Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Активизация мыслительной деятельности учащихся 2-го класса в процессе групповой работы.

  • 40 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 24.02.2011
800 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения
1.1. Технологии обучения как теоретическое понятие
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся второго класса
1.3. Развивающие возможности групповых форм обучения в активизации мыслительной деятельности младших школьников
Глава 2. Организация обучения учащихся 2 класса в микрогруппах
2.1. Особенности учебного сотрудничества второклассников при работе в микрогруппах
2.2. Виды учебных заданий для групповой работы как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников
Заключение
Понятийный аппарат
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Перед началом образования групп педагог должен подчинить процесс группообразования следующей установке: у учащихся должна быть ориентация на мыслительную деятельность.


























Глава 2. Организация обучения учащихся 2 класса в микрогруппах

Педагогический опыт учителя Чистяковой Г.Д. по организации работы в группах

Для того чтобы проанализировать особенности учебного сотрудничества второклассников при работе в микрогруппах, был изучен опыт педагога Чистяковой Г.Д.
Была проведена исследовательская работа, цель которой:
Внедрение в учебный процесс групповой работы.
Использование учебного материала – как средство развития познавательных процессов.
Формирование рефлексивных способностей учащихся.
Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Любые ли вопросы заставляют нас задуматься? Надо ли, например, глубоко погружаться в мысли, чтобы ответить, какого цвета снег? Нет.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия.
Важно, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развить.
Развивать мышление – значит, развивать умение думать.
Мы начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.
Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.
Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?
Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен сориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.
По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.
Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе.
С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы.
В учебной деятельности целеполагание опирается на понимание задания, его условий. Иными словами, целью групповой работы является нахождение (построение) способа решения поставленной задачи.
Т.е., цель – не столько решать и решать, сколько создать способ решения. Именно такое целеполагание делается осмысленным.
Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.
Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.
Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.
Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Рисунок 1. Организационное устройство группы
Четыре – восемь человек распределяются по двум позициям: организатор и участник групповой работы.
Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе.
Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.
У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.
При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.
Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.
В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться: по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему; по теме работы; по уровню сложности задания. [14, с. 11]
Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более.
Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.
Основными средствами работы организатора являются: определение направления движения работы группы; контроль за процедурой работы; оппонирование; рефлексия. [14, с. 12]
Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.
Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т.е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы группы и ее организатора. Учитель реагирует на малейшее отклонение и останавливает работу.
Учитель должен попросить вспомнить норму, правила и убедиться, что всем стала очевидна ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа может быть продолжена.
Рефлексия групповой работы. Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.
Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.
Например, когда они не могут «прочесть» все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.
Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого.
Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.
Как только кто-то скажет: «я делал так, потому, что считал, что …» - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?». Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.
Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:
- вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;
- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества;
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевать коммуникативными умениями.
7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Все выше изложенное показывает развитие таких свойств мышления, как: систематизация, обобщение, классификация, аналогии, анализ и абстрагирование.
Как возможно проявление рефлексивных способностей? Рождение рефлексии – это чудо. Ей невозможно научить: взрослый не может показать как он рефлексирует. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная вспышка в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.
В период формирования рефлексии, когда действия ребенка еще далеки от самостоятельности, несовершенный, невзрослый партнер по рефлексивному взаимодействию приносит гораздо больше пользы, чем партнер взрослый, совершенный.
Наиболее эффективной является групповая работа, в которую учитель вмешивается лишь по запросу группы.

Рисунок 2. Тип обучения: групповой
Итак, взаимодействие со сверстниками способствует развитию у младших школьников рефлексии. А фактором, повлиявшим на формирование более рефлексивной самооценки, является учебное взаимодействие со сверстниками (групповая работа).
Сверстник, несовершенный партнер по учебному взаимодействию, необходим ребенку для рефлексивного совершенствования во всех сферах – и в личностной, и в интеллектуальной, и для формирования рефлексивных операций.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: для того чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся второго класса в процессе групповой работы необходимо изучить особенности учебного сотрудничества второклассников при работе в микрогруппах.


Заключение

В процессе написания данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель исследования: активизация мыслительной деятельности учащихся 2-го класса в процессе групповой работы была изучена. Для реализации цели были решены следующие задачи:
технологии обучения как теоретическое понятие были изучены;
психолого-педагогические особенности учащихся второго класса были рассмотрены;
развивающие возможности групповых форм обучения в активизации мыслительной деятельности младших школьников были проанализированы;
особенности учебного сотрудничества второклассников при работе в микрогруппах были изучены;
виды учебных заданий для групповой работы как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников были рассмотрены.
Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических положений по изучаемой тематике. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики.









Понятийный аппарат

Активизация мыслительной деятельности учащихся – процесс формирования и развития познавательного интереса и мышления учащихся с помощью различных средств и технологий обучения.
Анализ – процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной анализу является синтез.
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
Воображение – создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.
Восприятие – сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Групповая форма работы – это одно из средств развития мышления учащихся, имеющее в случае регулярного использования ряд преимуществ.
Мышление – процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Память – это следовое отражение прошлого, которое заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении запомненного ранее.
Парная форма работы – активное взаимодействие двух учеников.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Педагогическая технология – это проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося, с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса.
Рефлексия – это определенный вид действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности. Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.
Речь – это вид коммуникативной деятельности человека.
Саморегуляция – замкнутый контур регулирования, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности.
Синтез – соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.















Список использованной литературы:

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под. ред. вступ. ст. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковский. М. : НПО «МОДЭК», 1997.
Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005.
Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.
Зубович В.Н. Занимательность обучения – важное средство развития познавательных интересов учащихся на уроках окружающего мира // Начальное образование. – 2006. – № 2.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб: КАРО, 2002.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 180 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. М. : Академия, 2002.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ: ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. - 2006. - № 10. - C. 10-15.











29

Список использованной литературы:

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
2.Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под. ред. вступ. ст. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковский. М. : НПО «МОДЭК», 1997.
3.Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005.
4.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
5.Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.
6.Зубович В.Н. Занимательность обучения – важное средство развития познавательных интересов учащихся на уроках окружающего мира // Начальное образование. – 2006. – № 2.
7.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб: КАРО, 2002.
8.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 180 с.
9.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. М. : Академия, 2002.
10.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
11.Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
12.Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
14.Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ: ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. - 2006. - № 10. - C. 10-15.

Узнать стоимость работы