Административно-правовой статус органов регионального развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 2929 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.06.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Региональная политика в России
2.Органы регионального развития и их правовой статус
3.Государственная стратегия регионального развития
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Данная структура особенно актуальна в связи отсутствием в настоящий момент организованной площадки коммуникации председателей региональных законодательных собраний. Новая Ассамблея, учрежденная совместно с палатами Федерального собрания, должна стать сомасштабной Госсовету и сбалансировать полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти.Комиссии по пространственному развитию федеральных округов и субъектов Федерации являются консультативными органами. Их основные функции — проектно-аналитическое обеспечение деятельности региональных властей, содействие процессам формирования экспертного сообщества и организация процесса разработки и последующего мониторинга региональных стратегий пространственного развития. Комиссии должны стать одной из площадок, где происходит согласование приоритетов развития различных субъектов управления и деятельности. В рамках третьего варианта окружные комиссии также организуют общественный контроль над деятельностью управляющих компаний.Агентства регионального развития — это акционерные общества, учреждаемые региональными властями, управляющими компаниями (в случае третьего варианта), бизнес-корпорациями, ассоциациями экономического взаимодействия и другими заинтересованными в реализации региональных проектов и программ участниками. Они являются хозяйственными операторами рыночного типа и осуществляют инвестирование в проекты развития региональных инфраструктур, обеспечивают создание и поддержку конкурентоспособных видов бизнеса, проводят санацию региональных предприятий и т.д.Ассоциации и форумы развития являются некоммерческими организациями, в которые могут входить все субъекты управления и деятельности, заинтересованные в согласовании и совместной разработке планов развития. Ассоциации могут быть образованы по региональному, межрегиональному, отраслевому или иному принципу.Государственная стратегия регионального развитияРегиональное развитие России – не просто одна из важнейших сторон, но и самая суть, квинтэссенция развития России, и ее преобразования из унитарного государства в реальную федерацию. Существующие в стране проблемы регионального развития лишь частично обусловлены сегодняшними процессами: многие связаны с распадом Советского Союза и мировой социалистической системы, другая часть проблем возникла еще в советские и даже более ранние годы.Нерешенность региональных проблем, их неослабевающий накал и многообразие отрицательных проявлений и последствий тормозят реформы и искажают их содержание, разрушают экономику на всех уровнях – от федерального до муниципального. Они осложняют национально и межнационально - этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, деформируют среду обитания людей, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но также угрожает экономической и территориальной целостности Российского государства.Достаточно сказать, что игнорирование региональных проблем, нежелание заниматься реформированием территориальной организации советского общества, непонимание закономерностей и факторов его пространственного развития привели к краху идей перестройки и развалу СССР.К настоящему времени в обществе уже сложилось представление об актуальности региональных проблем, их остроте, сложности, необходимости решать эти проблемы, причем значительную их часть, – не откладывая в «долгий ящик». Однако оказалось, что далеко не очевидно, как их следует решать: прежний опыт региональной политики – от взаимоотношений государства с регионами и регионов с федеральным центром, до реализации геоэкономических, милитаристических, прочих стратегических и геополитических интересов страны оказался практически неосмысленным. Одновременно роль государства в развитии регионов на основе федерализма и рыночных отношений остается неясной. В Российской Федерации отсутствует государственная стратегия регионального развития страны, призванная формировать цели и задачи регионального развития страны, а также определяющая основные предпосылки и механизмы совершенствования этого процесса на основе учета проявления объективных законов развития территориальной организации общества, субъективных тенденций и стратегических приоритетов, уже имеющихся в арсенале науки инструментов управления, огромного потенциала страны, интеллектуального и природно-ресурсного.Сущностно - целевое и функциональное содержание феномена государственной стратегии регионального развития позволяет формулировать его следующим образом: государственная стратегия регионального развития страны – это деятельность органов государственной власти РФ, направленная на согласование интересов федерального государства, субъектов Российской Федерации, субъектов местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.Государственная стратегия регионального развития – это верхний уровень региональной политики государства.Интересы федеративного государства и перечисленных выше субъектов, естественно, противоречивы. Поэтому деятельность по их согласованию сложна и неоднозначна. При этом, цели государственной стратегии регионального развития должны быть фундаментальны, долгосрочны, синхронизированы по срокам, ресурсам, механизмам реализации; основными ориентирами этой стратегии должны быть обеспечение социальной справедливости и , соответственно, постоянно повышающееся качество жизни в регионах (с учетом выравнивания социально-экономической асимметрии их развития), территориальной целостности государства, национальной безопасности, включая сохранение среды обитания человека. Средством их достижения должно быть, прежде всего, эффективное экономическое развитие, обеспечивающее поступление совокупных ресурсов, необходимых для реализации поставленных промежуточных и конечных целей.В этой связи необходимо пояснить, что государственная стратегия регионального развитая страны – это основной блок (составляющая) концепции социально экономического развития. Если угодно, государственная стратегия регионального развития России – это фундамент национальной экономической доктрины страны. Нет госстратегии регионального развития страны, соответственно нет и национальной экономической доктрины России. Это аксиома развития государства, состоящего из регионов.Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Во всех аспектах и сферах социально-экономического развития необходимо достаточно четкое разведение целей региональной политики по их значимости, по субъектам тех механизмов, которые в состоянии эти цели реализовать. По сути дела, при условии становления в России реального федерализма и местного самоуправления, превращения региональных и местных органов власти в субъектов собственности, расширения их внешних функций и компетенции, предметов ведения и полномочий на своей территории, региональная политика, если брать страну в целом, становится совокупностью многих политик, исходящих от многих субъектов.Таким образом, по нашему мнению, региональная политика государства – это система целей, задач и механизмов регулирования регионального развития страны, направленного на обеспечение основных прав граждан и выполнение функциональной сущности государства.В Советском Союзе территориальная политика осуществлялась в интересах упрочения унитарного государства, которая искусственно отождествлялась с общенародными интересами. Соответственно, субъектами территориальной политики были центральные и, в значительно меньшей степени, союзно-республиканские органы власти. На уровне автономных республик, краев и областей (тем более – в административных районах) аналогичные органы были практически бессильными во всем, что относилось к сфере территориальной политики. Такое положение имело своим результатом систематическое проведение в жизнь общегосударственной политики, в основе которой лежала стратегия территориального развития страны в условиях противостояния социалистической и капиталистической систем и централизованных форм и методов управления.В свою очередь, эта стратегия базировалась на принципах размещения социалистического производства, критериях экономической эффективности (общехозяйственной и отраслевой, но не региональной) и задаче выравнивания уровней социально-экономического развития республик и районов страны. Одновременно экономическая эффективность такой территориальной политики искажалась идеологическими факторами и гипертрофированной системой централизованного регионального управления, доводящей до абсурда основные целевые установки общественного бытия. Таким образом, в фундаменте советской территориальной политики вообще не было стратегии регионального развития в ее системном понимании.Отсутствие такой стратегии в государстве оборачивалось подрывом экономической мощи страны, угрозой ее безопасности, принятием целого ряда неверных решений.Обеспечить единство стратегических и тактических целей, задач и установок государства во всех формах его пространственного волеизъявления с учетом сопоставимых критериев общественного развития мог бы федеральный закон «Об основах государственной стратегии регионального развития и региональной политики России».Десятилетие потребовалось авторам данной статьи в борьбе за эту идею. И лишь в 2001 г. появился некоторый проблеск надежды на ее реализацию. Так, в марте 2001 г. на заседании правительства РФ были обсуждены «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», представленные Министерством экономического развития и торговли РФ. Этот документ являл собой альтернативу «Концепции стратегического развития России до 2010 года», разработанной рабочей группой под руководством члена президиума Государственного Совета Российской Федерации, губернатора Хабаровского края, д.э.н. В. Ишаева. В апреле эти стратегические документы обсуждались и на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, но ни один из них принят не был. Однако примечательно другое:1) сам факт постановки вопроса о стратегии социально-экономического развития государства;2) включение в документ Минэкономразвития «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» принципиального для новейшей экономической истории России, раздела 4 «Стратегия территориального развития и федеральная региональная политика».При этом содержание раздела свидетельствовало о том, что его составные элементы требуют основательной дополнительной научной и политической проработки по целям, ресурсам, горизонту времени. Но, к сожалению «воз и поныне там», а уже декабрь 2007 г.В 2005 г. Комитет по делам Федерации и региональной политики Госдумы РФ совместно с Министерством регионального развития организовал доработку и обсуждение закона «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации», надеясь на его целеположенное действие (рамочное), направленное на основные форматы регионального развития страны, принципы, методы и формы современной региональной политики, дифференциацию регионов и специфику правового режима их регулирования.Почти параллельно в 2005 году Минрегионом РФ была начата разработка «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», которая структурно и содержательно могла стать основанием для более фундаментального поиска и реализации идеи Госстратегии регионального развития.Между тем, время показало, что и закону «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» не суждено было состояться. У других, в замысле подобных, разработок (от «Региональной стратегии» Л.В. Смирнягина до проектов А.Г. Гранберга, Б.М. Штульберга, П.Е. Семенова, С.С. Артоболевского и др. в СОПСЕ И МАРСЕ), аналогичная судьба.ЗаключениеСовременная региональная политика все больше становится средством реализации геоэкономических интересов конкретных государств и наднациональных образований. Новое — геоэкономическое — измерение процессов регионального развития полностью переконфигурирует его институциональную структуру, меняет представления о приоритетах развития, об отношении между внутренней и внешней политикой, приводит к созданию нового инструментария.Анализ практики западных стран показывает, как усложняется реализация региональной политики в федеративных государствах. Осложнения эти вызываются, в основном, не из-за появления ещё одного уровня управления (необходимость согласования, больше бюрократии и т.п.), а политико-психологическими факторами и сложностями в достижении консенсуса между основными участниками процесса регионального планирования.Опыт разработки и реализации единственной и последней, в своем роде уникальной, государственной стратегии регионального развития – плана ГОЭЛРО, показывает, что Россия в 20-е годы, с трудом контролировавшая часть своих территорий, особенно южных, смогла подняться из руин разрухи и выйти на траекторию устойчивой государственности. Сегодня эта историческая аналогия крайне актуальна.Назрела необходимость разработки государственной стратегии регионального развития Российской Федерации, которая была бы рассчитана на 20-25 лет с охватом интересов сегодняшнего и последующих поколений с учетом сложившегося веками территориального разделения труда и геополитического менталитета народов.Список литературыАлаев Э.Б. Социально-экономическая география. – М.: Мысль, 2003. – 356с.Алисов Н.В. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учебник / Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. - М.: Гардарики, 2001.- 418с.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003 – 214с.Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 338с.Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. – М.: РАГС, 1998. – 298с.Кетова Н.П. и др. Основы региональной экономика. – М.: Ростов-нД, 2001.- 276с.Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 412с.Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: учеб. пособие / В. А. Копылов; Моск. пед. ун-т. - М.: Маркетинг, 1999.- 318с.Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. – М.: Экономика, 1998. – 294с.Нестеров П.М. Менеджмент региональной системы: учебник для вузов / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 240с.Региональная экономика: учеб. пособие / под ред. Степанова М.В. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 198с.Региональная экономика: учебник для студ. вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; под ред. Морозовой Т.Г. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 318с.Региональная экономика: учебное пособие – М.: Инфра-М; Изд-во РЭА, 2000. – 402с.Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студ. вузов / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 2000.- 314с.

Список литературы

1.Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. – М.: Мысль, 2003. – 356с.
2.Алисов Н.В. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учебник / Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. - М.: Гардарики, 2001.- 418с.
3.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003 – 214с.
4.Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 338с.
5.Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. – М.: РАГС, 1998. – 298с.
6.Кетова Н.П. и др. Основы региональной экономика. – М.: Ростов-нД, 2001.- 276с.
7.Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 412с.
8.Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: учеб. пособие / В. А. Копылов; Моск. пед. ун-т. - М.: Маркетинг, 1999.- 318с.
9.Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. – М.: Экономика, 1998. – 294с.
10.Нестеров П.М. Менеджмент региональной системы: учебник для вузов / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 240с.
11.Региональная экономика: учеб. пособие / под ред. Степанова М.В. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 198с.
12.Региональная экономика: учебник для студ. вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; под ред. Морозовой Т.Г. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 318с.
13.Региональная экономика: учебное пособие – М.: Инфра-М; Изд-во РЭА, 2000. – 402с.
14.Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студ. вузов / И. А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 2000.- 314с.

Вопрос-ответ:

Что такое региональная политика в России?

Региональная политика в России - это набор мер и действий, принимаемых государством для развития отдельных регионов в стране. Основная цель региональной политики - улучшение социально-экономического состояния регионов, снижение их различий и обеспечение равномерного развития всех территорий.

Каков правовой статус органов регионального развития в России?

Органы регионального развития в России имеют административно-правовой статус. Это означает, что они обладают определенными полномочиями и правами, установленными законодательством России. Например, они могут разрабатывать и принимать программы регионального развития, координировать деятельность различных организаций и структур в регионе, а также осуществлять контроль за использованием бюджетных средств.

Какие органы являются органами регионального развития в России?

В России органами регионального развития являются, например, министерства или управления по вопросам регионального развития, комитеты, агентства и другие подразделения, которые занимаются координацией и поддержкой развития регионов. Конкретный состав и наименование органов могут варьироваться в зависимости от региона.

Какую роль играют органы регионального развития в государственной стратегии регионального развития?

Роль органов регионального развития в государственной стратегии регионального развития заключается в выполнении основных задач, поставленных государством. Это включает подготовку и реализацию программ и проектов по развитию регионов, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры, поддержку и содействие малому и среднему бизнесу в регионе, повышение качества жизни населения и т.д.

Какая роль у органов регионального развития в региональной политике России?

Органы регионального развития играют ключевую роль в региональной политике России. Они отвечают за разработку и реализацию государственной стратегии регионального развития, а также координируют деятельность различных организаций и структур, направленных на развитие регионов.

Каков правовой статус органов регионального развития?

Органы регионального развития имеют свой правовой статус, который определяется законодательством России и регионов. Они являются государственными органами и имеют полномочия в сфере регионального развития, включая разработку и утверждение стратегий развития регионов, контроль и координацию деятельности организаций и структур, участвующих в процессе развития.

Какие государственные стратегии регионального развития существуют в России?

В России существуют различные государственные стратегии регионального развития, которые определяют приоритеты и задачи развития различных регионов. Например, одной из таких стратегий является Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, которая содержит цели и приоритеты развития всех регионов страны.

Каким образом органы регионального развития взаимодействуют с региональными законодательными собраниями?

В настоящий момент в России нет организованной площадки коммуникации между органами регионального развития и региональными законодательными собраниями. Однако, новая Ассамблея, которая учреждена совместно с палатами Федерального собрания, должна стать сомасштабной площадкой для взаимодействия между этими структурами.

Какова ситуация с органами регионального развития в России?

Ситуация с органами регионального развития в России сложная. В настоящий момент они испытывают определенные трудности в связи с отсутствием площадки коммуникации с региональными законодательными собраниями. Однако, создание новой Ассамблеи может решить эту проблему и улучшить ситуацию в этой области.

Какие органы относятся к органам регионального развития?

Органами регионального развития в России являются различные организации и учреждения, включая региональные администрации, комитеты по развитию регионов, а также специализированные агентства и фонды.

Каков правовой статус органов регионального развития?

Правовой статус органов регионального развития определяется законодательством Российской Федерации и региональными нормативными актами. Эти органы имеют определенные полномочия, ответственность и осуществляют свою деятельность на основе установленных правил и процедур.