Понятие и общие принципы местного самоуправления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 2222 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОСБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1 Понятие местного самоуправления
§ 2 Основные признаки местного самоуправления
§ 3 Организация местного самоуправления
Глава 2. ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Фрагмент для ознакомления

Первый есть порядок, принятый в делах служебных; он прилагается всякий раз, как граждане считают свои права нарушенными... Во втором случае требуются некоторые гарантии для самоуправления: так, по прошествии известного срока дело может считаться утвержденным, если не последовало протеста; или же правительственной власти дается право не утверждать только в случае нарушения законов, а не по своему усмотрению... При этом ей может быть дано только право останавливать дело и переносить его на решение высшей инстанции, судебной или административной; или же ей дается отрицательное право отвергнуть решение, но не изменять... Наконец, некоторые дела, особенно важные, могут, в силу закона, восходить на утверждение центральной власти... Чем больше такого рода дел, восходящих к центральной власти, - утверждал Чичерин, - тем сильнее централизация". Вместе с тем он предупреждал, что "чрезмерное ее расширение ведет к тому, что за всякими мелочами обращаются к центру".
4. "Направление местной деятельности из центра посредством обязательных постановлений, инструкций и предписаний. Здесь гарантией самоуправления служит основное правило, что для него обязателен только закон, а не правительственные постановления, и еще менее инструкции..."
Весьма интересным и актуальным для сегодняшнего дня представляется положение, высказанное Б.Н. Чичериным, о том, что "местное самоуправление может быть политическое и административное. Политическое самоуправление, дающее политические права местным союзам, вовсе не совместимо с государственным единством. Оно возможно только в сложных государствах или в общественном строе, который держится на началах частного права, каким был средневековый порядок. В единичном государстве речь может идти только о самоуправлении административном".
Рассматривая взгляды Б.Н. Чичерина на проблемы соотношения централизации и местного самоуправления, следует выделить его вопрос о том, что избыток централизации, "может породить величайшее зло; тут выступает уже не полезная, а вредная ее сторона. При нормальных условиях, при уравновешенных отношениях преувеличение одностороннего начала отражается пагубно на всей государственной жизни. Высшая цель государства состоит не в усилении власти, а в том, чтобы каждый общественный элемент получил надлежащее развитие и занял подобающее ему место в общем организме. Эта цель, - утверждал ученый, - достигается только ослаблением централизации и предоставлением большей самостоятельности местному управлению".
Анализируя идеи ученого о роли местного самоуправления в государстве, необходимо подчеркнуть, что он отдавал предпочтение трехзвенной структуре административно-территориального деления: община - округ - область. Именно трехзвенная структура является в наши дни одной из наиболее распространенных и удобных с точки зрения организации местного самоуправления.
Ученый подчеркивал, что "центр тяжести местного управления" находится там, "где местные союзы вступают в отношения к правительственной власти. Таковы, главным образом, общины и области".
Многие положения в трудах Б.Н. Чичерина относительно деятельности местного самоуправления не утратили своего значения и в наши дни.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По своей роли в российском обществе местное самоуправление уникально. Одной из важных проблем, задерживающих развитие органов местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, а также дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе, которое много лет жило в условиях тоталитаризма, не имея глубоких демократических традиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобы граждане их восприняли, необходима огромная пояснительная работа.
Другой проблемой является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления. Некоторые политики считают, что это равносильно развалу России. Они аргументируют свою позицию тем, что местное самоуправление разрушает вертикаль государственной власти и становится невозможно проводить в жизнь государственную политику. Можно полагать, что они исходят из того, что реализовать властные полномочия можно только методами прямого административного подчинения всех территориальных образований.
Еще одной проблемой является финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, дестабилизируя обстановку на местах. Существует еще одна немаловажная проблема – это дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Конечно же, их подготовка требует длительного времени. Местное самоуправление в России нуждается в государственной поддержке, нетвердо еще стоит на ногах. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшая роль в этом отводится реализации положений Федерального закона 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На наш взгляд, вышеуказанные изменения способны открыть значительные перспективы для эффективного развития института местного самоуправления в городах федерального значения и расширения участия населения в решении вопросов местного значения.


















БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2003 г. - № 95.
Закон Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. N 111-35 (с измен. от 04.06.2007) "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. N 107.
Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 649-ПП "О городской целевой программе государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005 - 2007 годы" (с изм. на 17 апреля 2007 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 37.
Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (в ред. от 14 ноября 2005 г.) // Республика Татарстан. 2004. 3 марта. N 155 - 156.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Литература
Бабичев И.В. Местное самоуправление в постсоветской России: некоторые прогнозы и итоги // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 185 - 186.
Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 44 - 48.
Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль права: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 88.
Козлова Е.И., Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин, 2-е изд., - М.: Юристъ, 2002. – 540 с.
Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е., Муниципальное право России учебник для вузов / М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.
Кудинов О.А. Б.Н. Чичерин - выдающийся российский конституционалист // Юридическое образование и наука. 2002. № 2. С. 34 - 38.
Смоленский М.Б., Конституционное право РФ: учебник / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 344 с.

Статьи
Великая Н.М. Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 15.
Проблемы городов глазами их мэров, или Что мешает самоуправлению города. Современная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях и проблемы реформы местного самоуправления // Сайт "Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов": http://www.asdg.ru/.
Смирнов С.В. Политическое участие населения в системе местного самоуправления современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Кострома, 2003. С. 168.
Бабичев И.В. Местное самоуправление в постсоветской России: некоторые прогнозы и итоги // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 185 - 186.
Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 44 - 48.

Смирнов С.В. Политическое участие населения в системе местного самоуправления современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Кострома, 2003. С. 168.

Бабичев И.В. Местное самоуправление в постсоветской России: некоторые прогнозы и итоги // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 185 - 186.

Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е., Муниципальное право России учебник для вузов / М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.

Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е., Муниципальное право России учебник для вузов / М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2003 г. - № 95.
Проблемы городов глазами их мэров, или Что мешает самоуправлению города. Современная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях и проблемы реформы местного самоуправления // Сайт "Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов": http://www.asdg.ru/.

Смоленский М.Б., Конституционное право РФ: учебник / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 344 с.

Кудинов О.А. Б.Н. Чичерин - выдающийся российский конституционалист // Юридическое образование и наука. 2002. № 2. С. 34 - 38.

Там же. С. 35.
Козлова Е.И., Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин, 2-е изд., - М.: Юристъ, 2002. – 540 с.

Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 44 - 48.













14

Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.
2.Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2003 г. - № 95.
3.Закон Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. N 111-35 (с измен. от 04.06.2007) "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. N 107.
4.Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 649-ПП "О городской целевой программе государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005 - 2007 годы" (с изм. на 17 апреля 2007 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 37.
5.Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (в ред. от 14 ноября 2005 г.) // Республика Татарстан. 2004. 3 марта. N 155 - 156.
6.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Литература
1.Бабичев И.В. Местное самоуправление в постсоветской России: некоторые прогнозы и итоги // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 185 - 186.
2.Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 44 - 48.
3.Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль права: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 88.
4.Козлова Е.И., Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин, 2-е изд., - М.: Юристъ, 2002. – 540 с.
5.Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е., Муниципальное право России учебник для вузов / М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.
6.Кудинов О.А. Б.Н. Чичерин - выдающийся российский конституционалист // Юридическое образование и наука. 2002. № 2. С. 34 - 38.
7.Смоленский М.Б., Конституционное право РФ: учебник / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 344 с.

Статьи
1.Великая Н.М. Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 15.
2.Проблемы городов глазами их мэров, или Что мешает самоуправлению города. Современная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях и проблемы реформы местного самоуправления // Сайт "Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов": http://www.asdg.ru/.
3.Смирнов С.В. Политическое участие населения в системе местного самоуправления современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Кострома, 2003. С. 168.

Вопрос-ответ:

Какое понятие имеет местное самоуправление?

Местное самоуправление - это форма государственной власти, осуществляемая на территории муниципального образования и направленная на удовлетворение потребностей жителей данной территории.

Какие основные признаки характеризуют местное самоуправление?

Основными признаками местного самоуправления являются: территориальная организация, самостоятельность в принятии решений, финансовая автономия, общественное участие в управлении и ответственность перед жителями.

Как организовано местное самоуправление?

Местное самоуправление организуется на основе принципа выборности органов местного самоуправления, а также возможности жителей участвовать в выборах и принимать решения по вопросам, касающимся жизни и развития их территории.

Какие принципы направляют местное самоуправление?

В местном самоуправлении существуют такие принципы, как принцип конституционности, принцип законности, принцип равноправия и независимости местного самоуправления, принцип открытости и прозрачности, принцип субсидиарности и принцип социальной справедливости.

Какие гарантии нужны для самоуправления?

Для самоуправления требуются некоторые гарантии, такие как законодательная база, обеспечение финансового обеспечения местного самоуправления, гарантии прав и свобод граждан на участие в принятии решений, а также контроль со стороны вышестоящих органов власти.

Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление - это система органов власти и управления на территории муниципальных образований, которая обеспечивает участие граждан в принятии решений по вопросам, касающимся их жизнедеятельности, а также осуществление контроля над местными органами власти.

Какие основные признаки имеет местное самоуправление?

Основными признаками местного самоуправления являются: территориальная организация, представительство интересов граждан, оперативность и гибкость принятия решений, финансовая самостоятельность, а также ответственность перед гражданами.

Как организовано местное самоуправление?

Местное самоуправление организовано через муниципальные образования, в которых действуют выборные органы власти - исполнительные комитеты, городские советы или сельские советы, а также открытые для участия граждан местные общественные организации и иные формы участия населения в принятии решений.

Какие принципы лежат в основе местного самоуправления?

Основными принципами местного самоуправления являются: принцип конституционной легитимности, принцип демократической легитимности, принцип концентрации полномочий, принцип субсидиарности, принцип преемственности и принцип равноправия и недискриминации.