Роль мед. сестры в оказании помощи больным с рассеянным склерозом.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент в медицине
  • 111111 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 01.06.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ
1.1 Рассеянный склероз: этиология, симптомы, диагностика, лечение, реабилитация пациентов
1.2 Организация сестринского процесса у пациентов с рассеянным склерозом
1.3 Выводы
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ КЛИНИКИ ИНСТИТУТА МОЗГА ЧЕЛОВЕКА РАН
2.1 Описание базы исследования
2.1.1 Общие сведения об ЛПУ
2.1.2 Организация работы отделения функциональной неврологии
2.2 Подготовка исследования
2.3 Интерпретация результатов
2.3.1 Анкетирование пациентов
2.3.2 Анкетирование медперсонала
2.4 Выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Рекомендуемые и исключаемые продукты и блюда диеты.

Хлеб и мучные изделия. Ржаной, белково-отрубяной, белково-пшеничный, пшеничный из муки 2-го сорта хлеб, в среднем 300 г в день. Несдобные мучные изделия за счет уменьшения количества хлеба.
Исключают из диеты: изделия из сдобного и слоеного теста.

Супы. Из разных овощей, щи, борщ, свекольник, окрошка мясная и овощная; слабые нежирные мясные, рыбные и грибные бульоны с овощами, разрешенной крупой, картофелем, фрикадельками.
Исключают из диеты: крепкие, жирные бульоны, молочные с манной крупой, рисом, лапшой.

Мясо и птица. Нежирные говядина, телятина, обрезная и мясная свинина, баранина, кролик, куры, индейки в отварном, тушеном и жареном после отваривания виде, рубленные и куском. Колбаса диабетическая, диетическая. Язык отварной. Печень - ограниченно.
Исключают из диеты: жирные сорта, утку, гуся, копчености, копченые колбасы, консервы.

Рыба. Нежирные виды, отварная, запеченная, иногда жареная. Рыбные консервы в собственном соку и томате.
Исключают из диеты: жирные виды и сорта рыб, соленую, консервы в масле, икру.

Молочные продукты. Молоко и кисломолочные напитки творог полужирный и не жирный и блюда из него. Сметана - ограниченно. Несоленый, нежирный сыр.
Исключают из диеты: соленые сыры, сладкие творожные сырки, сливки.

Яйца. До 1,5 штуки в день, всмятку, вкрутую, белковые омлеты. Желтки ограничивают.

Крупы. Ограниченно в пределах норм углеводов. Каши из гречневой, ячневой, пшенной, перловой, овсяной крупы; бобовые.
Исключают из диеты или резко ограничивают: рис, манную крупу и макаронные изделия.

Овощи. Картофель с учетом нормы углеводов. Углеводы расчитывают также в моркови, свекле, зеленом горошке. Предпочтительны овощи, содержащие менее 5% углеводов (капуста, кабачки, тыква, салат, огурцы, томаты, баклажаны). Овощи сырые, вареные, запеченные, тушеные, реже - жареные.
Исключают из диеты соленые и маринованные овощи.

Закуски. Винегреты, салаты из свежих овощей, икра овощная, кабачковая, вымоченная сельдь, мясо, рыба заливная, салаты из морепродуктов, нежирный говяжий студень, сыр несоленый.
Плоды, сладкие блюда, сладости. Свежие фрукты и ягоды кисло-сладких сортов в любом виде. Желе, самбуки, муссы, компоты, конфеты на заменителях сахара: ограниченно - мед.
Исключают из диеты: виноград, изюм, бананы, инжир, финики, сахар, варенье, конфеты, мороженое.

Соусы и пряности. Нежирные на слабых мясных, рыбных, грибных бульонах, овощном отваре, томатный соус. Перец, хрен, горчица - ограниченно.
Исключают из диеты: жирные, острые и соленые соусы.

Напитки. Чай, кофе с молоком, соки из овощей, малосладких фруктов и ягод, отвар шиповника.
Исключают из диеты: виноградный и другие сладкие соки, лимонады на сахаре.

Жиры. Несоленое сливочное и топленое масло. Растительные масла - в блюда.
Исключают из диеты: мясные и кулинарные жиры.

Необходимо контролировать вес.
Постоянно контролировать АД, температуру, диурез.
Гормональные препараты следует принимать в измельченном виде после еды.
Решение о снижении дозы гормонального препарата должен принимать только врач!
Нельзя сразу прекращать прием гормональных препаратов, т.к. резкая отмена препарата может привести к тяжелейшим осложнениям заболевания, дозу снижают постепенно.
При возникновении недомогания: резкой слабости, падения артериального давления, сердцебиения, тошноты, рвоты, повышения температуры, поноса - следует немедленно вызвать врача!

Ни в коем случае не снижайте и не отменяйте дозу гормональных препаратов, назначенную лечащим врачом!!!

Одним из предложений, которое могло бы улучшить качество предоставления медицинской помощи в отделении функциональной неврологии, является внедрение в нем стандартов сестринской деятельности.
Работа по выработке стандартов должна проводится медсестрой на рабочем месте, основываясь на уменьшениях и навыках, которые были выработаны ею в процессе осуществления сестринского процесса.
Письменно стандарт определяет: чего хочет достичь медицинская сестра на уровне отделения или участка, какую помощь должна оказать медсестра, чтобы получить удовлетворительный результат.
Одним из первых важных принципов при выработке стандарта является участие медсестры в этом процессе.
Требование к построению стандартов. Стандарт деятельности медицинской сестры отделения функциональной неврологии предусматривает цели:
Защиту прав и интересов пациентов отделения функциональной неврологии по вопросам качества получения услуг.
Упорядочение деятельности медицинской сестры.
Содействие рациональному использованию ресурсов здравоохранения.
Совершенствование профессиональной квалификации медсестры.
Контроль требований к стандарту:
Медсестра должна мотивировать каждое свое действие.
Выбор основных функций в отношение, которых должен быть выработан стандарт.
Письменное оформление стандарта, с соблюдением логического порядка, с указанием цели стандарта, определением чего хочет достичь медсестра
Способность к выполнению основных элементов самообслуживания у пациентов отделения функциональной неврологии сильно ограничена. Своевременное внимание медсестры к выполнению пациентом необходимых элементов лечения и самообслуживания становиться первых шагом к реабилитации.
В процессе ухода важно помнить не только об основных потребностях человека в питье, еде, сне и т.п., но и о потребностях конкретного пациента – его привычках, интересах, ритме его жизни до начала болезни. Работа палатной медсестры в отделении функциональной неврологии (в частности с пациентами с рассеянным склерозом) отличается большими физическими и эмоциональными нагрузками, динамична, насыщена психологическими стрессами.
Большой объем работы требует от медсестры отделения функциональной неврологии быстроты и высокого профессионализма при осмотре больного, принятии решения и его осуществления.
Использование стандарта сестринской деятельности в данном отделении позволяет быстро и квалифицированно решить все названные проблемы.
Регистрация сестринского наблюдения и ухода дает возможность выявить дефицит обслуживания пациента, раскрывает полную информацию о проделанной медсестрой работе, экономит время и трудовые затраты, позволяет установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, наглядно показывает состояние пациента.
Стандарт медицинской документации при уходе за пациентом в отделения функциональной неврологии назван КСН (карта сестринского наблюдения) (Приложение 3).
КСН состоит из нескольких разделов, это титульный лист; информация о пациенте, которая включает такие общие сведения, как биографические данные, социальные и духовные моменты, факторы риска, история здоровья пациента и другие значимые сведения, оценку состояния пациента при поступлении.
Логическим завершением блока информации являются выявление проблем пациента; очередность оказания сестринской помощи; тип сестринского обслуживания пациента.
Интегрированный лист наблюдений за жизненно важными показателями – основная документальная форма, отображающая ежедневную работу медсестер с пациентом. Он содержит сведения о состоянии здоровья пациента и позволяет выделять приоритетные направления в наблюдении.
Кроме того, эффективным мероприятием является введение листа оценки боли, листа парентеральных введений, традиционного плана сестринского ухода и рекомендаций по реабилитации.
При составлении последнего раздела КСН используется методика обследования по Ван – дер – Бринг – Тьюбис, позволяющая медсестре оценить физическое состояние пациента, его способность к самоуходу; получить представление о реакции пациента на болезнь, изучить особенности его характера.
С помощью этой методики медсестра оценивает нервно – психическое состояние больного, состояние его костно – мышечной системы и кожного покрова, состояние раны, параметры боли, способность пациента к передвижению, состояние его дыхательной системы, сердечно – сосудистой, пищеварительной, выделительной систем, органов репродукции, особенности сна, общения, отношения к болезни, способность к самоуходу.
Логическим завершением блока информации являются выявление проблем пациента, очередность оказания сестринской помощи, тип сестринского обслуживания пациента.
Интегрированный лист наблюдений (Приложение 4) за жизненно важными показателями – основанная документальная форма, отображающая ежедневную работу медсестер с пациентом. Он содержит сведения о состоянии пациента медсестра заполняет дополнительный лист наблюдения и вкладывает его в сестринскую карту.
Дополнительный лист построен по единому принципу суточного контроля за соответствующими показателями. Медсестра отражает их изменение с помощью знаков «плюс» или «минус» или условных обозначений, в том числе дополнительно вводимых ею.
Кроме этого, в разделе «комментарии медсестры» отражаются динамика наблюдаемых показателей в течение суток, особенности течения патологического процесса, собственные суждения медсестры.
Таким образом, для каждого пациента комплектуется индивидуальный выбор листов наблюдения.
В листе назначений (Приложение 5) отражаются следующие данные: название препарата, антидота, анатоксина, сыворотки; дата; время; наличие интравенозного катетера; способ введения; количество вводимых растворов; скорость их введения; общее количество жидкости, введенной за сутки; реакция на введение.
Традиционный план сестринского ухода отражает основные этапы сестринского процесса. В нем медсестра ежедневно фиксирует различные проблемы пациента, сестринские действия, необходимые для их решения, оценивает эффективность своего вмешательства.
Завершает сестринскую карту лист «Рекомендации по реабилитации», в котором отражается мероприятия по физической, психологической и социальной адаптации пациента.
КСН позволяет осуществить на практике все этапы сестринского процесса, обеспечить пациенту качественный уход, активизировать творческий подход медсестер к своей работе.
Таким образом, регистрация сестринского наблюдения и ухода в отделении функциональной неврологии:
- даст администрации возможность выявить недочеты в обслуживании пациентов;
- расширит информацию о проделываемой медсестрами работе;
- позволит установить, кем, когда и какого рода уход обеспечен;
- наглядно покажет динамику состояния пациента;
- обеспечит преемственность в обслуживании и возможность системно подойти к организации сестринского ухода за пациентом в различных лечебных отделениях стационара.
В настоящее время достаточно большой статьей затрат для пациентов отделения функциональной неврологии будет покупка различных приспособлений для лечения и реабилитации, среди них: инвалидные коляски, трости, костыли, но это крайне необходимо и важно в системе реабилитации больных с рассеянным склерозом.
Что представляет собой «Школа для пациентов по рассеянному склерозу»?
«Школа для пациентов по рассеянному склерозу» предназначена для людей, страдающих рассеянным склерозом, а также тех, кто просто желает расширить свои знания о данной проблеме и современных возможностях лечения заболевания, профилактике осложнений, особенностях реабилитации и социальной помощи.
«Школа для пациентов по рассеянному склерозу» представляет собой цикл занятий продолжительностью 1,5 часа, которые будут вести врачи и медицинские сестры на базе отделения функциональной неврологии.
В школе пациенты и их родственники могут узнать, что такое рассеянный склероз, какие виды этого заболевания существуют, и какое это имеет значение для лечения; научатся выявлять факторы риска заболевания и его осложнений, предотвращать их развитие, узнают о современных возможностях лечения болезни, а также смогут получить ответы на все волнующие их вопросы.
Школа будет проводиться проводится в рамках Общества больных с рассеянным склерозом и являться абсолютно бесплатной для всех участников.
Школа организуется приказом директора НИИ мозга человека РАН, в котором утверждаются ответственные лица за выполнение этой медицинской услуги, инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, статистические формы регистрации и учета, план и график работы закрепленного помещения для проведения занятий, перечень оборудования. Руководитель учреждения обеспечивает подготовку специалистов для выполнения этой работы, рассматривает возможности поощрения за работу, ее объем и качество.
Зачем проводятся «Школы для пациентов по рассеянному склерозу»?
Цель школы: избавление людей от страданий путем распространения знаний о проблеме рассеянного склероза и современных возможностях его лечения; а также повышение мотивации больного к соблюдению врачебных рекомендаций, их правильному выполнению, формирование партнерских отношений в лечении, реабилитации и профилактике, плодотворное сотрудничество врача, медицинской сестры и пациента.
В настоящее время в связи с повышением образовательного уровня населения расширились возможности повышения эффективности лечения. Научные исследования показывают, что образование пациента, т.е. обучение пациента распознаванию различных симптомов заболевания и способам их преодоления, повышает эффективность лечения болевых синдромов более чем на 35% даже без применения лекарств и другой медицинской помощи.
Чем лучше информирован пациент о причинах и механизмах имеющихся у него нарушений, а также о существующих возможностях лечения, тем больше его шансы справиться с болезнью.
Школы для пациентов по различным заболеваниям подтвердили свою высокую эффективность в США, Великобритании, Германии, Испании, Италии и многих других странах мира.
Целевая группа: пациенты с рассеянным склерозом всех типов, легкой и средней степени тяжести.
Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов, имеющих близкие уровни компенсации рассеянного склероза, уровень риска. Пациенты с осложненным течением заболевания, не включаются в обучение по общей программе. Для таких пациентов Школы организуются по специальной программе реабилитации.
Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).
Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском осложнений, программа обучения требует модификации.
Обучение проводится медицинским сестрами, при направлении на обучение для формирования групп сходных пациентов необходимо предварительное обследование (или выписка из амбулаторной карты), которое проводится лечащим врачом. Перечень процедур и результатов обследования должен быть содержать минимум медицинской информации, которая поможет при формировании пациентов в группы для обучения.
Примерный образец направления на обучение в
Школе для пациентов по рассеянному склерозу
(утверждается приказом директора НИИ мозга человека РАН)
Ф.И.О. пациента Пол Возраст Профессия Телефон Диагноз (из амбулаторной карты) Ф.И.О. врача Результаты обследования, дата Тип рассеянного склероза Перенесенные заболевания: Стадия заболевания Сопутствующие заболевания
Осложнения
Уровень суммарного риска Лабораторные показатели

КТ Рентген МРТ Данные ЭКГ (дата) Другие исследования (ЭХО-КГ и пр.)


Медицинская сестра разрабатывает программу лекционных занятий с пациентами, обучает их навыкам самоухода, рассказывает об особенностях диеты и образа жизни при рассеянном склерозе, отвечает на вопросы пациентов. Программа обучения будет состоять из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов. Каждое занятие будет включать информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, должны иметь четкие инструкции по ведению.
Для проводящих занятия будет подготовлено и издано информационно-методическое пособие «Школа здоровья для пациентов с рассеянным склерозом», которое поможет им в проведении занятий и является необходимым инструментом обучения.
Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.
Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов с рассеянным склерозом, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и самоухода, ведения дневника, управление стрессом) и при интересе пациентов и возможности организации включение дополнительных тем и практических занятий (аутотренинг, оздоровительная гимнастика, фитобар, самомассаж и пр.), что может проводиться на коммерческой основе.
Возможны различные схемы организации Школ в зависимости от конкретных условий и возможностей учреждения:
Схема 1: Обучение пациентов в Школе по всем занятиям курса обучения проводит медицинская сестра.
Схема 2: Обучение пациентов в Школе проводятся различными специалистами в зависимости от их наличия, квалификации и пр., медицинская сестра ассистирует (планирует график лекций, осуществляет методическую и техническую подготовку, приглашает пациентов, помогает врачу обучать пациентов навыкам самоухода, ЛФК, готовит раздаточные материалы по заболеванию):
1 занятие – невролог и медсестра;
2 занятие – диетолог и медсестра;
3 занятие – реабилитолог и медсестра;
4 занятие – методист ЛФК и медсестра;
5 занятие – физиотерапевт и медсестра;
6 занятие – психолог и медсестра;
7 занятие – кардиолог и медсестра.
Примерная тематика занятий будет включать основную информацию по рассеянному склерозу для пациентов (табл. 4).
Таблица 4
Тематика занятий в Школе для пациентов с рассеянным склерозом
№ п/п Тема Структура информации Ответственный за занятие Оборудование 1 Рассеянный склероз: общая информация - причины заболевания;
- патогенез;
- симптомы;
- диагностика;
- принципы лечения. Медсестра Методическая разработка, наглядные материалы Продолжение таблицы 4
2 Лечение рассеянного склероза - общие принципы;
- симптоматическое лечение;
- лечение обострений;
- лекарственная терапия;
- трансплантация стволовых клеток;
- плазмаферез;
- иммуносупрессивное препараты и интерфероны;
- новые и перспективные методы лечения. Невролог и медсестра Методическая разработка, наглядные материалы, презентация, проектор, ноутбук, экран 3 Профилактика осложнений рассеянного склероза - режим труда и отдыха;
- физические занятия;
- диета. Медсестра Методическая разработка, наглядные материалы 4 Реабилитация при рассеянном склерозе - принципы реабилитации;
- особенности;
- помощь пациенту на дому;
- обучение навыкам самоухода. Реабилитолог и медсестра Методическая разработка, наглядные материалы 5 Диета при рассеянном склерозе - особенности диеты;
- режим питания;
- обработка пищи;
- ограничения в продуктах. Диетолог и медсестра Методическая разработка, наглядные материалы, брошюры
Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, оборудованном для ведения семинаров, предпочтительно за круглым столом. Занятия проводится с небольшими группами пациентов (максимально 8 - 10 человек).
Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, желательно удобной формы, располагающие к полуторачасовым занятиям. Желательно, чтобы во время занятий на столах была питьевая вода. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам. Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе Здоровья должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное):
Обязательное оборудование Школы Здоровья:
Демонстрационный материал.
Раздаточный материал (памятка, дневники, брошюры, листовки и пр.).
Оверхет, проектор, доска (большой блокнот - флип-чарт), бумага, фломастеры, ручки, карандаши.
Дополнительное (желательное) оборудование для Школы Здоровья:
Компьютер, принтер, программное обеспечение (регистрация, база данных на прошедших обучение пациентов, программы определения риска и др.).
Тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.
Факторы успеха обучения в Школах Здоровья.
Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна преследовать конкретный, видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги принесли ощутимый результат, что даст стимул для дальнейшего развития.
Учителя (медицинские работники) Школы должны научиться работать в команде. Специалисты, не умеющие работать в команде, даже если они имеют более высокую квалификацию по сравнению со сложившейся командой единомышленников, не должны приглашаться для ведения занятий в Школе.
Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть:
Красочной;
Демонстративной;
Запоминающейся;
Понятной;
Заинтересовывающей;
Доступной.
Занятия в Школе следует проводить в интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.
Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятий не должна превышать 1 - 2 академических часов (45 - 90 мин.).
При любом виде профессиональной деятельности важна оценка проводимой работы (оказания помощи и пр.) по комплексу параметров. Наиболее простая оценка – введение статистических форм регистрации и отчетности, которая как правило, дает характеристику количественной стороне деятельности.
В отношении профилактической работы такой оценки недостаточно. Сложности самой сути оказания населению профилактической помощи, особенно в условиях новых форм финансирования (бюджетное, страховое, частное), сочетанного финансирования очень важно формировать подходя к оценке качества оказания профилактической помощи.
Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может стать моделью к развитию нового направления в практике профилактической медицинской помощи – оценке качества медицинской профилактической помощи.
На примере Школ Здоровья впервые предлагаются новые подходы к оценке качества профилактической помощи населению, основанные на принципах реформирования здравоохранения:
ориентация на потребность населения и удовлетворение этой потребности – Школы Здоровья направлены на формирование (через информирование) у пациентов и лиц с факторами риска артериальной гипертонии осознанного отношения и мотивации к сохранению здоровья (формирование осознанной потребности), умений самопомощи и повышения приверженности к лечению;
партнерство между медицинскими работниками и пациентами в совместной профилактической направленности действий – программа Школ Здоровья ориентирована на интерактивный процесс обучения, что способствует повышению медицинской активности пациентов, являющейся основой партнерских отношений «медицинский работник –пациент»;
оказание профилактической помощи населению на основе принципов медицины, основанной на доказательствах – программа обучения в Школе Здоровья содержит информацию и формы обучения, рекомендуемые руководствами и рекомендациями, вытекающими из доказательных научных программ, передового отечественного и зарубежного опыта.
В соответствии с целями организации и обучения в Школе оценку Школ Здоровья рекомендуется проводить на разных уровнях:
на уровне пациента;
на уровне врача (медицинского работника), проводящего обучение;
на уровне учреждения здравоохранения;
на уровне территории (регион).
Оценка объема, полноты и качества профилактической медицинской помощи на примере Школ Здоровья оценивается по данным:
официальной медицинской статистики;
экспертной оценки;
медико-социологических опросов.
Качество медицинской помощи пациентам с рассеянным склерозом – это выполнение профессиональных медицинских стандартов, национальных рекомендаций и соответствие оказанной профилактической помощи индикаторам оценки качества.
Оценка качества обучения в Школах является в настоящее время наименее разработанным, но наиболее важным аспектом оценка Школ.
Исходя из этих положений индикаторами качества профилактической помощи (Школ Здоровья) должны стать те, которые в современных условиях предлагаются в качестве индикаторов качества медицинской помощи в целом.
Индикаторы качества профилактической медицинской помощи, в том числе в Школах Здоровья – это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие целей обучения имеющимся потребностям пациентам, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.
Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в Школе Здоровья являются:
Адекватность – соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей.
Действенность - сила воздействия обучающей программы в Школе и степень достижения поставленной цели обучения.
Эффективность - величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья (медицинская, социальная и экономическая эффективность)
Результативность - достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения.
Оптимальность - соответствие программы обучения в Школе современным основам доказательной профилактической кардиологии и стандартам.
Преемственность и непрерывность - реализация программ обучения в Школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля.
Удовлетворенность - соответствие программы обучения в Школе, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача)
Законность – соблюдение Конституционных прав, Законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов
Доступность – возможность получения пациентом с АГ обучения в Школе Здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).
Процедура оценки качества должна опираться на реально оцениваемые характеристики и, чем она понятнее и яснее, тем реальнее ожидать, что оценка качества будет проводиться, станет рутинной процедурой и будет способствовать развитию данного направления оказания профилактической медицинской помощи пациентам с артериальной гипертонией, а в последующем и лицам с факторами риска.
Для достижения качественного обучения (адекватного, действенного, эффективного, результативного, оптимального, преемственного и непрерывного, удовлетворяющего спрос населения, законного и доступного) необходимо соблюдение ряда условий:
- подготовка медицинских специалистов для ведения обучения в школе пациентов;
- выполнение организационных рекомендаций, изложенных в данном документе;
- соблюдение методов и форм обучения, предложенных в программе.
Кроме перечисленных в перечень индикаторов входят профессиональная компетентность, межличностные взаимоотношения, стабильность процесса и результата, развитие (совершенствование процесса и улучшение результатов).






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассеянный склероз – это хроническое, с обострениями, воспалительное заболевание центральной нервной системы.
В считанные годы оно превращает здорового молодого человека в беспомощного инвалида, прикованного к постели. Болезнь постоянно молодеет, сейчас не редкость случаи её развития даже у подростков. От рассеянного склероза не застрахован никто.
Диагностика заболевания проблематична: специалистов, хорошо знающих эту болезнь, немного, а её симптомы — двоение зрения, нарушения координации движений, походки, слабость, быстрая утомляемость — бывают и при многих других заболеваниях.
Вылечить РС современная медицина не может, хотя существуют препараты, останавливающие прогрессирование болезни. Однако эти препараты очень дороги — курс лечения на год стоит до 500 тысяч рублей. Увы, столь дорогостоящее лечение доступно далеко не всем больным.
Обеспечение граждан, больных рассеянным склерозом (как и гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей — в рамках программы «Семь нозологий») относится к совместным полномочиям Российской Федерации и её субъектов. В России все больные РС, имеющие показания по получению иммуномодулирующей терапии, обеспечены за счёт федерального бюджета.
В ходе исследования роли медицинской сестры в оказании помощи пациентам с рассеянным склерозом было установлено, что работа медицинской сестры по повышению качества жизни данной группы пациентов включает заботу о его витальных функциях, организацию ухода, обучения приемам самообслуживания, а также психологическую поддержку больных, беседы, консультации по различным вопросам.
Был выявлен дефицит знаний у больных по поводу своего заболевания. В фазу обострения заболевания большинству больных назначается гормональная терапия, но в ходе исследования установлено, что большинство пациентов не проинформированы о возможных осложнениях и мерах их профилактики. А так же пациенты считают, что могли бы расширить свои знания получив из уст медсестры сведения о прогнозе и лечении заболевания.
При этом 70% респондентов считают важнейшим качеством профессионализм медсестры, т.е. только в этом случае они обратились бы к ней за помощью.
ВЫВОДЫ.
Сестринский персонал отделения функциональной неврологии должен включаться в решение проблем пациента, т.к. большая их часть не адаптирована к изменению состояния своего здоровья, а отношение их к собственному состоянию здоровья можно охарактеризовать как чисто эмоциональное. Медицинская сестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств.
Таким образом, сестринское дело требует углубленной подготовки медсестер в области психологии, социологии, педагогики и умения оценить состояние пациента не только клинически, но и в плане психологии (имеется в виду внутренняя картина здоровья, внутренняя и внешняя картина болезни), а также ориентировать пациента на адаптацию к меняющемуся состоянию здоровья.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Открыть при отделении неврологии школу для больных с диагнозом рассеянный склероз с целью обучения больных и их родственников навыкам самообслуживания, подбору гигиенических средств, подбору диеты, организации труда и отдыха, коррекции образа жизни; оказания психологической помощи.
Так как для лечения рассеянного склероза наиболее успешно используются иммуномодулирующие препараты из класса бетаферонов больных необходимо обучать технике введения препаратов и мерам профилактики осложнений.
Для предупреждения осложнений после применения терапии гормональными препаратами необходимо подробно информировать больных и их родственников о возможных мерах профилактики.
В работе предложена система памяток и информационных бюллетеней для пациентов и их родственников.
Внедрить в работу медицинских сестер стандарты деятельности, которые позволят более четко вести наблюдение за всеми проблемами пациента, грамотно планировать уход и реабилитационные мероприятия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон РФ №52 от 30.03.1997г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2008, № 9, ст. 817).
Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5489.
Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования 26.05.2008 г. №111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».
Приказ МЗ РФ №170 от 16.08.1994 г. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ».
Приказ МЗ РФ №254 от 3.09.1991 г. «О развитии дезинфекционного дела в стране».
Приказ №288 МЗ СССР от 23.03.1976 г. «Об утверждении инструкций о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного надзора за санитарным состоянием ЛПУ».
Приказ МЗ РФ №295 от 30.10.1995 г. «О введении в действие правил обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ».
Приказ МЗ РСФСР №330 от 5.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ».
Приказа МЗ РФ №342 от 26.11.1998 г. «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».
Приказ №377 от 13.11.1996 г. «Об утверждении требований к организации хранения различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
Приказ №408 от 12.07.1983 г. МЗ СССР «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».
Приказ МЗ РСФСР от 17.09.1976 г. №471 «Памятка медицинскому работнику по хранению лекарств в отделениях лечебно-профилактических учреждений».
Приказ №720 от 31.07.1978г. МЗ СССР «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и улучшению мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями».
Приказ МЗ СССР №747 от 2.06.1987 г. «Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ».
ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения».
СаН ПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
СаН ПиН 2.1.3.2630-10 от 09.08.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
СаН ПиН 2.1.7.728-99 от 22.01.1992 г. «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
СаН ПиН 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами».
СаН ПиН 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
Инструктивно-методическое указание МЗ РФ «Организация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом РСФСР» от 22.08.1990 г.
Акгацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования: алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры. Серия: Библиотека главной (старшей) медицинской сестры, 2001. – 282 с.
Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э. Управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Методические рекомендации//под ред. Проф. В.А. Воробьева. – М. НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова МЗ РФ, 2002. – 134 с.
Гусев, Е.И., Коновалов, А.Н., Бурд, Г.С. Неврология и нейрохирургия. М.: Медицина, 2001. – 654 с.
Гусев Е.И Завалишин И.А., Бойко А.Н. Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания. – М.: Миклош, 2004. – 540 с.
Евплов В. Справочник старшей (главной) медицинской сестры/ В. Евплов – авт.-состав.; под ред. И.К. Гайнутдинова. Изд. 4-е дополн. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 736 с.
Информационно-образовательный портал Рассеянный склероз: режим доступа: [http://www.rscleros.ru/].
Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В., Черникова Л.А. Реабилитация неврологических больных. ГЭОТАР-Мед, 2008. – 560 с.
Карлов, В.А. Неврология: Руководство для врачей.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.: МИА, 2002. – 639 с.
Клипина Т.Ю., Джамбекова А.К. Справочник медицинской сестры / Т.Ю. Клипина, А.К. Джамбекова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с.
Котова С.В. Сестринское дело в неврологии. Гэотар-мед, 2008. – 248 с.
Лавровский С.Н., Трофимова Г.А., Кобякова И.А. Сестринское дело в невропатологии. – М.: АНМИ, 2005. – 343 с.
Леонович, А.Л. Нервные болезни.- Мн.: Изд-во «Четыре четверти», УП «Экоперспектива», 2002. – 304 с.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2002. – 520 с.
Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. М.: Медицина, 2006. – 201 с.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 720 с.
Никифоров, А.С., Коновалов, А.Н., Гусев Е.И. Клиническая неврология. Том 1. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. – 704 с.
Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 400 с.
Основы сестринского дела: справочник / М.Ю. Алешкина, Н.А. Гуськова, О.П. Иванова, С.В. Науменко, А.М. Спринц, И.Н. Филиппова, Е.П. Шатова, З.М. Юдакова; под. Ред. А.М. Спринца. – СПб.: СпецЛит, 2009. – 463 с.
Островская И.В., Перфильева Г.М., Камынина Н.Н., Пьяных А.В. Теория сестринского дела. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 256 с.
Официальный сайт Института мозга человека РАН: режим доступа: [http://www.ihb.spb.ru/].
Полный справочник по уходу за больным под редакцией д.м.н. проф. Ю.Ю. Елисеева. М.: «ЭКСМО-пресс», 2002. – 212 с.
Рассеянный склероз. Под редакцией И.Д. Столярова, Б.А. Осетрова. СПб, ЭЛБИ-СПб, 2002, - 176 с.
Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания. Под ред. Е.И. Гусева, И.А. Завалишина, А.Н. Бойко. М.: Миклош, 2004. – 540 с.
Руководство для средних медицинских работников. ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 994 с.
Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи: учеб. Пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 176 с.
Справочник главной (старшей) медицинской сестры. (Издание 3-е, дополненное, переработанное) – М.: Издательство ГРАНТЪ, 2001. – 880 с.
Справочник медицинской сестры по уходу/ Под ред. Н.Р. Палеева. – М.: Эксмо, 2006. – 544 с.
Столяров А.Н. Рассеянный склероз. Практическое руководство – Спб: ЭЛБИ, 2002. – 175 с.
Сухова Л.С. Основы медико-социальной реабилитации (оккупациональная терапия) – М.: Издательство «Свято – Димитровское училище сестер милосердия», 2003. – 80 с.
Тарасова Ю.А. и др. Современная организация сестринского дела: учебное пособие / Ю.А. Тарасова, Э.О. Костюкова, З.Е. Сопина, О.В. Александрова, Л.Е. Сунгурова, И.А. Фомушкина, М.Б. Бершадская; под ред. З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 576 с.
Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – 304 с.
Хивинцева Е.В. Особенности лечебно-реабилитационной тактики при рассеянном склерозе на современном этапе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Оренбург, 2007. – 26 с.
Частная неврология: Учебник / Под ред. проф. М.М. Одинака.- СПб.: Лань, 2002. - 447 с.
Шикина, И.Б., Сорокина, Н.В., Вардосанидзе, С.Л., Лихота, А.И. Удовлетворенность пациентов как критерий оценки качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре // Проблемы управления здравоохранением. 2006. - № 5 (30). – С. 22 – 26.
Шмидт Т.Е., Яхно Н.Н. Рассеянный склероз. Медицина, 2003. – 164 с.
MS-LIFE. Жизнь с рассеянным склерозом. Сайт, посвященный заболеванию рассеянный склероз // http://www.ms-life.ru/.













ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые пациенты! Просим Вас ответить на несколько вопросов анкеты для выявления роли медицинской сестры в повышении качества жизни пациентов с рассеянным склерозом. Организация, проводящая опрос, гарантирует полную анонимность. Ваши индивидуальные ответы огласке не подлежат. Будут использованы только обобщенные результаты статистической обработки данных.

Возраст ___________________________________
Пол ______________________________________
Социальный статус _________________________

(при заполнении анкеты в правом столбце обведите номер ответа, в наибольшей степени отражающего Ваше мнение)
Какова причина Вашего обращения в отделение функциональной неврологии НИИ мозга человека РАН? Лечение
Обследование
Реабилитация Как давно Вы проходите лечение по поводу рассеянного склероза? До 1 года
2 – 3 года
Более 3-х лет Какие физические проблемы Вас более беспокоят в настоящее время? Утомляемость, слабость мышц
Боль
Нарушение координации движений, тремор
Снижение тактильной, болевой чувствительности
Чувство покалывания и жжения в пальцах, стопах
Нарушения мочеиспускания
Нарушения зрения
Головная боль, головокружение
Сексуальные проблемы
Другие ______________________________________ Какие психологические проблемы Вас более беспокоят в настоящее время? Нарушение внимания
Депрессия (плач)
Эйфория (неуправляемый смех)
Эмоциональная неустойчивость
Тревожность, раздражительность
Тревога по поводу собственной «несостоятельности» (сексуальной)
Трудности в общении
Другие ______________________________________ Как Вы можете описать Ваше отношение к своему заболеванию? Меня сильно волнует исход заболевания
Я верю, что мое самочувствие нормализуется
Я стараюсь следовать рекомендациям медработников
Мне все равно Какие социальные проблемы Вас более беспокоят в настоящее время? Ограничение социальной активности (изоляция от общества)
Невнимание родственников и друзей
Одиночество
Проблемы трудоустройства
Другие ______________________________________ Знаете ли Вы о том, какие социальные льготы Вам положены? Да
Нет
Затрудняюсь ответить Пользуетесь ли Вы льготами, которые Вам предоставляются государством? Если нет, то почему? Да
Нет, потому что ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________ Какая социальная помощь дополнительно Вам необходима? Улучшение комплекса реабилитации
Расширить льготы на лекарственное обеспечение
Обеспечение специальными техническими средствами для инвалидов (коляски, устройства для их передвижения в общественных местах)
Улучшить санаторно-курортное обеспечение Какие проблемы в семье и с друзьями у Вас возникли после того, как Вы рассказали о своем диагнозе? Никаких
Нарушения в интимной жизни
Родственники стали внимательнее
Родственники и друзья стали меньше общаться со мной
Другие ______________________________________ Как Вы оцениваете внимательность среднего медицинского персонала отделения функциональной неврологии к Вам как к пациенту? Очень высоко
Высоко
Средне
Низко
Очень низко Как Вы оцениваете заинтересованность в лечебном процессе среднего медицинского персонала отделения функциональной неврологии к Вам как к пациенту? Очень высоко
Высоко
Средне
Низко
Очень низко Как бы Вы оценили профессиональные навыки среднего медицинского персонала отделения функциональной неврологии? Очень высоко
Высоко
Средне
Низко Как бы Вы оценили ответственность среднего медицинского персонала отделения функциональной неврологии? Очень высоко
Высоко
Средне
Низко
Очень низко Как бы Вы оценили своевременность выполнения назначений средним медицинским персоналом отделения функциональной неврологии? Очень высоко
Высоко
Средне
Низко
Очень низко Что бы Вы включили в понятие «квалифицированный сестринский персонал»? Профессиональное выполнение манипуляций
Грамотное консультирование
Психологическая помощь
Внимательный, ответственный, заинтересованный в лечебном процессе персонал
Все в комплексе На Ваш взгляд, какое значение играет уход медицинской сестры в Вашем выздоровлении? Все зависит от лечения врача, никак от медсестры
От того, как выполняет медсестра назначения врача, зависит качество лечения
Уход медсестры помогает справиться с болезнью
Уход медсестры помогает приспособиться к жизни с болезнью Как Вы оцениваете советы, которые дают Вам медсестры отделения функциональной неврологии? Они очень ценны, я ими пользуюсь
Я их учитываю, но в основном слушаю врача
Они мне бесполезны, всю информацию дает врач Оказывали ли Вам медсестры отделения функциональной неврологии психологическую поддержку? Да, она мне помогла справиться с негативом по поводу заболевания
Нет
Я не нуждаюсь в поддержке медперсонала Применялась ли для Вашего лечения гормональная терапия? Нет
Один раз
Более двух раз Знаете ли Вы о возможных осложнениях после применения гормональной терапии и мерах их профилактики? Да, меня проинформировал лечащий врач
Да, меня проинформировала медсестра
Да, я узнал(а) из других источников
Нет Довольны ли Вы результатами обращения, лечения в отделении функциональной неврологии? (решение проблемы, явившейся причиной обращения в ЛПУ) Удовлетворен(а) в высшей степени
Удовлетворен(а) в основном
Удовлетворен(а) частично
В целом не удовлетворен(а)
Совершенно не удовлетворен(а) Как бы Вы в целом определили Ваше мнение о работе отделения функциональной неврологии и среднего персонала? Удовлетворен(а) в высшей степени
Удовлетворен(а) в основном
Удовлетворен(а) частично
В целом не удовлетворен(а)
Совершенно не удовлетворен(а) Какую помощь от медицинской сестры отделения функциональной неврологии Вы хотели бы получать? Психологическая поддержка
Консультации по поводу заболевания
Помощь в реабилитационных упражнениях
Индивидуальный уход
Другое ___________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!!!
Приложение 2
АНКЕТА
Уважаемые медработники! Просим Вас ответить на несколько вопросов анкеты для выявления роли медицинской сестры в повышении качества жизни пациентов с рассеянным склерозом. Организация, проводящая опрос, гарантирует полную анонимность. Ваши индивидуальные ответы огласке не подлежат. Будут использованы только обобщенные результаты статистической обработки данных.

Возраст _______________________________________
Пол __________________________________________
Стаж работы ___________________________________
Стаж работы в НИИ мозга человека РАН ___________
Квалификационная категория ____________________

(при заполнении анкеты в правом столбце обведите номер ответа, в наибольшей степени отражающего Ваше мнение)
Укажите ваши основные направления работы с пациентами с диагнозом рассеянный склероз Медицинские манипуляции
Индивидуальный уход
Психологическая помощь
Консультации по поводу заболевания
Другое _______________________________________ Как вы считаете, к каким сотрудникам пациенты чаще обращаются за помощью? Врачи
Медсестры
Санитарки
Другие сотрудники ___________________ Зависит ли, по вашему мнению, стаж работы медсестры от уровня ее компетенции? Да
Нет
Не знаю К медработникам с каким стажем чаще обращаются за помощью пациенты? До 5 лет
6 – 15 лет
Более 15 лет Проводится ли в отделении функциональной неврологии НИИ мозга человека РАН обучение пациентов приемам самообслуживания? Да
Нет Какие препятствия для улучшения реабилитационной работы с пациентами вы можете отметить? Недостаточное материальное обеспечение отделения
Нехватка специальных средств передвижения
Нежелание что-то изменить у медперсонала
Препятствия со стороны администрации ЛПУ
Другое Есть ли в отделении функциональной неврологии специальные материалы для пациентов (листовки, буклеты, информационные стенды и пр.)? Да
Нет
Есть, но мало Проводится ли перед применением в процессе лечения гормональной терапии информирование пациентов о ее последствиях? Да
Нет Если нет, то почему?
Используются ли в отделении функциональной диагностики стандарты сестринской деятельности для пациентов с рассеянным склерозом? Да
Нет Имеет ли смысл внедрить стандарты сестринской деятельности в отделении? Да
Нет Проводится ли обучение медсестер в отделении функциональной неврологии вопросам реабилитации и сестринской помощи пациентам с рассеянным склерозом? Да
Нет Есть ли необходимость в повышении знаний медсестер в данном вопросе? Да
Нет Какие мероприятия необходимо применить в отделении функциональной неврологии для улучшения организации сестринской помощи пациентам с рассеянным склерозом? Информационные стенды
Разработка памяток для пациентов
Лекции для медперсонала
Школа для пациентов с рассеянным склерозом
Внедрение стандартов сестринской деятельности
Другое ______________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!!!
Приложение 3
КАРТА СЕСТРИНСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ПАЦИЕНТОМ ОТДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ
Фамилия____________________________ Дата рождения______________
Имя_______________________________ Дата поступления____________
Отчество______________________________________________________
Врачебный диагноз_____________________________________________
Ближайшие родственники (ФИО, адреса, телефоны)__________________
Друзья (соседи, знакомые, сослуживцы)____________________________
ФИО_____________________________________________________
Адрес, телефон_______________________________________________
ФИО_____________________________________________________
Адрес, телефон_______________________________________________
ФИО_____________________________________________________
Адрес, телефон_______________________________________________
В прошлом заболевания:_______________________________________
____________________________________________________________
травмы, операции____________________________________________
Текущая болезнь
Причина обращения за помощью: травма_____ заболевание_________
Обстоятельства происшествия__________________________________
Начало заболевания:             внезапное___________ постепенное______
Продолжительность___________________________________________
Другие значимые сведения_____________________________________
Группа крови________________ резус фактор______________________
Монитор кардиологический_____________________________________
Монитор дыхательный_________________________________________
Подключичный катетер_________________________________________
Аллергия лекарственная________________________________________
Аллергия пищевая_____________________________________________
Аллергия бытовая_____________________________________________
Аллергия другая_______________________________________________
Нервно – психическое состояние
Сознание____________________________________________________
Головокружение______________________________________________
Обмороки___________________________________________________
Зрачки: узкие____________________ широкие_____________________
Реакции зрачков на свет: сохранена_____________ отсутствует_______
Гнев________________________________________________________
Волнение____________________________________________________
Депрессия___________________________________________________
Страх_______________________________________________________
Безразличие_________________________________________________
Память: сохранена_________________ нарушена_____________________
Тело:
Рост:____________ Масса:____________ Температура тела__________
Отеки_________________ Локализация___________________________
Другие изменения_______ Локализация___________________________
Изменение формы_____________________________________________
Увеличение объема____________________________________________
Состояния кожи: цвет______ Тургор_______________________________
Влажность___________________________________________________
Наличие пролежней_____________ локализация___________________
Дефекты кожи: сыпь___ Рубцы_ Расчесы Кровоподтеки_ Локализация
Видимые слизистые оболочки: изменения ___ какие_______________
Мышечный тонус: сохранен___ Понижен_________________________
Раны:______________________ Локализация_____________________
Характер раны_______________________________________________
Первичная обработка_________________________________________
Наличие повязки_____________________________________________
Наружное кровотечение_______________________________________
Боль:___________________________ Локализация_________________
Характер: ноющая__ колющая__ режущая__ давящая__ пульсирующая__
Жгучая___ иная______________________________________________
Интенсивность: Слабая___ Средняя___ Сильная___________________
Длительность________________________________________________
Реакция на боль: адекватная____________________ неадекватная_____
Способность к передвижению
Положение: активное___ пассивное___ вынужденное_______________
Передвигается самостоятельно_________________________________
При помощи посторонних________________________ Резервы______
Поворачивается в постели_____________________________________
Дыхательная система________________________________________
Дыхание самостоятельное_____________________________________
ИВД________________________________________________________
ЧДД________________________________________________________
Одышка_____________________________________________________
Кашель_____________________________________________________
Мокрота____________________________________________________
Кровохаркание_______________________________________________
Трахеостома_________________________________________________
Носовые катетеры____________________________________________
Сердечно – сосудистая система_______________________________
Пульс______________________________________________________
АД________________________________________________________
Сердцебиение_______________________________________________
Перебои____________________________________________________
Видимая пульсация сосудов_________ Локализация_______________
Пищеварение_______________________________________________
Способность есть и пить самостоятельно_________________________
Нарушение жевания__________________________________________
Использование резервов_____ Какие____________________________
Аппетит сохранен_____ повышен_____ понижен___________________
Тошнота____________________________________________________
Рвота_______________________________________________________
Выделения:__________________________________________________
Стул: ______________ цвет______________________________________
Регулярный__________________________________________________
Недержание кала_____________________________________________
Частота______________________________ Количество_____________
Цвет мочи___________________________________________________
Недержание мочи____________________________________________
Катетер_____________________________________________________
Другие:_____________________________________________________
Локализация_________________________________________________
Характер_____________________________________________________
Количество___________________________________________________
Сон_________________________________________________________
Нарушение сна_______________________________________________
Потребность спать днем_______________________________________
Общение_____________________________________________________
Речь_________ сохранена___________ нарушена____________________
Слух________ сохранен____________ нарушен_____________________
Отношение к болезни _________________________________________
Адекватное___________________________________________________
Неадекватное_________________________________________________
Желание выздороветь__________________________________________
Самоуход____________________________________________________
Степень независимости_________________________________________
Независим____________________________________________________
Частично зависим_____________________________________________
Полностью зависим___________________________________________  
Приложение 4
ЛИСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ПАЦИЕНТОМ ОТДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ
Наблюдения за кожей и слизистыми оболочками
Цвет
Тургор
Влажность
Дефекты
Наблюдения за пациентом с нарушением дыхания
Боль
Дренаж
Функционирование дренажа
Состояние повязки
Характер повязки
Характер мокроты
Наблюдения за пациентом с рвотой
Тошнота
Частота рвоты
Количество рвотных масс
Запах рвотных масс
Наблюдения за пациентом с нарушением стула
Колостома
Илеостома
Частота стула
Характер стула
Боль при дефекации
Патологические изменения
Наблюдения за пациентом с нарушением мочевыделения
Цистотома
Катетер
Частота мочеиспускания
Количество мочи
Цвет мочи
Характеристика мочеиспускания
Наблюдения за пациентом с изменением сознания и психики
Сознание
Состояние психики
Зрачки
Тонус мышц
Наблюдение за пациентом с отеками.
Водный баланс
Локализация
Количество выпитой жидкости
Количество введенной жидкости
Суточный диурез
Масса тела
Приложение 5
ЛИСТ НАЗНАЧЕНИЙ
ПАЦИЕНТА ОТДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

ФИО пациента _____________________________________________
 
Назначения врача Отметка о выполнении Зависимые вмешательства
  



Независимые вмешательства
 



Взаимозависимые вмешательства




                   









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный закон РФ №52 от 30.03.1997г. «О санитарно-эпидемиологическом бла-гополучии населения».
2.Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2008, № 9, ст. 817).
3.Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5489.
4.Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования 26.05.2008 г. №111 «Об организации контроля объемов и качества медицин¬ской помощи при осу-ществлении обязательного медицинского страхования».
5.Приказ МЗ РФ №170 от 16.08.1994 г. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ».
6.Приказ МЗ РФ №254 от 3.09.1991 г. «О развитии дезинфекционного дела в стране».
7.Приказ №288 МЗ СССР от 23.03.1976 г. «Об утверждении инструкций о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и уч-реждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного надзора за са-нитарным состоянием ЛПУ».
8.Приказ МЗ РФ №295 от 30.10.1995 г. «О введении в действие правил обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профес-сий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обяза-тельное медицинское освидетельствование на ВИЧ».
9.Приказ МЗ РСФСР №330 от 5.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ».
10.Приказа МЗ РФ №342 от 26.11.1998 г. «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».
11.Приказ №377 от 13.11.1996 г. «Об утверждении требований к организации хранения различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
12.Приказ №408 от 12.07.1983 г. МЗ СССР «О мерах по снижению заболеваемости ви-русными гепатитами в стране».
13.Приказ МЗ РСФСР от 17.09.1976 г. №471 «Памятка медицинскому работнику по хра-нению лекарств в отделениях лечебно-профилактических учреждений».
14.Приказ №720 от 31.07.1978г. МЗ СССР «Об улучшении медицинской помощи боль-ным с гнойными хирургическими заболеваниями и улучшению мероприятий по борь-бе с внутрибольничными инфекциями».
15.Приказ МЗ СССР №747 от 2.06.1987 г. «Об утверждении инструкции по учету меди-каментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ».
16.ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения».
17.СаН ПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за со-блюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
18.СаН ПиН 2.1.3.2630-10 от 09.08.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
19.СаН ПиН 2.1.7.728-99 от 22.01.1992 г. «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
20.СаН ПиН 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпиде-миологическому надзору за вирусными гепатитами».
21.СаН ПиН 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемические требования к организации и осуще-ствлению дезинфекционной деятельности».
22.Инструктивно-методическое указание МЗ РФ «Организация мероприятий по профи-лактике и борьбе со СПИДом РСФСР» от 22.08.1990 г.
23.Акгацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского об-разования: алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры. Серия: Биб-лиотека главной (старшей) медицинской сестры, 2001. – 282 с.
24.Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э. Управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Методические рекомен-дации//под ред. Проф. В.А. Воробьева. – М. НИИ общественного здоровья и управле-ния здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова МЗ РФ, 2002. – 134 с.
25.Гусев, Е.И., Коновалов, А.Н., Бурд, Г.С. Неврология и нейрохирургия. М.: Медицина, 2001. – 654 с.
26.Гусев Е.И Завалишин И.А., Бойко А.Н. Рассеянный склероз и другие демиелинизи-рующие заболевания. – М.: Миклош, 2004. – 540 с.
27.Евплов В. Справочник старшей (главной) медицинской сестры/ В. Евплов – авт.-состав.; под ред. И.К. Гайнутдинова. Изд. 4-е дополн. И перераб. – Ростов н/Д: Фе-никс, 2005. – 736 с.
28.Информационно-образовательный портал Рассеянный склероз: режим доступа: [http://www.rscleros.ru/].
29.Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В., Черникова Л.А. Реабилитация неврологических больных. ГЭОТАР-Мед, 2008. – 560 с.
30.Карлов, В.А. Неврология: Руководство для врачей.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.: МИА, 2002. – 639 с.
31.Клипина Т.Ю., Джамбекова А.К. Справочник медицинской сестры / Т.Ю. Клипина, А.К. Джамбекова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с.
32.Котова С.В. Сестринское дело в неврологии. Гэотар-мед, 2008. – 248 с.
33.Лавровский С.Н., Трофимова Г.А., Кобякова И.А. Сестринское дело в невропатоло-гии. – М.: АНМИ, 2005. – 343 с.
34.Леонович, А.Л. Нервные болезни.- Мн.: Изд-во «Четыре четверти», УП «Экоперспек-тива», 2002. – 304 с.
35.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2002. – 520 с.
36.Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. М.: Медицина, 2006. – 201 с.
37.Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 720 с.
38.Никифоров, А.С., Коновалов, А.Н., Гусев Е.И. Клиническая неврология. Том 1. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. – 704 с.
39.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической кли-нике: учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 400 с.
40.Основы сестринского дела: справочник / М.Ю. Алешкина, Н.А. Гуськова, О.П. Ивано-ва, С.В. Науменко, А.М. Спринц, И.Н. Филиппова, Е.П. Шатова, З.М. Юдакова; под. Ред. А.М. Спринца. – СПб.: СпецЛит, 2009. – 463 с.
41.Островская И.В., Перфильева Г.М., Камынина Н.Н., Пьяных А.В. Теория сестринско-го дела. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 256 с.
42.Официальный сайт Института мозга человека РАН: режим доступа: [http://www.ihb.spb.ru/].
43.Полный справочник по уходу за больным под редакцией д.м.н. проф. Ю.Ю. Елисеева. М.: «ЭКСМО-пресс», 2002. – 212 с.
44.Рассеянный склероз. Под редакцией И.Д. Столярова, Б.А. Осетрова. СПб, ЭЛБИ-СПб, 2002, - 176 с.
45.Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания. Под ред. Е.И. Гусева, И.А. Завалишина, А.Н. Бойко. М.: Миклош, 2004. – 540 с.
46.Руководство для средних медицинских работников. ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 994 с.
47.Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи: учеб. По-собие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 176 с.
48.Справочник главной (старшей) медицинской сестры. (Издание 3-е, дополненное, пе-реработанное) – М.: Издательство ГРАНТЪ, 2001. – 880 с.
49.Справочник медицинской сестры по уходу/ Под ред. Н.Р. Палеева. – М.: Эксмо, 2006. – 544 с.
50.Столяров А.Н. Рассеянный склероз. Практическое руководство – Спб: ЭЛБИ, 2002. – 175 с.
51.Сухова Л.С. Основы медико-социальной реабилитации (оккупациональная терапия) – М.: Издательство «Свято – Димитровское училище сестер милосердия», 2003. – 80 с.
52.Тарасова Ю.А. и др. Современная организация сестринского дела: учебное пособие / Ю.А. Тарасова, Э.О. Костюкова, З.Е. Сопина, О.В. Александрова, Л.Е. Сунгурова, И.А. Фомушкина, М.Б. Бершадская; под ред. З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 576 с.
53.Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – 304 с.
54.Хивинцева Е.В. Особенности лечебно-реабилитационной тактики при рассеянном склерозе на современном этапе. Автореферат диссертации на соискание ученой сте-пени кандидата медицинских наук. Оренбург, 2007. – 26 с.
55.Частная неврология: Учебник / Под ред. проф. М.М. Одинака.- СПб.: Лань, 2002. - 447 с.
56.Шикина, И.Б., Сорокина, Н.В., Вардосанидзе, С.Л., Лихота, А.И. Удовлетворенность пациентов как критерий оценки качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре // Проблемы управления здравоохранением. 2006. - № 5 (30). – С. 22 – 26.
57.Шмидт Т.Е., Яхно Н.Н. Рассеянный склероз. Медицина, 2003. – 164 с.
58.MS-LIFE. Жизнь с рассеянным склерозом. Сайт, посвященный заболеванию рассеян-ный склероз // http://www.ms-life.ru/.

Вопрос-ответ:

Какие симптомы характерны для рассеянного склероза?

Симптомы рассеянного склероза включают нарушение координации движений, слабость и онемение конечностей, проблемы с зрением, нарушение мочеиспускания и утомляемость.

Какие методы диагностики используются при рассеянном склерозе?

Для диагностики рассеянного склероза могут применяться магнитно-резонансная томография головного мозга и спинного мозга, ликворологические исследования, электромиография и другие.

Каковы основные этапы лечения рассеянного склероза?

Основными этапами лечения рассеянного склероза являются обострение и ремиссия. Во время обострения назначаются препараты для снятия воспаления, а в ремиссию проводится лечение для контроля прогрессирования заболевания.

Какую помощь медсестра оказывает пациентам с рассеянным склерозом?

Медсестра оказывает помощь пациентам с рассеянным склерозом в организации сестринского процесса, обучении пациентов самостоятельному контролю заболевания, проведении медицинских процедур и обеспечении психологической поддержки.

Как организован сестринский процесс у пациентов с рассеянным склерозом?

Сестринский процесс у пациентов с рассеянным склерозом включает планирование и проведение медицинских процедур, постановку диагноза и разработку индивидуального плана лечения, а также оценку и контроль состояния пациентов.

Какие симптомы сопутствуют рассеянному склерозу?

Симптомы рассеянного склероза могут включать потерю чувствительности, нарушения координации движений, слабость, проблемы со зрением, проблемы с мочеиспусканием и другие.

Каковы основные задачи медсестры при оказании помощи пациентам с рассеянным склерозом?

Основными задачами медсестры при оказании помощи пациентам с рассеянным склерозом являются: оказание ухода и поддержка, контроль состояния больного, предоставление информации и образования по уходу за собой, содействие в проведении реабилитационных мероприятий.

Какие методы лечения применяются при рассеянном склерозе?

Лечение рассеянного склероза может включать применение препаратов, направленных на снижение воспаления и подавление иммунной системы, физиотерапию, психологическую поддержку, реабилитационные методы.