Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности правового регулирования трудовых отношений медицинских работников.

  • 39 страниц
  • 19 источников
  • Добавлена 01.06.2009
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
1.1 Трудовое право в России: основные понятия
1.2 Понятие о трудовом договоре
1.3 Процесс приема на работу, испытание
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕДРАБОТНИКОВ
2.1 Рабочий день, работа по дополнительным соглашениям
2.2 Отпуска
2.3 Пенсионное обеспечение
2.4 Льготы, страхование
ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

При исчислении конкретной продолжительности дополнительных отпусков работников здравоохранения, осуществляющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда, следует учитывать норму ст. 121 ТК РФ, согласно которой в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Таким образом, время, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам (период временной нетрудоспособности, время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до полутора лет, время выполнения государственных и общественных обязанностей) в указанный стаж не включается.В счет времени, проработанного в профессиях и должностях с вредными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данной профессии или должности, что предусмотрено в п. 12 Инструкции по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС 21.11.75 и действующей в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ.Одной из особенностей правового регулирования времени отдыха медиков является предоставление отдельным категориям работников ежегодных основных оплачиваемых отпусков продолжительностью более 28 календарных дней, т.е. удлиненных основных отпусков. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.11.00 №136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска медработников, занятых на работах с химическим оружием, отнесенных Перечнем должностей (профессий) работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.2 и ч.3ст. 1 Закона, утв. приказом Минздрава России №386 и Российского агентства по боеприпасам №714 от 19.12.02, к 1-й группе работ, составляет 56 календарных дней, а ко 2-й группе - 49 календарных дней.Ежегодный отпуск продолжительностью 36 рабочих дней установлен главным медсестрам учреждений здравоохранения федерального подчинения в целях компенсации за дополнительную нагрузку, напряженность труда, выполнение служебных заданий во внерабочее время, что предусмотрено приказом Минздравмедпрома России от 22.12.94 №297 «О ежегодных отпусках главных медицинских сестер учреждений здравоохранения федерального подчинения».При предоставлении отпусков медработникам, осуществляющим трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда, необходимо учитывать правила, установленные ст. 124, 125 и 126 ТК РФ, о запрещении непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем рабочем году, отзыва из отпуска и замены части отпуска, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.Если медицинский работник имеет право на получение дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда по нескольким основаниям, отпуск предоставляется по одному из этих оснований.При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейных врачей) и медсестер врачей общей практики (семейных врачей) для предоставления дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков, а также медсестер терапевтических и педиатрических территориальных участков.2.3 Пенсионное обеспечениеВ списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781) представлены различные должности медработников (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"). В том же документе прилагается Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев.В силу специфической профессиональной деятельности, обусловленной вредными и (или) опасными факторами, медработники имеют ряд льгот, в том числе им предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение.Нормативные акты, регулирующие правоотношения, возникающие по поводу пенсионного обеспечения медработников несовершенны, содержат множество казуистических норм и пробелов права. Не существует единой практики правоприменения, зачастую нормативные акты толкуются по-разному. Поэтому особое внимание работодателя должно уделяться документообороту в медицинском учреждении: кадровой работе (оформлению трудовых книжек, приказов, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций), ведению медицинской, бухгалтерской документации и т.д., т.к. в спорной ситуации, касающейся реализации права медработника на льготное пенсионное обеспечение, от любого из перечисленных документов, может зависеть судьба человека.2.4 Льготы, страхованиеС 1 апреля 1996 г. работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада (тарифной ставки), определенного на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, сохранив для них действующие условия оплаты труда (ст.22 Федерального закона "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства РФ, 1995, №14, ст. 1212).В соответствии со ст. 64 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан Правительство РФутвердило перечень должностеймедицинских, фармацевтических, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников подлежащих обязательному страхованию(Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. №191 "Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников").ГЛАВА 3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧАЗаведующая приемным отделением, которая проработала в городской больнице свыше 15 лет, потребовала предоставить ей 12 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска, ссылаясь на свой трудовой стаж и особые условия работы. Администрация лечебного учреждения ей в этом отказала, но предложила взять дни «за свой счет». Имеет ли право заведующая отделением на дополнительный оплачиваемый отпуск? Имеет ли она право на дополнительные дни к очередному отпуску при непрерывном стаже? И суммируются ли дни дополнительного отпуска с основным?Согласно ст. 118 ТК РФ отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ (Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 №1588 установлен дополнительный оплачиваемый отпуск только врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам таких врачей). В связи с поэтапным введением в штаты учреждений здравоохранения должностей: врач общей практики (семейный врач) и медицинская сестра врача общей практики (семейного врача) вместо должностей: участковый врач - терапевт и участковый врач - педиатр территориального участка и медицинская сестра терапевтического и педиатрического территориального участка Правительство РФ постановляет:1. Установить врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет.2. При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейного врача) и медицинских сестер врачей общей практики (семейного врача) для предоставления дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска засчитывать время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей - терапевтов и участковых врачей - педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальных участков.Продолжительность дополнительного отпуска составляет от 12 до 30 дней, в зависимости от должности, учреждения здравоохранения, в котором работает медперсонал.Дополнительный отпуск предоставляется помимо ежегодного и присоединяется к минимальному (24 рабочих дня), установленному ТК РФ.Таким образом, заведующая приемным отделением имеет право только на неоплачиваемый дополнительный отпуск, который работодатель ей может (и обязан) предоставить по уважительной причине (уважительна ли причина определяет сам работодатель.ЗАКЛЮЧЕНИЕСпецифика правового регулирования трудовоймедицинской сферы состоит в первую очередь в том, что значительная доля правовых норм принята в качестве ведомственных актов сравнительно давно. Это приказы Министерства здравоохранения СССР, Министерства здравоохранения РСФСР, Минздрава РФ и даже приказы Наркомздрава СССР. Многие нормативные акты существенно и иногда безнадёжно устарели, однако не отменены и подлежат применению до сих пор в части, в которой они не противоречат действующему российскому законодательству. Множество правовых норм, принадлежащих разным правовым отраслям, применяются и в медицинской сфере. Это нормы, касающиеся порядка образования медицинского предприятия, его лицензирования и аккредитации (гражданское и административное право), нормы, регулирующие налогообложение лечебных и фармацевтических предприятий (финансовое и налоговое право); нормы, определяющие специфику трудовых отношений врача с работодателем и льготы медработникам (трудовое право и право социального обеспечения); гражданско-правовые нормы, регулирующие порядок заключения и исполнения договоров на оказание медицинских услуг; нормы страхового права; нормы, регулирующие понятие и пределы врачебной тайны и т. п. К сожалению, в России медицинское право как отрасль находится на этапе становления. Специалистов, совмещающих юридические и медицинские знания, не так много, "универсальный" юрист не всегда в силах в полной мере учесть специфику "медицинского" спора (вчера участвовав в разбирательстве ДТП, сегодня - в споре о наследстве, завтра юрист возьмётся за представительство клинической больницы в споре о компенсации вреда вследствие врачебной ошибки - такой "калейдоскоп" разноплановых дел не позволит учёсть все особенности медицинских отношений и убедительно представить интересы лечебного учреждения). Поэтому с целью минимизации юридических проблем и максимально безболезненного решения любых правовых вопросов оптимальным является привлечение к их решению профессионального "медицинского" адвоката, для которого решение юридических проблем врачей и медицинских организаций любых форм собственности, в том числе частнопрактикующих врачей, является основным и определяющим видом деятельности. Профессиональному "медицинскому" адвокату не нужно тратить время на изучение специфики вопроса, как "универсальному" юристу, ему знакомы особенности ведения и разрешения "медицинских" споров в судах, он знает, какие "подводные камни" и на каком этапе медицинской деятельности подстерегают его клиента, он является надёжным лоцманом в непростом российском законодательстве и правоприменении.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫТрудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (Раздел Х Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников).Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. №871 "О порядке предоставления в 2008 и 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление денежных выплат медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов РФ".Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. №191 "Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников".Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №101 "О продолжительности рабочего времени медработников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. №1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях".Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей".Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. №41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".Постановление Минтруда РФ от 8 августа 1996 г. №50 "Об утверждении Порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека".Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 января 2008 г. №15н "О порядке и условиях осуществления в 2008 и 2009 годах денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи".Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 января 2006 г. №18-МЗ "О порядке оформления в 2006 году трудовых отношений между отдельными категориями медработников и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ)".Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2008 г. №55-В08-3.Галь И.Г., Попов К.В., Попова Е.Н. Некоторые особенности регулирования труда медработников. //Главврач. - №2. - 2007. - С. 13 – 14.Зернова И. Оформление трудовых отношений при оказании дополнительной медицинской помощи.//Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. - №7. - 2007. – С.15.Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", Национальная Ассоциация медицинского права, Москва-Новосибирск 13-14 сентября 2006 г. (под ред. Ю.Д. Сергеева).Медработники как специальные субъекты трудового права. Сб.: Научные труды 1 Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. Том 1. М., 25-27 июня 2003г./Под ред. Ю.Д. Сергеева. М., 2003. - С. 114 - 117. Микушина М.Н. Регулирование труда медработников в учреждениях здравоохранения. Сборник нормативных актов и судебных постановлений. С правовым комментарием. Издательство: Сибирское Университетское издательство, Сибирский хронограф: Новосибирск, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, Сибирское университетское издательство, 2007 г. – 444 с.Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.
2.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (Раздел Х Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников).
3.Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. №871 "О порядке предоставления в 2008 и 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление денежных выплат медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов РФ".
4.Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. №191 "Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников".
5.Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №101 "О продолжительности рабочего времени медработников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".
6.Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
7.Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. №1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях".
8.Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей".
9.Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. №41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".
10.Постановление Минтруда РФ от 8 августа 1996 г. №50 "Об утверждении Порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека".
11.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 января 2008 г. №15н "О порядке и условиях осуществления в 2008 и 2009 годах денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи".
12.Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 января 2006 г. №18-МЗ "О порядке оформления в 2006 году трудовых отношений между отдельными категориями медработников и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ)".
13.Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2008 г. №55-В08-3.
14.Галь И.Г., Попов К.В., Попова Е.Н. Некоторые особенности регулирования труда медработников. //Главврач. - №2. - 2007. - С. 13 – 14.
15.Зернова И. Оформление трудовых отношений при оказании дополнительной медицинской помощи.//Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. - №7. - 2007. – С.15.
16.Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья", Национальная Ассоциация медицинского права, Москва - Новосибирск 13 - 14 сентября 2006 г. (под ред. Ю.Д. Сергеева).
17.Медработники как специальные субъекты трудового права. Сб.: Научные труды 1 Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. Том 1. М., 25-27 июня 2003г./Под ред. Ю.Д. Сергеева. М., 2003. - С. 114 - 117.
18.Микушина М.Н. Регулирование труда медработников в учреждениях здравоохранения. Сборник нормативных актов и судебных постановлений. С правовым комментарием. Издательство: Сибирское Университетское издательство, Сибирский хронограф: Новосибирск, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, Сибирское университетское издательство, 2007 г. – 444 с.
19.Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Узнать стоимость работы