Вам нужна курсовая работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социально культурные основы предпринимательства и управления

  • 27 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 04.11.2009
420 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. Предпринимательство как форма социальной активности
1.1. Предпринимательство: понятие и функции
1.2. Формы и виды предпринимательства
1.3. Управление на предприятии
2. Социокультурные аспекты предпринимательства и управления
2.1. Предпосылки предпринимательства и управления
2.2. Экономические и социологические концепции предпринимательства
2.3. Государственная политика по отношению к предпринимательству
3. Культура современного предпринимательства
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.
С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает в производственном процессе. Предприниматель одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управления предприятием.
Социологические подходы к пониманию предпринимательства берут свое начало от работ М.Вебера и В. Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип».
По мнению В. Зомбарта, предприниматель оценивается по своему успеху. Иметь успех, значит опередить других, стать больше, чем другие. Предпринимателя характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. В диссертации эти положения подвергаются детальному анализу.
Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель - это «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».
Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Исследования предпринимательства в современной России опираются на основные достижения мировой экономической и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского предпринимательства во многом переносится в область социально-философских и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.
Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства являются: отсутствие единой трактовки базовых понятий этого феномена; недостаточная изученность крупного предпринимательства; сравнительная редкость качественного изучения социально-экономической структуры, функций предпринимательского слоя в российском обществе, его отношений с работниками наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами.
2.3. Государственная политика по отношению к предпринимательству
На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы.
Одним из важных инструментов государственного содействия развитию предпринимательства является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ (8, с. 35).
Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы:
самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);
финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций;
учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;
создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации;
государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения) (6, с. 415-417).
3. Культура современного предпринимательства
Предпринимательская культура включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской деятельности, она определяется характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее. Нельзя работать в той или иной сфере хозяйства, не осознавать своей деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.
Сложность и неоднозначность современного этапа российской действительности для предпринимателей, и их культуры заключается в определенной двойственности, когда люди, родившиеся и воспитанные в идеологическом пространстве общества «развитого социализма», реализуют свои творческие потенции совершенно в других условиях.
Каждое структурное образование, действующее в условиях становления предпринимательства в рамках неустойчивого развития общества, обладает определенной культурой. Культуру этих образований (будь то производственная, торговая или посредническая структура) нельзя понимать как единый блок. В реальности практически в каждой организации существует целый набор «правил игры», норм, принципов, предположений, мнений о самих себе и других, о более или менее скрытых распорядках и тщательно культивируемых ритуалах, согласно которым отдельные профессиональные группы определяют свое поведение. Ядром в этих группах являются отдельные личности, выражающие сходные интересы.
Масштабы распространения предпринимательской культуры в малом и среднем бизнесе довольно обширны. Косвенно об этом можно судить по масштабам развития малых предприятий в различных демократических странах. Только в современной Европе малые предприятия составляют около 50% от общего количества предприятий, в которых занято около 2/3 населения. В США же эта цифра достигает 90% и выше. Ежегодно в этих странах рождается около миллиона новых малых предприятий. Это актуализирует проблему предпринимательской культуры, делает ее значимой для больших и малых социальных групп, для отдельных личностей и трудовых коллективов (5, с. 415).
Предпринимательская культура неотделима от таких явлений, как направленность энергии и уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в организационно-хозяйственном творчестве. Использование категории «предпринимательская культура» способствует более глубокому и всестороннему анализу предпринимательской деятельности, помогает уяснить, как, каким образом, с помощью каких методов и способов реализуется хозяйственно-организационное творчество.


Заключение
Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник - центральная фигура в гражданском и торговом обороте, главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества.
В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы. На пути эффективной предпринимательской деятельности стоит множество правовых, организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологических препон, что связано, в первую очередь, с переходным характером общественного развития.
Возможные направления преодоления препятствий: укрепление стабильности экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; активизация деятельности самих предпринимателей и ряд других.
Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.
Список литературы
Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. / С.Э. Жилинский — М.: Издательство НОРМА , 2001. — 672 с.
Лапустина М.Г., Старостина Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапустина, Ю.Л. Старостин - М.: ИНФРА-М, 2002. – 428 с.
Менеджмент предприятия и организации. Учебник / Воронина Э.М. - М.: ММИЭИФП, 2003. — 181 с.
Милгром П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент. / П. Милгорм, Д. Роберте – СПБ: Экономическая школа СПб госуниверситета экономики и финансов, 2001. – 638 с.
Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004. – 645 с.
Предпринимательство: учебник для вузов. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005. – 580 с.
Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. – 640 с.
Фадеев В. Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия // Власть. - 2001. - N 1. - С.34-42.




Виды предпринимательской деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Консалтинговая

Банковая

Общее управление

Торговая

Инновационная

Научно-техническая

Торгово-закупочная

Страховая

Администрирование

Торгово-посредническая

На товарных биржах

Лизинговая

На фондовых биржах

Информационные технологии

Маркетинг

Управление кадрами

Финансовое управление

Выполнение транспортных операций и операций связи

Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ

Производственное потребление товаров и услуг

Производство товаров и оказание производственных услуг

Информационная

Список литературы
1.Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. / С.Э. Жилинский — М.: Издательство НОРМА , 2001. — 672 с.
2.Лапустина М.Г., Старостина Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапустина, Ю.Л. Старостин - М.: ИНФРА-М, 2002. – 428 с.
3.Менеджмент предприятия и организации. Учебник / Воронина Э.М. - М.: ММИЭИФП, 2003. — 181 с.
4.Милгром П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент. / П. Милгорм, Д. Роберте – СПБ: Экономическая школа СПб госуниверситета экономики и финансов, 2001. – 638 с.
5.Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004. – 645 с.
6.Предпринимательство: учебник для вузов. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005. – 580 с.
7.Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2003. – 640 с.
8.Фадеев В. Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия // Власть. - 2001. - N 1. - С.34-42.

Узнать стоимость работы