потеря ___кг.
Как вы объясните такое изменение веса?__________
Усилилось ли у вас чувство голода за последнее время?
Занимаетесь ли вы видом спорта на основе весовой классификации (борьба, бокс и т.д.)? Уточните _______.
Если вы даете положительный ответ на предыдущий вопрос, то какой у вас вес в настоящее время, кг ___ ? В каком весе вы намерены соревноваться, кг___?

Лекарственные препараты, пищевые добавки и различные средства (подробный список положительных ответов в медицинском руководстве):
Принимаете ли вы лекарственное средство в настоящее время?
Принимаете ли вы витамины в настоящее время?
Принимаете ли вы стимуляторы (бензадрин, амфетамин и т.д.)?
Принимаете ли вы анаболические средства (стимуляторы роста)?
Принимаете ли вы таблетки, вызывающие сон?
Принимаете ли вы другие прописанные лекарственные средства?
Принимаете ли вы непрописанные лекарственные средства, которые не упоминаются выше?
Курите ли вы?
Пьете ли вы алкогольные напитки? Если да, то какое количество в неделю?
Рекомендовали ли вам когда-нибудь не заниматься видом спорта по медицинским причинам в течение какого-либо периода времени?
Носите ли вы очки при занятиях спортом?
Носите ли вы контактные линзы при занятиях спортом?

Менструальная и гинекологическая история:
В каком возрасте состоялась ваша первая менструация? ___________
В каком возрасте ваши менструальные циклы стали регулярными?
____________________________________________________________
Как часто бывают у вас теперь менструальные циклы? ____________
Бывают ли у вас боли/спазмы в период менструальных циклов?
Аномальные явления в период менструальных циклов, например аномальное кровотечение?
Влагалищные выделения или зуд?
Пользуетесь ли вы пероральными противозачаточными средствами?
Есть ли припухлости или боль в груди?
Беременность (в прошлом или настоящем времени)?
Количество детей ___________
Наличие других проблем гинекологического характера. Уточните _____
Укажите дату последнего обследования молочной железы _______

Травмы:
Была ли у вас травма левого или правого плеча, руки, локтя, запястья или кисти руки?
Если вы ответите положительно на предыдущий вопрос, лишила ли вас травма трудоспособности на неделю или более продолжительный период?
Была ли у вас травма головы, шейного отдела позвонка, грудного отдела позвонка (ребер), поясничного отдела позвонка, крестцово-подвздошных суставов?
Испытываете ли вы боль в спине?
Если вы ответите положительно, то когда?
- очень редко;
- часто;
- периодически;
- только после интенсивного упражнения.
Делали ли вам когда – нибудь операцию.? Уточните ____________












84















Рис.9. Показатели индекса враждебности пациентов до операции:
1 – норма; 2- выше нормы; 3 – ниже нормы















9%

3

65%

2

26%

1

1

48%

2

34%

3

18%












Рис. 10. Показатели индекса враждебности пациентов после операции:
1 – норма; 2- выше нормы; 3 – ниже нормы































1

32%

2

45%

3

23%


















Рис. 11. Показатели индекса агрессивности пациентов до операции:
1 – норма; 2- выше нормы; 3 – ниже нормы


1

62%

2

16%

3

22%
















Рис. 12. Показатели индекса агрессивности пациентов после операции:
1 – норма; 2- выше нормы; 3 – ниже нормы

Список литературы

1.Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990,С.7 – 17.
2.Бундзен П. В., Короткое К. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийс¬ком спорте// Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 5.
3.Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р.Кеттелла: Учеб. пособ. Челябинск: Изд-во: ЮУрГУ 2000
4.ВПН в процессе тренировочных занятий: метод, рекомендации / А. П. Пешкова, В. П. Зайцев, Т. Г. Ананьева. - Харьков: ХаГИФК, 1989. - 128с.
5.Гершбург М.И. Реабилитация спортсменов после операции сшивания ахиллова сухожилия: Метод. рекомендации. - 1990. - 12 с.
6.Григорьянц И. А. О совершенствовании психологического образо¬вания будущего тренера в системе физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10.
7.Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. — М.: СпортАкадем Пресс, 2000. - 120 с.
8.Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функцио¬нального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
9.Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкуль¬тура. - М.: Медицина, 1993. - 432 с.
10.Иванов С, М. Врачебный контроль и лечебная физкультура /С. М. Иванов. - М.: Медицина, 1964. - С. 25-29.
11.Коваленко Ю.А. Проблемы травматологии в современном спорте // Теория и практика физ. культуры 2006 № 5, с. 22-29

12.Корнилов Н.В., Грязнухин Э.Г. Травматологическая и ортопедическая помощь в поликлинике: Руководство для врачей. – СПб: Гиппократ, 1994. – 320 с.
13.Летунов С. П. Методика врачебно-педагогических наблюде¬ний: пособие для врачей / С.П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, Н. Д. Граевская. — М.: Физкультура и спорт, 1962. - 400с.
14.Майкели Лайл, Дженкинс Марк. Энциклопедия спортивной медицины. - СПб.: Изд-во: «Лань», 1997 – 400 с.
15.Марков Л.Н. Физическая реабилитация при травмах опорно-двигательного аппарата у спортсменов: Учеб. пособие. - ТОО «СИМС», 1997. - 118 с.
16.Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международ¬ный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
17.Макарова Г.А. Практическое руко¬водство для спортивных врачей. - Ростов- на - Дону: БАРО - ПРЕСС,2002. – 800 с.
18.Миронов С.П., Орлецкий А.К., Цыкунов М.Б. Повреждения связок коленного сустава. - М.: Лесар, 1999. - 208 с.
19.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегу¬ляции произвольной активности человека // Пси¬хол. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 5-17.
20.Розанов В.А. Психология управления / В.А.Розанов. – ЗАО «Бизнес – школа» «Интел – синтез», 2000. – 384 с.
21.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/ В.А.Сластенин – М.:НИИ школьные технологии, 2005
22.Спортивная медицина. Учебник. – М.: Советский спорт, 2004. – 480 с.
23.Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения. Пер. с англ. / Под общ. ред. П.А.Ф.Х. Ренстрема. Киев, 2003. – 472 с.
24.Современные методы физической реабилитации больных остеопорозом / Под ред. проф. А. К. Косоурова и проф. М. Д. Дидура. СПб., 2000.

Узнать стоимость работы