Особенности политического лидера в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 4848 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.12.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Политическое лидерство. Психологические и практические аспекты
1.1 Психологические особенности поведения политических лидеров
1.2 Оценка качеств политических лидеров в современной России (по мнению подростков)
2.Влияние имиджа политического лидера на имидж страны
2.1.Имидж политического лидера и его составляющие
2.2.Влияние имиджа экс- президента В.В. Путина на внутри- и внешне политический имидж России
3. Сложность реализации функций политического лидера в России
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая «сверху вниз»». Из определения ясно следует понимание самого феномена политического лидерства, из поля которого должно проистекать и определение политического лидера. Таким образом: «политический лидер – это человек, стоящий на вершине иерархии власти, осуществляющий руководящие и управленческие функции, последствия которых сказываются как на всем обществе в целом, так и могут сказываться за пределами национального сообщества. Получается, что человек, занимающий управленческое положение на вершине власти, априорно причисляется к классу политических лидеров. Критерием истинного политического лидера должен быть, прежде всего, внушительный уровень поддержки его со стороны народных масс. Если народ одобряет политику, проводимую лидером, всецело его поддерживает, если он являет собой эталон в глазах масс, то такого управленца можно уверенно назвать политическим лидером. То есть, здесь необходимо заметить, что каким бы уровнем политической грамотности, да и вообще в целом степенью образованности не обладал народ, если народ поддерживает руководителя, значит, его смело можно отнести к категории политического лидера. Следовательно, критерием, подтверждающим статус политического лидера, должна являться массовость. Эта оговорка необходима для тех людей, которые оценивают политического руководителя, проводя всеобъемлющий анализ и сравнивая многообразие параметров, что не может сделать народ в целом, в силу своей низкой осведомленности, или не высокого уровня образования. Так что, протесты образованной интеллигенции против правящего класса, не поддающейся тотальной пропаганде со стороны государства, не стоит принимать во внимание при оценивании политической ситуации, если руководитель государства является политическим лидером в силу поддержки его со стороны абсолютного большинства населения. Таким образом, можно констатировать, что существует некая шкала поддержки обществом руководителя страны, и если большинство населения поддерживает руководителя, то он является легитимным, а если поддержка проистекает со стороны абсолютного большинства общества, то руководителя можно смело считать политическим лидером. Но, есть еще одно обстоятельство, которое необходимо учитывать при идентификации руководителя страны, как чистого типа непротиворечивого политического лидера. Это обстоятельство прихода во властную структуру человека, до того как он стал политическим лидером. В западном либеральном демократическом обществе человек оказывается у власти уже в силу того, что он является политическим лидером. В таком обществе человек, стремящийся к власти, уже находится в сфере политического, и если он обладает лидерскими качествами, то он имеет возможность стать лидером. В России же дело обстоит иначе. Если человек стал политическим лидером в силу своих лидерских качеств, если он пришел к власти посредством собственных усилий, если у него не было протекции, если власть он получил не путем передачи ее из рук в руки, то такого человека можно считать в еще большей степени политическим лидером. Таким образом, можно вывести чистый тип политического лидера. Политический лидер – это человек, обладающий лидерскими качествами, благодаря которым он сумел в тяжелой конкурентной борьбе одержать победу над другими соперниками в борьбе за власть, а затем своими действиями во власти получить одобрение и поддержку со стороны абсолютного большинства народных масс, для которых он являет собою эталон. Предстоит сделать еще одну оговорку по поводу функций политического лидера. Под функциями понимаются не те значения политического лидера, которые выделяют в широчайшем спектре политологической литературы (интегративная, мобилизационная, инструментальная, коммуникативная), а главную задачу (функцию) политического лидера: приход к власти и ее всестороннее осуществление при поддержке народных масс. Насколько возможно реализовать функции чистого типа политического лидера в современной России?
Под сферой политического, понимается такое пространство, отличительными и сущностными чертами которого должны быть свободная конкуренция, равные возможности, свободный доступ в это пространство, отсутствие в нем контролирующей распределяющей силы. Существовать это пространство должно в силу стремления людей самостоятельно устраивать собственную жизнь, создавать благоприятствующие условия для развития общества. Естественным является то, что люди могут иметь различные взгляды на ситуацию, на решение проблем. И пространство политического, как раз должно давать возможность людям желающим благоустраивать жизнь общества, вступать в конструктивное взаимодействие по поводу различных подходов к решению проблем. Люди, имеющие собственные взгляды, планы по решению проблем, должны четко обосновывать свои позиции, защищать их, преподносить их обществу и убеждать его в правильности предлагаемых ему планов. То есть пространство политического должно обладать свойством плюрализма. Тот человек, который лучше сможет преподнести свою программу обществу, идеи по благоустройству социально-экономической ситуации и так далее, должен быть посредством поддержки этого самого общества двигаться к власти. Пространство политического, как раз и должно обладать механизмом свободного движения к власти в условиях конкуренции, и власть должна обретаться человеком посредством одобрения его действий со стороны общества, а одобрение должно выступать в форме всенародных выборов. Иначе говоря, главная первостепенная функция политического лидера – завоевание власти, должна исполняться в виде конкурентной борьбы с другими лидерами, которые борются путем привлечения на свою сторону голосов народных масс, предлагая им свои политические проекты. Из этого можно заключить, что настоящим политическим лидером будет тот человек, который в условиях жесткой конкуренции, сможет привлечь на свою сторону массы, которые отдадут за него свои голоса на выборах, вследствие чего он станет руководителем государства. А если действия, проводимые им в рамках осуществления власти, будут поощрены обществом, то статус политического лидера за этим человеком будет многократно усилен. Политическими лидерами будут также являться те люди, которые не смогли одержать победу на выборах, но были не намного слабее победителя. И таковой статус для них будет обеспечивать как раз пространство политического, в рамках которого становится возможным критика ими действий победителя, формирование новых собственных программ, свободный диалог, как с властью, так и с обществом.
Таким образом, чтобы стать политическим лидером, необходимо наличие лидерских качеств, пространство политического, поддержка со стороны общества. Возможно ли в России стать политическим лидером в соответствии с вышеописанными параметрами? Кандидаты в лидеры найтись в России могут и не мало. Поддержку со стороны общества они получить смогут, если будут действовать согласно чаяниям народных масс, или если будут использовать передовые достижения политических технологий. Но, по моему глубочайшему убеждению, в России отсутствует пространство политического, которое необходимо для становления и утверждения человека, как политического лидера. В России нет сферы политического пространства сообразно характеристикам, приведенным выше, а потому продвижение в качестве политического лидера невозможно. Сфера политики в России остается фактически сакральной и для самовыдвиженца она не постижима. Корни нужно искать еще в царской России, в Советском Союзе, где формировались и крепли архетипы и представления общества о политической власти, о лидерах, которые ею обладают. И мне кажется, что главным виновником сложившегося положения, в котором сфера политического находится под постоянным контролем и регламентацией, является сам народ. Ведь власть становится такой, какой ее делает сам человек исходя из своих потребностей и качеств. Если общество пассивно и позволяет власти своим бездействием совершать поступки, которые не соответствуют его интересам, то власть в конечном итоге, будет злоупотреблять его терпением. Власть постепенно будет усиливать контроль над сферой ее применения, а также обеспечивать свою безопасность, путем сложных закрытых способов пополнения ее эшелонов. И когда такой порядок продолжается в течении многих веков, то в сознании людей он становится обыденным и не подвергающимся сомнению. Люди привыкают к нему, что формирует их ментальность, которую можно охарактеризовать как пассивную, покорную, терпеливую и так далее. Но когда в России произошли кардинальные перемены во времена краха Советского Союза, часть народа почувствовала новые возможности, открывшиеся с наступлением тотальной развращающей свободы. С того времени уже успело сформироваться поколение людей, которое не имело связи с архетипами сознания своих предков. Этот класс людей стремится к осуществлению своего влияния, к тому, чтобы принимать активное участие в политике. Из этих людей, на мой взгляд, можно найти кандидатуры, которые бы подходили на роль политических лидеров. Но нарождающийся порядок, характеризуемый свободой, был резко ограничен путем «закручивания гаек», так называемыми новыми политическими лидерами, фактически получившими власть по наследству. С «закручиванием ими гаек», произошел глубокий откат назад на пути становления пространства политического. Пространство политического, как необходимый компонент попадания во власть, становления политических лидеров, было поставлено под жесткий государственный контроль, что отнюдь не способствует выдвижению независимых политических лидеров. Примеров тому величайшее множество. Чтобы далеко не копаться в истории современности, достаточно вспомнить выборы мэра города Сочи. Во время данной кампании жесткому притеснению подверглись многие кандидаты, в том числе Борис Немцов. В его предвыборный штаб совершали рейды карательные органы, которые изымали агитационные материалы, чинили всевозможные препоны. Так же подобными примерами могут служить и выборы президента России, выборы депутатов Государственной Думы. Происходит жесткое притеснение людей, которые имеют отличные взгляды от официальной линии правящей клики, тем более тех людей, которые пытаются открыто выступать против действий власти. Нельзя сказать, что в России абсолютно отсутствует пространство политического, скорее нужно сказать, что присутствует его видимость. И если вдруг случается, что оппозиционные кандидаты в политические лидеры добиваются существенных успехов, то действующая власть прибегает к отвратительным мелочным махинациям, направленным на нивелирование достижений оппозиционных кандидатов. Правящая клика прибегает к нечестному подсчету голосов, не говоря уже о физическом отстранении оппозиционных кандидатов от выборной борьбы. Абсурдность ситуации проявляется до того, что в некоторых республиках голосует по 107% избирателей, происходят многочисленные вбросы бюллетеней за нужных кандидатов. Способов много, остается лишь удивляться мелочности правящей клики. Таким образом, можно констатировать, что в России не возможно реализовать главные функции политического лидера (свободный конкурентный приход к власти, борьба за голоса народных масс), в силу того, что в России отсутствует описанное выше пространство политического.
А как же в таком случае можно в России реализовать функции политического лидера? Представляется, что одним из действенных способов такового может быть революционный приход к власти демократических сил, наподобие событий 1991 года - именно демократически идейных сил, которые смогли бы сформировать пространство политического. Однако это не означает, что для России будет полезным и необходимым демократически революционный исход событий. Возможно существующий стиль организации общества и его управлением для России наиболее благоприятный. Но это уже вопрос другого порядка. Целью же работы было выяснение условий для становления типа чистого политического лидера. И одним из таких условий может стать демократический переворот, который при наличии идейности сможет сформировать необходимые условия (пространства политического) для становления политических лидеров, которых в современной России не наблюдается.

























Заключение
Изменения экономической и политической ситуации в стране в 2000- е годы с приходом к власти В.В.Путина стали основанием для пересмотра внешнеполитического имиджа страны. Негативный характер международного имиджа РФ препятствовал развитию отношений со странами Запада, интеграции в мировую экономику, что осознавалось новым руководством РФ. Формирование позитивного внешнеполитического имиджа современной России было провозглашено одной из важнейших задач в Концепции внешней политики Российской Федерации: « На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней».
Пришло время, когда необходимо принимать конкретные действия по формирования положительного имиджа России. Это позволит скорректировать поведение субъектов реального сектора экономики зарубежных стран — потенциальных кредиторов и инвесторов России, сформировать благоприятную эмоциональную среду для решения политических и экономических вопросов, совершенствования направлений и форм организации ее взаимодействия со странами мира. К тому же необходимо отказаться от пропаганды, проводимой нашим государством при создании имиджа России, гораздо логичнее использовать политику информирования и открытости, готовности к диалогу. При формировании имиджа страны и политических лидеров немаловажную роль играют средства массовой информации. Считаю необходимым пересмотреть систему функционирования СМИ в нашей стране, в информационном пространстве должен транслироваться плюрализм мнений, а не одна позиция, которая навязывается «сверху».


Очевидно, что сегодня Россия не имеет сложившуюся двухпартийную систему, которая в странах зрелых демократий и является важнейшей гарантией стабильности и преемственности их политических систем.
Отсюда, в период становления двухпартийной системы институт национального лидера собственно и призван обеспечить устойчивость "полуторопартийной" политической системы России – преемственность курса на утверждение России как суверенного демократического государства. В этот исторический период хранителем воли народа, гарантом народовластия объективно выступает национальный лидер.
Другими словами, национальный лидер выполняет функцию недостающего ключевого звена системы сдержек и противовесов, как ни парадоксально, партии власти и властных органов в целом, обеспечивает гарантии "преемственности" и "необратимости", характерные для зрелых двухпартийных систем.
Что же касается современного положения, то правящую клику тоже можно назвать политическими лидерами, ведь она находит поддержку у большинства населения страны. Но представители сегодняшнего тандема не будут являться чистыми политическими лидерами, так как их способ попадания во власть был не в рамках понятия пространства политического. Современный способ формирования политических лидеров подобного плана в России является жалким подобием, не дотягивающим до феномена истинного политического лидерства. В стране сложился порядок политической корпоративности, когда происходит целенаправленное формирование политических лидеров «сверху», из созданного кадрового резерва для лидеров. Такой номенклатурный тип рекруитирования политической элиты не оставляет места для свободной конкурентной политической борьбы, как раз в рамках который происходит зарождение и становление истинных политических лидеров, а не назначенцев.
























Список использованной литературы
Солдатенков А.Г. Место современной исполнительной власти в системе разделения властей: мировой и российский опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 7. – С. 48–57.
Ирхин Ю.В. ХХ всемирный конгресс международной ассоциации политической науки в Японии «Работает ли демократия?» // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2007. – № 2. – С. 34–46.
Р.Ф.Туровский. Политическая регионалистика. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. – 2006. – 792с.
Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"". – 2000. – 632с.
Е.Б.Шестопал. Образы власти в постсоветской России. М. –2004.
Политическая психология. Хрестоматия. Сост. Е.Б.Шестопал, М.: Аспект Пресс. – 2007.
Политическая имиджелогия (коллективная монография) / Под общ. науч. ред. Л.Г.Лаптева, Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 276 с.
Донцов, А. И. Психологические закономерности восприятия политического имиджа // Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной / А. И. Донцов.– М.: Аспект Пресс, 2006.- 36 с.
Галумов Э.А. Основы PR. М.: Летопись XXI. - 2004. - 408с.
Рожков И.Я., Кисмеришкин В.Г. Бренды и имиджи. М.:РИП-Холдинг. – 2006.
Журнал «Observer». - №11. - 2007.
Журнал «Власть». - №03. - 2008.
http://www.SOVETNIK.RU – профессиональный PR портал.
http://ceteratura.narod.ru.
http://www.inosmi.ru.
Р.Ф.Туровский. Политическая регионалистика, Издательский дом ГУ ВШЭ, М., 2006
http://ru.wiktionary.org/wiki/message
Вебер М. Избранные произведения, М., Прогресс, 1990.
С. Московичи. Машина, творящая богов. М., 1998.
Political Psychology: Contemporary Problemsand Issues./ M. Hermann, ed. - SanFr., 1986, а также М.Херман.Основные части лидерства/ Политология вчера и сегодня. М., 1990.
R. Stogdill. Handbook of leadership: a survey of theory and research. - N, Y., 1974.
Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам"International Encyclopedia of Public Politic and Administration"), ООО "Издательство "Петрополис"", 2000.
Д.В.Ольшанский. Психология современной российской политики. – М., 2001.
Л.В.Матвеева. Отец или хозяин? Образ идеального политического лидера в менталитете россиян / Лаборатория рекламы. М., РИП-Холдинг,2000, № 9-10.
Е. Егорова, Е.Шестопал. Имидж власти и политиков. Психология и психоанализ власти. Самара, 1999.
Fred E.Fiedler, “The Effects of Leadership Training and Experience: A Contigency Model Interpretetion”, Administrative Science Quarterly 17,1972.
Значение: послание; обращение, идея, содержание, тема.
Е.Б.Шестопал. Образы власти в постсоветской России. М.,2004.
Политическая психология. Хрестоматия. Сост. Е.Б.Шестопал, М.: Аспект Пресс. – 2007.

http://www.rumiantsev.ru/important/82/

Политическая имиджелогия (коллективная монография) / Под общ. науч. ред. Л.Г.Лаптева, Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 276 с.
R.C.Tucker. Politics as aleadership.University of Missouri Press. Columbia- London, 1981.

Донцов, А. И. Психологические закономерности восприятия политического имиджа // Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной / А. И. Донцов.– М.: Аспект Пресс, 2006.- 36 с.

Profilingpolitical leaders, ed. O.Feldman, L.Valenty,Praegler, London, 2001.
Politicalleadership for the new century, ed. O.Feldman, L.Valenty, Praegler, London, 2002.

Рожков И.Я., Кисмеришкин В.Г. Бренды и имиджи. М.:РИП-Холдинг. – 2006.
Журнал PR диалог. - №1 (14). - 2003.
Журнал «Власть». - №03. - 2008.
http://www.SOVETNIK.RU – профессиональный PR портал.

http://ceteratura.narod.ru.

Журнал «Observer». - №11. - 2007.
http://www.inosmi.ru.

Медведев Р. Владимир Путин – действующий президент. М., 2002.
Медведев Р. Познание Путина // Российская газета. 2000. 11 марта.
Галумов Э.А. Основы PR. М.: Летопись XXI. - 2004. - 408с.

Щербинина Н.Г. Цветовая классификация политических лидеров России, или лидер белый, красный и черный // Полис. 2000. № 4. С. 94–104
Василенко Р.В. Актуальные проблемы политического лидерства (на примере В.В. Путина) // Актуальные проблемы политологии. М., 2001. С. 15–16
Там же. С. 15–16
Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / Пер. с англ. Г.М. Квашнина. – М.: Российская академия управления, 1992. – С.98.
Ирхин Ю.В. ХХ всемирный конгресс международной ассоциации политической науки в Японии «Работает ли демократия?» // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2007. – № 2. – С. 35

Солдатенков А.Г. Место современной исполнительной власти в системе разделения властей: мировой и российский опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 7. – С. 53.










2

1.Солдатенков А.Г. Место современной исполнительной власти в системе разделения властей: мировой и российский опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 7. – С. 48–57.
2.Ирхин Ю.В. ХХ всемирный конгресс международной ассоциации политической науки в Японии «Работает ли демократия?» // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2007. – № 2. – С. 34–46.
3.Р.Ф.Туровский. Политическая регионалистика. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. – 2006. – 792с.
4.Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"". – 2000. – 632с.
5.Е.Б.Шестопал. Образы власти в постсоветской России. М. –2004.
6.Политическая психология. Хрестоматия. Сост. Е.Б.Шестопал, М.: Аспект Пресс. – 2007.
7.Политическая имиджелогия (коллективная монография) / Под общ. науч. ред. Л.Г.Лаптева, Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 276 с.
8.Донцов, А. И. Психологические закономерности восприятия политического имиджа // Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной / А. И. Донцов.– М.: Аспект Пресс, 2006.- 36 с.
9.Галумов Э.А. Основы PR. М.: Летопись XXI. - 2004. - 408с.
10.Рожков И.Я., Кисмеришкин В.Г. Бренды и имиджи. М.:РИП-Холдинг. – 2006.
11.Журнал «Observer». - №11. - 2007.
12.Журнал «Власть». - №03. - 2008.
13.http://www.SOVETNIK.RU – профессиональный PR портал.
14.http://ceteratura.narod.ru.
15.http://www.inosmi.ru.

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности поведения политических лидеров в России?

Политические лидеры в России часто проявляют такие психологические особенности, как уверенность в себе, решительность, сильная воля, стремление к власти и успеху. Они обладают способностью влиять на массы, убеждать, манипулировать и создавать свой имидж. Также они часто проявляют лидерские качества, такие как харизма, коммуникабельность, креативность и умение приспосабливаться к меняющейся ситуации.

Какова оценка качеств политических лидеров в современной России по мнению подростков?

По мнению подростков, оценка качеств политических лидеров в современной России может быть разной. Одни подростки положительно оценивают лидеров, которые демонстрируют силу, уверенность и способность принимать важные решения. Другие подростки критически настроены и высказывают недовольство в отношении политических лидеров, считая их коррумпированными, лицемерными и недостаточно открытыми перед обществом.

Какой влияние имиджа политического лидера на имидж страны?

Имидж политического лидера имеет сильное влияние на имидж страны в целом. Если политический лидер демонстрирует достоинство, компетентность, справедливость и ответственность перед своим народом, то это отражается на имидже страны и вызывает уважение со стороны других государств. Но, если политический лидер является скандальным, нечестным и некомпетентным, то это может оказать негативное влияние на имидж страны и вызвать недоверие и критику со стороны международного сообщества.

Какие составляющие влияют на имидж политического лидера?

Имидж политического лидера складывается из различных составляющих. Это внешний вид, стиль речи, манеры поведения, решительность, убедительность, эмоциональная устойчивость, эрудиция, коммуникабельность и многое другое. Важно, чтобы имидж политического лидера соответствовал ожиданиям и потребностям общества, чтобы он мог влиять на массы и завоевывать доверие и поддержку населения.

Какие психологические особенности характерны для политических лидеров в России?

Политические лидеры в России обладают такими психологическими особенностями, как высокая уверенность в себе, амбициозность, умение убеждать и манипулировать людьми. Они также часто проявляют лидерские качества, такие как решительность, энергичность и харизма.

Как подростки оценивают политических лидеров в России?

По мнению подростков, оценка политических лидеров в России может варьироваться. Одни подростки считают, что политические лидеры успешно выполняют свои обязанности и имеют положительное влияние на страну, в то время как другие могут видеть недостатки и критиковать деятельность политических лидеров.

Какое влияние имеет имидж политического лидера на имидж страны?

Имидж политического лидера имеет значительное влияние на имидж страны. Политический лидер является лицом государства и его действия и высказывания могут отражаться на восприятии страны в мировом сообществе. Успешный и привлекательный имидж политического лидера может положительно сказываться на репутации страны и ее отношениях с другими государствами.

Каким образом имидж экс-президента В.В. Путина влияет на внутри- и внешнеполитический имидж России?

Имидж экс-президента В.В. Путина имеет существенное влияние на внутри- и внешнеполитический имидж России. В.В. Путин стал символом стабильности и силы для многих граждан России, что способствовало укреплению политической системы и государственности. Внешне он ассоциируется с Россией как важным международным игроком и сильной страной. Однако, некоторые критики видят его имидж в отрицательном свете и считают, что это может негативно сказаться на имидже страны.